К. Н. Тодрадзе, C. П. Ворошилов, Н. Н. Новиков Стратегия Европейского Союза в области охраны труда и здоровья (№3,2022)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3, 2022

УДК 331.45 DOI 10.54904/52952_2022_3_11

 

Стратегия Европейского Союза (ЕС) в области охраны труда и здоровья

 

К. Н. Тодрадзе K. N. Todradze,

C. П. Ворошилов S. P. Voroshilov

Н. Н. Новиков N. N. Novikov

Новиков Николай Николаевич - Генеральный директор НАЦОТ

Доктор технических наук, профессор

Заслуженный деятель науки Российской Федерации,

г. Москва, e-mail: nacot-nnn@mail.ru

 

Тодрадзе Константин Николаевич

Доктор технических наук, профессор,

Зам. Генерального директора НАЦОТ

Сотрудник МОТ с 1975 по 1983

Член международных комитетов ЮНЕСКО, МОТ, МАСО,

г. Москва, e-mail: todradze-nacot@mail.ru

 

Ворошилов Сергей Петрович

Директор Кузбасс-ЦОТ,

кандидат физико-математических наук

 

EUROPEAN UNION OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH STRATEGY

 

ANNOTATION The article discusses a seven-year program for planning measures for occupational safety and health (OHS) for 2014–2020. An article-by-article analysis of the results of the implementation of the strategic program on labor protection and health at the workplace of industrial enterprises of the European Union is presented.

KEYWORDS European Union (EU); European Parliament (EP); European Commission (EC); occupational safety and health; health protection (OHP); professional risk; occupational illness; EU directives; strategic program (SP); investment in HTA; statistics of injuries and occupational diseases; the main objectives of the joint venture; key objectives of the joint venture; demography; Eurostat

ABOUT THE AUTHORS

Konstantin N. Todradze / Dr. Sci. (Tech.), Professor, Deputy Director General of National Association of Occupational Safety Centers, ILO employee from 1975 to 1983, member of international committees of UNESCO, ILO, ISSA Moscow, Russian Federation

Sergey P. Voroshilov / Cand. Sci. (Phys. and Math.), Director of Kuzbass intersectoral center for occupational safety and health, Kemerovo, Russian Federation

Nikolai N. Novikov / Dr. Sci. (Tech.), General Director of National Association of Occupational Safety Centers, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

 

Аннотация: В статье рассматривается семилетняя программа планирования мероприятий по охране труда и здоровья (ОТЗ) на 2014 – 2020 гг. Представлен постатейный анализ результатов выполнения стратегической программы по охране труда и здоровья на рабочих местах промышленных предприятий Европейского Союза.

Ключевые слова: Европейский Союз (ЕС); Европейский Парламент (ЕП); Европейская комиссия (ЕК); охрана труда; охрана здоровья (ОТЗ); профессиональный риск; профессиональное заболевание; директивы ЕС; стратегическая программа (СП); инвестиции в ОТЗ; статистика травматизма и профзаболеваемости; основные цели СП; ключевые цели СП; демография; Евростат.

 

  1. Введение. Состояние охраны труда и здоровья на предприятиях ЕС в 2014 году.

Стратегическая цель Европейской комиссии (ЕК) – это обеспечение безопасной и здоровой окружающей среды для более чем 217 млн. работников предприятий ЕС, и поэтому ЕК работала в тесном контакте с правительствами государств-членов ЕС, социальными партнерами и организациями, и структурами ЕС. Научными исследованиями было доказано, что профессиональные риски являются идентичными для государств-членов ЕС, и поэтому ЕК была отведена стратегическая роль по выявлению, определению и снижению числа профессиональных рисков на всех предприятиях ЕС. Эта роль четко обозначена в Договоре о Функционировании ЕС (статьи 151 и 153 Договора, Лиссабон 13/12/2007г.), предоставляющего ЕС полномочия по развитию сотрудничества между государствами – членами ЕС, а также по разработке и утверждению директив, устанавливающих минимальные требования по улучшению условий рабочей среды и таким образом законодательно защитить труд и здоровье работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В качестве основного результата выполнения стратегической программы 2007 – 2012гг. можно выделить тот факт, что все государства – члены ЕС разработали национальные стратегии и внедрили программы по ОТЗ.

