Р.С. Абдулазизов Механизмы социальной защиты в Азербайджанской Республике (№ 4, 2023)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4, 2023
УДК 364.07 DOI 10.54904/52952_2023_4_5

Механизмы социальной защиты в Азербайджанской Республике

Рза Салех оглу Абдулазизов, докторант (PhDstudent) Азербайджанского государственного университета нефти и промышленности / зав. отдела ОТ и ПБ ООО «BakuBusinessConsulting», e-mail: rza.abdulazizov@gmail.com

АннотацияСтатья представляет анализ текущей ситуации в сфере социальной защиты в Азербайджанской Республике, выявляя основные проблемы и недостатки системы. Исследованы ключевые аспекты социальной защиты, включая механизмы социальной поддержки и их эффективность в контексте глобальных вызовов. Особое внимание уделено проблемам, связанным с недостаточным охватом уязвимых категорий граждан социальными программами. Изложено новое конструктивное видение сложностей и вызовов, стоящих перед системой социальной защиты в Азербайджане.

Ключевые словасистема социальной защиты; социальная политика; уязвимые категории граждан

 

Social protection mechanisms in the Republic of Azerbaijan

 

R. S. Abdulazizov, PhD student at the Azerbaijan State University of Oil and Industry / Head of the Occupational Safety and Health Department at Baku Business Consulting LLC, e-mail: rza.abdulazizov@gmail.com

 

AbstractThe article presents an analysis of the current situation in the field of social protection in the Republic of Azerbaijan, identifying the main problems and shortcomings of the system. Key aspects of social protection, including mechanisms of social support and their effectiveness in the context of global challenges, are explored. Special attention is given to problems associated with insufficient coverage of vulnerable categories of citizens by social programs. A new constructive vision of the complexities and challenges facing the social protection system in Azerbaijan is outlined.

Keywordssocial protection system; social politics; vulnerable persons

Актуальность темы

Великое высказывание Томаса Гоббса: «Человек человеку волк» (лат. Homo homini lupus est), столь характерное для разгула индивидуализма в условиях рыночной экономики, оставляет нас в глубоком раздумье о механизмах обеспечения социальной защиты уязвимых слоев населения в современном обществе. В своем труде «Левиафан» Гоббс указывал, что государство возникает из потребности в коллективной безопасности, и в этой безопасности заключается основа обеспечения благосостояния каждого индивида. Так он прокомментировал свой тезис о «войне всех против всех»(лат. Bellum omnium contra omnes), то есть о состоянии, которое было свойственно человеческому сообществу до появления института государства.

Невозможность социального равенства в условиях отчуждения работающего человека от результатов своего труда, создающего капитал правящих классов, показана в «Манифесте Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Однако в условиях современного капитализма, когда каждый шаг оценивается стоимостью и эффективностью, инвестиции в социальную защиту обусловлены не столько гуманистическими мотивами и настоятельной необходимостью поддержания социального мира, сколько стремлением к максимизации прибыли.

В современной Азербайджанской Республике, где рыночные отношения являются определяющей экономической системой, эти слова звучат особенно актуально, ибо частнособственнический подход к социальной защите требует не только реакции на социальные потрясения, но и их предотвращения. В этом свете известный принцип «cost-effective» становится неотъемлемой частью стратегии обеспечения благосостояния общества, а инвестиции в человеческий капитал выходят за рамки гуманистического подхода, становясь стратегической необходимостью для будущего развития. Такие инвестиции не только служат социальной стабильности, но и являются ключевым фактором в поддержании экономической устойчивости и политической стабильности.

Примечательно, что принципы эффективного управления охраной труда пересекаются с основными принципами социальной защиты. Раннее вмешательство и профилактика снижают социальные издержки и создают устойчивую среду, способную справляться с вызовами и изменениями в обществе. Также важно отметить, что обеспечение социальной защиты актуально в рамках Целей устойчивого развития ООН (далее – ЦУР), в частности, в контексте Цели № 1 «Избежать бедности», Цели № 3 «Обеспечить здоровье и благосостояние», и Цели № 8 «Достойный труд и экономический рост». Эти цели представляют собой международную стратегию достижения устойчивого развития, включая социальные аспекты. Именно в рамках этих целей прослеживается важность не только реагирования на социальные вызовы, но и предотвращения их возникновения через эффективные меры социальной защиты [16].

В данной статье мы рассмотрим теоретические основы социальной защиты в условиях рыночной экономики и проанализируем их реализацию в Азербайджанской Республике, выявляя проблемы и предлагая перспективные пути их решения.

 

Роль МОТ в формировании и оценке социальной политики

Согласно определению Международной организации труда (далее – МОТ) социальная защита, или социальное обеспечение, – это комплекс политических мер и программ, призванных сокращать и предотвращать распространение бедности и факторов уязвимости на протяжении всей жизни [12].

МОТ играет важную роль в формировании и оценке социальной политики. Приоритетными задачами МОТ являются расширение охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех граждан, а также установление и поощрение применения трудовых стандартов и реализация основных принципов труда. Каждые четыре года МОТ издает Всемирный доклад о социальной защите (далее – Доклад), представляющий собой описание изменений в системах социальной защиты по всему миру и оценку их воздействия на население. В этом флагманском докладе МОТ содержится глобальный обзор последних достижений в системах социальной защиты, включая минимальные уровни социальной защиты, а также представлены обширные региональные и национальные статистические данные об охвате социальной защитой, льготах и государственных расходах в этой области [16].

При этом особое внимание уделяется достижению целей, изложенных в одобренной всем миром Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и связанных с ней ЦУР, а подробные статистические таблицы содержат самую актуальную информацию о социальной защите.

Известно, что эффективность охвата социальной защитой измеряется числом людей, которые фактически получают льготы по программам социальной защиты, основанным на страховых и нестраховых взносах, а также количеством людей, активно осуществляющих социальные страховые взносы, относительно всего населения страны.

Доля населения, охваченного минимальными нормами социальной защиты, является показателем степени всеобщности социальной защиты и, следовательно, безопасности и благополучия жизни населения. Таким образом, это ключевой показатель, свидетельствующий о том, насколько население защищено от различных непредвиденных обстоятельств, с которыми возможно столкнуться в жизни [12, С. 46, 47].

Согласно классификации МОТ, социальная защита включает в себя девять основных областей [12, С. 29]:

  1. детские и семейные пособия (child and family benefits);

  2. охрану материнства (maternity protection);

  3. пособие по безработице (unemployment support);

  4. пособия в связи с производственной травмой (employment in jurybenefits);

  5. пособия по болезни (sickness benefits);

  6. медицинское обслуживание (health protection);

  7. пенсии по старости (old-age benefits);

  8. пенсии по инвалидности (disability benefits);

  9. пенсии по случаю потери кормильца (survivors’ benefits).

 

Мир социальной защиты в «зеркале» отчета МОТ

В 2020 году только 46,9% населения всего мира фактически смогли воспользоваться хотя бы одним социальным пособием (согласно показателю 1.3.1 ЦУР). В то время как оставшиеся 53,1%, что составляет 4,1 миллиарда человек, оставались без какой-либо социальной защиты.

Этот средний глобальный показатель скрывает значительные различия между регионами и внутри них. Например, в Европе и Центральной Азии охват социальной защитой составлял 83,9%, а в Северной и Южной Америке – 64,3%, что превышает средний уровень. В то время как в Азиатско-Тихоокеанском регионе (44,1%), арабских странах (40,0%) и Африке (17,4%) дефицит социальной защиты был гораздо более значительным [12].

