В.А. Капцов,
зав. отделом гигиены труда
ФГУП ВНИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора
E-mail: kapcovva39@mail.ru
(г. Москва)
В.Н. Дейнего,
руководитель проекта, Научно-производственная коммерческая фирма
«ЭЛТАН ЛТД»
(г. Фрязино)
E-mail: vn-led@bk.ru
Реферат
Данная статья написана для привлечения внимания работников охраны труда к проблемам «синей опасности - 440-460нм» светодиодного освещения по результатам выступления авторов с докладом «Свето-биологическая безопасность и риски заболеваний глаз среди школьников в классах со светодиодными источниками света первого поколения» на Научно-практической образовательной конференции «Офтальмология: сегодня-завтра», которая прошла 16.11.17г. в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. Организаторы конференции хотели ознакомить офтальмологов Московской области с проблемой «синей опасности» для детских глаз.
Ключевые слова: светодиодное освещение, охрана труда, фотобиологическая безопасность, обследование школьников.
Led lighting is safety and labor protection in schools
V. A. Kaptsov
ead of Occupational Hygiene Department
of Railway Hygiene Institute, Rospotrebnadzor, Moscow
V. N. Deinego
Project Manager, Research and Production
Commercial Company “ELTAN Ltd”, Fryazino
Abstract
This article was written to draw the attention of workers of labor protection to the problems of LED lighting following the results of the author's report on “Light-Biological Safety and Risks of Eye Disease among Schoolchildren in Classes with LED Light Sources of the First Generation” at the scientific-practical educational conference. The organizers of the conference wanted to acquaint the ophthal-mologists of the Moscow region with the problem of “blue danger” for children's eyes.
Keywords: LED lighting, labor protection, photobiological safety, examination of schoolchildren.
Эра светодиодного освещения наступила в тот момент, когда Сюдзи Накамура (Нобелевский лауреат по физике 2014 года) покрыл синий светодиод желтым люминофором и получил светодиод, который излучал белый свет с дискретным спектром излучения, отличавшийся от непрерывного солнечного спектра и спектра лампы накаливания. С этого момента начался бум в исследованиях по изучению влияния синего света на глаза и здоровье человека, которое формировалось в условиях солнечного света с непрерывным спектром излучения. В условиях массового внедрения в школы светодиодного освещения - "Безопасность и охрана труда" для школьных врачей, гигиенистов и детских офтальмологов является одной из важнейших задач, которую они будут решать в рамках общероссийской программы «Здоровье - детям». В рамках этой программы по инициативе руководства «Ассоциации Заслуженных врачей РФ» предложена подпрограмма «Здоровый свет - детям», которая будет реализована при выполнении правительственной программы «Школа 2020».
Исследования, проведенные офтальмологами в Южной Корее, в которой массово применяются компактные люминесцентные и светодиодные лампы, показали ужасающий результат – 96,5% всех 19-летних мужчин призывного возраста имеют миопию ( 1,2 ).
В статье «Морю света объявлен «синий уровень опасности»» медицинский директор сети офтальмологических клиник «Де визо» к.м.н. Александра Андреева говорит о проблеме воздействия синего света на сетчатку при облучении ее светодиодным светом: «… проблема воздействия формально не стоит. Нет спроса со стороны социума, нет соответствующего «заказа» со стороны государства, практически отсутствует обсуждение в сфере офтальмологического сообщества. Проблема излучения 440-460нм в светодиодных светильниках в настоящее время завуалирована и недооценена, но она обязательно «выстрелит» в будущем, когда дегенеративные заболевания сетчатки резко «помолодеют» …… государство озадачится в связи с потерей части трудоспособного населения и увеличения расходов на медицину» (3).
Далее она считает, что «Несмотря на доказанную роль вредного синего в патогенезе возрастной макулярной дегенерации и давно налаженное производство интраокулярных линз с желтым фильтром, офтальмохирурги продолжают имплантировать хрусталики без фильтра, особенно по бесплатным медицинским программам, поскольку они дешевле. И никто не запрещает это делать. Такая же двоякая ситуация со светодиодами: с одной стороны, многие потребители и производители не знают о риске, который несет излучение 440-460нм, с другой стороны, контакт с представителями отраслевого бизнес-сообщества приводит к пониманию того, что вопрос воздействия на здоровье для них является одним из последних. Крупные потребители, с которыми приходилось общаться ( директора парков отдыха, отельеры, чиновники) хотя и осознают важность обозначенных рисков, признают доминирующей роль экономической составляющей при закупках. Желание заработать и сэкономить стало определяющим в действиях большинства людей» ( 3 ). Справедливость этих слов подтверждает высказывание руководителя Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе (АПСС) дипломированного инженера Долина Е.В. - «Варварство, алармизм и начетничество ….. «заслуженных врачей» привело к большим издержкам у АПСС и у всех честных участников рынка в части открытия рынка школ для качественного освещения в преддверии активной фазы реализации правительственной программы «Школа 2020»». И тут вспоминаются слова классика - «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы".