Профилактика рисков и создание безопасных и здоровых условий труда являются ключевыми элементами не только для улучшения качества и рабочих условий труда, но также для создания конкурентной способности предприятий. Сохранение здоровья работников имеет прямое и измеримое влияние на производительность их труда и вносит вклад в устойчивость систем социальной защиты. Защита работников от тяжелых несчастных случаев и профессиональных заболеваний и сохранение здоровья работников на протяжении всей профессиональной жизни являются залогом более долговременного и качественного выполнения рабочих обязанностей, а это, в свою очередь, вносит вклад в перспективу демографического старения населения, что соответствовало целям Европейской демографической стратегии до 2020 года по экономически обоснованному и устойчивому внутреннему росту благосостояния государств-членов ЕС. В частности, документ «Руководство по занятости №7» (ЕС 2010г.) нацелен на улучшение качества труда, а Пакет Соглашений по занятости (ЕС 2012г. Приложение к документу №7) устанавливает, что улучшение условий труда имеет положительное влияние на производительность труда и конкурентную способность предприятия. Кроме того, отмечено, что инвестиции в охрану труда и здоровья способствуют не только жизненному благополучию работников, но являются, в тоже время, самоокупаемыми. Так, в соответствии с расчетами, выполненными научными организациями ЕС, инвестиции в ОТЗ имеют высокий коэффициент по возврату вложенных средств, а именно: в среднем 2.2, в пределах от 1.29 до 2.89 евро на каждый евро, вложенный в мероприятия по ОТЗ.

При подготовке стратегической программы на период 2014 – 2020 гг., ЕК провела в 2013 году опрос общественного мнения о значимости концептуальных направлений в области ОТЗ в организациях и на предприятиях ЕС. Общественное мнение показало, что необходимо снизить административное давление и расходы по созданию, налогообложению и функционированию малых и средних предприятий (МСП). Разрабатывая стратегические направления новой программы по ОТЗ на 2014- 2020 годы, ЕК учла общественное мнение, а также вклад таких организаций как Европейский Парламент, Консультативный Комитет по ОТЗ ЕС и Комитет Главной инспекции по труду. Чтобы дополнить и закрепить консультативный процесс, ЕК организовала в 2013 году Общеевропейскую Конференцию по условиям труда с целью обсуждения ключевых целей и приоритетных направлений в улучшении условий и ОТЗ на рабочих местах. Внедрение стратегических рамок программы было осуществлено параллельно с последующей оценкой законодательства ЕС по ОТЗ, которая была выполнена в конце 2015 года. Эта периодическая оценка выполнения разделов программы была заложена в Рамочной Директиве 89/391/ЕЕС (Парламент ЕС, 1989г.) и соответствовала порядку регулярной ревизии новой программы. Концепция программы на период 2014 – 2020гг. была дополнительно пересмотрена в 2016 году с целью полного понимания общеевропейской стратегии в области ОТЗ.

1.1. Прогресс, достигнутый при выполнении предыдущих программ по ОТЗ, и неразрешенные проблемы в области охраны труда и здоровья на рабочих местах.

Достижения ЕС в области ОТЗ за последние 25 лет связаны с проведением большого числа политических акций и разработкой, и усовершенствованием законодательства по ОТЗ, предпринятым Парламентом ЕС, государствами – членами ЕС и социальными партнерами. Большинство законодательных актов и подзаконных инициатив было разработано и внедрено в течение стратегической программы 2007 – 2012гг., нацеленной на ОТЗ. Стратегия ЕС в области ОТЗ обеспечила совместные с государствами – членами ЕС действия по координации и создала общее направление в системе управления охраной труда на предприятиях. К завершению этой программы 27 государств – членов ЕС имели национальные стратегические программы по ОТЗ, разработанные с учетом национальных условий труда да и утвержденные национальными Парламентами главные направления в области ОТЗ. Снижение на 27,9% числа несчастных случаев, приводящих к абсентеизму на рабочих местах свыше 3 дней, было достигнуто в ЕС в течение 2007 – 2011 гг. Выполненная в это же время кампания по обязательному проведению профилактики профессиональных рисков на рабочих местах дала свои результаты по повышению культуры в области ОТЗ как в целом по ЕС, так и на национальных предприятиях государств-членов ЕС.

В соответствии с опросом предприятий, проведенным Евробарометром по Условиям труда (организация, выполняющая опросы общественного мнения по заданиям Парламента ЕС) в 2011 году, 85% работников предприятий ЕС выразили удовлетворение по состоянию ОТЗ в их повседневной работе и свыше 77% заявили, что они получают соответствующую информацию по ОТЗ и профессиональное обучение на рабочих местах.