Страны в среднем выделяли 12,9% ВВП на социальную защиту (исключая здравоохранение), однако за этим показателем стоят значительные различия. Страны с высоким уровнем дохода тратили в среднем 16,4%, что в два раза больше, чем страны со средним уровнем дохода (8%), в шесть раз больше, чем страны с уровнем дохода ниже среднего, и в 15 раз больше, чем страны с низким уровнем дохода (2,5% и 1,1% соответственно) [12].

С начала кризиса COVID-19 дефицит финансирования для обеспечения минимальных уровней социальной защиты увеличился приблизительно на 30% из-за растущей потребности в медицинских услугах и мерах по обеспечению стабильности доходов, а также из-за сокращения ВВП в период кризиса.

Социальная защита детей. Большинство детей продолжают оставаться без должного доступа к эффективной социальной защите, поскольку лишь 26,4% всех детей в мире получают социальные пособия. Охват детей социальной защитой особенно узок в ряде регионов, например, 18% в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 15,4% в арабских государствах и 12,6% в Африке [12].

Средние национальные расходы на социальную защиту детей крайне невысоки и составляют всего лишь 1,1% ВВП в сравнении с 7% ВВП, направляемыми на выплаты пенсий. В регионах с наивысшей долей детей в общей численности населения и повышенными потребностями в социальной защите уровни охвата и объемы расходов остаются одними из самых низких, особенно в странах Африки к югу от Сахары (0,4% ВВП) [12].

Социальная защита женщин и мужчин трудоспособного возраста.

Материнство. Этот отрывок подчеркивает важную проблему глобальной поддержки материнства. В нем говорится, что, хотя некоторые страны добились существенного прогресса на пути к всеобщему или почти всеобщему эффективному охвату материнства, глобальная ситуация остается далекой от идеальной. Несмотря на общепризнанный положительный эффект поддержки женщин во время родов, только 44,9% женщин с новорожденными во всем мире получают денежное пособие по беременности и родам. Эта статистика подчеркивает отсутствие адекватной поддержки материнства во многих частях мира, указывая на необходимость большего внимания и ресурсов для обеспечения поддержки всех детородных женщин [12, С. 29].

Болезни. Кризис подчеркнул необходимость принятия мер по защите доходов людей, когда они не могут работать из-за болезни, включая карантин. Тем не менее лишь только треть населения трудоспособного возраста в мире имеет юридически гарантированный доход в случае болезни [12, С. 29].

Инвалидность. Согласно докладу,только 33,5% людей с тяжелой формой инвалидности во всем мире получают пособие по инвалидности. Заметно, что в некоторых странах функционируют всеобщие программы выплат пособий по нетрудоспособности. Эти программы предназначены для оказания финансовой поддержки всем людям с ограниченными возможностями, независимо от их трудового стажа или взносов в системы социального обеспечения  [12, С. 29].

Производственный травматизм. Только 35,4% работающих в мире имеют эффективный доступ к выплатам системы социальной защиты в случае утраты трудоспособности из-за травмы на производстве. Многие страны признали COVID‑19 источником производственного травматизма и стремятся облегчить и ускорить доступ к соответствующим выплатам системы страхования производственного травматизма, особенно для работников в секторах с наивысшим уровнем риска [12, С. 29].

Защита от безработицы или потери дохода. Лишь 18,6% безработных в мире на практике охвачены социальной защитой и фактически получают пособия по безработице. Эта область социальной защиты остается наименее развитой. Оценки свидетельствуют, что только 3,6% мирового ВВП направляется на государственную социальную защиту населения, обеспечивающую стабильность доходов трудоспособного населения [12, С. 29].

Социальная защита женщин и мужчин пожилого возраста. В целом 77,5% лиц старше пенсионного возраста получают пенсию по старости, притом, что выплаты в разных регионах, городских и сельских районах, а также женщинам и мужчинам различны. В среднем расходы на пенсии и другие пособия для пожилых составляют 6,9% ВВП [12, С. 29].

Социальная охрана здоровья. По данным на 2020 год две трети мирового населения теперь под защитой разнообразных социальных программ. Однако вопрос доступности медицинского обслуживания все еще осложнен такими аспектами, как собственное финансирование медицинских услуг, физические расстояния, ограничения в предоставлении услуг по качеству и приемлемости, долгие временные задержки и связанные с этим затраты, такие как потеря рабочего времени [12, С. 29].

 

Социальная защита в Азербайджане

Сразу после достижения независимости Азербайджан присоединился к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1976). Формальное присоединение к Пакту состоялось 13 августа 1992 года, и Азербайджан принял систему социальной защиты, принятую в других странах [6].

В соответствии со статьей 16 Конституции Азербайджана государство повышает благосостояние всех граждан, предоставляя им социальную защиту и достойные условия жизни [5]. В соответствии со статьей 38 Конституции «каждый гражданин обладает правом на социальное обеспечение». Эти меры включают в себя «социальное обеспечение по достижении установленного законом возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, утраты трудоспособности, безработицы и в иных случаях, предусмотренных законом». Кроме того, государство определило пять национальных приоритетов на следующее десятилетие социально-экономического развития страны в рамках документа «Национальные приоритеты социально-экономического развития: Азербайджан 2030», принятого 2 февраля 2021 года [1].

Одним из этих приоритетов является создание «динамичного и инклюзивного общества, основанного на принципах социальной справедливости». Согласно данному документу, система социальных услуг должна быть организована таким образом, чтобы отвечать интересам и потребностям уязвимых групп и предоставлять равные возможности для их участия в социальной, экономической и культурной жизни общества. Это предполагает более эффективное и справедливое функционирование системы социальной защиты для групп с низким уровнем дохода и повышенной уязвимостью [1, п. 2.2].

Таким образом, согласно Конституции, Азербайджан позиционируется как социальное государство. Но как реально осуществляется социальная политика в Азербайджане? Какова основная цель государственной социальной политики?

Какие изменения произошли в последние годы, особенно после 2015 года? Важность 2015 года подчеркивается серьезными проблемами, с которыми столкнулась азербайджанская экономика после двух девальваций национальной валюты – маната. С тех пор система социальной защиты в Азербайджане претерпела значительные изменения и улучшилась, особенно в последние годы.

В 2023 году Азербайджан сосредоточил внимание на укреплении своей системы социальной защиты, и этот шаг отражен в бюджетных ассигнованиях страны. Значительная часть государственного бюджета, составляющая 15,2 миллиарда манатов, что составляет около 46% бюджетных расходов, направлена на социальные программы. Увеличение финансирования направлено на повышение благосостояния малообеспеченных семей и включает в себя такие меры, как повышение минимальной ежемесячной заработной платы и пенсий, а также других социальных выплат [23].

Государственный фонд социальной защиты (далее – ГФСЗ) Азербайджана при Министерстве труда и социальной защиты населения АР играет ключевую роль в управлении этими средствами. Около 20% бюджета ГФСЗ формируется за счет взносов из государственного бюджета, а остальные 80% – за счет взносов обязательного государственного социального страхования [14].

Напомним, что в 2015 году экономика Азербайджана столкнулась с серьезной проблемой. В результате двух девальваций реальные доходы населения резко снизились. По данным Азстата,в 2022 году по сравнению с 2015 годом индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) составил 166,3%, то есть уровень цен вырос на 66,3%, а номинальные доходы населения за эти годы увеличились только на 13,93%. Более того, рост цен за 7 лет составил 51,93 %, в то время как покупательная способность маната снизилась на 36,79%. Это соответствует средней девальвации 0,07 маната в год. Данное обстоятельство ухудшило социальное положение ряда уязвимых слоев населения и актуализировало потребность в наиболее эффективных механизмах социальной защиты [13; 15].

