УДК 613.6:656
Цифровая экономика и профессии будущего – новая сфера для решения проблем профилактики негативных эффектов
Т.Н. Васильева,
кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела гигиены
E-mail: tatiana.vasilvas@yandex.ru
И.В. Федотова,
доктор медицинских наук, доцент, заведующая отделом гигиены
E-mail: irinavfed@mail.ru
Зуев А.В.,
научный сотрудник отдела гигиены
E-mail: zuyev2006@mail.ru,
ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии»
Роспотребнадзора, г. Нижний Новгород
В.В. Романов,
кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин
АНО ВО МГЭУ Нижегородский институт (филиал),
г. Нижний Новгород
E-mail: fool56@yandex.ru
Реферат
В статье обсуждаются влияние информационно-коммуникативных технологий на динамику популярности традиционных и вероятных (будущих) профессий цифровой экономики.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), цифровая экономика (ЦЭ), IT-специалисты, digital skills, конкурентоспособность.
Digital economy and future professions — a new field for solving the problems of prevention of negative effects
T. N. Vasilyeva
Candidate of Sci. (Biology), Researcher of Hygiene Department
I. V. Fedotova
Doctor of Sci. (Med.), Ass. Professor, Head of Hygiene department
A. V. Zuev
Researcher, Hygiene department
Research institute for hygiene and occupational pathology,
Rospotrebnadzor, N. Novgorod
V. V. Romanov
Candidate of Sci. (Philosophy), Ass. Professor,
Head of General Humanitarian Disciplines Department, Moscow State University of Economics (Branch), N. Novgorod
Abstract
The article discusses the impact of information and communication technologies on the dynamics of the popularity of traditional and probable professions in the digital economy.
Keywords: information and communication technologies, digital economy, IT specialists, digital skills, competitiveness.
Термин «цифровая экономика» на слуху. А что это такое и почему он вдруг возник? Дословное определение данного понятия приведено в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (Указ Президента Российской Федерации № 203 от 09.05.2017 г.): « Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [3, 4].
Цифровая экономика (ЦЭ) представляет собой четвертый этап промышленной революции после механизации, электричества и автоматизации. Впервые с ней столкнулись в Германии вследствие внедрения кибернетических систем в заводскую промышленность, но результаты опроса немецких рабочих показали, что их трудовая нагрузка после использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), компьютеров и роботов уменьшилась только в 5% случаев; в 46% случаев работники считали, что она стала больше, в 45% – осталась прежней [4].
ЦЭ – это Интернет, мобильная связь (без которых мы уже не можем жить), виртуальная реальность, телевизионные каналы, 3D-печать, 7D кино и т.п. Кроме несомненных положительных тенденций, которые ЦЭ привносит в содержание трудовой деятельности, возникают и новые проблемы –увеличивается риск безработицы, социального расслоения; интенсивное внедрение ИКТ оборачивается негативными последствиями для здоровья работников.
Современный человек подвержен воздействию разнообразных стрессовых ситуаций, обусловленных усложняющимися со¬циально-экономическими условиями, ускорением темпа жизни, увеличением объема информации, а также постоянным психоэмоциональным напряжением. В результате информационных перегрузок (использование социальных сетей в повседневном общении, рост числа информационных и комму¬никационных систем, применение компьютерных технологий, медиасредств, мобильных средств общения и др.) происходит истощение адаптационных возможностей организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний и пограничных состояний [1-5, 11-13, 16].
Информационная революция, объединив людей с помощью цифровых технологий, изменила приоритеты профессиональной деятельности представителей умственного труда, расширила спектр операторских профессий [1-3, 8, 17, 18]. Нельзя забывать и о том, что информационные технологии, внедряясь в содержание традиционных профессий, способствуют «рождению» новых [1, 6-8]. По прогнозам специализированных интернет-сайтов к ряду «фантазийных», но и ожидаемых профессий 2030 года можно отнести такие профессии будущего: производители частей тела; наномедики (снабжение человека дополнительными ресурсами памяти); ГМО-фермеры; вертикальные фермеры (теплицы-небоскребы); виртуальные учителя; специалисты по изменению климата; пилоты космических кораблей; космические экскурсоводы; полицейские-метеорологи; эксперты по электронному мусору в Интернете и др. [6, 7, 9, 10].
И все-таки, какие профессии являются приоритетными сегодня, и какие будут владеть умами абитуриентов в обозримом будущем?
