УДК 331.45 DOI 10.54904/52952_2023_2_23
Об актуальных вопросах, связанных с обучением по охране труда
Н. Н. Новиков,
генеральный директор НАЦОТ
доктор технических наук, профессор
заслуженный деятель науки РФ
e-mail: nacot-nnn@mail.ru
Аннотация
В статье обозначены проблемы, связанные с реализацией Постановления Правительства от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О Порядке обучения по охране труда» и предложены пути их решения. Приведены мнения членов Национальной ассоциации центров охраны труда и специалистов департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ об актуальных вопросах правоприменительной практики в данной области.
Ключевые слова: единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда (ЕИСОТ); реестр обученных лиц; проверка знания требований охраны труда; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности; самоподготовка к проверке знания требований охраны труда
On topical issues related to training in labor
N. N. Novikov
Director General of National Association of Occupational
Safety Centers, Moscow, Russian Federation, Dr. Sci. (Tech.), Professor,
Honored Worker of Science of the Russian Federation
National Association of Occupational Safety Centers, Moscow, Russian Federation
Abstract
The article identifies the problems associated with the implementation of the Government Decree of December 24, 2021 No. 2464 «On the Procedure for training in labor protection» and suggests ways to solve them. The opinions of members of the National Association of Occupational Safety and Health Centers and specialists of the Department of Conditions and Labor Protection of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation on topical issues of law enforcement practice in this area are given.
Keywords: unified all-Russian reference and information system for labor protection; register of trained persons; verification of knowledge of labor protection requirements; training in safe methods and techniques for performing high-riskwork; self-preparation to test knowledge of labor protection requirements
10 мая 2023 г. автор направил письмо министру труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котякову, связанное с реализацией на практике требований постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
Оно включало следующие вопросы.
I. Вопрос работы с Реестром обученных лиц
На настоящее время процедура внесения данных в Реестр обученных лиц затруднена в связи с систематическими техническими неполадками в работе системы. Работодатель рискует получить штраф в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП в случае, если не смог по техническим причинам занести данные по окончании обучения работниками.
Внесение сведений в Реестр требует значительного времени (на формирование сведений об одном обученном затрачивается от 10 до 20 и более минут), недостаточно просто подгрузить в информационную систему протокол об обучении. Для этого необходимо внести в протокол сведения о СНИЛС обучаемого и ИНН организации (т.е. требуется внести изменение в постановление 2464).
Если принять во внимание, что одна организация обучает в год до 1000 человек, то только на формирование сведений для Реестра будет затрачен – при 10 минутах (10 минут*1000 человек) = 10 000 минут (или 167 часов) – целый месяц работы одного специалиста. При 20 минутах – до 2 месяцев и более работы одного специалиста. Простой специалист с данной работой не справится: нужна подготовка, умение работать с ЭЦП. Появилась значительная финансовая нагрузка на организации.
Формирование Реестра обученных лиц является прямым вмешательством в экономическую деятельность организаций, обучающих своих работников вопросам охраны труда. Организации, уведомившие Минтруд РФ об обучении своих работников по охране труда, самостоятельно обучают, формируют протокол и несут ответственность за обученных лиц.
Тратится значительное время на работу в личном кабинете. В рабочие часы с 08.00–09.00 и до 18.00–20.00 московского времени доступ в личный кабинет почти невозможен. Переход с одной на другую страницу занимает 4–5 минут. Приходится вводить сведения вечерами, часто позже 20.00 по московскому времени.
Согласно п. 119 Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «передача сведений в Реестр обученных лиц, предусмотренных пунктом 118 настоящих Правил, осуществляется путем импортирования в виде электронного документа по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации». Полагаем, что в п. 119 речь идет об XML-файле, который мог бы упростить этап загрузки сведений об обученном работнике в Реестр. В настоящее время Минтруд не предоставил инструментарий для использования данного пункта постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.
Предлагаемый XML-файл является версией 1989–2003 года и не соединяется (не коннектится) с новыми версиями, так как в организациях, осуществляющих обучение по охране труда, применяется оргтехника, поддерживающая самые последние версии (конфигурации) персональных компьютеров.
У системы нет защиты от дублирования информации: возможно ввести две одинаковые записи в реестр под разными номерами.
