Г.З. Файнбург,
директор Института безопасности труда, производства и человека
Пермского национального исследовательского политехнического университета,
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
доктор технических наук, профессор
Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет.
ДЖОН ГОЛСУОРСИ
На фоне злободневности, дискуссионности, эпохальности и кардинальной перестройки в охране труда в связи с внедрением в реальную практику так называемой «специальной оценки условий труда», реализация Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» проходит почти незамеченной широкой общественностью сферы охраны труда. А зря, поскольку «профессиональный стандарт» это необычайно важный документ. Он призван описать, что и как должен делать, что должен уметь и знать специалист по охране труда.
Профессиональный стандарт специалиста по охране труда будет применяться:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
При всем этом разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтруда России методическими рекомендациями, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. Это, казалось бы, облегчает написание стандарта, но на деле, как всегда, осложняет, заставляя разработчиков втискивать живую плоть реальности в прокрустово ложе чрезмерно формализованного макета.
И самый первый вопрос – вопрос о названии и направленности содержания стандарта уже вызывает вопросы и неоднозначное толкование.
Для кого предназначен этот стандарт?
Для специалиста по охране труда, который работает или в службе охраны труда, или в одиночку везет всю ношу профессионального обеспечения корпоративного управления охраной труда у работодателя, или для специалистов, которые заняты еще и аудитом, оценкой соответствия, сертификацией, специальной оценкой условий труда, преподаванием, инструктированием и т.п.?
Практика показывает, что сегодня нужны следующие специалисты:
- Специалист по охране труда, работающий в составе службы охраны труда у работодателя;
- Руководитель службы охраны труда (или иной по названию, но аналогичной по функциям обеспечения безопасности труда и производственной деятельности работодателя службы);
- Специалист по охране труда, выполняющий в единственном числе функции службы охраны труда у работодателя;
- Специалист (эксперт по корпоративному управлению) по охране труда, оказывающий услуги по реализации функции службы охраны труда;
- Специалист по охране труда (эксперт по измерениям), участвующий в оказании услуг по оценке условий труда, непосредственно проводящий инструментальные замеры;
- Специалист по охране труда (эксперт по специальной оценке условий труда), участвующий в оказании услуг по оценке условий труда, комплексно идентифицирующий опасные и вредные факторы, оценивающий риски и условия труда, и разрабатывающий мероприятия по улучшению условий труда и профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- Специалист по охране труда (эксперт по оценке соответствия), оказывающий услуги по аудиту, экспертизе, декларированию условий труда и/или сертификации систем управления охраной труда;
- Специалист по охране труда (преподаватель или инструктор по охране труда) – оказывающий услуги по обучению вопросам охраны труда, непосредственно проводящий занятия, консультации, опросы и проверку знаний, занятый разработкой методик.
Формально все это разные специалисты, и для них нужны разные стандарты. Но с другой стороны, все эти специалисты, казалось бы, занятые решением «узких» вопросов охраны труда, на самом деле такие же «широкие» специалисты, как и «специалист (раньше говорили – инженер) по охране труда. Вот почему для всех них можно использовать один профессиональный стандарт – стандарт для специалиста по охране труда, но в названии все подчеркнуть идею о том, что это стандарт для всех специалистов, занятых в сфере охраны труда.
И еще: из всякого правила всегда есть исключения. Таким исключением может стать функционал эксперта по специальной оценке условий труда, единственно соседствующий со стандартом специалиста по охране труда.
При определении профессионального стандарта за основу формирования функционала специалиста мы должны опираться на положения Трудового кодекса Российской Федерации, описывающие основные государственные нормативные требования к работодателю по охране труда, на Руководство МОТ по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001), на ЕКС, описывающий требования к специалисту по охране труда, на проект ФГОСа «Охрана труда и управление профессиональными рисками», а также на различные описания этих функций (бизнес-процессов) предприятий с различных характером производственной деятельности. Кроме того, разработчикам полезно читать объявления о вакансиях специалистов по охране труда и т.п.