По данным портала Superjob.ru в настоящее время лидерами среди вакансий с зарплатой от 100 тысяч рублей являются: специалисты в сфере продаж, IT-специалисты, java-программисты, технические специалисты (инженеры, технологи), руководители проектов в производстве и строительстве. Продолжают пользоваться спросом профессии с невысокими зарплатами. К их числу можно отнести специалистов по контакту с клиентами, операционистов, кассиров, переводчиков, лингвистов, врачей, юристов, рабочих высшей квалификации, сантехников, архитекторов, страховщиков и т.д. Предполагается, что и в будущем повышенным спросом будут продолжать пользоваться "узкие" специалисты по продажам, маркетологи, логисты. Данные профессии хорошо оплачиваются при наличии ряда условий: опыт сотрудника не менее пяти лет, имеет глубокие знания или навыки в выбранной сфере, образование; умеет управлять коллективом и готов к ведению переговоров с клиентами [14, 15].
Перспективными также являются профессии, связанные с нанотехнологиями. Нанотехнологи будут востребованы практически во всех сферах трудовой деятельности: машиностроении, создании компьютерной техники, в пищевой промышленности и сельском хозяйстве, в медицине, энергетике, космонавтике, в области связи и электроники и во многих других [10]. Предполагается, что возрастет потребность в экологах, что обусловлено необходимостью спасения человечества в будущем от аномальных природных явлений, озоновых дыр и глобального потепления.
Возможен всплеск популярности профессионалов в таких областях трудовой деятельности, как: "здоровое долголетие", "творчество и инновации", "поиск и развитие талантов", "управление кризисами", "капитализация нематериальных активов", "непрерывное образование", т.е. представителей социальной сферы [7-9, 14, 15].
Всеобщая компьютеризация населения постоянно нуждается в IT-специалистах – мобильных разработчиках, специалистах по информационной защите, кибербезопасности, java-программистах, аналитиков больших баз данных (Big Data) со знаниями в других предметных областях; экспертах по электронному мусору в Интернете. Неотъемлемым качеством каждого профессионала будет владение навыками работы с цифровыми технологиями (digital skills) [ 6].
Уже сейчас появляются новые профессии, которыми уже интересуются хедхантеры (специалисты по подбору персонала) и будут интересоваться в течение 10-20 лет. К числу этих профессий относятся: кибердетектив, менеджер образовательных траекторий, сетевой врач, диджетал археолог, архитектор дополненной реальности и виртуальных миров, IT-евангелист [ 6, 8, 9].
Остановимся подробнее на описании этих профессий.
Кибердетектив – профессия на стыке криминалистики, права, IT, юриспруденции и психологии. Потребность в кибердективах будет уверенно расти, так личные данные, переписки, доступ к контактам и финансам, криптовалюта, секретная и другая важная информация преимущественно будут храниться в цифровом пространстве, а значит, будут уязвимы для хакеров. В настоящее время в сети происходят преступления – от взломов личных аккаунтов и хакерских DDoS-атак на отдельные организации до целых кибервойн между государствами.
Менеджер образовательных траекторий – объединяет такие сферы, как IT, педагогика и психология. Этот специалист отвечает за реализацию индивидуального подхода к обучению с использованием новых образовательных площадок (Arzamas, TED, «Теории и практики»), дистанционных обучающих программ (Coursera) и научно-популярных новых медиа и журналов (N+1, Apparat, Edutainme, The Verge). Менеджер образовательных траекторий будет составлять стратегию получения новых знаний и образования в выбранной области, учитывая психофизиологические, особенности обучаемого (темперамент, интересы и способности). Для того, чтобы ответить на широкий круг вопросов (в какой вуз лучше поступить, на какие специальные курсы ходить, где пройти стажировку, какие лекции слушать в онлайн-школах и на вебинарах, какие книги и медиа читать, куда отправиться в путешествие, за кем следить в соцсетях и т.д.) ему необходимо использовать большой объем данных и глобальную сеть.
Сетевой врач будет работать на стыке медицины и IT, и заниматься профилактикой заболеваний и диагностикой в онлайн-среде. Такой вид медицинской деятельности становится возможной при наличии «разумных» носимых гаджетов и мобильных приложений, которые смогут собирать и отправлять актуальную информацию о здоровье человека в глобальные облачные медицинские системы онлайн, где их будут анализировать и следить за динамикой изменений. Сетевые врачи смогут проводить диагностику состояния не только людей с жалобами, но и следить за здоровьем пациентов, которые не замечают симптомов и не обращаются за помощью. Это поможет предотвратить массу болезней, которые развиваются у людей из-за несвоевременной диагностики, узнать больше об их патогенезе и даже распознать новые заболевания, о которых мы не знаем.
Диджитал археологу придется работать с устаревающими форматами данных и носителями. Специалисты данного направления есть уже сейчас и в будущем потребность в них возрастет. Например, в проекте Lunar Orbiter Image Recovery Project в NASA с помощью археологии данных спасли важную информацию со старинной компьютерной ленты. Диджитал археолог будет работать в цифровых пластах, где мы оставляем свои следы – социальные сети, блоги, форумы, различные сайты. Уже сейчас многие работодатели рассматривают социальные сети в качестве паспорта человека, оценивая всё – от фотографии профиля до репостов из пабликов, а иногда даже проводятся проверки личности. Работа диджитал археолога – это работа как с физическими лицами, которые хотят привести в порядок свою историю, так и с крупными корпорациями, тщательно проверяющими своих сотрудников.