Система социальной защиты в Азербайджане разделена на две программы: социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование включает пособия, связанные с трудоустройством, для обеспечения поддержания дохода на случай старости, инвалидности, смерти кормильца, болезни, материнства и безработицы. Финансирование осуществляется за счет взносов социального страхования, вносимых работающим населением. Социальная помощь состоит из денежных пособий для бедных и услуг для инвалидов и других уязвимых групп. Пособия носят безвозмездный характер и финансируются из государственного бюджета.

В дополнение к этим программам Азербайджан также предпринял шаги по улучшению своей системы социального обеспечения посредством различных инициатив. Это автоматизация назначения пенсий по возрасту, внедрение услуги «Пенсия+», завершение пенсионных выплат по пластиковым картам. В стране также уделяется особое внимание адресной социальной помощи, чему способствует Единая подсистема электронных заявлений и номинаций, созданная Министерством труда и социальной защиты населения АР. Кроме того, значительно увеличились президентские стипендии и социальные выплаты различным группам населения, в том числе инвалидам, пожилым людям и вынужденным переселенцам.

Несмотря на значительные усилия и инвестиции в социальную защиту, в Азербайджане остаются проблемы, связанные с инфляцией и экономическими трудностями. В 2022 году в стране была зафиксирована высокая инфляция, в том числе рост цен на продукты питания на 19%. Тем не менее ЦБ АР прогнозировал годовую инфляцию в 2023 году на уровне 4,3% и ожидает ее снижения к 2026 году до 3,4%.

Согласно докладу МОТ, Азербайджан относится к группе стран с высоким уровнем дохода вместе с РФ, Беларусью, Казахстаном, Туркменистаном, Ираном, Турцией и рядом других стран [12, С. 239].

В таблице 1 сравниваются показатели Азербайджана в каждой категории с глобальными средними значениями и средними значениями для стран с аналогичным уровнем дохода. Как видно, всего лишь 39% населения Азербайджана получает хотя бы одно социальное пособие в виде наличных средств. Этот показатель включает все другие социальные пособия, за исключением пособий по здоровью или временной нетрудоспособности. В то время как глобальное среднее значение составляет 46,9%, соответствующий показатель для стран с аналогичным уровнем дохода, включая Азербайджан, составляет 64%.

Отметим, что с 1 апреля 2021 года система обязательного медицинского страхования охватила все население Азербайджана, что не отразилось в отчете МОТ за 2020 год (там указан охват в 65%).

Таблица 1

Группы населения в Азербайджане, охваченные социальными программами защиты согласно докладу МОТ за 2020 год, в процентах

Показатель

Азербайджан

Глобальное среднее

Среднее для стран с аналогичным уровнем дохода

1

2

3

4

5

1

Население, покрытое хотя бы одним видом денежных пособий социальной защиты

39

46,9

64

2

Соответствующие группы населения, покрытые социальными программами защиты

 

3

Дети

16,9

26,4

22,6

4

Матери с новорожденными

16

44,9

52,5

5

Лица с тяжелыми инвалидностями [11]

100

33,5

40,5

6

Безработные

19,1

18,6

17,5

7

Пожилые люди

72,8

77,5

91,3

8

Процент трудящихся, покрытых денежными пособиями в случае производственного травматизма

32,1

35,4

36,3

9

Программы помощи семьям с низким доходом

13,4

28,9

34,4

10

Процент трудящихся, покрытых пенсионными программами

30,2 [12]

32,5

70,9

11

Универсальная медицинская защита

65

65,6

76,7

Источник: таблица составлена автором по данным «Доклада о социальной защите мира», МОТ, 2021 г. [12].

В Докладе в рубрике удельного веса трудящихся (15+), покрытых пенсионными программами, видимо, допущена опечатка: охват Азербайджана не 2,8% [12, С. 274], как указано, а 30,2% согласно той же МОТ, но на ее официальной электронной странице [20].

Попытаемся проанализировать объем помощи, предоставляемой различным социально уязвимым группам, а также общую ситуацию в этой сфере.

Согласно МОТ, «уязвимые лица определяются здесь как все дети плюс взрослые, не охваченные страховыми выплатами, а также лица старше пенсионного возраста, не получающие страховых пособий (пенсий)».

Но сначала нужно рассмотреть основные социальные показатели, которые дают нам базовые представления об уровне социальной политики государства (таблица 2).

Таблица 2

Социальные показатели за 2023–2024 гг., в манатах

Показатель

2023 г.

2024 г.*

1

Прожиточный минимум по стране

246 ₼ (144,71$)

270(158,82$)

 

для работающего населения

261(153,53$)

287(168,82$)

 

для пенсионеров

199(117,06$)

222(130,59$)

 

для детей

220(129,41$)

235(138,24$)

2

Критерий потребности (в целях назначения адресной государственной социальной помощи)

246 ₼ (144,71$)

270(158,82$)

3

Минимальная месячная заработная плата

345(202,94$)

345(202,94$)

4

Минимальная трудовая пенсия

280(164,71$)

280(164,71$)

 

Примечание: таблица составлена автором по данным ЦБ АР, курс USD по отношению к AZN с сентября 2017 года не изменился, оставшись на уровне 1,7 маната, т.е. 0,59 $ (10.12.2023) [7].

Основные механизмы социальной защиты в Азербайджане

Для полного понимания реальной ситуации в области социальной политики в Азербайджане следует рассмотреть основные механизмы социальной защиты, применяемые в последние годы. Основной акцент будет сделан на трансформациях системы по социально уязвимым группам, таким как дети, пенсионеры, бедные и инвалиды.

В Азербайджане существует ряд законов и нормативов, прямо регулирующих социальные отношения: Закон Азербайджанской Республики от 7 февраля 2006 года № 55-IIIQ «О социальных пособиях» (включая адресную государственную социальную помощь), Указ Президента Азербайджанской Республики от 13 января 2023 года № 1966 «О повышении размера социальных пособий и внесении изменений в Указ Президента Азербайджанской Республики “О повышении размера социальных пособий” от 29 августа 2013 года № 973», и Закон Азербайджанской Республики от 7 февраля 2006 года № 54-IIIQ «О трудовых пенсиях» [2; 3; 4].

Социальные отчисления фактически можно разделить на две части: регулируемые Законом о социальных пособиях и Законом о трудовых пенсиях. Выплаты, не предусмотренные первым законом, являются целевой государственной социальной помощью (денежная помощь, оказываемая малообеспеченным семьям со стороны государства) и регулируются Законом Азербайджанской Республики от 21 октября 2005 года № 1039-IIQ «Об адресной государственной социальной помощи».

Различают два типа пособий: ежемесячные (таблица 3) и единовременные (таблица 4). Отдельной категории лиц выдаются денежные средства, выплачиваемые ежемесячно и единовременно в целях оказания социальной помощи.

