Т.А. Шавырина, Е.Ю. Удавцова, Е.В. Бобринёв, А.А. Кондашов, О.В. Стрельцов (№1,2021)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1, 2021

УДК 614.84

 

Т. А. ШАВЫРИНА – кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, е -mail: shavyrina@mail.ru;

Е. Ю. УДАВЦОВА – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, е -mail: otdel_1_3@mail.ru

Е. В. БОБРИНЁВ – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, е -mail: otdel_1_3@mail.ru.

А. А. КОНДАШОВ – кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, е-mail: akond2008@mail.ru;

О. В. СТРЕЛЬЦОВ – начальник сектора, е -mail: otdel_1_3@mail.ru.

ФГБУ «Всероссийский ордена «Знак Почёта» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ФПС ГПС

АННОТАЦИЯ. Проанализированы основные способы отслеживания состояния условий и охраны труда. Предложена математическая модель расчета комплексного показателя оценки состояния системы управления охраны труда в ФПС ГПС, позволяющая проводить ранжирование подразделений в зависимости от величины этого показателя в течение года. Результаты оценки позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания руководства, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности системы управления охраны труда подразделений ФПС ГПС.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: охрана труда, безопасность, гибель, травматизм, система управления охраной труда (СУОТ).

 

T. A. Shavyrina / Cand. Sci. (Technics), Leading Researcher, e-mail: shavyrina@mail.ru

E. Yu. Udavtsova / Cand. Sci. (Technics), Senior Researcher, e-mail: otdel_1_3@mail.ru;

E. V. Bobrinev / Cand. Sci. ((Biology), Leading Research, e-mail: otdel_1_3@mail.ru.

A. A. Kondashov / Cand. Sci. (Phyics and Math.), Leading Researcher, е-mail: akond2008@mail.ru;

O.V. Streltsov Head of Sector, e-mail: otdel_1_3@mail.ru;

«The Badge of Honour Federal State Budgetary Establishment All-Russian Research Institute for Fire Protection of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters» (FGBU VNIIPO EMERCOM of Russia).

 

PROPOSALS FOR ASSESSING THE STATE OF THE LABOR PROTECTION MANAGEMENT SYSTEM IN FEDERAL FIRE SERVICE

OF THE STATE FIRE SERVICE

 

ANNOTATION. The main methods of monitoring the state of labor conditions and safety are analyzed. A mathematical model is proposed for calculating a complex indicator for assessing the state of the labor protection management system in the FPS of the State Fire Service, which allows ranking divisions depending on the value of this indicator during the year. The results of the assessment make it possible to determine the areas requiring priority attention of the management, to form a list of measures to improve the efficiency of the labor protection management system of the FPS units of the State Fire Service.

KEY WORDS: occupational safety, safety, death, injuries, Safety and Health Management Systems (OSHMS)

 

В основе современной системы управления охраной труда (далее – СУОТ) заложен принцип управления рисками [2-4; 9; 10].

Основными способами отслеживания состояния условий и охраны труда в ФПС ГПС являются:

- наличие организационной документации по охране труда и соблюдение трудовых прав личного состава;

- организация обучения и проведение инструктажей по охране труда;

- организация учета несчастных случаев, профилактика травматизма и гибели среди личного состава;

- оценка соблюдения стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и других правовых актов по охране труда;

- оценка риска заболеваемости, травматизма и гибели личного состава [1; 5; 6].

Следующим этапом оценки состояния СУОТ является:

- оценка выполнения всего комплекса мероприятий по охране труда;

- определение видов деятельности личного состава, при которых были допущены нарушения правил по охране труда;

- устранение выявленных недостатков и разработка профилактических мероприятий по охране труда.

В качестве исходных данных для проведения оценки состояния СУОТ в территориальных органах подразделений и учреждениях ФПС ГПС используется официальная информация, полученная по утвержденной форме:

1. Наличие организационной документации по охране труда и соблюдение трудовых прав работников:

а) назначен ответственный за охрану труда, а также назначены ответственные лица за организацию работы по охране труда в подразделениях территориального органа ФПС ГПС;

б) создана комиссия по вопросам охраны труда;

в) утверждено положение о системе управления охраной труда, включающее в себя политику в области охраны труда;

г) утвержден и выполняется план мероприятий по охране труда на текущий год;

д) утвержден перечень нормативных правовых актов в области охраны труда, используемый в соответствии со спецификой своей деятельности;

е) в должностные регламенты лиц, ответственных за охрану труда, включены соответствующие разделы;

ж) назначено лицо, ответственное за электрохозяйство, а также его заместитель из числа электротехнического персонала;

з) коллективный договор заключен и все его разделы выполняются;

и) не менее 60% рабочих мест организации прошли специальную оценку условий труда, результаты которой доведены под роспись;

к) не менее 80% личного состава прошло обязательные медицинские осмотры;

л) утверждены графики сменности (при суммированном учете рабочего времени), которые доведены до личного состава не позднее 1 месяца до его введения;

м) переработка рабочего времени личного состава компенсируется в полном объеме;

н) назначены лица, ответственные за проведение вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте;

о) производственные помещения соответствуют требованиям приказа Минтруда России от 11 декабря 2020 года № 881н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны» [8];

п) гарантии и компенсации, предусмотренные результатами специальной оценки условий труда, предоставляются в полном объеме.

