С. Н. Яшин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Аннотация
В статье отмечается, что в современных условиях, развитие эффективной системы социального страхования является важной задачей государственной политики в сфере социальной защиты населения. Сделан вывод о том, какие основные ориентиры могут использоваться при её формировании на примере сравнения форм и видов добровольного и обязательного социального страхования, рассмотрены направления развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.
Ключевые слова: Социальная защита в области охраны труда, добровольное и обязательное социальное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, страховые тарифы.
Name of the article: Forms of social insurance from accidents on manufacture: features and trends
S. N. Yashin, Ph.D (economic Sciences), Professor, head of Department of management and public administration in the National research University "Nizhny Novgorod state University N.I.Lobachevskiy"
Annotation
The article notes that in the present conditions the development of an effective system of social security is an important task of the state policy in the sphere of social protection. Concluded the basic guidelines can be used in its formation by comparing forms and types of voluntary and compulsory social security, the development directions of compulsory social insurance against accidents at work.
Keywords: Social protection in the field of occupational safety and health, voluntary and compulsory social insurance, compulsory social insurance against accidents at work, the insurance rates
Современная система социального страхования в России представляет собой сложный организм, объединяющий экономические, социальные и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества. Для нашей страны характерна значительная дифференциация самодеятельного населения по уровню доходов, по способам вовлеченности в общественное производство, по условиям труда. Это в свою очередь обусловливает возникновение разнообразных видов социального и профессионального риска утраты дохода в связи с потерей трудоспособности, а значит, и способов защиты от них.
Идея социального государства, как она сформулирована международным сообществом для современного типа рыночного хозяйства, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, проведение политики прогрессивного развития общества, что обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий.
Такой подход требует повышения роли, ответственности как государства, так и всех социальных субъектов за организацию социальной защиты. Это возможно при соблюдении следующих одновременно и взаимообусловленных масштабных (на уровне конституционного права) мер: расширения функций государства с учетом возрастающей дифференциации интересов различных слоев общества; передачи значительного круга функций, выполняемых государством, структурам гражданского общества, представляющим сбалансированные и согласованные интересы подавляющего большинства социальных факторов; повышения инициативы, предусмотрительности и ответственности граждан, с помощью создания благоприятных для этого условий (личное страхование жизни, личное страхование дополнительных пенсий и т.д.).
Для России решение данного вопроса особенно актуально и связано со следующими обстоятельствами:
1. Необходимостью обеспечить социальный консенсус между личностью, обществом и государством, что позволит разрешить застарелую (хроническую) проблему российского общества (неизжитую на длительном историческом этапе его развития), суть которой состоит в недоверии личности к государству, а государства к обществу и личности, что требует новых форм социального партнерства.
2. Необходимостью разрешения острых общественных противоречий между наемным трудом и работодателями (капиталом), отношения которых все более обостряются, о чем свидетельствует динамика показателей бедности. Социальная защита должна быть встроена в систему новых экономических отношений, базироваться на эффективном труде работающих, носить комплексный характер и не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере трудовой жизни.
3. Необходимостью создать действенный механизм общественного обсуждения важнейших социальных проектов и широкий спектр требуемых институтов социальной защиты, которые позволили бы создать атмосферу ответственности и открытости.
Участие людей в управлении реформами может начаться только там, где они непосредственно вовлечены и организованы.
Важнейшим сегментом социальной защиты является защита работников от профессионального риска, механизмы которой могут быть представлены в таблице 1
на этапе поступления на работу:
- проведения обязательных медицинских осмотров, и прежде всего на работах с вредными, и опасными условиями труда, и организацию профессиональной подготовки и инструктажей по охране труда;
- официального и обязательного предупреждения работников при заключении ими трудовых соглашений с работодателями о степени потенциального профессионального риска производственного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний, а также о наиболее вероятных сроках возникновения таких заболеваний;
- на работах с высоким уровнем профессионального потенциального риска администрация предприятий обязана заключать с работниками срочные трудовые договоры, позволяющие существенно снизить уровень риска возникновения профессиональных заболеваний.