При определении функций специалиста по охране труда мы исходим из практики, что он «координирует» деятельность всех должностных лиц, «организует» выполнение общекорпоративных мероприятий, включая «разработку» документации, «оказывает методическую помощь» подразделениям, и, наконец, «принимает участие» во всей этой деятельности. Для эффективного ее выполнения специалист должен изучать и постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, должен быть коммуникабельным, но требовательным человеком, умеющим грамотно, доходчиво и аргументировано излагать свои мысли.
Обеспечение охраны труда – многофункциональная и многофакторная работа, требующая многообразия функций и компетенций.
Известно, что совокупность всех выполняемых работодателем работ состоит в создании «организационной структуры» для их выполнения и в формализации этих работ через различные методики и процедуры. При этом все эти работы должны быть задокументированы соответствующим образом, поэтому первым и основным функционалом специалиста по охране труда будет:
«Координация, организация и участие в разработке, утверждении, актуализации, хранении и распространении (для использования в работе и информирования работников) локальных нормативных актов работодателя и иной документации, особенно устанавливающего и фиксирующего характера, необходимой для корпоративного управления охраной труда», в том числе в рамках СОРОТ или СУОТ, построенных по любому стандарту управления или по их совокупности.
Эта функция соответствует следующим требованиям к работодателю, который должен обеспечить «разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов».
Как известно, корпоративное управление работами по охране труда осуществляется руководителями топ-менеджмента, а на долю любого специалиста по охране труда, даже в ранге директора по безопасности производственной деятельности, остается лишь «участие в корпоративном управлении работами по охране труда и выполнении работодателем государственных нормативных требований охраны труда, консультирование ответственных должностных лиц администрации работодателя, включая первого руководителя, и иных работников по вопросам охраны труда, подготовка материалов для принятия ими решений, обеспечение работодателя действующей нормативной документацией и учебно-методической литературой (в соответствии с характером производственной деятельности работодателя)».
Эта функция соответствует следующим требованиям к работодателю, который должен обеспечить «наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности».
Важнейшим элементом корпоративного управления работами по охране труда и выполнением работодателем государственных нормативных требований охраны труда является «координация, организация и участие в работе специальных постоянных и (или) временных организационных структур работодателя», в том числе: комитета (комиссии) по охране труда; постоянно действующей комиссии по проверке знаний; комиссии по специальной оценке условий труда, комиссий по проверке организации работ по охране труда в подразделениях, совета по безопасности труда и производства и др.»
Определив выше основные общие функциональные обязанности специалиста по охране труда, перейдем к формулировке функционала его основных действий по выявлению опасностей и оценке риска их воздействия, а также по защите работника от них, включая профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Первое, что необходимо знать – это условия труда. Из этого требования вытекает и соответствующий функционал: «Координация, организация и участие в мониторинге и санитарном производственном контроле за условиями труда; в оценке риска травмирования и (или) заболевания; в проведении специальной оценки условий труда; в выработке плана мероприятий по улучшению условий труда, включая обоснование предоставления компенсаций работникам».
Эта функция соответствует следующим требованиям к работодателю, который должен обеспечить:
- проведение оценки условий труда в форме аттестации рабочих мест по условиям труда, либо специальной оценки условий труда либо оценки профессионального риска;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
К нему примыкает функционал: «Координация, организация и участие в обследовании состояния и обеспечении безопасности территории, дорог, трубопроводного транспорта, эстакад, зданий, сооружений, помещений и производственных площадок, контролируемых работодателем».
Эта функция соответствует очередным требованиям к работодателю: на него возлагается обязанность обеспечить «безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов», из чего следует такой функционал, как «координация, организация и участие в обеспечении безопасности трудового процесса путем обеспечения работников средствами коллективной защиты, знаками безопасности, сертифицированными средствами индивидуальной защиты, смывающими и моющими средствами, дерматологическими кремами».
Эта функция соответствует следующим требованиям к работодателю, который должен обеспечить:
- «применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;
Второе, что необходимо знать – это состояние здоровья работника и восприимчивость его организма к неблагоприятному воздействию. Из этого требования вытекает и соответствующий функционал: «Координация, организация и участие в мониторинге за состоянием здоровья работников путем проведения различного рода медицинских осмотров».