2. Организация обучения и проведение инструктажей по охране труда:

а) лица, ответственные за проведение вводного инструктажа и инструктажей на рабочем месте, а также члены комиссии по охране труда прошли обучение по данным вопросам;

б) программы вводного и первичного инструктажей утверждены и имеются в наличии;

в) журналы по проведению вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте в наличии, прошиты и пронумерованы;

г) инструкции по охране труда в соответствии со спецификой деятельности утверждены и имеются в наличии;

д) назначен ответственный за присвоение 1 группы по электробезопасности, имеется журнал для регистрации присвоения 1 группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;

е) наличие комиссии по проверке знаний требований охраны труда и протоколов проверки знаний;

ж) личный состав обучен безопасным методам и приемам выполнения работ, а также прошел инструктажи в установленном порядке;

з) наличие уголков по охране труда.

3. Организация учета несчастных случаев, профилактика травматизма и гибели среди личного состава:

а) журнал учета несчастных случаев в наличии, прошит, пронумерован и ведется;

б) указания по профилактике травматизма и гибели среди личного состава выполняются в полном объеме;

в) фактов сокрытия несчастных случаев при исполнении служебных обязанностей не отмечено;

г) расследования несчастных случаев и служебные проверки по данным фактам организованы в соответствии с порядком и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

д) на основании результатов расследований несчастных случаев разработаны меры, направленные на недопущение аналогичных случаев.

4. Оценка риска заболеваемости, травматизма и гибели личного состава:

а) относительный показатель частоты травматизма – коэффициент травматизма, рассчитанный на 1000 человек:

 

 

 

где Kj – относительный показатель травматизма личного состава ФПС ГПС в j-м подразделении территориального органа или учреждении ФПС ГПС;

tj – количество травмированных в j-м подразделении территориального органа или учреждении ФПС ГПС;

N- общее среднесписочное число человек личного состава ФПС ГПС в j-м подразделении территориального органа или учреждении ФПС ГПС.

б) относительный показатель частоты гибели – коэффициент гибели, рассчитанный на 1000 человек:

 

 

 

где Gj – относительный показатель гибели личного состава ФПС ГПС в j-м подразделении территориального органа или учреждении ФПС ГПС;

g– количество погибших в j-м подразделении территориального органа или учреждении ФПС ГПС.

в) относительный показатель частоты группового травматизма (гибели) – коэффициент травматизма, рассчитанный на 1000 человек:

 

 

 

где Dj – относительный показатель травматизма (гибели) личного состава ФПС ГПС в j-м подразделении территориального органа или учреждении ФПС ГПС;

dj – количество групповых случаев травмирования и/или гибели в j-м подразделении территориального органа или учреждении ФПС ГПС.

г) относительный показатель случаев заболеваемости, рассчитанный на 100 человек:

 

 

 

где Zj – относительный показатель случаев заболеваемости личного состава ФПС ГПС в j-м подразделении территориального органа или учреждении МЧС России;

zj – количество случаев заболеваемости в j-м подразделении территориального органа или учреждении ФПС ГПС.

Предлагается следующий порядок оценки состояния СУОТ в территориальных органах подразделений и учреждениях ФПС ГПС:

За невыполнение каждого подпункта в пунктах 1-3 дается 0 баллов, за выполнение – 1 балл. Подсчитывается сумма баллов:

- С1 по пп. (а-п) п. 1;

- С2 по пп. (а-з) п. 2;

- С3 по пп. (а-д) п. 3;

и рассчитывается вклад каждого пункта в общую оценку состояния СУОТ:

- О11/15;

- О22/8;

- О33/5.

Далее рассчитывается среднее значение показателей Kj, Gj, Dj и Zпо всем оцениваемым подразделениям территориального органа и учреждениям МЧС России:

 

 

 

 

где Kср, Gср, Dср, Zср,– среднее значение относительного показателя травматизма, гибели, группового травматизма и заболеваемости личного состава ФПС ГПС в подразделениях территориального органа и учреждениях ФПС ГПС соответственно.