Таблица 3

Ежемесячные социальные пособия

Тип пособия

Сумма в месяц, манат

1

Пожизненная надбавка государственным служащим

15% государственного оклада государственного служащего, исчисленного по последней основной должности

2

Для женщин, родивших пять и более детей и воспитавших их до 8 лет

220 ₼

3

Пособие по возрасту (снижение возрастного ценза на 5 лет) для матерей, воспитывающих ребенка с инвалидностью до 8 лет

220 ₼

4

Отцам, воспитывающим пять и более детей в возрасте до 8 лет в одиночку, без вступления в новый брак в связи со смертью матери или расторжением брака с матерью, либо лишением права на материнство

220 ₼

5

Отцам, усыновившим пять и более детей и воспитывающим их в одиночку до 8 лет

220 ₼

6

Опекунам мужского пола, воспитывающим пять и более детей в возрасте до 8 лет

220 ₼

7

Малообеспеченным семьям с детьми до 1 года

100 ₼

8

Женщинам, имеющим более пяти детей

Женщинам, имеющим более пяти детей, за каждого ребенка - 105 ₼

9

Опекунам (попечителям) детей, потерявших родителей и лишенных родительской опеки

120 ₼

10

На уход за ребенком до 3 лет

44 ₼

11

По уходу за ребенком от 1,5 года до 3 лет

28 ₼

12

Выплата жене (мужу) или ребенку-иждивенцу умершего бывшего президента Азербайджанской Республики

50% месячной пенсии бывшего президента

13

Пособие по случаю потери главы семьи лицу, не работающему и осуществляющему уход за детьми в возрасте до 8 лет

120 ₼

14

В обмен на ежемесячную выплату работнику государственных предприятий, приватизированных и переданных в управление, здоровье которого было подорвано в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, или членам семьи и иным лицам, находящимся на иждивении у погибшего по этой причине работника

 

14.1

при утрате профессиональной трудоспособности

в размере процента потери трудоспособности от минимальной месячной заработной платы (не менее 33 манатов)

14.2

в случае смерти

в размере минимальной месячной заработной платы (345 ₼)

15

Лицу, усыновившему ребенка в возрасте от 3 до 18 лет, потерявшему родителей или лишенному родительской опеки

За каждого ребенка 200 ₼

16

Лицу, усыновившему ребенка с установленной инвалидностью в возрасте от 0 до 18 лет

За каждого ребенка 600 ₼

17

Пособие на воспитание ребенка, переданного в приемную семью, в том числе ребенка с установленной инвалидностью в возрасте до 18 лет

 

17.1

На ребенка, переданного в приемную семью

 

17.1.1

в возрасте 0–6 лет

355 ₼

17.1.2

в возрасте 7–13 лет

375 ₼

17.1.3

в возрасте 14–18 лет

395 ₼

17.2

На ребенка с установленной инвалидностью в возрасте до 18 лет, переданного в приемную семью

 

17.2.1

в возрасте 0–6 лет

395 ₼

17.2.2

в возрасте 7–13 лет

415 ₼

17.2.3

в возрасте 14–18 лет

435 ₼

18

Детям военнослужащих срочной службы

За каждого ребенка 120 ₼

19

В связи с потерей главы семьи

120 ₼

Примечание: таблица составлена автором по данным Агентства устойчивого и оперативного социального обеспечения (10.12.2023) [7].

В Азербайджане были утверждены новые виды единовременных социальных пособий, среди которых: ежемесячные пособия для приемных семей, включая семьи с приемным ребенком с инвалидностью до 18 лет, а также единовременные пособия на приобретение сезонной одежды для детей, переданных в приемные семьи. Эти изменения отражены в поправке к Закону «О социальных пособиях», утвержденной президентом Ильхамом Алиевым (таблица 4).

Таблица 4

Единовременные социальные пособия

Тип пособия

Сумма в месяц, манат

1

Ежегодное пособие на лечение лиц, пострадавших в результате радиационной аварии

300 ₼

2

Пособие при рождении ребенка

500 ₼

3

Пособие на погребение

 

3.1

если умерший является трудовым пенсионером

трехкратный размер минимальной трудовой пенсии (840 ₼)

3.2

если умерший являлся получателем социальных пособий или выплат по страхованию от безработицы либо застрахованным лицом

500 ₼

4

Пособие лицам, нуждающимся в медико-социальной помощи, освобожденным от отбывания наказания

Четырехкратный размер минимальной месячной заработной платы (1380 ₼)

5

на обеспечение первичных бытовых условий специалисту, работающему на освобожденных территориях Азербайджанской Республики

600 ₼

6

При приеме на работу впервые детей, потерявших родителей и лишенных родительской опеки

Пятикратный размер среднемесячной заработной платы

7

Пособие на приобретение сезонной одежды для детей, переданных в приемную семью

200 ₼

Примечание: таблица составлена автором по данным Агентства устойчивого и оперативного социального обеспечения (10.12.2023) [7].

В Азербайджане система единовременных страховых выплат включает в себя важные меры социальной поддержки для определённых категорий населения, особенно военнослужащих и их семей. Одним из ключевых аспектов является обеспечение страховых выплат семьям военнослужащих, погибших или получивших ранения в ходе военных конфликтов, таких как Первая и Вторая Карабахские войны.

В Центральном банке Азербайджана создана специальная рабочая группа для организации эффективной работы по оперативному обеспечению данных выплат. Эта группа взаимодействует с различными государственными структурами, включая Министерство юстиции АР и Министерство труда и социальной защиты населения АР, для ускорения процесса оформления и выплаты страховок.

Компания Azərsığorta (Государственная страховая компания) отвечает за осуществление выплат семьям шехидов (мучеников), а также инвалидам и раненым военнослужащим (таблица 5).

Таблица 5

Единовременные страховые выплаты

Тип пособия

Сумма в месяц, манат

1

Единовременная выплата наследникам шехидов (мучеников)

11 000 ₼

2

При увольнении с действительной военной службы в связи с увечьем, произошедшим при прохождении военной службы или на действительной военной службе, а также заболеванием на действительной военной службе и признанием негодным к действительной военной службе, а также полученным во время действительной военной службы. Единовременная выплата застрахованному лицу, у которого установлена инвалидность в течение трех лет в связи с травмой или заболеванием:

 

2.1

нарушение функций организма на 81–100%

8800 ₼

2.2

нарушение функций организма на 61–80%

6600 ₼

2.3

нарушение функций организма на 31–60%

4400 ₼

Примечание: таблица составлена автором по данным Агентства устойчивого и оперативного социального обеспечения (10.12.2023) [7].

Большинство пособий финансируется из государственного бюджета (при страховом случае они финансируются из Государственного фонда социальной защиты). Кроме того, на протяжении некоторого времени ряд пособий (или дополнительные выплаты) в Азербайджане принимают форму президентских пенсий (15 видов).

В настоящее время также существует 15 видов президентских стипендий, то есть стипендий, присуждаемых офисом президента гражданам (таблица 6). Таким образом, кроме данных стипендий, существует 19 видов пособий, 5 единовременных пособий и 1 вид адресной социальной помощи (периодически применяются различные виды социальной помощи, но они являются единовременными или связанными с каким-либо событием).

В декабре 2020 года основан Государственный фонд «YAŞAT» для поддержки участников Карабахской войны и их семей, включая помощь в образовании, профессиональной подготовке, развитии творческого потенциала и лечении.

Таблица 6

Президентские стипендии в Азербайджане (на 2023 г.)