Для активного продвижения на школьный рынок освещения светодиодов с большой долей синего света членами АПСС проведена большая работа. Для сохранения на светотехническом рынке в качестве базовой технологии pc-Led (синий светодиод покрытый желтым люминофором и от которой отказался С. Накамура)) производители светодиодных светильников предпринимают большие усилия по обоснованию полезности применения этой технологии получения белого света для освещения или хотя бы получения доказательства, что оно не хуже чем люминесцентное.
При этом данные технологии сравниваются по:
- критериям психоэмоционального состояния волонтеров в условиях освещения светильниками с люминесцентными лампами и со светодиодами;
- значениям показателей фотобиологической безопасности для следующих групп источников света:
а) солнечный свет с высокой цветовой температурой (более 10000К) , ламп накаливания, белых светодиодов и синих светодиодов;
в) солнечный свет с высокой цветовой температурой, ламп накаливания, люминесцентных ламп, белых и синих светодиодов.
Рассмотрим корректность этих исследований, которые положили в основу обоснования перспективности светодиодной технологии (синий светодиод покрытый желтым люминофором).
15 сентября 2005 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 569 утверждены изменения, которые вносятся в пункт 7 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24июля 2000 г.№554 и в частности в пункте 3. предлагается слова ( п.7): "создающейся из числа ведущих специалистов, ученых, руководителей государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации " исключить. В таких вольготных административных условиях в 2010 году специалисты РОСНАНОТЕХНОЛОГИИ (лоббисты отечественной светодиодной светотехники) совместно со специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН провели комплекс исследований по влиянию светодиодного освещения на волонтерах. Критерием гигиенической оценки служила динамика психофункционального состояния добровольцев-волонтеров при значительной зрительной (1 час работы с черно-белым текстом) и умственной нагрузке при работе в условиях общего освещения (400люкс), с использованием светодиодов и люминесцентных ламп с трёхполосным люминофором типа OSRAM Lumilux +ECO L18/21840. Из всего многообразия светодиодных светильников для испытаний были представлены два типа светодиодных светильников - с рассеивателем (светодиодный светильник Beta Lux 1-30 со светодиодами мощностью 1вт) и без него, по рекомендациям НИИ СФ РАН.
Основные результаты эксперимента проведенного Научным центром здоровья детей РАМН показали, что при использовании светодиодного светильника Beta Lux 1-30 работоспособность повысилась на 12%, а утомляемость не превышала показателей контрольной группы. При этом хочется отметить, что в книге Текшевой Л.М. (4) была приведена схема освещения комнат, где проводились исследования с участием волонтеров. Из анализа общей схемы размещения светильников следует:
- комната с люминесцентным светильником площадью 21,8м2 освещена 8 светильниками, каждый из которых имеет общий световой поток меньше 2700лм (две лампы по 1350лм), при этом средняя освещенность равна 375лк (Eмин = 300лм и Емакс =450лм) при коррелированной цветовой температуре 4000К;
- комната со светодиодным освещением площадью 31,075м2 освещена 12 светильниками, каждый из которых имеет общий световой поток более 4000лм при этом средняя освещенность равна 440лк (Eмин = 350лм и Емакс более 490лм в центре комнаты) при коррелированной цветовой температуре 4516К (5).
Итак, фактически имеется разница в уровне средней освещенности в 75 люкс при разнице в цветовой температуре в 516К, люминесцентный светильник был без рассеивателя света, а светодиодный светильник такой рассеиватель имел. Такая разница между условиями освещения комнат повлияла на результаты исследований и свидетельствует о некорректности подобного сравнения.