Опыт западных стран свидетельствует о том, что институт предупреждения и ответственности сторон (с применением в судебном порядке к работодателю значительных штрафов) помогает реализовать право трудящихся знать о возможных отдаленных последствиях работы во вредных условиях труда и обеспечивает повышение объективности информации о состоянии условий труда и их последствиях, а также способствует установлению здоровых социально-психологических отношений в обществе (см. таблицу 1).
Применение экономико-правового и организационного механизма обеспечения социальной защиты в области охраны труда позволяют в процессе работы достичь положительных результатов:
• обеспечения администрацией предприятий безопасных условий труда на рабочих местах;
• обеспечения работников эффективными и надежными средствами коллективной и индивидуальной защиты;
• организации комплекса работ и услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников, проведение профессиональной подготовки;
В случае временной или постоянной утраты трудоспособности:
• выявление медицинскими учреждениями потери трудоспособности работников на ранних этапах патологических изменений в организме работающих и обязательный их перевод на другую работу;
• выявление профзаболеваний, признания утраты трудоспособности в связи с ними или производственным травматизмом и особенно при наступлении инвалидности или летального исхода, назначения пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни пострадавшему или его семье;
• финансовое обеспечение предприятиями расходов на социальное страхование;
• организацию сети профессионально-отраслевых и региональных центров медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.
Классифицировать механизмы социальной защиты работников можно с помощью двух подсистем - социально-экономических и материально-вещественных.
Социально-экономические механизмы защиты работников включают в себя:
- социальные гарантии, обеспечивающие материальную обеспеченность, - гарантированный минимальный размер заработной платы, тарифные сетки по оплате труда, оплачиваемые отпуска, минимальный размер пособии и пенсий в связи с утратой трудоспособности;
- социальные гарантии, обеспечивающие регулирование продолжительности рабочего времени; режимы труда и отдыха, границы трудоспособного возраста, минимальный размер трудового стажа для получения права на пенсионное обеспечение, минимально допустимый возраст приема на работу. Базовыми подходами для разработки системы социально-трудовых гарантии являются конвенции и рекомендации МОТ;
- социальные гарантии допустимого уровня трудовых нагрузок: физическая нагрузка, интенсивность и монотонность труда, темп работы, нормирование труда;
- социальные гарантии профессионально образовательного и информационного обеспечения: наличие систем профессиональной подготовки работающих, и особенно, для производств и профессий с высоким уровнем профессионального риска.
Например, к основным гарантиям, касающимся данной группы; элементов социальной защиты можно отнести следующие: Конвенция? № 1 (1919 г.) «О рабочем времени в промышленности»; Конвенция МОТ; №47 (1935 г.) «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю»; Конвенция № 150 и Рекомендация № 158 (1978 г.) «О регулировании вопросов труда»; Конвенция № 14 (1921 г.) «О еженедельном отдыхе в промышленности»; Конвенция № 5 (1919 г.) «О минимальном возрасте приема на работу в промышленности»; Конвенция № 102(1052 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения».
Согласно Конвенции МОТ № 161 «О службах гигиены труда» администрация предприятий обязана проводить выявление и оценку риска от воздействия опасных для здоровья факторов, возникающих на рабочем месте, а также наблюдение за факторами производственной среды и производственных операций, которые неблагоприятно воздействуют на здоровье работников. Кроме того, администрация с помощью соответствующих служб должна содействовать адаптации трудовых процессов к работникам, изучать причины несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, обеспечивать необходимую информации организовывать обучение и просвещение, в этой области.
Социальное страхование занимает ведущее место в системе защиты населения. Российский опыт применения и развития различных форм социального страхования и результативные исследования российских ученых, позволяют выделить основные его организационно-правовые формы. Выделение организационно-правовых форм можно осуществить по следующим основным признакам:
- Степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования;
- Установление и реализацию социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика;
- Уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.
С учетом этих признаков выделяются обязательное и добровольное социальное страхование, состав форм и видов, которые представлены таблице 2 .
Обязательное социальное страхование включает:
1). Централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;
2). Децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами, указанными в них в качестве страхователей лицами.
