Маски-в ряд!
Оценка обеспеченности СИЗ
при аттестации рабочих мест
Т.В.Мусатова, первый заместитель
Генерального Директора АНО ТО «НИИ БЖД»
Аттестация рабочих мест по условиям труда, проводимая на предприятиях в соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ, включает раздел «Обеспеченность средствами индивидуальной защиты».
Согласно п. 31 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. приказом № 342н от 26.04.2011 г.) оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется путем сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ.
Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, образец которого предусмотрен приложением N 5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда.
В ПРОТОКОЛЕ оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте указываются следующие сведения:
-
перечень средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), положенных работнику согласно действующим нормам;
-
соответствие СИЗ условиям труда (соответствует, не соответствует);
-
наличие сертификата или декларации соответствия СИЗ (номер и срок действия).
Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится специалистами аттестующей организации. Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места.
Работа специалиста, проводящего такую оценку, включает два этапа.
Первый этап состоит в определении порядка выдачи СИЗ, соответствия набора и степени обеспеченности ими требованиям Типовых отраслевых норм.
На этом этапе следует проверить:
а) Наличие внутренних норм выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Как правило, такие нормы утверждаются руководителями предприятия и включаются в соответствующий раздел Коллективного договора.
б) Соответствие внутренних норм Типовым отраслевым нормам по степени охвата ими работников предприятия, по перечню выдаваемых средств защиты и по их количеству. Здесь же следует определить, какие СИЗ выдаются как дежурные.
Типичными особенностями при этом являются:
-
несоответствие перечня профессий и должностей организации перечню Типовых отраслевых норм. Если перечень организации шире, то это не является недостатком. Недостаткомследует считать отсутствие каких-либо профессий и должностей в перечне организации, если они присутствуют в Типовых нормах;
-
недостаточный перечень выдаваемых средств индивидуальной защиты. Обычно такое несоответствие нормам объясняется использованием для составлениянорм организации уже отмененной редакции Типовых отраслевых норм;
-
указание на применение некоторых видов СИЗ как дежурных, хотя по Типовым нормам они выдаются в личное пользование.
в) Порядок выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Проверка по этому пункту легче всего проводится путем анализа личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты. Карточка имеет лицевую и обратную стороны. На лицевой стороне должны содержаться сведения о работнике, в т.ч. его пол и размеры одежды, обуви и т.д., а также перечень и количество средств защиты, полагающихся ему по нормам. Анализ лицевой стороны позволяет, в первую очередь, сделать вывод о том, в состоянии ли предприятие обеспечивать работников изделиями необходимых размеров. Если сведений о размерах в карточке нет, лицо, проводящее оценку, может сделать предположение о том, что сведения о необходимых размерах не поступают в подразделение, составляющее заявки на приобретение СИЗ. По карточке легко установить, соответствует перечень СИЗ, положенных данному работнику, нормам. Карточка позволяет также установить, изменился перечень положенных СИЗ при перемене работником профессии или места работы на предприятии.
Обратная сторона карточки содержит сведения о выданных и возвращенных после использования средствах защиты. Важно учитывать, что СИЗ, хотя и выдаются работнику в личное пользование, не становятся его собственностью. Поскольку их цель – защищать от воздействия опасных и вредных производственных факторов, у работника нет причин выносить их с предприятия (кроме специальных случаев работы геологов, лесорубов и др.). Единственной причиной для выноса с предприятия может служить отсутствие централизованных стирки (химчистки) и ремонта спецодежды.
В соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, работодатель обязан обеспечить уход за средствами индивидуальной защиты, в т.ч. стирку или чистку спецодежды. Отсутствие этого является серьезным недостатком.