Тип пособия

Сумма

в месяц, манат

1

Президентская стипендия Азербайджанской Республики лицам, получившим инвалидность в связи с защитой территориальной целостности Азербайджанской Республики; лицам с установленными нарушениями функций организма в связи с исполнением воинских обязанностей (служебных обязанностей); лицам, имеющим инвалидность в связи с Великой Отечественной войной (1941–1945); лицам, имеющим инвалидность в связи с прохождением воинской службы на ЧАЭС ; лицам, имеющим инвалидность в связи с событиями 20 января 1990 года

 

1.1

из-за нарушения функций организма на 81–100%

500

1.2

из-за нарушения функций организма на 61–80%

400

1.3

из-за нарушения функций организма на 31–60%

330

2

Президентская стипендия семье шехидов (мучеников) в связи с событиями 20 января

600

3

Президентская стипендия семьям шехидов (мучеников)

600

4

Президентская стипендия обладателям звания «Герой Отечественной войны»

2000

5

Президентская стипендия удостоенным звания «Национальный Герой Азербайджана»

1800

6

Ежемесячная стипендия Президента Азербайджанской Республики за почетные звания

 

6.1

за почетное звание «народный»

200

6.2

за почетное звание «заслуженный»

150

7

Персональная пенсия Президента Азербайджанской Республики

1500

8

Президентское пособие Азербайджанской Республики для семей (родителей, вдов) военнослужащих, объявленных погибшими, пропавшими без вести и погибшими в судебном порядке при исполнении интернационального долга в составе советских войск в Афганистане

600

9

Президентское пособие Азербайджанской Республики лицам, осуществляющим уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет

100

10

Президентская стипендия для лиц с установленной инвалидностью в связи с нарушением функций организма на 81–100% по общим причинам (кроме лиц с нарушением зрения на 81–100%)

200

11

Стипендия Президента Азербайджанской Республики лицам, осуществляющим уход за лицами с установленной инвалидностью в связи с нарушением функций организма от 81 до 100%

100

12

Пенсия Президента Азербайджанской Республики участникам Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, лицам, работавшим на предприятиях, в ведомствах и организациях города Ленинграда в период его блокады в годы Второй мировой войны, и лицам, удостоенным медали «За оборону Ленинграда» и нагрудного знака «Жителю блокадного Ленинграда»

330

13

Президентская стипендия ветеранам войны

80

14

Президентская стипендия лицам, у которых диагностировано нарушение зрения вследствие нарушения функций организма на 81–100% по общим причинам

300

15

Президентское пособие Азербайджанской Республики лицам, проработавшим не менее 25 лет в научных учреждениях и организациях или образовательных учреждениях по основному месту работы, имеющим ученую степень, имеющим право на трудовую пенсию, с соответствующей регистрацией в трудовой книжке

 

15.1

за ученую степень доктора философии

300

15.2

за ученую степень доктора наук

500

Примечание: таблица составлена автором по данным Агентства устойчивого и оперативного социального обеспечения (10.12.2023) [8].

Подобная система разнообразных пособий и почетных выплат подчеркивает различные аспекты социальной защиты в Азербайджане, но также поднимает вопросы эффективности и целесообразности этой системы в контексте изменяющейся социальной и экономической среды. Рассмотрим эту систему более детально. Следует начать с наиболее уязвимых категорий граждан – детей и матерей.

Детские и семейные пособия. Одним из показателей социальной защищённости населения является отношение детей и домохозяйств, получающих детские и семейные пособия наличными средствами, к общему числу детей и домохозяйств с детьми в стране. Лишь 16,9% детей в стране получают хотя бы одно социальное пособие наличными средствами. В сравнении эта цифра составляет 100% в РФ, 57,4% в Казахстане, 48,1% в Грузии, 30,2% в Армении, с глобальным средним значением 26,4%, 8,5% в странах с низким уровнем дохода, 22,6% в странах со средним уровнем дохода и 86,8% в странах с высоким уровнем дохода (расходы на здоровье не учитываются).

Новорожденные и их матери также не подпадают под социальную защиту, поэтому только 16% матерей, родивших детей в 2021 году, получают различные пособия. Эта цифра составляет 63% в РФ, 44,2% в Казахстане, 61,6% в Армении, 26% в Грузии, с глобальным средним значением 45%, 10,5% в странах с низким уровнем дохода, 52,5% в странах со средним уровнем дохода и 86% в странах с высоким уровнем дохода.

В 2023 году в Азербайджане были внесены значительные изменения в систему детских и семейных пособий (таблица 7). Пособие по уходу за детьми в возрасте до 3 лет варьируется в зависимости от возраста ребенка: 44 маната с рождения до 1,5 года и 28 манатов с 1,5 года до 3 лет. Это пособие также выплачивается из Государственного фонда социальной защиты. Важно понимать, что источник выплаты пособий для новорожденных зависит от того, работает ли хотя бы один член семьи. Если хотя бы один член семьи работает, соответствующее пособие выплачивается из Государственного фонда социальной защиты. В противном случае оно финансируется из государственного бюджета. Например, в 2022 году 134 806 семей в Азербайджане имели право на получение единовременного пособия при рождении ребенка, при этом 70 000 пособий были выплачены из ГФСЗ, а 64 806 — из государственного бюджета.

Таблица 7

Количество детей, охваченных механизмами социальной защиты

Вид пособия

Количество

на 2021 год

Количество

на 2022 год

1

Пособие для лиц до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья

52 645

55 782

2

Пособие для детей, потерявших кормильца

49 190

54 298

3

Пособие по уходу за каждым ребенком в возрасте до 3 лет

25 600

23 900

4

Пособие детям некоторых категорий лиц

12 644

10 631

5

Пособие на детей военнослужащих срочной военной службы

108

168

6

Пособие опекунам (попечителям) детей, потерявших родителей и/или оставшихся без опеки родителей

244

216

7

Пособие малообеспеченным семьям с ребенком в возрасте

до 1 года (количество детей)

1 855

1 346

8

Пособие для женщин, имеющих более пяти детей

(количество детей)

8 922

9 523

9

Пособие при рождении ребенка, выплачиваемое Министерством труда и социальной защиты населения

77 644

66 213

10

Пособие при рождении ребенка, выплачиваемое ГФСЗ

64 806

70 000

ИТОГО

293 658

292 077

Число лиц до 18 лет

2 964 700

2 951 600

Процент лиц до 18 лет

9,90%

9,89%

Примечание: таблица составлена автором по данным Азстата (10.12.2023) [11].

По данным Государственного статистического комитета, на начало 2021 года в стране проживало 2 964 700 детей в возрасте до 18 лет. Таким образом, процент детей, охваченных детскими льготами, составлял 9,9% в 2021 году по сравнению с 9,89 % в 2022, т.е. почти не изменился (таблица 7).

Стоит также заметить, что с 2023 года появилось два новых единовременных пособия: детям, потерявшим родителей и лишенным родительской опеки, а также лицам из их числа при первом устройстве на работу, и денежная компенсация, выплачиваемая взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и инвентаря тем же категориям лиц и по той же причине.

Как было отмечено выше, только 16,9% детей пользовались социальной защитой согласно отчету за 2020 год. Существует 12 видов детских пособий. За исключением пособия по случаю рождения ребенка, все остальные выплачиваются ежемесячно. Кроме того, существуют три вида президентских стипендий, которые также охватывают детей (таблица 8).

Таблица 8

Размер детских пособий

Вид пособия

Сумма на 01.01.2023

в манатах

1

Пособие ребенку в возрасте до 18 лет и ребенку старше 18 лет с инвалидностью при потере главы семьи

120

2

Пособие по случаю потери главы семьи

120

3

Пособие на уходза ребенком до 3 лет

До 1,5 года – 44,

с 1,5 года

до 3 лет – 28

4

Пособие на детей военнослужащих срочной военной службы

120

5

Пособие опекунам (попечителям) детей, потерявших родителей и лишенных родительской опеки

120

6

Пособие малообеспеченным семьям с детьми до 1 года

100

7

Пособие для женщин, имеющих более пяти детей

105

8

Пособие на усыновленного ребенка

200

9

Пособие лицу, усыновившему ребенка с установленной инвалидностью в возрасте до 18 лет

600

10

Пособие при рождении ребенка

500

11

Президентская стипендия для членов семей шехидов (мучеников) 20 января 1990 года

600

12

Президентская стипендия для членов семей шехидов (мучеников)

600

13

Президентская стипендия лицам, ухаживающим за детьми, имеющими инвалидность до 18 лет

100

14

Пособие на воспитание ребенка, переданного в приемную семью

 

14.1

на ребенка в возрасте 0–6 лет

355

14.2

на ребенка 7–13 лет

375

14.3

на ребенка 14–18 лет

395

15

Пособие на воспитание ребенка c установленной инвалидностью до 18 лет, переданного в приемную семью

 

15.1

на ребенка в возрасте 0–6 лет

395

15.2

на ребенка 7–13 лет

415

15.3

на ребенка 14–18 лет

435

16

Денежная компенсация, выплачиваемая взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования детям, потерявшим родителей и лишенным родительской опеки, а также лицам из их числа при первом устройстве на работу

265

17

Единовременное пособие, выплачиваемое детям, потерявшим родителей и лишенным родительской опеки, а также лицам из их числа при первом устройстве на работу

в размере не менее 5 % среднемесячной зарплаты

Примечание: таблица составлена автором по данным Агентства устойчивого и оперативного социального обеспечения (10.12.2023) [8].