Однако, в статье «Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения люминесцентными лампами и светодиодными источниками света» авторы не привели схемы размещения светильников, а указали следующее – условия освещения контрольного и экспериментального помещений соответствовали требованиям санитарных правил на протяжении всех исследований :
-освещённость 400 лк;
-показатель дискомфорта менее 15 отн. ед.;
-коэффициент пульсации светового потока менее 10 %;
-коррелированная цветовая температура составляла 3500–4500 К (6).
В то же время эти же исследователи обнаружили, что при освещении светильником, изготовленным по рекомендации НИИ СФ, работоспособность и утомляемость волонтеров ухудшалась в два раза. Прямое воздействие света светодиодов на волонтеров в течение часа, негативно сказывалось на их здоровье.
После корректировки состава комиссии Роспотребнадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24июля 2000 г.№554 приобрели особое значение «круглые столы» для обсуждения, указанных выше результатов исследований. Участники апрельского круглого стола РОСНАНО оживлено обсуждали результаты этих исследований. Выступавший А. Чубайс отметил, что работы по изучению влияния светодиодного освещения на человека ведутся и даже рассказал о проведенном эксперименте с участием добровольцев-волонтеров. По итогам исследований были подготовлены изменения в СанПиН и некоторые нормативные акты. Что было подвергнуто критике профессором, академиком АЭН РФ Ю.Б. Айзенбергом. По мнению профессора, для изучения влияния светодиодов необходимы масштабные исследования. Недопустимо делать выводы и предложения по внесению изменений в нормативные акты на основе одного экспериментального исследования (7).
Несмотря на критические замечания светотехников, экспертов светотехнического сообщества (6) и на тот факт, что светильники аналогичные разработке НИИ СФ занимают большую часть рынка светодиодных светильников (более 87%), результаты названных испытаний не были использованы при подготовке нормативных документов при корректировке Санитарных правил, которые подписал Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, возглавляющий комиссию по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию. И уже 30 апреля 2010г. был утвержден СанПиН, разрешающий применение светодиодной осветительной техники. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2010 №20 утверждены СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585–10 «Изменения и дополнения №1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278–03 „Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий”» (зарегистрированы Минюстом России 08.04.2010, регистрационный номер 16824). При этом обращает на себя внимание отсутствие утверждающей подписи представителя Министерства здравоохранения согласно пункта 8 Постановления правительства РФ №554 «Санитарные правила, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации, подлежат государственной регистрации». Об исключительной значимости роли Минздрава РФ при корректировке СанПиН еще раз подчеркнуто в Протоколе №ОС-2017/3.К.3 (№15) Заседания Комиссии в сфере градостроительной деятельности и архитектуры Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В пояснительной записке к проекту Изменения №2 СНиП «Естественное и искусственное освещение» говорится следующее:
- в целях отмены преимуществ в использовании для освещения ламп накаливания и гармонизации с общеевропейским стандартом EN 12464-1. «Свет и освещение. Освещение рабочих мест» согласно проекту изменения СанПиН норма освещенности становится единой для всех источников света. Отменяются ранее введенные допущения о снижении норм освещенности при применении ламп накаливания. Так произошел переход от норм освещенности источников белого света с непрерывным спектром излучения к повышенному (в два раза) уровню освещенности источников белого света с дискретным спектром излучения;
- применение светодиодных источников не распространяется на не исследованные случаи, а именно на освещение помещений дошкольного, школьного и профессионально - технического образования, а также на основные функциональные помещения лечебно-профилактических учреждений в связи с отсутствием исследований на данной возрастной группе населения. Основными источниками света здесь остаются люминесцентные лампы (http://www.pandia.ru/text/77/320/42385.php).
В 2012 году в Москве в центре образования «Феникс» №1666 был открыт первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах. Кабинет был создан НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН при поддержке "Роснано", фонда инфраструктурных и образовательных программ "Роснано" и компании "Оптоган" - ведущего российского производителя светодиодов и осветительной техники на их основе.
В работе (8 ) приведены результаты сравнительных результатов обследования школьников 4-11 классов школы №1666 г.Москва, которые находились при люминесцентном и светодиодном освещении с коррелированной цветовой температурой 4500К.
