Л.С. Богомолова Что нового нужно знать педагогическим работникам об оказании первой помощи (№ 1, 2025)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" № 1, 2025

УДК 615.017

 

Что нового нужно знать педагогическим работникам об оказании первой помощи

 

Лариса Сергеевна Богомолова, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, Российская Федерация,
e-mail: labogomolova@yandex.ru

 

Аннотация. Внезапное ухудшение здоровья, несчастный случай, острое заболевание могут произойти в любом месте и в любое время. Очень часто в различных организациях возникают вопросы об оказании первой помощи. Работникам образовательных организаций это весьма интересно, так как их подопечные в силу возраста особенно подвижны, что порой приводит к неприятным последствиям. Неграмотность педагогических работников в вопросах оказания первой помощи или промедление в этом может иметь роковые последствия. Для спасения жизни и здоровья пострадавших определяющим является фактор времени.

 

Ключевые слова: первая помощь; педагогические работники; образовательная организация

 

Whatnewthings do teachingstaffneedto knowaboutfirstaid

 

L.S. Bogomolova, Senior lecturer, Privolzhsky Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Nizhny Novgorod, Russian Federation

 

Abstract. Sudden deterioration of health, accident, acute illness can happen anywhere and at any time. Very often, various organizations have questions about first aid. This is especially interesting for employees of educational organizations, since their wards, due to their age, are especially mobile, which sometimes leads to unpleasant consequences. The illiteracy of teaching staff in matters of first aid or delay in its provision can have fatal consequences. To save the lives and health of the victims, the time factor that determines the saving of life is very important.

 

Keywords: firstaid; teachingstaff; educational organization

 

Поскольку в образовательной организации одновременно находится много человек, могут возникнуть ситуации, провоцирующие несчастный случай. Поэтому у педагогических работников закономерно возникают вопросы о том, как и кто должен оказывать помощь пострадавшим при несчастном случае в образовательной организации, каков при этом порядок действий.

С сентября 2024 года вступил в силу приказ Минздрава России от 03.05.2024 № 220н «Об утверждении Порядка оказания первой помощи», которыйпоможет структурировать представления работников разных отраслей о первой помощи. Документ объединил порядок оказания первой помощи, перечень состояний, при которых нужно оказывать первую помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи. В первую очередь он дает понятие права и обязанности оказывать первую помощь.

Согласно этому приказу первую помощь должны (обязаны) оказывать «лица, обязанные это делать в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами» и могут (вправе) оказывать помощь «сами пострадавшие» или «находящиеся вблизи лица» [2]. В списке лиц, обязанных оказывать первую помощь, педагогические работники не числятся. При этом за отдельной категорией педагогов закреплена обязанность оказывать первую помощь – это инструктор по труду и инструктор по физической культуре. По действующему Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») инструктор по труду, как и инструктор по физической культуре «обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Оказывает при необходимости первую помощь».

Кроме этого, право педагогических работников оказывать первую помощь закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где в статье 41сказано, что «охрана здоровья обучающихся включает в себя: <…> обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. <…> Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает организацию оказания первой помощи обучающимся в период их пребывания в этой организации. Первую помощь вправе оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья педагогические работники и иные лица при наличии соответствующих подготовки и (или) навыков» [5, ст.41]. То есть для всех педагогических работников законодательно установлено правооказывать первую помощь пострадавшим обучающимся, а обязанностьоказывать первую помощь при такой необходимости возложена на инструкторов по физической культуре и по труду.

Обеспечить оказание первой помощи и обучить своих работников этому навыку обязана образовательная организация. Такая обязанность возложена на нее Трудовым кодексом РФ, согласно положениям которого «руководитель образовательного учреждения обязан организовать обучение правилам оказания первой помощи для всех лиц, поступающих на работу или переводимых на другую работу» [4, ст. 196]. Для работника Трудовой кодекс также устанавливает обязанность «проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда» [4, ст. 215]. Согласно статье 228 Трудового кодекса «при несчастных случаях работодатель (его представитель) обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию» [4].

Трудовой кодекс РФ устанавливает необходимость организовывать посты для оказания первой помощи, укомплектованные соответствующими аптечками [4]. Место, где хранится аптечка, должно быть отдельным, общедоступным и отмеченным особым знаком. Для оказания первой помощи не требуется серьезное оборудование, так как многие действия можно совершить руками. Однако при травмах все-таки необходимы медицинские изделия. Минимальный набор таких изделий составляет аптечку первой помощи [6]. Аптечки должны размещаться в местах, где есть вероятность несчастных случаев. Для разных образовательных организаций это будут разные места, в зависимости от профиля организации и количества людей, одновременно в них присутствующих:

  • коридоры и рекреации школ;

  • кабинеты труда, мастерские;

  • кабинеты физики и химии;

  • спортивные залы;

  • актовый зал;

  • столовая.