 

Вопросы социальной защиты, особенно в контексте детских льгот, остаются приоритетными для Азербайджана. Анализ данных позволяет сделать вывод о необходимости дальнейших исследований и разработки комплексных мер для обеспечения эффективной социальной защиты детей и молодежи.

Пенсии по старости. Один из показателей охвата населения социальными программами – это пенсионное обеспечение. Согласно отчету МОТ, охват пенсионной системой старения населения в Азербайджане значительно сократился за последние два десятилетия: с 90% в 2000 году до примерно 72,8% в 2020 году. Этот показатель составляет 50–60% для мужчин и 70–80% для женщин. Следовательно, в Азербайджане становится сложно получить пенсию и полагаться на нее [3, С. 175].

В настоящее время во всем мире 32,5% населения трудоспособного возраста (15+), в том числе 38,7% мужчин и 26,3% женщин, может обеспечить свои будущие пенсии (working-age population covered by pension scheme – active contributors). В соседних с Азербайджаном странах эта цифра составляет: 61,6% в РФ, 32,3% в Турции, 22,4% в Иране и 24,6% в Армении, 4,6% в странах с низким уровнем дохода, 45,7% в странах со средним уровнем дохода и 54,5% в странах с высоким уровнем дохода [3, С. 57, 175–179].

В то же время, согласно МОТ, пособия по старости (не учитываемые пенсии) для тех, кто не имеет права на пенсию, составляют 46,6% от абсолютной черты бедности в стране (non-contributory old-age pensions as a percentage of the national poverty line). Почти такой же показатель у РФ – 46,4% [3, С. 57, 175–179].

В настоящее время в Азербайджане реализован комплекс мер по совершенствованию страховой пенсионной системы, в том числе автоматизированное назначение пенсий по возрасту и внедрение услуги «Пенсия+».

Начиная с 1 января 2023 года применяется механизм индексации всех видов пенсий, что предполагает дополнительную помощь в размере 10% трудовым пенсионерам, получающим надбавки за выслугу лет, а также 200 манатов материальной помощи, выплачиваемой в течение года прочим пенсионерам. Итоговые суммы пенсий будут проиндексированы в соответствии с ростом среднемесячной номинальной заработной платы и показателем инфляции.

Трудовая пенсия по возрасту в Азербайджане предоставляется мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам в возрасте 63,5 года при условии достаточного пенсионного капитала на личном страховом счету для назначения минимального размера трудовой пенсии или наличия не менее 25 лет трудового стажа. Также существуют льготные условия для выхода на пенсию некоторых категорий граждан, таких как женщины, родившие пятерых и более детей, усыновившие их или взявшие под опеку, а также воспитавшие до восьмилетнего возраста. Есть льготы и для отцов-одиночек, воспитавших пять и более детей или детей с инвалидностью до восьми лет без вступления в новый брак. Кроме того, работникам, занятым на вредных и опасных производствах, предоставляется возможность выхода на пенсию раньше установленного срока.

Среднемесячная номинальная зарплата в Азербайджане за девять месяцев выросла на 11,2%. Если существующая тенденция сохранится, то в январе 2024 года пенсия увеличится примерно на 11%.

Пособие по безработице. Хотя в Азербайджане наблюдается экономический рост и диверсификация экономики, страна сталкивается с серьезными проблемами в плане безработицы. Ее высокий уровень, особенно среди молодежи и женщин, указывает на необходимость целенаправленных стратегий создания рабочих мест и экономической политики, которые могут устранить это неравенство.

Распространенность неформальной занятости без адекватной социальной защиты усугубляет эти проблемы. Кроме того, различия в заработной плате и условиях труда в разных отраслях и регионах еще больше подчеркивают необходимость комплексных реформ рынка труда [21].

Согласно МОТ, только 19,1% безработных в Азербайджане получают хотя бы одно социальное пособие наличными средствами. Безработные или низкооплачиваемые социально уязвимые группы также фактически исключены из системы социальной защиты, поскольку лишь 13,4% из них получают хотя бы одно социальное пособие наличными средствами [3, С. 274].

Здесь доли низкооплачиваемых социально уязвимых групп рассчитываются посредством вычитания из общей численности населения всех людей трудоспособного возраста, которые делают взносы в систему социального страхования или получают страховые пособия, а также всех лиц старше пенсионного возраста, получающих страховые пособия.

В сравнении эта цифра составляет 76% в РФ, 74,2% в Казахстане и 93% в Грузии, с глобальным средним значением 28,9%, 7,8% в странах с низким уровнем дохода, 34,4% в странах со средним уровнем дохода и 62,8% в странах с высоким уровнем дохода [3, С. 274].

Для помощи лицам, ищущим работу и безработным, существует система обучения по направлениям переподготовки и повышения квалификации с целью получения специальности (профессии) в соответствии с потребностями рынка труда. Лицам, привлеченным к профессиональной подготовке, в период обучения выплачивается пособие в размере минимальной месячной заработной платы (345 AZN) в соответствии со статьей 29.1 Закона Азербайджанской Республики «О занятости».

Внесены изменения в Закон АР «О страховании от безработицы», благодаря которым круг лиц, имеющих право на получение страховых выплат по безработице, расширяется. Теперь пособия будут выплачиваться в случаях смены собственника предприятия, восстановления на работе лица, ранее работавшего на предприятии, и возвращения лица после увольнения в запас со срочной военной службы. Предусмотрено, что надбавка к страховой выплате будет распространяться на всех детей в семье, исключая предыдущее ограничение в 20%. Кроме того, выплата будет доступна и в случае расторжения срочного трудового договора. Для получения пособия по безработице теперь требуется страховой стаж 24 месяца вместо 30 месяцев, что позволит большему количеству граждан получать выплаты.

Пособие по безработице выплачивается лицам, потерявшим работу в результате ликвидации органа или юридического лица либо при сокращении численности работников. Страховая выплата составляет 50% от потерянной среднемесячной заработной платы для тех, кто имеет более 12 месяцев страхового стажа, и минимальную страховую выплату (345 манат) для тех, кто имеет менее 12 месяцев стажа. Срок страховой выплаты не может превышать 9 месяцев в течение 24 месяцев, следующих за месяцем подачи первого заявления.

Пособия для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Азербайджан принимает различные меры для поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе через создание рабочих мест и предпринимательские инициативы.Азербайджан был одной из первых стран мира, подписавших и ратифицировавших Конвенцию о правах лиц с инвалидностью в 2008 году. Создание рабочих мест и предпринимательские инициативы, направленные на поддержку людей с ограниченными возможностями, являются ключевыми аспектами этих усилий. Это помогает не только в интеграции людей с инвалидностью в общество, но и в укреплении их экономической независимости и самооценки. Меры для поддержки включают в себя изменения в национальном законодательстве, развитие системы оценки инвалидности, большую доступность образования и других общественных услуг для детей с инвалидностью, а также обеспечение более удобной общественной инфраструктуры для всех людей с инвалидностью.

