Эффективная Профилактика
Giancarlo Bianchi / Джанкарло Бьянчи-
Президент AIAS, казначей и бывший председатель ENSHPO
НАЦОТ – Международная конференция по развитию Международных стандартов Практики
(Москва, 9-10 июля 2012 года)
Зададимся вопросом:
Возможна ли на настоящий момент реализация (безопасность, здоровье и окружающая среда) эффективного и результативного предупреждения рисков, позволяющая в то же время компании повышать производительность?
Итальянский акцент
Думаю, было бы целесообразно схематически представить законодательную и техническую эволюцию предупреждения рисков на Европейском и Итальянском уровне, чтобы отобразить разные его этапы.
На схеме отражены различные этапы профилактики, начиная с 50-х годов в Италии, и она также демонстрирует Европейскую эволюцию, начиная с 70-х годов, когда впервые ЕЭС (Европейское Экономическое Сообщество), а затем и Европейский Союз опубликовали специальные правила и нормы и организации.
Единый Европейский рынок также подчеркнул необходимость принятия положения о защите работников и населения Европы, чтобы избежать социального демпинга и недобросовестной конкуренции между экономиками разных стран.
Единые Европейские Акты: первый (1986) и последующие в Маастрихте (1992 года) и Амстердаме (1997) способствовали социальной политике и политике в области свободного обращения товаров, как составной части единого Европейского рынка.
Акты предоставляются для выявления, поощрения и осуществления мер профилактики и реализованы на трехсторонней основе через европейские Институты, Организации Работодателей и Профсоюзы.
В частности, последующие Акты, созданные по охране Здоровья и технике Безопасности, направлены в Европейскую комиссию по “Занятости, социальным делам и равным возможностям”, Консультационный комитет, агентство по Безопасности и гигиене труда на рабочем месте (1996), а также включены в деятельность Европейского парламента и специальных парламентских комитетов.
Кроме того, они привели к созданию Европейского Экономического и Социального комитета (EESC), фонда Дублина, CEN и CENELEC, таким образом, поднимая Европу на международный уровень.
Эволюция в предупреждении рисков
Начальный этап (см. рис. 1) совпадает с правовой формализацией обязанностей профилактики рисков в соответствии с промышленным, социальным и экономическим развитием каждой страны.
В Италии этот этап совпадает с выдачей DPR 547 1955 года и введения следующих правил.
Правительство опирается на закон, в основном, на технические и специальные профилактические меры и институциональные надзорные органы управления.
Мы можем определить период между 1955 и 1964 гг. как период, когда техническая профилактика является превалирующей и сосредоточена на безопасности, гигиене труда, здоровье и медицине в труде. Поворотным моментом предупреждения рисков является признание в Италии Закона-Декрета 626 1994 г., применяемого Европейским законодательством.
Эти правила основаны на системных принципах по предотвращению возникновения и развития рисков в качестве неотъемлемой части системы управления компанией в соответствии с ISO 9000:2000 и стандарта, касающегося системы управления производством прибыли, качества продукции и услуг, преобразования любой организации любого размера, в любом контексте и в любой географической области.
В этот же период (с 1999 года по 2000 год), стандарты OHSAS 18001 и 18002 выпускаются со ссылкой на здравоохранение и систему управления безопасностью в соответствии со стандартами ISO 9000.
Можно сказать, что, начиная с 1990 г. системный, организационный и управленческий подходы являются превалирующими.
Недавно Европейский Союз способствовал удовлетворению потребности в информации и непрерывном образовании и подготовки кадров европейских граждан и работников, налагаемых требованием осуществить непрерывность процесса и продукта инновации в европейских компаниях, чтобы сохранить приемлемую конкуренцию на международном уровне.
Таким образом, мы способствовали постоянному росту знаний и развитию эпохи как важнейшего элемента индивидуального, социального и экономического развития европейских граждан и организаций.
В то же время правила, касающиеся социальной ответственности организаций и сознательного управления безопасностью и окружающей средой являются основой правильного применения социального поведения организации.
Развитие добровольных стандартов специалистов по охране труда на уровне Евросоюза.
В совокупности системный подход и знания, увеличение площади глубоко влияют на эволюцию предотвращения риска профессионалов (см. рис. 2).
Добровольная основа для специалистов только в крупных компаниях с техническими функциями, ноу-хау и задачами наступает после подтверждения директивы Европейского Союза в Италии и в странах Европейского Союза.
В соответствии с юридическими и техническими регламентами, специалисты сейчас делятся на две категории:
-
Менеджер стандартизированных систем управления с навыками лидерства, управления, культуры и профилактики поведения систем управления;
-
Эксперты и технические специалисты с опытом работы с техническими или поведенческими дисциплинами и/или эксперты, в основном занятые в производственных или структурных подразделениях. Только совместные и скоординированные действия менеджеров и экспертов могут привести к эффективной и действенной профилактике рисков.