Оценка стратегической программы по ОТЗ на 2007 – 2012гг., осуществленная социальными партнерами в 2012 году, подтвердила, что внедрение стратегии ЕС было, в целом, эффективным, и что главные цели были достигнуты. Стратегия ЕС помогла расширить внедрение законодательства по ОТЗ и уточнить общие правила ЕС в области ОТЗ. Тем не менее, разработка и внедрение законодательных актов остается приоритетным направлением политики ЕС, и особенно это касается малых и средних предприятий (МСП), которые зачастую сталкиваются с проблемами в связи с внедрением отдельных нормативных требований. Кроме того, у социальных партнеров были отмечены недоработки во взаимодействии с частными компаниями в области внедрения современных требований по ОТЗ на местном уровне и, в особенности, при контактах с МСП. Сбор статистических данных по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям и разработка инструментов мониторинга отставали от современных требований и указаний ЕС. Оценка результатов выполнения стратегической программы 2007 – 2012гг., выполненная в течение 2013 года, показала значительное отставание в проведении мероприятий по ОТЗ на МСП, зависимость мероприятий по ОТЗ от состояния рабочей и окружающей среды, широкое распространение применения новых химических веществ и необходимость более эффективной профилактики профессиональных заболеваний.

Благодаря выполнению стратегических программ, которое было начато в 2002 году, к началу 2014 года было достигнуто относительное снижение числа смертельных несчастных случаев и тяжелых профессиональных заболеваний на рабочих местах. Однако, в постановлении Парламента ЕС было отмечено, что работа всех учреждений и социальных партнеров ЕС в области ОТЗ требует дальнейшего улучшения, на что должна быть нацелена стратегическая программа по ОТЗ на 2014 – 2020гг. В постановлении особо отмечено следующее:

- каждый год свыше 4000 работников погибает по причине несчастных случаев на рабочих местах и свыше трех миллионов работников становятся жертвами несчастных случаев, приводящих к отсутствию на работе свыше 3-х дней и к необходимости реабилитации;

- 24,2% работников считают, что их здоровье и безопасность находятся в рисковой зоне по причине тяжести труда, а 25% работников заявили, что труд в значительной степени негативно влияет на их здоровье;

- весьма значительным оценивается экономический ущерб, наносимый здоровью работников в течение трудового процесса. Компенсации, связанные с отпусками по причине заболевания, вызванного рабочим процессом, остаются неприемлемо высокими по отношению к другим социальным обязательствам Правительств. Так, например, в ФРГ 460 миллионов дней ежегодных отпусков по болезни составляют 3,1% от ВНП;

- расходы на социальное обеспечение, отнесенные к профессиональной заболеваемости и к несчастным случаям на производстве также являются неприемлемо высокими в государствах – членах ЕС. Так, например, выплаты Правительства Великобритании на социальные обязательства в течение 2010 – 2011 налогового года составили 2 миллиарда 381 миллион фунтов стерлингов (в течение выполнение программы 2014 – 2020гг. Великобритания все еще находилась в составе ЕС).

В своем заключении по эффективности выполнения предыдущих стратегических программ и по основным целям новой программы на 2014-2020гг. Парламент ЕС постановил, что ЕК должна принять совместно с 27 государствами - членами ЕС новое политическое решение, направленное на устранение имеющихся в работе недостатков и на значительное снижение числа смертельных и тяжелых несчастных случаев, а также профессиональных заболеваний, вызывающих инвалидность и смерть работников. Кроме того, должны быть выполнены расчеты по затратам на социальные обязательства, которые придется выполнять крупным промышленным компаниям и МСП.

 

  1. Основные цели Стратегической программы по ОТЗ на 2014 – 2020гг. Для эффективного выполнения Стратегической программы по ОТЗ были поставлены три основные цели.

Первая цель: Повышение роли микро, малых и средних предприятий (ММСП) в решении задач по внедрению мероприятий, направленных на профилактику профессиональных рисков (число ММСП достигает 90% в экономике ЕС). Перед ЕК была поставлена задача по обеспечению охраны труда и здоровья работников независимо от масштаба предприятия. Это требование было выполнено через упрощение законодательства (что было отмечено выше), решение вопросов по налоговым льготам и с помощью разработки четких специальных инструкций по оценке профессиональных рисков на рабочих местах.

Вторая цель: Разработка эффективных профилактических мероприятий по снижению числа профессиональных заболеваний посредством устранения существующих, выявления и устранения новых профессиональных рисков.

Применение новых технологий и внедрение технических нововведений значительно облегчает труд работников, но в то же время требует значительных знаний и опыта. Использование в промышленности наноматериалов связано с необходимостью исследований их токсичных свойств и воздействий на организм работника. Другим примером для срочного решения с точки зрения охраны труда и здоровья является повсеместное распространение биотехнологий и «зеленных технологий», которые связаны с появлением новых профессиональных рисков и, следовательно, возникновением новых профессиональных заболеваний. Решение этой стратегической цели было связано с вводом новых законодательных актов по ОТЗ, изучением профессиональных заболеваний и внедрением защитных средств на стадии разработки и внедрения новых технологий.