Архитектор дополненной реальности и виртуальных миров – это специалисты, использующие знания из области этики и эстетики, физики, IT, права, архитектуры, дизайна и еще др. Виртуальная реальность становится качественнее и доступнее, как и разные VR-устройства (очки, шлемы виртуальной реальности и т.д.). Уже разработаны лицевые электроды, которые позволяют жевать и чувствовать вкус в виртуальной реальности. В дальнейшем будут востребованы специалисты, которые смогут создавать альтернативные миры со своей философией, законами природы, правилами поведения, внешней оболочкой и даже органолептическими особенностями. Архитекторы VR будут разрабатывать концептуальные решения для создания как виртуального мира с нуля, так и работать с настоящим миром, наслаивая на него пласты дополненной реальности. И это будут уже не только приложения в духе Pokemon Go, а, например, образовательные и просветительские проекты.
IT-евангелист использует методы IT, психологии и риторики. IT-евангелисты будут работать с консервативно настроенными людьми –рассказывать им о пользе и удобстве современных достижений, а также учить использовать новые компьютерные продукты и программы (по аналогии с консультантами у банкоматов в Сбербанке). Уже сейчас в мире существует понятие о «цифровом неравенстве», когда одни люди имеют доступ к IT-продуктам и активно ими пользуются, а другие нет, что сильно влияет на их жизнь уже сейчас, включая материальное состояние. В обязанности IT-евангелистов будет входить работа по преодолению этого барьера между людьми. Кроме того, важной составляющей профессии станет работа в области благотворительности – крупные холдинги и компании будут выделять средства на ликвидацию цифрового разрыва, чтобы все могли иметь доступ к современным средствам коммуникации и информации в целом.
IT – это новая реальность. Они меняются катастрофически быстро, это экспоненциальный рост, который не позволяет прогнозировать жизнь даже на ближайшие десять лет. Всё, что можно сказать сегодня о профессиях будущего, основывается на прошлом опыте, на прошлом знании, но часто невозможно предвидеть, что будет открыто в науке, как изменятся технологии и к чему эти изменения приведут в обществе. Индустриализация закончена, ресурсы теряют свою значимость, теперь наступило время творческих людей, умеющих придумывать то, чего еще не было; сегодня те, кто работают в IT, вошли в эпоху неизвестного будущего и создают прецеденты, которые меняют мир [9, 11]. Работник ЦЭ должен соответствовать жестким требованиям к его образовательным и личностным качествам, воспринимать и перерабатывать большое количество информации, проявлять ответственность за принятое решение, т.е. обладать высоким уровнем стрессоустойчивости.
Общепризнанно, что конкурентоспособность специалиста связана с многозадачностью, умением быстро меняться, брать на себя новые задачи, владеть навыками делового общения (уметь слушать собеседника, аргументировано выражать свое мнение по проблеме, проявлять доброжелательность, соблюдать этикет, в том числе и речевой). Сотруднику в будущем в большей степени придется брать на себя ответственность, решать вопросы без привлечения руководства, бесплатно выполнять дополнительную работу, активно участвовать в мероприятиях, быть фанатом своей компании, продвигать ее в социальных сетях [9, 14, 15].
В заключении остановимся на спектре актуальных проблем, требующих плодотворного сотрудничества ряда специалистов – гигиенистов, клиницистов и психологов. Сохранение профессионального долголетия работника цифровой экономики в ближайшие десятилетия целесообразно сопровождать перспективными научными исследованиями:
– гигиенической оценкой профессионального риска, обусловленного информационными потоками;
– клиническим мониторингом профессиональных деструкций, вызванных психоэмоциональным стрессом;
– разработкой психофизиологических моделей специалистов возможных и традиционных профессий, вовлеченных в сферу цифровой экономики;
– подбором психотехник сопровождения профессиональной деятельности работников, направленных на нейтрализацию неблагоприятного воздействия стресс-факторов, обусловленных возрастающей информационной нагрузкой, и формирование надежности, стрессоустойчивости и т.д.
ЦЭ – это наша реальность уже сегодня, ещё более значимой будет ее роль в повышении благосостояния и качества жизни граждан нашей страны в ближайшие годы. О важности этой отрасли свидетельствует и утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р программа "Цифровая экономика Российской Федерации", которая предусматривает обеспечение, развитие и постоянное обновление кадрового потенциала ЦЭ. Таким образом, можно смело предложить, что число профессионалов, занятых в этой сфере будет увеличиваться, а значит необходимость разработок, направленных на снижения негативных эффектов информационных нагрузок на их здоровье, будет находиться в числе приоритетных задач специалистов по гигиене и охране труда.
