ДОПОГ до и после. Обеспечение безопасности перевозок опасных грузов. Р. И. Фаизов (№4, 2013)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4 2013

ДОПОГ: До и после. ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Р.И. Фаизов,

НОУ ДПО «Башкирский межотраслевой институт охраны труда,

экологии и безопасности на производстве»,г. Уфа

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом, выполняемая в городском, пригородном и междугородном сообщении, представляет реальную угрозу с серьезными последствиями как для состояния окружающей среды, так и для здоровья людей. За рубежом в силу развитости именно автотранспортных перевозок этой проблеме всегда уделялось повышенное внимание.  Поэтому трудно переоценить значение присоединения РФ к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), которое предусматривает единообразные требования к перевозке опасных грузов и эффективному контролю за их соблюдением.

С апреля 2012 г. в нашей стране перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В к этому соглашению.

С тех пор как ДОПОГ в 1968 году вступил в силу, приложения А и В регулярно пересматривались и обновлялись с целью сделать требования более понятными и удобными для пользователей, облегчить их применение не только к международным автомобильным перевозкам в режиме ДОПОГ, но и к внутренним перевозкам в европейских государствах на основе национального законодательства или законодательства Европейского сообщества.

Опасный груз – это вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности. Они могут быть взрывопожароопасными, удушающими, окисляющимися, легковоспламеняющимися, токсичными, коррозионными, инфекционными, радиоактивными.

Особенно строгие меры безопасности должны быть предприняты при перевозках грузов повышенной опасности. Это особая категория грузов, которые могут быть использованы не по назначению, а в террористических целях и, следовательно, привести к серьезным последствиям, таким как многочисленные людские потери и массовые разрушения. При осуществлении перевозок грузов повышенной опасности необходимо получить специальное разрешение в территориальных органах Ространснадзора.

Транспортные средства, перевозящие грузы повышенной опасности, должны быть оборудованы устройствами или системами защиты от угона и хищения его груза, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Они дважды в год подлежат техосмотру и должны иметь допуск к перевозке.

Водители, осуществляющие перевозки опасных грузо,в обязаны пройти специальную подготовку в образовательных учреждениях, допущенных к этой деятельности и имеющих соответствующее Удостоверение территориального органа Ространснадзора. В процессе обучения изучаются такие вопросы, как характер и распознавание рисков безопасности, способы устранения и уменьшения этих рисков, действия, необходимые в случае нарушения безопасности.

В соответствии с разделом 8.1.5. ДОПОГ на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы, обязательно наличие средств индивидуальной и общей защиты, предназначенные для принятия мер общего характера и чрезвычайных мер с учетом конкретного вида опасности. К ним относятся: один переносной огнетушитель для тушения пожаров классов А, В, С, минимальная емкость которого составляет 2 кг сухого порошка; противооткатный башмак, размер которого должен соответствовать максимальной массе транспортного средства и диаметру колес; два предупреждающих знака с собственной опорой; жидкость для промывания глаз (для 3–9 классов). Кроме

того, каждый член экипажа транспортного средства должен иметь аварийный жилет (стандарт Е № 471); переносной осветительный прибор; пару защитных перчаток; защитные очки.

В случае знаков опасности 2,3 и 6,1 необходимо дополнительное снаряжение в виде маски для аварийного покидания транспортного средства с

комбинированным фильтром для газа и пыли, а в случае твердых веществ и жидкостей со знаками опасности 3, 4.1, 4.3.8 – лопаты, дренажной ловушки и сборного контейнера.

Для оказания помощи в случае аварии или чрезвычайной ситуации, которые могут иметь место или возникнуть во время перевозки, в кабине экипажа транспортного средства в легкодоступном месте должны находиться Письменные инструкции (ДОПОГ 5.4.3) на языке, понятном каждому члену экипажа до начала рейса. До начала работы члены экипажа транспортного средства должны получить информацию о перевозимом опасном грузе и ознакомиться с письменными инструкциями, содержащими сведения о мерах,

принимаемых в случае аварии или чрезвычайной ситуации.

Продолжительность работы водителя при пятидневной рабочей неделе не должна превышать сорок часов. Они должны один раз в два года проходить медицинское освидетельствование, а также регулярные предрейсовые медицинские осмотры.

Для контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 13.02.2013 г. № 36 установлено требование об оснащении до 01.04.2013 г. транспортных средств, категорий N2, N3 техническими средствами – тахографами.

В целом, выполнение требований международных соглашений и разработанных на их основе национальных требований к перевозке опасных грузов, позволяют повысить уровень безопасности для населения, окружающей среды и самих водителей, снизить профессиональные риски.