Целесообразно предложение утвердить форму файла для импортирования сведений в Реестр обученных лиц, алгоритм работы с данным файлом и порядок форматирования данного файла для импортирования в Реестр в соответствии с п. 119 Постановления № 2464.
Предлагаем следующее.
1. Установить переходный период до 1 января 2024 г. в части применения требований раздела XI Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», а именно: не применять до 1 января 2024 г. раздел XI Постановления № 2464 при проведении проверок в рамках соблюдения требований трудового законодательства (в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Переходным периодом установить, что протокол проверки знания требований охраны труда работников без указания регистрационного номера записи о прохождении проверки знания требований охраны труда в Реестре обученных по охране труда лиц до 01.01.2024 считается действительным и внесение данных работодателем в Реестр обученных по охране труда лиц является добровольным.
Аналогичный прецедент в 2022 г. был принят в отношении приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем». Это приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 марта 2022 года № 140н «О неприменении приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 772н “Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем”».
2. Удалить из требований к протоколу внесение в него номера из Реестра, чтобы обучающая организация или работодатель могли подписать протокол сразу после проведения проверки знаний без ожидания обратной выгрузки из Реестра, или предусмотреть возможность получения номера протокола из Реестра заранее, для того чтобы под этим номером подгружать протокол.
II. Информационное взаимодействие с Минтрудом России, касающееся применения Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»
До сотрудников поддержки невозможно дозвониться, получить оперативный ответ у них также сложно, а это особенно важно в начальный период действия новых обязательных требований, связанных с использованием государственных информационных систем.
В связи с этим представляется необходимым организовать дополнительные каналы информирования, например, страницу на сайте Минтруда с наиболее часто встречающимися вопросами и ответами на них или чат-бот в приложении Telegram, где можно организовать автоматические ответы на наиболее часто повторяющиеся вопросы, а также связь с сотрудниками по сложным вопросам.
Считаем целесообразным предложить Минтруду РФ организовать встречу (в любом формате, в том числе в режиме видеоконференции) представителей Министерства труда и социальной защиты РФ с представителями аккредитованных обучающих организаций и организаций, уведомивших Минтруд РФ о намерении обучать своих работников вопросам охраны труда, для обсуждения актуальных вопросов проведения и оформления обучения по охране труда.
Также предлагаем внести в вышеуказанное постановление Правительства РФ положение, предоставляющее Минтруду РФ право давать официальные разъяснения о том, как применять порядок обучения по охране труда и проверять знания требований охраны труда.
III. О программах обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, вносимых в Реестр
В Реестре работников, обученных по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, предусмотрены 24 позиции, несмотря на то что примерный перечень работ повышенной опасности (приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда») имеет 76 позиций, что значительно больше, чем количество позиций в Реестре.
В Реестр работников, подготовленных по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности (программа 46в), предусмотрено внесение сведений об обучении работам на высоте и работам в ограниченном замкнутом пространстве. На наш взгляд, это противоречит Правилам обучения по охране труда, пункт 5 которых гласит: «Настоящие Правила не распространяются на обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, предусмотренные специальными требованиями к проведению обучения по охране труда, установленными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного контроля (надзора)».
С учетом изложенного считаем целесообразным исключить из Реестра 24 позиции и определить передачу данных в одном варианте: «Безопасные методы и приемы выполнения работ повышенной опасности».
IV. Проверка знания требований охраны труда отдельными категориями специалистов в информационной системе Минтруда, предусмотренных в пункте 78 Правил обучения
Согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Постановление Правительства РФ № 2464 относится к «обязательным требованиям», следовательно, оно должно соответствовать 247-ФЗ.
Содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении.
Наличие многочисленных обращений и вопросов специалистов является свидетельством, по крайней мере, неполного соответствия Постановления Правительства РФ № 2464 Федеральному закону 247-ФЗ.
Программы обучения, предусмотренные пунктами 46а, 46б, 46в, программы обучения по СИЗ и оказанию первой помощи «живут в отрыве» от сути и содержания тестовых вопросов в ЕИСОТ. Программы обучения разрабатываются каждой организацией самостоятельно с учетом примерных перечней тем (приложения 2, 3 Правил обучения), а вопросы для проверки знаний в ЕИСОТ разрабатываются Минтрудом РФ.
В общем доступе нет перечня вопросов, разработанных Минтрудом РФ. Подготовка к проверке знаний определенных категорий работников требует многократного изучения, повторения, тренировки, вплоть до «зазубривания» 4000 проверочных вопросов.
