Не затраты, а инвестиции Н.Е.Муреев (№1, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2014

Н. Е. Муреев, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (Нижний Новгород)

Улучшение условий и охраны труда работников это не затраты, а инвестиции

Сложившаяся со времен СССР и функционирующая до 2014 года модель списочного компенсирования причиняемого работникам вреда была обусловлена тем, что единственным работодателем было государство, которое обеспечивало (должно было обеспечивать) одинаковые (типовые) условия труда и производственные процессы в зависимости от профессий, должностей и видов выполняемых работ. Такой подход давал работникам государственные гарантии компенсации причиненного вреда здоровью в процессе трудовой деятельности, а также гарантированный государством доход в случае утраты способности самостоятельного заработка. В том случае, если видов работ, профессий и должностей, имеющихся у работодателя, в указанных выше списках не было, то и компенсации работникам не предоставлялись. Стоит заметить, что указанный выше списочный подход не позволял провести экономически справедливую дифференциацию затрат как работодателей, так и государства (в части пенсионной системы) в зависимости от степени реальной вредности и опасности условий труда на конкретном рабочем месте. Соответственно работодателям было невыгодно вкладывать средства в улучшение условий труда, поскольку никакие мероприятия по данному направлению практически не могли повлиять на снижение их затрат. На сегодняшний день обеспечиваемые работодателями условия труда в рамках одного и того же вида деятельности имеют значительные различия.

Президентом Российской Федерации в рамках реализации положений Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" было выдано поручение от 26 декабря 2012 г. № Пр-3499, которым он обязал подготовить ряд законопроектов, в том числе по реформированию системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

За достаточно короткий срок были разработаны,приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации, а 28 декабря 2013 года подписаны Президентом Российской Федерации В. Путиным:Федеральный закон Российской Федерации № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (опубликован 30.12.2013 г.) и Федеральный закон Российской Федерации № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (опубликован 31.12.2013 г.).

При этом введенная взамен «аттестации рабочих мест» процедура по «специальной оценке условий труда» представляется как более универсальный инструмент перехода от формального "списочного" подхода по предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Такой подход позволяет, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте,а с другой стороны, экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов).

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" были внесены изменения в статью 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которым, начиная с 2013 года, установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. Указанный тариф постепенно повышается и составляетв 2014 году: 6 и 4 %, а начинаяс 2015 годасоставит:9 и 6 %от сумм выплат и иных начислений в пользу работников по Спискам № 1 и № 2 соответственно.

Если работодатель провел специальную оценку условий труда(*или ранее аттестацию рабочих мест),то предусмотрена более гибкая система начисления дополнительных страховых тарифов,взаменвышеуказанным по Спискам № 1 и № 2и в зависимости от установленного класса условий труда(*см.ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ и ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года№ 212-ФЗ):

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8%

Вредный

3.4

7%

3.3

6%

3.2

4%

3.1

2%

Допустимый

2

0%

Оптимальный

1

0%

 

Как мы видим из вышеуказанной таблицы:

- если класс условий труда соответствует подклассу 1 или 2 (класс: оптимальный или допустимый) то плательщики вообще освобождаются от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- если проведена специальная оценка условий труда, то дополнительные отчисления будут значительно меньше (при условии, если по её результатам был установлен класс условий труда с более низким дополнительным тарифом чем постоянно повышающийся с 2013 года тариф для работников по Спискам № 1 и № 2).

Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда",введены новые понятия и правила по охране труда:

- об идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

- о возможности снижения класса (подкласса) условий труда комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий, на одну степень, в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, а также по согласованию с соответствующим территориальным органом Роспотребнадзора;

- о декларировании соответствия условий труда, являющегося подтверждением работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

При этом следует отметить, что в случае декларирования соответствия условий труда работодатель освобождается от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, что позволяет существенно снизить финансовые затраты.

С 1 января 2014 года с работодателя снимается обязанность по обязательному проведению сертификации организации работ по охране труда, которая заменяется вышеуказанной процедурой декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, т.е. фактически опять же будут снижены затраты работодателей.

(*по экспертным оценкам затраты хозяйствующих субъектов на оплату услуг консультантов при подготовке к сертификации организации работ по охране труда и оплату услуг сертификационного органа составляют в среднем не менее 250 рублей на одного работника, а по Российской Федерации совокупные затраты составляли около 17 млрд. рублей).

Также в целях оптимизации расходов на проведение специальной оценки условий труда Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ предоставлена возможность учета результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда.

С целью сохранения преемственности в реализации, действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда с соблюдением конституционного принципа «разумного переходного периода и возможности адаптации действий и поведения граждан к меняющемуся правовому регулированию», а так же исключения дополнительных финансовых расходов работодателей Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ предусмотрен переходный период на срок до 31 декабря 2018 г.В течение этого периода признаются действующими и подлежащими реализации, имевшиеся до момента вступления в силу Федерального закона права участников оценки условий труда, в том числе результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.

В рамках проведения пенсионной реформы, а также в целях легализации трудовых отношений статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ внесены изменения в 36 статьях Трудового кодекса Российской Федерации, а 3 статьи введены дополнительно:

·Статья 19.1.Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями;

·Статья 67.1.Последствия фактического допущения к работе не уполномоченного на это лицом;

·Статья 351.3.Некоторые особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда.