Эта функция соответствует следующим требованиям к работодателю, который должен обеспечить: «в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
К нему примыкает функционал:
«Координация, организация и участие в профилактике профессиональной заболеваемости путем обеспечения работников молоком, лечебно-профилактическим питанием, санитарно-бытовыми условиями, включая условия отдыха плавсостава, летного состава, машинистов локомотивов, водителей автотранспортных средств, а также работающих вахтовым методом».
Эта функция соответствует следующим требованиям к работодателю, который должен обеспечить:
«санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи»;
Важнейшим функционалом деятельности специалиста по охране труда остается такой функционал как:
«Координация, организация и участие в обеспечении безопасности трудового процесса путем обеспечения информированности, осведомленности и профессиональной компетентности работников по вопросам охраны труда путем информирования, инструктирования и обучения, включая проверку знаний».
Эта функция соответствует следующим требованиям к работодателю, который должен обеспечить:
- «обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда»;
Важнейшим функционалом деятельности специалиста по охране труда все более становится такой функционал как:
«Координация, организация и участие в работе по стимулированию мотивации работников на безусловное выполнение требований охраны труда, безопасное поведение и применение безопасных приемов работы, в том числе проведением психофизиологического обследования, поведенческого аудита и т.п.».
В связи с развитием аутсорсинга все большее значение приобретает функционал
«Координация, организация и участие во взаимодействии со сторонними организациями по обеспечению безопасности выполнения работ и охране труда в случаях: (а) выполнения этими организациями на подконтрольной работодателю территории работ в рамках аутсорсинга, (б) выполнения организацией работодателя на подконтрольной другим работодателям территориях работ в рамках аутсорсинга».
Проверка выполнения намеченных планов была и остается важнейшим видом деятельности специалиста по охране труда, откуда следует и функционал:
«Координация, организация и участие в производственном контроле средствами оперативного, планового, внепланового, целевого или комплексного многоступенчатого контроля, в проверках и аудитах организации работ по охране труда в подразделениях».
Эта функция соответствует следующим требованиям к работодателю, который должен обеспечить:
«организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты»;
К нему примыкает функционал:
«Координация, организация и участие в расследовании и квалификации несчастных случаев и происшествий, подозрений на профессиональное заболевание, учета и хранения соответствующих актов».
Эта функция соответствует следующим требованиям к работодателю, который должен обеспечить:
«расследование и учет в установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
Деятельность работодателя в сфере охраны труда протекает в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными лицами, откуда следуют два близких, но различных функционалов:
«Координация, организация и участие во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, контрольно-надзорными органами, профессиональными союзами, объединениями работодателей и иными общественными организациями в сфере охраны труда и безопасности производства; участие в судебных процессах со стороны работодателя по вопросам охраны труда».
Эта функция соответствует следующим требованиям к работодателю, которым должны быть обеспечены:
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Большое значение есть у функционала «Координация, организация и участие во взаимодействии с внешними службами экстренного реагирования, медучреждениями, научными и обучающими организациями, организациями, занятыми оказанием услуг в сфере охраны труда, включая поставку сертифицированных СИЗ, знаков безопасности, нормативной и учебно-методической литературы, плакатов и буклетов, компьютерных программ, а также разработку проектов по улучшению средств коллективной защиты».
Эта функция соответствует требованиям к работодателю: он должен обеспечить «принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций и сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в т. ч. по оказанию первой помощи».
И вся эта деятельность должна периодически завершаться отчетами и рассмотрением дел высшим руководством, откуда следует функционал: «Координация, организация и участие в сборе и подготовке отчетных материалов, рассмотрении их первым руководителем организации, пересылке отчетов вышестоящим организациям и органам статистики».
Поскольку выполнение всей деятельности работодателя в этой сфере требует финансовой поддержки, то неизбежна необходимость в функционале «Координация, учет и управление (в пределах предоставленных полномочий) расходами работодателя на цели обеспечения охраны труда работников, включая страхование от профессиональных рисков и финансирование предупредительных мер».
И завершается вышеприведенный ряд функционалов естественным функционалом: «Повышение личной профессиональной компетентности по вопросам охраны труда и безопасности производства, постоянное знакомство с передовым опытом и наилучшими
практиками управления охраной труда».
Таким видится и таким должен быть профессиональный стандарт для специалиста по охране труда!