По формулам 9-12 вычисляется оценка уровней травматизма, гибели, группового травматизма и заболеваемости личного состава ФПС ГПС в j-ом подразделении территориального органа или учреждении ФПС ГПС по сравнению с аналогичным средним уровнем по всем подразделениям территориальных органов и учреждениям ФПС ГПС:

 

 

 

 

 

 

                                                               (12)

 

Каждое из направлений состояния условий и охраны труда в ФПС ГПС (п. 1-4) оценивается отдельно:

Оi=1 – «хорошо»,

1˃ Оi≥ 0,7 – «удовлетворительно»,

Оi < 0,7 – «неудовлетворительно»,

где i = 1÷3;

Оk ≥ 0,7 – «хорошо»,

0,7˃ Оk≥0,4 – «удовлетворительно»,

Оk< 0,4 – «неудовлетворительно»,

где k = 4÷7.

Показатели Оkj варьируют в пределах от 0 до 1. Границы для оценки Оkj определяли экспертным путем на основании анализа вариации показателей Kj, Gj, Dj и Zj по подразделениям и учреждениям МЧС России [7].

Общая оценка за организацию работы по охране труда ставится:

«Хорошо», если работа по всем направлениям оценена как «хорошо».

«Удовлетворительно», если работа по всем направлениям оценена как «удовлетворительно» или «хорошо».

«Неудовлетворительно», если работа по одному из направлений оценена как «неудовлетворительно».

Для ранжирования подразделений в зависимости от состояния СУОТ в течение года рассчитывают для каждого подразделения территориального органа и учреждения ФПС ГПС (j) комплексный показатель оценки состояния СУОТ:

 

 и проводят ранжирование подразделений в зависимости от состояния СУОТ в течение года по величине Оj.

Значения показателей анализируются в динамике за определенный период. Оценка показателя производится путем сравнения его значения со средним значением показателя по территориальным подразделениям и учреждениям ФПС ГПС и со значением предыдущего периода.

При этом возможно сравнение со значением соответствующего показателя, установленного экспертным путем. При проведении анализа учитывается степень зависимости значения показателя от решения и действия (бездействия) должностных лиц в организации работы по вопросам охраны труда подразделений ФПС ГПС.

Оценка состояния СУОТ в территориальных органах подразделений и учреждениях ФПС ГПС создает предпосылку для системного мониторинга результативности системы управления охраны труда, принятия решений и мер по дальнейшему совершенствованию управления, а также для поощрения подразделений МЧС России, достигших наилучших значений показателей.

Результаты оценки позволяют составить рейтинг подразделений ФПС ГПС в зависимости от состояния СУОТ в течение года, определить зоны, требующие приоритетного внимания руководства, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности системы управления охраны труда подразделений ФПС ГПС.

 

Список литературы

1. Алексанин С.С. Заболеваемость с трудопотерями у сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России (1996-2015 гг.) / С.С. Алексанин, Е.В. Бобринев, В.И. Евдокимов, А.А. Кондашов, М.В. Санников, В.В. Харин // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2018. № 1. С. 5-18.

2. Волкова, Н.В. Мониторинг функционирования системы управления охраной труда / Н.В.Волкова, Е.И. Ефимова // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 1 (14). С. 67.

3. Демин, В.И. Состояние производственного травматизма как критерий оценки эффективности функционирования СУОТ предприятия / В.И. Демин, А.В. Гладких, И.К. Аноприева// Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". 2017. № 7. С. 422-429.

4. Ильин С.М. Оценка эффективности мероприятий в сфере охраны труда как ключевой элемент системы управления охраной труда / Охрана и экономика труда. 2012. № 3 (8). С. 26-31.

5. Порошин А.А. Анализ заболеваемости, травматизма, гибели, инвалидности и смертности личного состава подразделений МЧС России за 2010-2014 гг. / А.А. Порошин, В.В. Харин, Е.В. Бобринев, Т.А. Шавырина // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015. № 2. С. 38-44.

6. Порошин А.А. Анализ показателей заболеваемости и травматизма в подразделениях МЧС России за 2010-2012 годы / А.А.Порошин, В.В. Харин, Е.В.Бобринев, В.С.Путин // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 4. С. 18-22.

7. Порошин, А.А. Банк статистических данных по заболеваемости, травматизму, инвалидности и гибели личного состава подразделений МЧС России при выполнении служебных обязанностей. / А.А. Порошин, В.В. Харин, Е.В. Бобринев, А.А. Кондашов, Т.А. Шавырина, В.С. Путин, В.А. Маштаков, Ю.В. Полонская //Свидетельство о регистрации базы данных RU 2015621061 от 13.07.2015. Заявка № 2015620391 от 17.04.2015.

8. Приказ Минтруда РФ от 11 декабря 2020 года № 881н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны».

9. Севастьянов Б.В. Трансформация критериев оценки эффективности систем управления охраной труда: традиционный и современный подходы / Б.В. Севастьянов, Д.М. Костин // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2017. Т. 20. № 4. С. 91-94.

10. Селюнина, Н.В., Лисина Е.Б., Перминова О.М. Критерии оценки результативности и эффективности систем управления охраной труда / Н.В. Селюнина, Е.Б. Лисина, О.М. Перминова // Сборник трудов международной научной конференции «Химия и инженерная экология» Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ). 2018. С. 82-86.