Литература:
1. Ахмаров А.В. Влияние информационных и психо-технологий на личностное развитие в современном обществе //Актуальные проблемы профессионального педагогического и психологического образования: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 августа 2017 г. г. Казань). – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. С.9-11.
2. Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Еремин А.Л. Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций // Гигиена и санитария. 2014. № 4. С. 5–9.
3. Денисов Э.И., Еремин А.Л. Информация, здоровье, инновации: гигиенические аспекты // Вестник РГМУ, 2013. № 5–6. С. 114–118.
4. Денисов Э.И. Гигиенические аспекты цифровой экономики /Российская гигиена – развивая традиции, устремляемся в будущее: Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей (Москва, 17-18 ноября 2017 г.)/Под редакцией доктора медицинских наук, профессора А.Ю.Поповой, академика РАН, профессора В.Н. Ракитского, доктора медицинских наук, профессора Н.В. Шестопалова. –Том 2. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К`», 2017. 509-512.
5. Еремин А.Л. Оптимизация умственного труда и творчества: новые биоинформационные подходы и концепции // Жизнь без опасностей. Здоровье. Профилактика. Долголетие. 2013. №4. С. 59-66.
6. Камынина Ксения. Люди будущего. Новые профессии на стыке с IT [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naucaitechnika.ru/blog /43920544041 /Lyudi-buduschego.-Novyie-professii-na-styike-S-IT (дата обращения: 15.09.2017).
7. Кого оторвут с руками и ногами? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vnkazarin.ru/index.php?option=com_content&view=article &id=345:2011-07-20-09-08-45&catid=9:2010-11-26-13-41-02&Itemid=16 (дата обращения: 15.08.2016).
8. Корнеенко Д.А., Кашин С. В., Куропаткина А. Е. Критерии оценки информационно-психологической устойчивости It-специалиста. 01.06.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://printed.e-notabene.ru/kp/article_8313.html (дата обращения: 22.10.2017).
9. Кто будет нужен в 2015-2030 годах? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1355610/?utm_source =ps&utm_medium=cpc&utm_term=92&utm_campaign=PS06 (дата обращения: 15.08.2016).
10. Лукша П. [и др. ] Атлас новых профессий. Вторая ред./Авторский коллектив. Павел Лукша, Катерина Лукша, Дарья Варламова, Дмитрий Судаков, Дмитрий Песков, Денис Коричин/М.: Агентство стратегических инициатив, Сколково. 2015. 288 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: GEF.Atlas-ru.pdf (дата обращения: 15.08.2016).
11. Некрасова М.М. Влияние профессиональной деятельности на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы при работе c видеодисплейными терминалами // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 6(267). С.19-23.
12. Некрасова М.М. Оценка стресса в условиях профессиональной деятельности у инженеров при работе с видеодисплейными терминалами // Медицинский альманах. – Нижний Новгород: Изд-во «Ремедиум Приволжье», № 5 (40). 2015. С. 189-192.
13. Полевая С.А., Некрасова М.М., Рунова Е.В., Бахчина А.В., Горбунова Н.А., Брянцева Н.В., Кожевников В.В., Шишалов И.С., Парин С.Б. Дискретный мониторинг и телеметрия сердечного ритма в процессе интенсивной работы на компьютере для оценки и профилактики утомления и стресса // Медицинский альманах. – Нижний Новгород: Изд-во «Ремедиум Приволжье», № 2 (26). 2013. С. 151-155.
14. Самые востребованные и высокооплачиваемые профессии в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znatokdeneg.ru/raznoe/samye-vostrebovannye-i-vysokooplachivaemye-professii-v-rossii.html (дата обращения: 20.09.2016).
15. Самые перспективные профессии – залог финансовой стабильности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zarplatyinfo.ru/novosti/camye-perspektivnye-professii-zalog-finansovoj-stabilnosti.html (дата обращения: 20.09.2016).
16. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы: Монография. [Текст] / А.А. Чернов - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2003. 232с. URL: http: //window.edu.ru/resource/327/49327. (дата обращения:16.05.2017).
17. Tsuchiya M., Takahashi M., Miki K.. Cross-sectional association between daily rest periods during weekdays and psychological distress, nonrestorative slip, fatigue, and work performation technology workers //Industrial Health. 2017. Vol. 55, № 2. P. 173-179.
18. Motlagh M.S., Motamedzade M., Mahdavi N., Garkaz A., Reza A.The Relation between Shift Lengths and Occupational Fatigue Dimensions in Filling station Operators //International Journal of Occupational Hygiene, Vol. 7, No 3 (2015).