Проект Eusafe берет свое начало от развертывания Законодательства Европейской Безопасности и гигиены Труда (БГТ) и текущей ситуации занятости в сфере охраны труда.
Безопасность и гигиена труда являются фундаментальным правом человека, которое оказывает влияние на всех граждан Европы, как они определены в статье 31 (Честные и Справедливые условия труда) 2000 Хартии Фундаментальных Прав
Общие законодательные рамки, касающиеся охраны труда, были созданы с 1989 года в странах ЕС, начиная с Рамочной директивы 89/391/EEC) и последующих отдельных Директив.
Это законодательство требует от работодателя обеспечения безопасности и здоровья работников и наличие грамотной консультации по этим проблемам.
Обеспечение того, чтобы работодатели выполняли свои обязательства перед рабочей силой и обществом, было одной из основных ценностей на момент вступления в ЕС.
Однако, несмотря на это, Европейская комиссия, регулирующая базы данных профессий, никогда не была попыткой гарантировать, что рекомендации, данные по охране труда специалистов, будут едиными для всех государств-членов.
Эти требования были введены в разных формах в национальное законодательство всех государств-членов, вызывая отсутствие прозрачности и признания знаний и квалификации специалистов по охране труда как менеджеров, так и технических специалистов.
Кроме того, уже давно было признано, что в профессии охраны труда отсутствует стандартизация, оказывающая влияние на свободу труда и мобильность в разных странах, особенно в тех государствах, где государственные регистрационные программы существуют.
Некоторые директивы уже преодолели эти барьеры на пути движения профессионалов, но прогресс в достижении соглашения является медленным. Вклад в решение этой проблемы был предоставлен Международной Ассоциацией Социального Обеспечения в Разделе по технике безопасности, обучению, которая изучила путь, по которому эти специалисты готовятся по всей Европе.
После принятия Лиссабонской Стратегии в 2000 году, государства-члены ЕС и Европейская комиссия укрепили политическое сотрудничество в области политики образования и профессиональной подготовки.
Это было сделано через рабочую программу «Образование и Подготовка 2010», стартовавшую в 2001 и последующие действия при ее развитии, Стратегические Рамки для Европейского Сотрудничества в области Образования и профессиональной Подготовки (ET 2020 года, принятую Советом в Мае 2009 года
Долговременные стратегические цели образования в Евросоюзе и политики подготовки специалистов включают:
-
Организацию непрерывного образования и мобильности, и;
-
Повышение роли творчества и инноваций, в том числе предпринимательской деятельности, на всех уровнях системы образования и профессиональной подготовки
Проект EUSAFE был создан в целях содействия, в отношении модернизации и гармонизации охраны труда профессиональных стандартов, пересмотренных целями стратегии-2020 ЕС «умного, устойчивого и всеохватывающего экономического роста», так как «безопасность, здоровье и производительность идут рука об руку».
Было признано опустить рамки и приоритеты программы Леонардо да Винчи для повышения прозрачности и признания квалификаций и компетенций в ключевых аспектах, повышения профессиональной подготовки и разработки новой профессиональной квалификации и подготовки структуры для реагирования на потребности рынка. Как таковая, она получила поддержку от Европейской комиссии.
Команда проекта, включающая консорциум шести европейских Партнеров, состояла из специалистов и ученых это лица, представляющие профессиональные ассоциации, институты, ведущие вузы и ключевых промышленных партнеров по ЕС. Проектная методология включала консультации, семинары и презентации для того, чтобы результаты были применимы и, главное, достижимы через государства-члены.
Инструменты для обеспечения эффективного предупреждения рисков
В научных исследованиях и отдельных изысканиях, направленных на предупреждение рисков, должны быть предусмотрены четыре уровня, необходимые для получения ощутимых и действенных результатов с высокой вероятностью и предсказуемостью.
Исследование и разработка моделей и инструментов, проверенных с помощью научных методов. В настоящее время всё это уже можно найти в международной, европейской и итальянской практике — в трудах университетов и исследовательских центров, работающих в этом направлении.
Требует постоянного обращения к себе универсальная теория, работающая инструментом для оценки возможных рисков.
Заработали и стандарты для управления прогнозированием рисков, а именно:
-
стандарт OHSAS 18001:2007, направленный на управление системой охраны труда;
-
стандарт IAEA по определению лидерства;
-
протоколы BBS (безопасность, основанная на поведении) для управления профилактикой правильного профессионального поведения.
Руководящие принципы, широко предлагаемые Европейским агентством по безопасности, доступны для применения по вопросам предупреждения рисков в отношении малых и средних предприятий.
В заключение хотелось бы сказать, что сегодня в странах Евросоюза уже можно эффективно работать над предупреждением профессиональных рисков, а это непременно должно сказаться и на повышении производительности труда на рабочих местах.