При просмотре протокола с результатами тестирования в ЕИСОТ нет ссылок на конкретные пункты (подпункты, статьи) нормативных правовых актов, согласно которым проверяется достоверность ответа.
Формулировка многих вопросов не отражает нужную информацию, в результате чего приходится гадать или додумывать, что разработчики вопросов имели в виду. Тестовые вопросы следует упростить до минимума, оставив только то, что действительно необходимо знать специалисту.
Во время тестирования нет возможности вернуться к ранее показанным вопросам, чтобы скорректировать ответ. На проверку знаний по 30 вопросам отводится 45 минут. Фактически требуется до 150 минут при условии открывания одной страницы в течение 5 минут. При формировании попытки тестирования указываются дата и время, но непонятно, по какому часовому поясу.
Правила обучения предполагают, что рассматриваемые программы должны учитывать вид деятельности организации, специфику трудовой функции работников и содержать темы, соответствующие условиям труда конкретных работников. Следовательно, как должно быть реализовано обучение в образовательной организации в смешанной группе, состоящей из работников различных категорий и разных сфер деятельности предприятий?
Контрольные вопросы не учитывают специфику организации охраны труда в разных ведомствах, особенно это касается тех ведомств, в которых действуют ратифицированные МОТ конвенции (морской и речной транспорт, портовая деятельность, авиация и т.д.) и разработанные на их основе национальные нормативно-правовые акты. Отсутствие указанной специфики не только делает бесполезным данное тестирование, но и компрометирует в глазах работодателей сам механизм подготовки специалиста по охране труда.
Для реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» просим Министерство труда и социальной защиты РФ дать официальное разъяснение по поставленным вопросам.
За подписью заместителя директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Жигастовой Т.М. получен ответ следующего содержания.
Департамент условий и охраны труда в соответствии с Вашим обращением (ОГ-25406 от 15 мая 2023 г.) рассмотрел в пределах компетенции письмо Национальной ассоциации центров охраны труда от 15 мая 2023 г. № 07/05-2023, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.
1) Согласно пункту 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 104 Правил Минтруд России осуществляет формирование и ведение реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (в части обучения по охране труда), реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, и реестра обученных лиц.
Указанные реестры размещены в Единой общероссийской справочно- информационной системе по охране труда и доступны по ссылке: https://akot.rosmintrud.ru.
Пунктом 118 Правил определена информация, которая указывается в реестре обученных лиц индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, обучающим своих работников вопросам охраны труда, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, после проведения проверки знания требований охраны труда.
2) Согласно пункту 119 Правил передача сведений в реестр обученных лиц, предусмотренных пунктом 118 настоящих Правил, осуществляется путем импортирования в виде электронного документа по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Информируем, что в настоящее время импортирование информации об обучении по охране труда в формате xml-файла возможно с помощью специализированного программного обеспечения «XSD схема версии 1.0.3», которое размещено в разделе «Справочная информация», подразделе «Обучение по ОТ» на сайте Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда по ссылке: https://akot.rosmintrud.ru/sout/info.
С дополнительной информацией и инструкциями для работодателей и организаций, осуществляющих обучение по охране труда работодателей и работников, Вы можете ознакомиться в разделе «Справочная информация» на сайте Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда по ссылке: https://akot.rosmintrud.ru/sout/info.
По вопросу внесения сведений о лицах, прошедших обучение по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, в реестр обученных по охране труда лиц поясняем следующее.
Подпунктом «в» пункта 46 Правил определено, что обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.
Из положений пункта 55 Правил следует, что обучению требованиям охраны труда по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «в» пункта 46 настоящих Правил, подлежат работники, непосредственно выполняющие работы повышенной опасности, и лица, ответственные за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности, определенные локальными нормативными актами работодателя. Перечень работ повышенной опасности устанавливается работодателем с учетом специфики его деятельности на основании перечня работ повышенной опасности, устанавливаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 776н утверждено примерное положение о системе управления охраной труда (далее – Примерное положение), которое разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в организации, разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
3) Приложением № 2 к Примерному положению утвержден Примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников. В отношении отдельных видов работ, приведенных в Примерном перечне работ повышенной опасности, Правилами по охране труда предъявляются дополнительные требования к организации обучения требованиям охраны труда работников.