Кроме того, использовались светильники со светодиодами мощностью лишь 0,1Вт с однородной яркостью светового отверстия, благодаря рассеивателю. Выше было показано, что сравнение светодиодных светильников с рассеивателем и без него с голыми люминесцентными лампами с точки зрения гигиены света является не корректным. В статье (8)
не представлены схемы размещения осветительных приборов в классах школы № 1666. Это не позволяет оценить реальные уровни освещенности в классах с люминесцентными лампами без рассеивателей и со светодиодными светильниками с рассеивателями. С высокой долей вероятности можно сказать, что в 4 классах не изменялась схема размещения люминесцентных светильников с двумя люминесцентными лампами. Из этого следует, что уровни освещенности при люминесцентном освещении были ниже, чем при светодиодном освещении. В работе (9 )
под общей редакцией проф. Ю.Б. Айзенберга говорится следующее: «Обследования состояния освещения школ, регулярно проводимые в России в городах и сельской местности в начале 80х годов прошлого века, затем в начале этого века показали, что нормы освещения не выполняются и наполовину и, в целом, прослеживается даже тенденция ухудшения условий освещения школ. Так, даже в обследованных школах г. Москвы освещенность на досках составляла 130–140 лк при норме 500 лк, в классах на рабочих местах освещенность составляла от 50–100 лк до 250–260 лк при норме 400 лк» .
Наибольший интерес с точки зрения продолжительности воздействия света на зрительный анализатор учеников представляют результаты обследования школьников 4 классов, которые на протяжении всего учебного дня находились в среде светодиодного освещения. Ученики 1,2 и 3 классов не обследовались. Обучение учащихся 5–11 классов на фоне светодиодной осветительной системе (ОС СД) проводилось только на отдельных уроках в кабинете информатики, как с использованием, так и без использования компьютерной техники. По критерию длительности воздействия были приведены только результаты испытаний учеников 4 классов. Особенностью развития зрительного анализаторов учеников 1,2 и 3 классов является недостаточное развитие цилиарного тела, которое формируется полностью только к 7-10-летнему возрасту (10).
Оценка состояния зрительного анализатора учеников 4 класса проводилась по показателю критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ). Этот показатель даёт представление не только о функциональном состоянии зрительного анализатора, но и о подвижности нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора. Слияние мельканий при меньшей частоте импульсов свидетельствует об ухудшении функционального состояния коркового звена. Результаты обследования по критерию КЧСМ приведены на рис. 1.
Применение светодиодного освещения с коррелированной цветовой температурой 4500К по показателю КЧСМ не привело к улучшению состояния зрительного анализатора у учеников 4 классов. Показатель улучшения упал на 10%, и при этом резко возросло значение показателя «без изменения».
Результаты оценки эффекта перехода с люминесцентного освещения на светодиодное по показателям выполнения сложной умственной работы (приняв отрицательную динамику до 20 % за «–», отсутствие изменений (от –5 % до +5 %) за «+») приведены в таблице.
Представленные в таблице данные убедительно показывает, что по интегральному показателю работоспособности учеников 4 классов не было обнаружено разницы между люминесцентным и светодиодным освещением.
В свете полученных результатов уместно обратиться к работе «Риски здоровью школьников в гиперинформационном обществе. Концепция информационной безопасности детей. Ноябрь 2016г. » автор - член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук, Владислав Ремирович Ку́чма, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Научный центр здоровья детей» – директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России.
Он отмечал, что за последние 10 лет средний уровень величины показателя КЧСМ резко снизился (рис.2).
Рис. 3. Снижение показателя КЧСМ у современных подростков, относительно сверстников 10 лет назад
Одной из причин 10-летнего различия является широкое внедрение в современную жизнь учащихся информационно-коммуникационных средств способствующих развитию когнитивных функций и психомоторики, но приводящих к большему утомлению нервной системы.
Доктор Кучма В.Р. в своем докладе также отмечает снижение показателя КЧСМ при работе с планшетом (рис.3)
На основании полученных результатов и при отсутствии исследований по 1,2 и 3 классам было принято решение о распространении светодиодного освещения на всю начальную школу, а также по корректировке СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Так, в п.7.2.2. «В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый".
24. Пункт 7.2.3. изложить в редакции: "7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения".
25. Пункт 7.2.5. дополнить предложением в редакции: "Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий".
Специалисты лаборатории физико-химических основ рецепции ИБХФ им. Н.М. Эммануэля РАН отмечают, что «проведенные сейчас психофизиологические исследования по общему состоянию организма детей при использовании светодиодного освещения (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН) не дают информации о детских глазных рисках по опасностям потери зрения». Учитывая недостаточную изученность вопросов влияния светодиодного света на здоровье людей разных возрастных групп и оценки отдалённых рисков такого влияния, Министерство здравоохранения Белоруссии своим Постановлением от 29 декабря 2014 г. № 115 внесло в Санитарные нормы и правила изменения. В частности, в разделе «Требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению помещений жилых и общественных зданий» было внесено изменение в п. 25: «Применение светодиодных источников света не допускается для искусственного освещения помещений учреждений образования, в которых организован образовательный и воспитательный процесс, а также помещений функционального назначения организаций здравоохранения».
