Д.М. Шаймухаметова,
НОУ ДПО «Башкирский межотраслевой институт охраны труда,
экологии и безопасности на производстве», г. Уфа
Согласно официально публикуемым Национальным объединением строителей данным, в 2012 г. произошло 380 случаев аварий и происшествий, травмы получили 509 человек, из них 469 – строители, 40 человек – третьи лица; погибли 263 человека, из них 12 – третьи лица.
Анализ статистических данных показал, что подавляющее большинство аварий и происшествий в строительстве за 2012 г. произошло по причине нарушения требований безопасности. По сравнению с 2011 г. аварийность и травматизм выросли почти в два раза [1].
Инженерно-технические работники строек, а также бригадиры должны хорошо знать и строго соблюдать приведенные в СНиПах указания об ответственности административно-технического персонала за технику безопасности и производственную санитарию, определяющие порядок осуществления мероприятий по охране труда. В соответствии с действующими нормами и правилами администрация стройки должна в установленные сроки организовать инструктаж, изучение и проверку знаний рабочих и технического Персонала в области техники безопасности с обязательным документальным ее оформлением. Эти мероприятия проводят в соответствии с «Типовыми программами по обучению рабочих безопасным методам труда и проверке знаний инженерно-техническими работниками техники безопасности в строительстве». Вновь поступающих на строительство рабочих можно допускать к работе только после прохождения ими вводного (общего) инструктажа по технике безопасности и инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте. Кроме того, в течение трех месяцев со дня поступления на работу они должны пройти обучение безопасным методам paбoт по утвержденной программе. Инструктаж по технике безопасности необходимо проводить при переходе на новую работу или при изменении условий труда. Ежегодно следует проверять знания по технике безопасности как рабочих, так и инженерно-технических работников. К работе на особо опасных и вредных производствах, к которым также относятся монтаж конструкций на высоте, огнеупорные, кислотоупорные и изоляционные работы, процессы с применением радиоактивных веществ и т. п., рабочие допускаются лишь после соответствующего обучения и сдачи ими экзамена. Они должны быть проинструктированы о правилах пользования средствами индивидуальной защиты. В целях лучшего усвоения правил техники безопасности выпускают памятки для рабочих различных профессий, наглядную агитацию в виде плакатов, развешиваемых вблизи рабочих мест, в бытовых помещениях и др.
Ежегодно государственные инспекторы выявляют большое количество типичных нарушений трудового законодательства в области обучения, инструктирования и проверки знаний работников по охране труда. Каким образом образовательные учреждения, предоставляющие услуги в области охраны труда, повышения квалификации руководителей и специалистов и обучения рабочим специальностям, могут повлиять на сложившуюся ситуацию?
В первую очередь необходимо обращать внимание на специфику строительного производства: мобильность и временность места работ; производство работ подрядчиками и субподрядчиками; работа в условиях неблагоприятного климата, на высоте; тяжесть и напряженность работы; воздействие опасных и вредных производственных факторов (шум, вибрация, высокие и низкие температуры, пыль и др.). Кроме того, у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность в улучшении условий труда; широко используется труд мигрантов, не имеющих должный уровень квалификации; строительные объекты насыщены средствами механизации, поэтому большинство рабочих в течение смены заняты эксплуатацией машин или находятся в зоне их действия; имеется и ряд других факторов.
Учитывая указанные особенности строительной индустрии, необходимо постоянно совершенствовать систему обучения. Она должна четко реагировать на меняющиеся реалии, быть более доступной, гибкой и мобильной,
базироваться на новых технологиях обучения. Крайне важно наладить сотрудничество
со строительными организациями, быть в курсе изменения технологий производства, применения нового оборудования и материалов.
Как показывает практика, на удовлетворительном уровне охрана труда в строительстве организована преимущественно на крупных предприятиях.
Однако наряду с ними функционируют небольшие по численности фирмы, которые вследствие ограниченности в средствах, экономят на обучении сотрудников. В результате страдает не только качество их работы, но и заметно возрастает риск травматизма. Для того чтобы сократить затраты организаций и обеспечить получение знаний работниками в области охраны труда и безопасного производства работ без отрыва от производства, необходимо активно внедрять различные методы дистанционного обучения.