Перечень программ повышенной опасности, относящихся к подпункту «в» пункта 46 Правил, сформирован из тех видов работ повышенной опасности, в отношении которых нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, предъявляются дополнительные требования к обучению работников вопросам охраны труда. Если в программу обучения по охране труда входит, например, три программы обучения требованиям охраны труда, в том числе по работам повышенной опасности, то, полагаем, протокол может содержать три регистрационных номера, подтверждающих записи о прохождении проверки знания требований охраны труда по данными программам обучения.
В настоящее время Минтруд России прорабатывает вопрос о дополнении классификатора программ для работ повышенной опасности в реестре обученных лиц. По вопросу проверки знания требований охраны труда с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда поясняем следующее.
Пунктом 78 Правил установлено, что проверка знания требований охраны труда руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, руководителей и преподавателей организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда работников, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии, руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций, проводится с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (далее – ЕИСОТ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Данный механизм проверки знания в силу положений пункта 78 Правил 2464 предусмотрен для исчерпывающего перечня категорий лиц:
– руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
– руководителей и преподавателей обучающих организаций, которые принимают участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда, в том числе специализированной комиссии и единой комиссии;
– руководителей подразделений по охране труда и специалистов в области охраны труда организаций.
4) В настоящее время Минтруд России прорабатывает также вопрос о возможности размещения материалов в открытом доступе в ЕИСОТ для самоподготовки к проверке знания требований охраны труда.
В рамках проведения работы по совершенствованию в части прохождения проверки знания требований охраны труда с использованием ЕИСОТ время на прохождение проверки знания увеличено до 60 минут.
Также сообщаем, что Ваши предложения о работе с системой приняты к сведению и по возможности будут учтены при доработке системы.
Информируем о том, что ответ на Ваше обращение не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента на отдельно заданный вопрос.
Национальная ассоциация центров охраны труда 5 июля 2023 г. провела совещание совместно с приглашенными специалистами по охране труда, на котором поделились мнением об актуальных вопросах обучения по охране труда, опытом ведения реестров и проверки знания требований охраны труда, обсудили вопросы, связанные с реализацией на практике требований Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
С учетом поступившего от Минтруда ответа участники совещания отметили следующее.
-
Проблемные аспекты реализации проверки знания требований охраны труда в ЕИСОТ.
Часть вопросов и ответов в тестах ЕИСОТ (особенно по первой помощи) разработана не на основании требований охраны труда, а по «понятиям» или на основании нормативных актов, не содержащих требования охраны труда.
В соответствии с Положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464 (далее – Правила), должна проводиться проверка знания требований охраны труда.
Под требованиями охраны труда понимают государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда (ТК РФ, ст. 209).
Сущность термина «государственные нормативные требования охраны труда» раскрыта в статье 212 ТК РФ. Данные требования содержатся в законах и иных нормативных актах, то есть исключительно в обязательных для исполнения нормативных документах. При этом перечень данных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, приведен в разделе X «Охрана труда» ТК РФ.
Предлагается признать неправомерными тесты, разработанные не на основании нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и трактовать их как нарушение законодательства об охране труда.
-
Несоответствие вопросов тематике программ.
Например, в соответствии с Приложением 3 к Правилам в примерных перечнях тем для формирования программ обучения требованиям охраны труда (программы по подпунктам 46а и 46б Правил) тема по организации оказания первой помощи рассматривается при необходимости. Но когда мы проходим тестирование в ЕИСОТ, например, по программе 46б, то значительная часть тестов – по оказанию первой помощи (при прохождении тестирования одним из работников – 17 тестовых вопросов из 30), хотя основа этой программы – управление профессиональными рисками.
Предлагается привести тесты в соответствие с тематикой программ, определенной в Правилах. Тесты в ЕИСОТ на иные темы полагать неправомерными.
-
Полная бессистемность в тестах в ЕИСОТ.
При прохождении проверки знания в ЕИСОТ охватывается крайне незначительная часть тем, определенных в Приложении 3 к Правилам, и содержатся тесты (проблема раскрыта в пункте 2), которые не имеют отношения к этим темам. Это приводит к необъективности выводов о знаниях работника.