Типичные особенности, выявляемые при анализе карточек:
-
отсутствие личных карточек учета или их устаревшая форма;
-
отсутствие сведений о поле и размерах одежды, обуви и др.;
-
отсутствие сведений о сертификате соответствия;
-
несоответствие перечня СИЗ, приведенного на лицевой стороне карточки, нормам;
-
несоответствие перечня фактически выданных СИЗ перечню СИЗ, полагающихся к выдаче. Это особенно относится к часто сменяемым изделиям: рукавицам, облегченным респираторам. Проверяющему могут объяснить, что некоторые виды СИЗ выдаются в неограниченном количестве, например, противошумные заглушки, и они не учитываются в личной карточке. Правдивость этого можно установить непосредственно в цехе, ознакомившись с наличием и доступностью контейнеров с заглушками и т.п.
-
отсутствие отметок о возвращении использованных СИЗ;
-
несоблюдение сроков замены СИЗ.
г) Лишь посетив рабочие места и поговорив с работниками, специалист аттестующей организации может убедиться, применяют работники, выданные им средства защиты, действительно выдаются все необходимые СИЗ, соответствуют они полу, размерам, нет задержек в выдаче, организованы ремонт и стирка, удовлетворяют работников качество СИЗ.
Среди типичных особенностей, выявляемых на этой стадии:
-
неудовлетворенность работников внешним видом, размерами, ростом, соответствием полу спецодежды и обуви;
-
низкое качество и быстрый износ изделий, которые не могут прослужить установленный нормами срок;
-
жалобы на отсутствие ремонта и стирки спецодежды;
-
отсутствие сменных компонентов спецодежды, необходимых на время нахождения основного комплекта в стирке (чистке);
-
низкие защитные свойства изделий, например, отсутствие огнестойкости у костюмов электросварщиков.
На этом работу по первому этапу можно считать завершенной. Но первый этап не дает ответа на очень важный вопрос: соответствуют ли защитные свойства выдаваемых работникам средств индивидуальной защиты условиям производственной среды и характеру трудовой деятельности. Выяснить это поможет второй этап оценки.
Для начала работы необходимо иметь протоколы исследований факторов производственной среды, протокол оценки травмоопасности. Следует провести сравнение свойств фактически выданных СИЗ условиям производственной среды, данные о которых имеются в протоколах. Это касается, в первую очередь, специальной защитной одежды. Поскольку в Типовых отраслевых нормах приводятся виды спецодежды без указания их защитных свойств, следует по документам и, при необходимости, визуально определить - может ли, например, выданный работнику хлопчатобумажный костюм защитить его от высоких концентраций токсичной пыли.
По анализу протокола оценки травмоопасности и непосредственно на рабочих местах следует определить, необходимо применение защитной каски, лицевого щитка, защитных очков, правильно они выбраны по своим защитным свойствам. Следует также определить, способны защитить работника от травм выданные средства защиты рук и ног.
Особое внимание необходимо уделить оценке соответствия условиям производственной среды выданных средств индивидуальной защиты органов дыхания: правильно подобраны марки противогазовых средств, достаточны их защитные свойства при обнаруженных концентрациях вредных веществ.
Не стоит забывать, что при оценке обеспеченности СИЗ, оцениваются смывающие и (или) обезвреживающие средства.
В соответствии с п. 1.1.2 ГОСТа 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» средства дерматологические защитные относятся к средствам индивидуальной защиты. Согласно п. 2.11 ГОСТа к средствам дерматологическим защитным относятся: защитные и репаративные средства, очистители кожи.
В конце мая 2011 г. вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами"». Данным документом утверждены новые нормы обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами, в частности, обновлен перечень указанных средств и дополнен перечень работ, при которых они применяются. Порядок выдачи формализован и более ужесточен; теперь средства должны выдаваться под роспись с внесением соответствующей записи в личную карточку учета.
Также, в соответствии с п. 12 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. № 1122н (Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами») подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, сведения о выдаваемых смывающих и (или) обезвреживающих средствах отражаются в пункте 4 протокола оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте, форма которого предусмотрена приложением № 5 к Порядку.
Нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника. В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время в соответствии с рядом отраслевых соглашений, одной из сторон которых выступают территориальные органы и подведомственные организации некоторых федеральных органов государственной власти, работодатель берет на себя повышенные обязательства по расширению перечня мер защиты работников от вредных и опасных условий труда.