В целом на объектах, сооружаемых отечественными строительными организациями, рабочие высокой и средней квалификации составляют крайне низкий процент, а доля рабочих, не имеющих строительные специальности и проходящих обучение зачастую непосредственно на стройплощадке, нередко доходит до 50%. Наиболее высокий уровень производственного травматизма наблюдается у рабочих с минимальным производственным стажем и низкой квалификацией. Количество случаев травматизма, произошедших с рабочими, имеющими 2–3-й разряд и стаж работы до одного года, в 3–4 раза больше, чем с опытными рабочими [3].
Кроме того, среди представителей рабочих специальностей бытует мнение о том, что практические навыки важнее теоретических, в частности, знаний в области охраны труда, экономических и общетехнических наук, что все необходимые знания для качественного и безопасного производства работ можно получить на рабочем месте, используя опыт специалистов со стажем. В то же время инженерно-технические работники должны понимать, что несмотря на полученные ранее знания, для того чтобы идти в ногу со временем, необходимо постоянно развиваться и быть в курсе всех изменений и дополнений законодательства в области охраны труда, повышать уровень экономических знаний, изучать передовой опыт других стран, иметь представление о применяемых новых материалах, технологиях и оборудовании.
В связи с этим, необходимо повышать мотивацию работников к обучению, демонстрируя возможности, которые их ожидают в случае повышения квалификации.
Для категории работников, имеющих низкий уровень базовых знаний, недостаточную мотивацию, у которых не выработаны навыки к постоянному самосовершенствованию путем приобретения новых знаний и умений, необходимо на начальном этапе излагать материалы в более доступной форме.
Учитывая лучшее восприятие человеком любой информации не только на слух, но и визуально, рекомендуется использовать в обучающем процессе большее количество примеров разбора последствий несоблюдения норм и правил охраны труда, используя смоделированные наглядные пособия разбора происшествий и т.д.
Еще одной особенностью строительного производства является использование труда мигрантов. По данным Федеральной миграционной службы России, в 2010 году в строительных организациях осуществляли деятельность 595,2 тыс. иностранных граждан, включая 148,1 тыс. человек из стран дальнего зарубежья (Вьетнам, Китай, КНДР, Турция и др.) и 446,7 тыс. человек из стран СНГ. В основном это граждане Узбекистана (188 тыс. человек), Таджикистана (90 тыс. человек), Украины (64,2 тыс. человек). Мигранты далеко
не всегда владеют русским языком, что создает проблемы в коммуникации и обучении [4]. Поэтому необходимо использовать иные способы и методы их обучения приемам безопасного труда.
В результате внедрения современных мощных машин и механизмов комплексная механизация земляных работ составляет 98,2%, монтажа бетонных и железобетонных конструкций – 96%, бетонных и железобетонных работ – 93%, приготовления бетона – 87%. Значительно возросла механизация отдельных видов работ. Так, погрузочно-разгрузочные работы (камня, песка, гравия, леса, металлических, бетонных и железобетонных конструкций и других материалов) механизированным способом выполняются в объеме 99,5%, штукатурных и малярных работ – 76% и 78% соответственно [5]. В связи с этим возникает необходимость обучения специалистов и рабочих безопасному и эффективному обращению с постоянно обновляющимся оборудованием и новыми материалами.
Изменив подход к процессу обучения, сделав его более адресным, можно увеличить количество работников, использующих в работе полученные знания в области охраны труда и технологии производства. Это позволит уменьшить количество несчастных случаев на производстве и улучшить качество выполняемых работ.
Литература
1. НОСТРОЙ. Статистка по аварийности. http://www.nostroy.ru/ sitePage.doname=leftmenu0&id=31
2. Охрана труда в строительстве. http://bibliotekar.ru/spravochnik-125-tehnologia/9.htm
3. Вестник строительного комплекса. http://www.vestnik.info/archive/40/article822.html
4. fms.gov.ru›ФМС России
5. stroitelstvo-new.ru/ohrana-truda/