Предлагается разрабатывать тесты исключительно в соответствии с темами, определенными в Приложении 3 к Правилам. При этом комплекс для тестирования в ЕИСОТ должен содержать тесты, позволяющие охватывать все темы или значительную часть тем при проверке знания работника.
-
Ошибки в оценке теста.
Есть тесты, в которых:
-
неправильный ответ трактуется как правильный, а правильный ответ система считает неправильным;
-
надо выбрать один правильный вариант ответа, а среди предлагаемых вариантов правильными являются несколько.
Предлагается провести проверку тестов на предмет устранения данного недостатка, который приводит к необъективности результатов тестирования.
-
Часть вопросов носит узкопрофильный характер и не имеет никакого отношения к деятельности большинства работников, проходящих тестирование.
Например:
-
при тестировании по отраслевой принадлежности «Предоставление прочих видов услуг» встречаются тесты, связанные с работой тротуароуборочных машин, эксплуатацией щитков для электросварки и т.д.;
-
тестовые вопросы по программе «Безопасные методы и приемы выполнения работ в электроустановках» не учитывают, что требования к знаниям работников существенно зависят от специфики электроустановок (до 1000 В, выше 1000 В, РУ, ТП, ВЛ, КЛ и т.д.), в которых они работают.
Предлагается адаптировать тесты к знаниям и умениям, которые реально необходимы для практической деятельности работников, проходящих тестирование.
-
Неадекватно велико количество тестов, требующих выбора множества ответов.
Практика показывает, что в таких тестах значительно повышается вероятность ошибок и получения итоговой неудовлетворительной оценки.
Предлагается свести к минимуму количество тестов, требующих выбор множества ответов, и рассмотреть возможность выставлять за ответ относительную оценку, учитывающую соотношение правильных и неправильных ответов.
-
Неадекватное количество (более 4 000) вопросов, размещенных в ЕИСОТ.
Изучение работником для подготовки к проверке знания всех тестов, размещенных в настоящее время в ЕИСОТ, требует неадекватных затрат времени, то есть будет иметь негативные экономические и социальные последствия.
Предлагается существенно уменьшить количество тестов.
-
Несоответствие контингента работников, проходящих проверку знания в ЕИСОТ, пункту 78 Правил.
В перечень работников в ЕИСОТ входят категории (например, члены комиссии по проверке знания требований охраны труда), которые не определены в пункте 78 Правил, что приводит к неопределенности принятия решения и трактовки положений нормативных правовых актов.
Предлагается привести контингент работников в ЕИСОТ в соответствие с пунктом 78 Правил.
Вывод: цель действующего в ЕИСОТ комплекса для проверки знания требований охраны труда – получение работником неудовлетворительной оценки, в том числе из-за крайне низкого качества и неадекватности тестовых материалов.
Некоторые проблемные аспекты реализации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда
-
Дублирование обучения и проверки знания.
Например, безопасные методы и приемы выполнения работ в электроустановках. Проверка знания правил работы в электроустановках проводится в комиссии, сформированной в соответствии с требованиями Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики в Российской Федерации. Проверка знания требований охраны труда по безопасным методам и приемам выполнения работ в электроустановках проводится в комиссии, требования к которой установлены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2464.
Получается, что работник будет дважды проходить обучение и проверку знания одних и тех же требований, что приведет к дополнительным финансовым затратам и отрыву от выполнения иных трудовых функций.
-
Дублирование программ обучения.
Например, в ЕИСОТ имеются программы:
-
«Безопасные методы и приемы выполнения пожароопасных работ»;
-
«Безопасные методы и приемы выполнения строительных работ, в том числе окрасочные работы, электросварочные и газосварочные работы»;
-
«Безопасные методы и приемы выполнения огневых работ».
Вместе с тем в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации окрасочные работы, огневые работы, в том числе электросварочные и газосварочные работы, относятся к пожароопасным работам. Кроме того, пожароопасных работ очень много, в каждом виде своя специфика, которая в значительной степени основана на обеспечении требований не охраны труда, а пожарной и промышленной безопасности.
-
Обучение по программам выполнения работ повышенной опасности, в отношении которых отсутствуют или практически отсутствуют требования охраны труда.
Например, безопасные методы и приемы выполнения работ, связанные с эксплуатацией сосудов, работающих под избыточным давлением.
Вывод: данные проблемы не позволяют работодателям точно выбрать программу обучения работников и приводят к необоснованной дополнительной финансовой нагрузке.