В частности в пункте 5.3.7 СП256.1325800.2016 указано следующее «… Для общего освещения учреждений дошкольного, школьного и профессионально - технического образования, а также в основных функциональных помещениях профилактических учреждений следует применять люминесцентные (включая компактные) лампы и лампы накаливания, в том числе галогенные. Применение светодиодных источников света в указанных помещениях не допустимо».
С целью обеспечения здорового образа жизни в помещениях американский институт сертификации зеленого строительства (IWBI) разработал новый стандарт. Этот строительный стандарт под названием WELL, будучи введенным в систему сертификации LEED, определяет правила построения интерьеров, отвечающих медико-санитарным требованиям. Согласно новому стандарту все здания оцениваются по семи параметрам: освещение, комфорт, воздух, вода, питание, физическое состояние человека и настроение. Освещение — самый главный критерий WELL, так как количество света влияет на биоритмы, а значит и на работоспособность человека. WELL Building Standard® стремится пойти гораздо дальше, чем обычные рекомендации по освещению, чтобы учитывать не только остроту зрения и избегание бликов, но также, чтобы признать важную роль ганглиозных клеток ipRGCs, которые влияют на формирование изображения и циркадные эффекты.
Проведенный анализ особенностей спектра светодиодного света и их негативного влияния на заболеваемость глаз и здоровье человека позволил сформировать теоретические основы разработки нового поколения полупроводниковых источников белого света для создания здоровой световой среды. На базе новой парадигмы восприятия света зрительным анализатором человека были сформулированы требования к люминофорному составу и к возбуждающему его светодиоду, а в ходе выполнения работы «Разработка промышленной технологии производства энергоэффективных светодиодных источников белого света с биологически адекватным спектром излучения» специалисты ЗАО ЭЛТАН синтезировали соответствующие люминофоры и разработали полупроводниковый источник белого света, в спектре которого нет выбросов в области 460нм и провалов в области 480нм. На рис.4 приведен измеренный спектр этой лампы.
Рис. 4. Спектр света полупроводникового источника белого света с биологически адекватным спектром с цветовой температурой -3105К, разработанного в ЗАО ЭЛТАН.
Данный спектр лампы не имеет недостатков присущих стандартному белому светодиоду (синий кристалл, покрытый желтым люминофором), является непрерывным и по составу соответствует радужному спектру солнечного света при безопасной цветовой температуре 3000К. В инициативном порядке ведутся работы по его усовершенствованию. Разработка защищена патентом на изобретение в России с приоритетом от 2011 года ( 11 ) , а также патентами Европы, Южной Кореи, США и Китая .
Учитывая особенности современного этапа развития «зеленых технологий» и стандартов для них, 19 июля 2017 года Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) провела совещание при участии советника Президента РААСН, представителя НИИСФ РААСН, Генерального директора Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС), заместителя директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России и других экспертов. Эксперты обсуждали следующие вопросы:
- создание безопасной световой среды в детских дошкольных и медицинских учреждениях ;
- совершенствование существующей нормативно-технической базы по данному направлению.
В своем протоколе №02/ТП от 19 июля 2017г. эксперты рабочей группы по безопасной эксплуатации зданий и сооружений, рекомендовали «при разработке нормативно технической документации учитывать отечественный и мировой опыт создания полупроводниковых источников белого света с биологически адекватным спектром излучения» (12).
Генеральный директор Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) дипломированный-инженер Долин Е.В. в интервью представителям Международной Ассоциации Метрополитенов на вопрос:
- Что нового? Ответил - ведущие производители светодиодов анонсировали в коммерческом доступе принципиально новый светодиод солнечного спектра.
Причем спектр возбуждения многокомпонентного люминофора сдвинут в область 405 нм, что практически снимает вопрос о «синей опасности», а высокий индекс цветопередачи позволяет решать практически любые задачи. Спектр сплошной – без провалов в зеленой области. Прогнозы производителей, сделанные на основе предзаказов, дают к 2020 году долю мирового рынка освещения у светодиодов с CRI > 90 - 30%, а у CRI>95 -10%».