 

Значительные изменения внесены в ТК РФ применительно к работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, так например:

·На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда,может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсациив порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами (статья 92).

·Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может бытьпредусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены)по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями 1-3 статьи 92 ТК РФ:при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов(статья 94).

·Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, у которых условия труда на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда либо опасным условиям труда (подкласс условий труда: 3.2; 3.3; 3.4; 4). Для данной категории работниковминимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней(при классе условий труда «вредный» при подклассе условий труда 3.1 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не предоставляется). Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору,часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи,может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсациейв порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами(статья 117).

·Минимальный размер повышения оплаты трудаработникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147).

С 1 января 2015 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)по вопросам, связанным с охраной труда предусмотрено внести ряд изменений. Так, в настоящее время, согласно ч.1 ст. 5.27 КоАП, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет следующее «максимальное» наложение административного наказания в виде штрафа:

·на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере до 5 тысяч рублей;

·на юридических лиц - до 50 тысяч рублей.

В новой редакции КоАП (действует с 01.01.2015 г.) в статью 5.27 вводится новые пять частей (*ранее было две), а так же вводится новая статья 5.27-1(«нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации») с пятью частями.

Путем несложных арифметических вычислений можно определить, что практически только по ч.1-3 ст. 5.27 ич. 1-4 ст. 5.27-1 с 1 января 2015 года за нарушение требований охраны труда по совокупности выявленных нарушений «максимальное» административное наказание в виде штрафа может составить:

  • на должностных лиц до 120 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере до 80  тысяч рублей;
  • на юридических лиц - до 590 тысяч рублей, т.е. практически от 11 до 24 раз больше по сравнению с ныне действующей редакцией.

В том случае, если данные правонарушения будут совершены повторно предусмотрена еще более «жесткая» ответственность в виде административного штрафа (до 200 тысяч рублей), а также сохранена такая мера административного воздействия, как «дисквалификация от 1 до 3-х лет» в отношении должностных лиц и «приостановление деятельности до 90 суток» в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц.

Дополнительно вводится новая часть 23 в статью 19.5 КоАП: «Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица Гострудинпекции», за нарушения по которой предусмотрено «максимальное» наказание в виде штрафа для должностных и юридических лиц в размере 50 и 200 тысяч рублей соответственно (см. таблицу №1).

В Российской Федерации в результате несчастных случаев на производстве в последние годы погибали ежегодно свыше 3000 работников (в т.ч. женщины детородного возраста и подростки), в связи, с чем с 1 января 2014 года «ужесточена» уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. В соответствии сост. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации:

1.Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению,если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,-

  • наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
  • либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов,
  • либо исправительными работами на срок до двух лет,
  • либо принудительными работами на срок до одного года,
  • либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи,повлекшее по неосторожности смерть человека,-

  • наказывается принудительными работами на срок до четырех лет
  • либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи,повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,-

  • наказывается принудительными работамина срок до пяти лет
  • либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, принятый в рамках пенсионной реформы пакет законодательных актов, в т.ч. по специальной оценке условий труда на рабочих местах,является одним из способов реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов, оптимизации финансовых издержек, а также механизмом предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования и мотивации работодателей к улучшению условий и охраны труда.

Очевидно, что перспектива освобождения от дополнительных затрат, снижение рисков административного и уголовного наказания будет действенным стимулом для работодателя вкладывать средства в улучшение условий труда и модернизацию основных фондов. Экономический эффект от таких вложений проецируется не только на охрану труда, но и на сферу здравоохранения, налоговую систему и т.д. Это означает, что затраты работодателя на улучшение условий труда и модернизацию производства выгодны как ему самому, так и работнику, и на практике являются своего рода инвестициями.

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

(с учетом изменений внесенных Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ(действуют с 01.01.2015г.))

№ статьи административное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (в тысячах рублей)
гражданин должностное лицо лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица(ИП) юридическое лицо
5.27 ч.1 Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27-1 настоящего Кодекса - 1-5 или предупреждение 1-5 или предупреждение 30-50 или предупреждение
5.27 ч.2 Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) 3-5 10-20 - -
5.27 ч.3 Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем - 10-20 5-10 50-100
5.27 ч.4 Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - 10-20 или дисквалификация от 1 до 3-х лет 10-20 50-70
5.27ч.5 Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение 5 дисквалификация от 1 до 3-х лет 30-40 100-200
5.27-1 ч.1 Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи - 2-5 2-5 50-80
5.27-1 ч.2 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение - 5-10 5-10 60-80
5.27-1 ч.3 Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - 15-20 15-20 110-130
5.27-1 ч.4 Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ отнесенные ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику) - 20-30 20-30 130-150
5.27-1 ч.5 Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение - 30-40 или дисквалификация от 1 до 3-х лет 30-40 или приостановление деятельности до 90 суток 100-200 или приостановление деятельности до 90 суток
19.5 ч.23 Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - 30-50 или дисквалификация от 1 до 3-х лет 30-50 100-200