В Азербайджане существует Указ Кабинета министров №380 от 03.09.2019 «Об утверждении стандартов рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями», который призывает учитывать потребности лиц с инвалидностью при проектировании и строительстве объектов и жилых зданий.

В рамках исследования, проведенного в январе 2023 года, выявили, что около 80% опрошенных людей с инвалидностью в Азербайджане были безработными и активно искали работу. Большинство из них получали социальные выплаты от государства, но столкнулись с проблемами доступности инфраструктуры и ограниченными возможностями для инклюзивного образования, что ограничивало их возможности получения высшего образования и профессионального роста. Около 90% опрошенных лиц с инвалидностью получали социальные выплаты из государственного бюджета, в среднем составляющие около 298 азербайджанских манатов (USD 175) на человека в месяц [22]. Это указывает на необходимость сделать более доступным образование и трудоустройство для людей с инвалидностью.

В ответ на данные проблемы Минтруда и социальной защиты населения Азербайджана и Программа развития ООН (ПРООН) запустили проект «Создание инклюзивных и достойных рабочих мест для социально уязвимых групп населения». В рамках этого проекта были утверждены бизнес-планы более 500 человек. Основная цель проекта – обеспечение эффективной занятости и поддержка уязвимых групп в создании собственного бизнеса, что важно для их социальной интеграции и экономической независимости. Эти инициативы включают в себя не только финансовую поддержку, но и организацию тренингов, направленных на развитие профессиональных навыков и компетенций, необходимых для успешного ведения бизнеса и выхода на рынок труда.Кроме того, проект направлен на профессиональное развитие и повышение потенциала специалистов в сфере трудоустройства. Так, был открыт первый виртуальный лабораторный центр развития навыков и профессионального обучения, доступный онлайн [21].

Эти инициативы подчеркивают важность инклюзивной занятости и самозанятости как средств достижения устойчивых целей развития и создания более инклюзивной экономики. Они также помогают расширить доступ к образованию, профессиональной ориентации и возможностям трудоустройства для людей с инвалидностью в Азербайджане.

В Азербайджане примерно 560 тыс. человек имеют инвалидность (5,6% населения), из них около 10% – дети. Большинство взрослых становятся инвалидами к 55 годам, когда увеличивается число хронических заболеваний, таких как рак, сердечно-сосудистые заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата. Инвалидность взрослых также все чаще связана с проблемами психического здоровья [21].

 

Таблица 9

Ежемесячные пособия для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Вид пособия

Сумма на 01.01.2023 в манатах

1

По инвалидности, связанной с военной службой или исполнением обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС

 

1.1

из-за нарушения функций организма на 81–100%

270 ₼

1.2

из-за нарушения функций организма на 61–80%

220 ₼

1.3

из-за нарушения функций организма на 31–60%

150 ₼

2

Ребенку в возрасте до 18 лет и ребенку старше 18 лет с инвалидностью, при потере главы семьи

120 ₼

3

Заболевания в период прохождения воинской службы, трудовые увечья и профессиональные заболевания, нахождение в зоне боевых действий, инвалидность в связи с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС

 

3.1

из-за нарушения функций организма на 81–100%

270 ₼

3.2

из-за нарушения функций организма на 61–80%

220 ₼

3.3

из-за нарушения функций организма на 31–60%

150 ₼

4

В связи с защитой территориальной целостности, независимости и конституционного строя Азербайджанской Республики; из-за утраты трудоспособности в связи с событиями 20 января 1990 года

 

4.1

из-за нарушения функций организма на 81–100%

270 ₼

4.2

из-за нарушения функций организма на 61–80%

220 ₼

4.3

из-за нарушения функций организма на 31–60%

150 ₼

Примечание: таблица составлена автором по данным Агентства устойчивого и оперативного социального обеспечения (10.12.2023) [8].

Вышеизложенные данные подчеркивают необходимость усиления социальной защиты различных групп населения в Азербайджане.

 

Инновационные подходы к социальной защите

Инновационные подходы к социальной защите населения Азербайджанской Республики позволяют устранить существующие в этой сфере проблемы и открыть новые пути решения важнейших вопросов. Одним из примеров инновационного подхода явилось создание 17 декабря 2021 года ООО «Центр цифровых инноваций DOST», функционирующего под эгидой Агентства устойчивого и оперативного социального обеспечения. Этот центр представляет собой знаковую инициативу в области цифровизации социальных услуг, позволяя эффективно управлять информационными и коммуникационными системами в рамках деятельности Министерства труда и социальной защиты населения АР. Центр интегрирует государственные и негосударственные учреждения в единую информационную базу, что обеспечивает большую скоординированность действий учреждений и доступность социальных услуг [7].

Кроме того, особое внимание уделяется укреплению инклюзии и поддержке уязвимых слоев населения. Здесь следует отметить роль ООО «Центр творчества и инклюзивного развития DOST», созданного решением № 3 от 5 октября 2021 года, принятым Наблюдательным советом Агентства устойчивого и оперативного социального обеспечения. Агентство устойчивого и оперативного социального обеспечения (DOST) – юридическое лицо публичного права, организованное при Министерстве труда и социальной защиты Азербайджана. Центр фокусируется на развитии навыков и творческого потенциала лиц с ограниченными возможностями, детей без родителей и талантливых лиц из малообеспеченных семей, поддерживая в своей работе принципы уважения, достоинства и равенства [7].

В 2019 году правительство Азербайджана инициировало инновационную программу «İşsizin DOSTu» (друг безработных), направленную на решение проблемы безработицы и повышение квалификации рабочей силы. Программа, возглавляемая Центром трудоустройства ООО «DOST İş», направлена на создание рабочих мест в общественном секторе и развитие профессиональных навыков. К началу 2021 года эта инициатива помогла успешно создать около 18 000 рабочих мест – в первую очередь для тех, кто пострадал от пандемии COVID-19. Ее ключевые цели – предоставление временной занятости и повышение квалификации участников, что позволит смягчить влияние пандемии на рынок труда и снизить безработицу [7].

Эти примеры подчеркивают прогрессивный подход Азербайджана к социальной защите, основанный на цифровизации, инклюзии и создании рабочих мест, что в целом способствует повышению качества жизни населения и укреплению социальной стабильности в стране.

Развитие инициатив, подобных описанным выше, может включать образовательные программы, направленные на профессиональную переподготовку и повышение квалификации уязвимых групп населения, что будет способствовать трудоустройству и экономической независимости представителей этих групп.

Программы, стимулирующие самозанятость и предпринимательство, особенно среди молодежи и женщин, также могут стать ключевым элементом социальной защиты. Предоставление грантов, обучение навыкам ведения бизнеса и доступ к микрофинансированию помогут создать новые рабочие места и укрепить экономическое благополучие.

Сотрудничество Азербайджана с международными организациями и другими странами позволит обмениваться опытом и лучшими практиками в области социальной защиты в рамках международных проектов, семинаров и конференций, а также посредством изучения успешных примеров социальной интеграции и защиты.

Активизация работы в социальной сфере даст возможность более эффективно оказывать помощь нуждающимся, особенно в отдаленных и малообеспеченных регионах страны, и в итоге позволит укрепить систему социальной защиты в Азербайджане.