Всему светотехническому сообществу приходит понимание, что с точки зрения фотобиологии, функционирования зрительного анализатора и здоровья человека жизненно важное значение имеет спектральная характеристика искусственного источника белого света, которые надо измерять в абсолютных величинах и для которых необходимо формировать требования в нормативных документах. Реализация разработанной в России концепции «Полупроводниковых источников белого света с адекватным спектром излучения» позволит решить противоречия между «безопасностью и эффективностью», в разы сократить световую нагрузку на глаз детей, а также на природу и человека, которая уже достигла критических значений. Данная концепция может быть реализована в рамках программы «Безопасный свет детям», которая одобрена Минздравом РФ.
Выводы
- Разрабатываемые нормативные документы по освещению, должны ориентировать разработчиков светодиодного освещения на создание безопасной и комфортной среды для детей.
2. В России проблема воздействия на сетчатку глаза излучения 440-460нм в настоящее время завуалирована и недооценена, но она обязательно «выстрелит» в будущем, когда дегенеративные заболевания сетчатки резко «помолодеют» и государство озадачится проблемами потери значительной части трудоспособного населения и увеличения расходов на медицину.
3.В России еще в 2010 году была разработана концепция создания полупроводниковых источников белого света с биологически адекватным и непрерывным спектром излучения, приоритет которой закреплен патентами России, Китая, Японии, Индии и США., требующая скорейшей промышленной реализации. Создание таких полупроводниковых источников белого света позволит эффективно решать в масштабах государства одновременно две задачи – энергосбережения и создания безопасных и комфортных условий при продолжительной работе с повышенными зрительными нагрузками. И такой взвешенный государственный подход, без сомнения, будет одним из важнейших способов профилактики глазных заболеваний и обеспечения безопасности и охраны труда в школах.
Литература
1. Капцов В.А., В.Н. Дейнего В.Н. Фотобиологическая безопасность и техническая политика на светодиодном рынке Энергосовет № 4 (46) 2016 г
2. Su-Kyung Jung, Jin Hae Lee, Hirohiko Kakizaki, and Donghyun Jee Prevalence of Myopia and its Association with Body Stature and Educational Level in 19-Year-Old Male Conscripts in Seoul, South Korea. IOVS, August 2012, Vol. 53, No.
3.Интервью с Александром Андреевым. В море света объявлен «синий уровень опасности» Ж. Полупроводниковая светотехника. №4 2017 с.62- 65
4.Кучма В. Р., Текшева А. М. Гигиенические основы использования светодиодов в системах искусственного освещения. — М.: ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН»
5. Дейнего В. Н. Рецензия на книгу «Кучма В. Р., Текшева А. М. Гигиенические основы использования светодиодов в системах искусственного освещения. — М.: ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН» // Медицина труда и промышленная экология.— 2014. — № 6. — С. 43–46.
6. ДОЛИН Е.В., ЗВЕЗДИНА И.В, НАДЕЖДИН Д.С., ТЕКШЕВА Л.М. , ШМАРОВ И.А. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения люминесцентными лампами и светодиодными источниками света «СВЕТОТЕХНИКА», 2011, № 1
7.В России светодиоды испытывают на людях. https://www.mdm-light.ru/publications/articles/711/
8.Текшева Л. М. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения люминесцентными лампами и светодиодными источниками света в школах. Светотехника. 2012. № 5.
9. Современное освещение школ. Федюкина Г.В. канд. тех. наук (под общей редакцией проф. Ю.Б. Айзенберга). М.: Знак, 2011. Брошюра подготовлена Московским Домом Света по заказу Проекта ПРООН/ГЭФ/Минэнерго РФ «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения в России».
10. В. В. Бакуткин, В. Ф. Киричукр, Э. В. Кузнецова Влияние динамической электронейростимуляции на аккомодационные способности глаза человека. Ж.Практическая медицина 2012
11.Дейнего В. Н., Уласюк В. Н., Сощин Н. П.Светодиодный источник белого света с комбинируемым удаленным фотолюминесцентным конвектором. Патент № 2502917 с приоритетом от 30.12.2011
12.Протокол №02/ТП от 19 июля 2017г. Рабочей группы по безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Секция «Ресурсоэнергоэффективность, безопасность и экология» Технической платформы» Строительство и архитектура» (ТПСА).