Таким образом, каждый руководитель образовательной организации будет вправе сам определить место размещения аптечки.

С первого марта 2025 года вступил в силу приказ Министерства просвещения РФ от 29.10.2024 № 752 «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечек для оказания первой помощи с применением медицинских изделий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в установленной сфере ведения Министерства просвещения Российской Федерации». Данные требования распространяются на аптечки для детских садов, школ, техникумов. Для высших учебных заведений требования к размещению и хранению аптечек утверждает Минобрнауки России.

Работодателю нужно самому определять, сколько должно быть аптечек в организации, так как приказ не устанавливает их необходимое количество, но нужно рассчитывать, что данные аптечки позволят оказывать помощь «пострадавшим обучающимся, педагогическим, руководящим и иным работникам организации, осуществляющей образовательную деятельность» [1, п. 2]. То есть аптечек в образовательной организации должно быть достаточно.

Комплектовать аптечку для образовательной организации необходимо в соответствии с приказом Минздрава России от 24.05.2024 № 261н.

Сейчас состав аптечки такой [3]:

– маска медицинская нестерильная одноразовая – 2 шт.;

– перчатки медицинские нестерильные размером не менее М – 2 пары;

– устройство для проведения искусственного дыхания «рот – устройство – рот» – 2 шт.;

– жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения – 1 шт.;

– бинты марлевые медицинские или бинты фиксирующие эластичные нестерильные – 8 шт.;

– салфетки медицинские стерильные – 2 упак.;

– лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 х 500 см – 1 шт.;

– лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 х 7,2 см – 20 шт.;

– лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 х 10 см – 4 шт.;

– покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 х 210 см – 1 шт.;

– ножницы для разрезания перевязочного материала и ткани – 1 шт.;

– блокнот формата не менее А7 – 1 шт.;

– маркер черный (синий) или карандаш – 1 шт.;

– инструкция по оказанию первой помощи с использованием аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность – 1 шт.;

– футляр или сумка – 1 шт.

Руководитель образовательной организации назначает ответственное лицо за организацию работы с аптечкой и контроль ее размещения, хранения и использования. Этот работник должен раз в месяц проверять комплектацию аптечки на соответствие действующим требованиям.

При возникновении несчастного случая с обучающимся в образовательном учреждении педагогические работники обязаны оказать первую помощь, вызвать бригаду «скорой помощи» и сообщить родителям обучающегося. Состояния, при которых необходима первая помощь [2]:

– отсутствие сознания;

– остановка дыхания и (или) остановка кровообращения;

– нарушение проходимости дыхательных путей инородным телом и иные угрожающие жизни и здоровью нарушения дыхания;

– наружные кровотечения;

– травмы, ранения и поражения, вызванные механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения;

– отравления;

– укусы или ужаливания ядовитых животных;

– судорожный приступ, сопровождающийся потерей сознания;

– острые психологические реакции на стресс.

Таким образом, после прохождения обучения каждый педагогический работник вправе оказывать первую помощь, при этом для инструкторов по физической культуре и учителей труда установлена такая обязанность. Для слаженной работы образовательной организации работодателю необходимо периодически организовывать курсы первой помощи и знать о состоянии аптечек первой помощи. Обязанность организовывать такое обучение возложена на руководителя образовательной организации Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 (п. 5, ч. 3, ст. 28), а также статьёй 196 Трудового кодекса РФ, либо следует организовать обучение в рамках курсов по охране труда (ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда»).

Педагогические работники должны обучаться навыкам оказания первой помощи по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. При этом образовательная организация может самостоятельно выбрать порядок и форму обучения – в образовательном центре или внутри организации.

 

Список источников:

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29.10.2024 № 752 «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечек для оказания первой помощи с применением медицинских изделий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в установленной сфере ведения Министерства просвещения Российской Федерации». –URL: https://docs.cntd.ru/document/1310212329(дата обращения: 12.02 2025).

2. Приказ Минздрава России от 03.05.2024 № 220н «Об утверждении Порядка оказания первой помощи». – URL: https://docs.cntd.ru/document/1306088802(дата обращения: 12.02.2025).

3. Приказ Минздрава России от 24.05.2024 № 261н «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». – URL: https://docs.cntd.ru/document/1306088801(дата обращения: 12.02.2025).

4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 26.12.2024). –URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/d17243696427a3cc7eb092bb37c57021e5f64abe/ (дата обращения: 12.02.2025).

5. ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». – URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617(дата обращения: 12.02.2025).

6. Богомолова, Л.С. Осенние изменения в вопросах оказания первой помощи / Л.С. Богомолова // Безопасность и охрана труда. – 2024. – № 3 (100). – С. 47–49.