Об изменениях правовых актов в области безопасности дорожного движения. Р. И. Фаизов (№4, 2014)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2014

Р.И. Фаизов,  зав. кафедрой «Безопасность дорожного движения и строительно-дорожные машины» НОУ «Межотраслевой институт», кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник сельского хозяйства Республики Башкортостан

Аннотация

В соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» необходимо решить проблему надежности водителей, обеспечив их профессиональную компетентность и профессиональную пригодность путем проведения стажировок, инструктажей, ежегодных занятий, регулярных медицинских освидетельствований, а также предрейсовых, межрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров.

Обеспечить соблюдение условий работы водителей в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15 «Об особенностях режима труда и отдыха водителей», а для контроля за соблюдением этих условий необходимо оснастить транспортные средства тахографами при организации перевозок пассажиров автобусами и перевозок опасных грузов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная пригодность, медицинский осмотр, инструктаж водителей, условия работы.

Name of the article: About the changes in legal acts in the field of traffic safety

R.I. Faizov, head of the department "Traffic safety and road-building machinery" in non-state educational establishment "Interindustry Institute", Ph.D (pedagogical Sciences), Associate Professor, Honored Worker of Agriculture of the Republic of Bashkortostan

Annotation

In accordance with the Law "About the Traffic Safety" it is necessary to solve the problem of the reliability of the drivers. Their professional competence and vocational aptitude should be assured through trainings, briefings, annual study, regular medical examinations, as well as pre-trip, inter-trip, after-trip medical inspections.

It is necessary to ensure the observance of the working conditions of drivers in accordance with the Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation №15 of the 20 of August 2004 «About peculiarities of routine of work and rest of drivers". In order to control the observance of these conditions, it is necessary to equip the vehicles with tachographs when passenger transportation by bus or transportation of dangerous goods are organized.

Keywords: professional competence, vocational aptitude, medical inspection, briefing of drivers, working conditions.

Известно, что приказы Министерства транспорта РФ, утверждающие «Положение

об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» (от 09.03.1995 г. № 27) и «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (от 08.01.1997 г. № 2), считаются утратившими силу.

Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 г. № 7 утверждены «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

В соответствии с указанным нормативным актом субъектам транспортной деятельности предъявляются требования по обеспечению:

– профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников;

– соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства РФ о техническом регулировании;

– безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях;

I. Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки мероприятий в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал:

– проведение стажировок водителей транспортных средств при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства;

– обеспечение водителей транспортных средств оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки путем проведения соответствующих инструктажей;

– обеспечение проведения обязательных медицинских осмотров водителей;

– мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;

– поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства;

– проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителя транспортных средств. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах;

– обеспечение стоянки (хранение) транспортных средств, исключающие доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной деятельности;

II. Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев:

– обеспечение прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки работников субъекта транспортной деятельности, занимающих должности, перечисленные в разделе I  Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ 19.01.2008 г. № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств» и иных работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств;

– обеспечение подготовки работников субъекта транспортной деятельности в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

– соблюдения условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством РФ, а также контроль за соблюдением указанных условий.

Результаты проверок, указанных выше, оформляются документально (акты, приказы и др.).

III. В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне Приказе.

В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально (акты, приказы и др.) и хранятся не менее трех лет.

IV. Требования, предъявляемые конкретно к организации деятельности по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов; обеспечению профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности; обеспечению безопасности эксплуатируемых транспортных средств; обеспечению безопасных условий перевозок пассажиров и грузов изложены последовательно в разделах Правил приказа.

V. Значительно усилены требования в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), соответствия указанного лица  квалификационным и профессиональным требованиям, осуществляющих:

– предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства;

– инструктаж водителей;

– предрейсовый медицинский осмотр водителей, а также за соблюдения положений законодательства РФ о безопасности дорожного движения и настоящих Правил и мер, принятых субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.

VI. Изменения произошли в вопросе обеспечения безопасных условий перевозок грузов, в т. ч. крупногабаритных, и (или) тяжеловесных в частности. Это требование по размещению, укладке, креплению грузов, оборудованию и маркировки транспортных средств; об автомобилях прикрытия, сопровождение в т.ч. органами ГИБДД в условиях, указанных в Приложении приказа.

Инструкция от 27.05.1996 г. «Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ № 1146» признана утратившей силу.

В приказе приведено требование по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, а к ним относятся:

1) перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды;

2) перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности, с резкими изменениями направлений в плане и затяжными продольными уклонами и имеющие в совокупности следующие особенности:

а) продольные уклоны величиной более 60% и протяженностью 2 км и более;

б) кривые с радиусами в плане менее 100 метров в количестве шести и более на 1 км;

в) выпуклые кривые продольного профиля с радиусом менее1500 метров и вогнутые кривые с радиусом менее 1200 метров;

г) расстояния видимости поверхности дороги менее 60 метров и встречного автомобиля – менее 120 метров;

3) маршруты, проходящие по трудным участкам пересеченной местности;

4) движение трамваев на прямолинейных участках с уклонами;

5) движение троллейбусов на прямолинейных участках с уклонами.

Обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов достигается:

а) обеспечением безопасных условий перевозок грузов;

б) обеспечением безопасных условий организации регулярных перевозок пассажиров;

в) обеспечением безопасных условий организации и осуществления перевозок пассажиров по заказам;

г) обеспечением безопасных условий организации и осуществление перевозок пассажиров легковым такси;

д) обеспечением безопасных перевозок пассажиров и грузов в особых условиях.