В таблице 3 представлен состав форм и видов добровольного социального страхования
Добровольное социальное страхование состоит из :
- Корпоративно-коллективной формы личного социального страхования;
- Индивидуальной формы личного социального страхования.
Указанные в таблице 3 организационно-правовые формы социального страхования имеют немало общего.
Общим для них являются:
- цель социального страхования;
- принципы: наличие социально- страхового интереса у потенциальных страхователей; экономической эквивалентности сумм социально-страховых выплат и получаемых страховщиком страховых взносов; солидарного участия всех страхователей в осуществлении социально-страхового обеспечения наступления страховых случаев; гарантированность социально-страхового обеспечения застрахованных лиц при наступлении страховых случаев;
- страховые случаи (как проявление социальных рисков), причиняющие вред жизни и здоровью застрахованных лиц;
-объекты социального страхования.
Таким образом, добровольное личное страхование можно рассматривать как отдельную организационно-правовую форму социального страхования. Рассматриваемые организационно - правовые формы социального страхования имеют не только общие свойства, но и свои особенности. Наиболее существенные отличия от централизованно организованной и осуществляемой государством формы социального страхования, имеют децентрализованная форма обязательного страхования жизни и здоровья различных категорий граждан и добровольное личное страхование.
Во-первых, централизованно обязательным социальным страхованием охватывается все население ( в частности, по ОМС) или очень большие массы населения (все работающие граждане при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионеры по ОПС). По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий (военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта. Добровольное же личное страхование обеспечивает социальную защиту значительно меньшему количеству граждан.
Во-вторых, при обязательных видах социального страхования страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски (страховые случаи), страховые суммы, условия и сроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения (страховых выплат) устанавливаются законом. Напротив, добровольное личное социальное страхование осуществляется в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми правилами страхования (не противоречащими законодательству) и заключаемыми со страхователями договорами личного страхования на основе свободного волеизъявления сторон согласования ими существенных условий договора.
Кроме того, при централизованной форме обязательного социального страхования государством учреждаются специальные организации-страховщики (ПФ РФ, фонды ОМС, ФСС РФ), которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности. Страховые фонды при добровольных видах личного социального страхования формируются страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) и являются их собственностью (при законодательном запрещении нецелевого использования страховой нетто-премии в соответствии с правовыми нормами). Страховые тарифы при этом разрабатываются и утверждаются страховщиками и контролируются Федеральной службой страхового надзора (ФССН). Страховые выплаты по договорам добровольного личного страхования производятся соответствии с правилами (договорами) страхования в установленных ими размерах для определенных страховых случаев (и объектов страхования), общая сумма которых ограничивается страховой суммой. Страховая сумма устанавливается при заключении договора страхования по усмотрению и соглашению сторон.
В-третьих, при централизованной и децентрализованной форма социального страхования социальное обеспечение (социально-страховые выплаты) при страховых случаях могут осуществляться постоянно (например, выплаты государственных трудовых пенсий, ОМС, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.) или в течение длительного периода времени (например, пока гражданин занят на государственной службе или военной службе — при обязательном страховании их жизни и здоровья). При добровольных видах личного страхования (за исключением страхования пенсий, пожизненной ренты и т.д.) периоды страховых выплат не превышают сроков действия договоров страхования.
Представленные в статье результаты сравнительного исследования современных форм обязательного и личного социального страхования позволяют охарактеризовать их общие черты и особенности, рассмотреть дальнейшие пути развития практики социального страхования.
Список литературы:
- Шихов А.К. Страхование. Учебное пособие.- М. ЮНИТИ, 2000.
- Роик В.Д. Профессиональные риски.- М. Анкил, 2004.
- Роик В.Д. Основы социального страхования.- М. Анкил, 2005.
- Социальная политика: Учебник/ Под ред. Н.А. Волгина. — М.: Экзамен, 2012.
- Яшин С.Н., Крюкова Т.М., Мурашова Н.А. Основы страховой деятельности: учебное пособие. Н.Новгород, изд. НГТУ, 2012.
- Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Подшибякин Д.В. Оценка финансовых рисков инвестиционного портфеля на основе его страховой составляющей. // Финансы и кредит. - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2013 июнь, №- 24 (552), с.19-26.