Третья цель: Решение проблемы демографических изменений в населении государств – членов ЕС.

Население ЕС стареет и число лиц, превышающих 60 летний возраст увеличивается более чем на 2 миллиона ежегодно. Трудовые ресурсы также стареют и число возрастных специалистов на рабочих местах значительно превышает приток трудовой молодежи на предприятия. В соответствии с прогнозом Евростата (статистическое управление ЕС) число работников в возрасте от 55 до 64 лет на предприятиях ЕС возрастет на 16% с 2015 по 2030гг. В своих прогнозах ЕК уже ставила вопрос о необходимости увеличения рабочего стажа до выхода на пенсию, с целью установления устойчивой пенсионной системы. Все это потребовало разработки и принятия новых законодательных актов, которые подтвердят статус возрастных работников, обоснуют сроки выхода на пенсию и закрепят выплаты в пенсионные фонды государств-членов ЕС.

 

4. Ключевые стратегические цели.

Для выполнения Стратегической программы по ОТЗ на 2014 – 2020гг. необходимо было обозначить ключевые стратегические цели. К этим целям были отнесены следующие мероприятия ЕС:

- будущая консолидация национальных стратегий 27 государств – членов ЕС;

- упрощение законодательства по ОТЗ для внедрения в условия труда на ММСП;

- расширение применения законов по ОТЗ государствами – членами ЕС;

- упрощение действующего законодательства (особенно для ММСП);

- эффективное решение проблем, связанных со старением рабочей силы, возникающими новыми профессиональными рисками, профилактикой профессиональных заболеваний;

- улучшение сбора и поступления статистических данных, а также создание информационной базы данных;

- развитие координационных действий ЕС с международными организациями, решающими вопросы социального обеспечения, охраны труда и здравоохранения (МОТ, ВОЗ, МАСО).

 

5. Потенциал, которым располагал ЕС для решения целей и задач, поставленных в Стратегической программе по ОТЗ на 2014 – 2020гг.

- измененное и усовершенствованное законодательство по ОТЗ в общем плане и на национальном уровне;

- европейские финансовые фонды, субсидирующие мероприятия по ОТЗ;

- использование социального диалога между партнерами, участвующими в выполнении Стратегической программы;

- развитие взаимоотношений и обменом информации между социальными партнерами;

- развитие и упрочнение совместных с социальными партнерами действий в таких областях, как обучение, научные исследования, здравоохранение, охрана окружающей среды, экономически обоснованная промышленная политика и полное равенство в охране труда и здоровья инвалидов, работников, имеющих физические недостатки, молодые работницы и работники.

 

Заключение: Несмотря на амбициозные цели и задачи, которые были поставлены в Стратегической программе по ОТЗ на 2014 – 2020 гг., многие из этих целей не были достигнуты по причине долгих бюрократических согласований, необходимых для организации и проведения мероприятий по ОТЗ, и национальных особенностей условий труда в государствах – членах ЕС, а также по причине разразившейся пандемии Ковид-19, охватившей европейские страны. В отчетах Евростата указывалось, что около 80% работников вынуждены были перейти на дистанционную работу, лечится от Ковид-19 и проходит реабилитацию после перенесенного заболевания. Все это в значительной степени сказалось на результатах выполнения Стратегической программы, итоги которой были подведены в 2021г.

Одно из основных направлений в России – это направление цифровой трансформации, представленной на рис.1.

 

Рис. 1 Направление цифровой трансформации в России

Литература:

(1) - Treaty on the Functioning of the European Union/ Articles 151 and 153, Lisbon, 13/12/2007.

(2) - Документы ЕК -СОМ 2010, СОМ 2014, СОМ 2020 – 130 Final.

(3) - Документ ЕК СОМ 2012 0173 Final.

(4) - ISSA - International Social Security Association - The return on prevention. Calculating the costs and benefits of investments in occupational safety and health in companies (www.issa.int).

(5) - European Parliament Resolution 2013/2685 (RSP) 0f 12/09/2013 on the European strategy on health and safety at work.

(6) - European Statistics on Accidents at Works (ESAW), 2011.

(7) - BAuA and Labour Ministry report on Safety and Health at Work, 2011.

(8) - Costs to Britain of workplace fatalities and self-reported injuries and ill-health, 2010/2011, HSE, 2013.

(9) - White Paper. An agenda for adequate, safe and sustainable pensions, EC COM 55 Final, 2012/