Защита при несчастных случаях на производстве. Согласно обзору МОТ, только 32,1% пострадавших на производстве охвачены социальными программами. В сравнении эта цифра составляет 79,1% в РФ, 75,4% в Казахстане и 48,9% в Грузии, с глобальным средним значением 35,4%, 14,4% в странах с низким уровнем дохода, 36,3% в странах со средним уровнем дохода и 81,2% в странах с высоким уровнем дохода [3, С. 274].

В Азербайджане существует система страхования от утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно Закону Азербайджанской Республики от 11.05.2020 № 999-IIIQ «Об обязательном страховании от утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», страховая сумма обусловлена степенью профессионального риска и категорией застрахованных.

Профессиональный риск зависит от двух параметров: степени профессионального риска (1–14 степени в зависимости от вида экономической деятельности) и категории персонала (рабочий и служащий).

Виды экономической деятельности, предусмотренные Дополнением к 3-й версии Классификации видов экономической деятельности, утвержденным приказом от 22 декабря 2012 г., определяются по соответствующей таблице, в которой к 1-му уровню риска относятся, например, «Оказание услуг по размещению», «Разработка программного обеспечения, консультирование и сопутствующая деятельность», а к последнему, 14-му уровню риска, например, «Добыча угля и бурого угля», «Добыча нефти и природного газа». Степень риска возрастает от обычной офисной деятельности до вредных и опасных производств.

Опыт страхования от профессиональной утраты трудоспособности в Азербайджане, основанного на дифференцированном подходе к оценке рисков в зависимости от сферы деятельности и категории труда, представляет собой важный аспект социальной защиты работников. Данный опыт можно развить по следующим направлениям.

1) Использование технологий больших данных и искусственного интеллекта для анализа данных о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Это даст возможность точнее оценивать риски и предотвращать производственные травмы или заболевания, что поможет более эффективно управлять страховыми взносами и выплатами.

2) Создание мобильного приложения, позволяющего работникам и работодателям легко понимать и оценивать профессиональные риски. Это приложение может стать источником информации о рисках, связанных с различными видами деятельности, и предлагать советы по уменьшению этих рисков.

3) Разработка мобильного приложения, которое позволит страхователям легко получать информацию о своем страховом полисе, вносить изменения и подавать заявки на выплаты. Это повысит доступность и удобство системы страхования для пользователей.

4) Проведение обучающих семинаров и программ для сотрудников организаций о том, как уменьшить риск профессиональных заболеваний и травм. Подобные программы могут быть нацелены на конкретные отрасли, особенно имеющие высокий уровень риска, например, на добычу газа и нефти.

5) Разработка партнерских программ с международными организациями в области труда и здоровья для обмена опытом и лучшими практиками в области оценки и страхования профессиональных рисков.

6) Развитие нормативно-правовой базы для обеспечения более эффективного регулирования и контроля в сфере профессионального страхования, а также защиты прав работников.

7) Проведение информационных кампаний с целью повышения осведомленности общественности о важности страхования от профессиональных рисков и о том, как это может способствовать созданию более безопасных и здоровых условий труда.

Анализ данных о профессиональных рисках может помочь правительству и частным компаниям в понимании динамики рынка труда, выявлении недостатков в области безопасности труда и определении сфер, требующих дополнительных инвестиций в обучение и оборудование. Все вышеперечисленные действия способны не только улучшить существующую систему страхования в Азербайджане, но и повысить качество рабочей среды и благополучие работников.

Заключение

Проведенный анализ эффективности механизмов социальной защиты в Азербайджанской Республике в сравнении с аналогичными процессами в других близлежащих странах и мире в целом выявил недостаточный охват населения этими механизмами, особенно в условиях глобальных потрясений, таких как экономический кризис, пандемия коронавируса и региональные военные конфликты. Эти события представляют собой своеобразные испытания для национальной системы социальной защиты, проверяя ее устойчивость. Результаты реакции на эти вызовы могут определить эффективность системы на десятилетия вперед.

В целом подход Азербайджана к социальной защите многогранен и предусматривает не только финансовую поддержку, но и создание более инклюзивной и благоприятной среды для различных уязвимых групп. Усилия страны по цифровизации и модернизации системы социальной защиты, а также ее стремление увеличить бюджетные ассигнования на социальное обеспечение отражают ее намерение повышать качество жизни граждан и экономическую стабильность.

Однако, несмотря на конкретные шаги и приоритеты, выраженные в национальных стратегиях, вызовы в области социальной защиты остаются все еще актуальными для Азербайджана. Обеспечение всесторонней социальной защиты требует комплексных и устойчивых подходов. Сотрудничество между правительством, частным сектором и международными организациями может иметь решающее значение для эффективного решения этих проблем.

Список источников:

  1. Национальные приоритеты социально-экономического развития: Азербайджан 2030 [Электронный ресурс]. – URL: https://president.az/ru/articles/view/50474 (дата обращения: 12.12.2023).

  2. Закон Азербайджанской Республики от 7 февраля 2006 года № 55-IIIQ «О социальных пособиях» [Электронный ресурс]. – URL: https://continent-online.com/Document/?doc_id=30616751 (дата обращения: 12.12.2023).

  3. Закон Азербайджанской Республики от 7 февраля 2006 года № 54-IIIQ «О трудовых пенсиях» [Электронный ресурс]. – URL: https://continent-online.com/Document/?doc_id=30589336 (дата обращения: 12.12.2023).

  4. Закон Азербайджанской Республики от 21 октября 2005 года № 1039-IIQ «Об адресной государственной социальной помощи» [Электронный ресурс]. – URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=9535 (дата обращения: 12.12.2023).

  5. Конституция Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]. – URL: https://president.az/ru/pages/view/azerbaijan/constitution#chapter_1 (дата обращения: 12.12.2023).

  6. Статус Азербайджанской Республики о присоединении к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]. – URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/TreatyBodyExternal/Treaty.aspx?CountryID=127&Lang=ru (дата обращения: 12.12.2023).

  7. Социальные выплаты. Агентство устойчивого и оперативного социального обеспечения (DOST) [Электронный ресурс]. – URL: https://dost.gov.az/ru/page/faydali (дата обращения: 12.12.2023).

  8. Стипендии Президента Азербайджанской Республики. Агентство устойчивого и оперативного социального обеспечения (DOST) [Электронный ресурс]. – URL: https://dost.gov.az/ru/services/assignment-of-the-presidential-grant/?kt=30 (дата обращения: 12.12.2023).

  9. Указ Президента Азербайджанской Республики от 13 января 2023 года № 1966 «О повышении размера социальных пособий и внесении изменений в Указ Президента Азербайджанской Республики “О повышении размера социальных пособий” от 29 августа 2013 года № 973» [Электронный ресурс]. – URL: https://continent-online.com/Document/?doc_id=36209727 (дата обращения: 12.12.2023).

  10. Decent Work and the Sustainable Development Goals: A Guidebook on SDG Labour Market Indicators, Department of Statistics (STATISTICS), Geneva: ILO, 2018 [Электронныйресурс]. – URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---stat/documents/publication/wcms_647109.pdf (датаобращения: 12.12.2023).

  11. Health, Social Protection, Sport. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan, 2023 [Электронныйресурс]. – URL: https://www.stat.gov.az/source/healthcare/?lang=en (датаобращения: 12.12.2023).

  12. International Labour Office. World Social Protection Report 2020–22: Social Protection at the Crossroads – in Pursuit of a Better Future. Geneva: ILO, 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ilo.org/global/publications/books/WCMS_817572/lang--en/index.htm (дата обращения: 12.12.2023).

  13. InflationratesinAzerbaijan. worlddata.info. 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.worlddata.info/asia/azerbaijan/inflation-rates.php (дата обращения: 12.12.2023).

  14. Investments of Azerbaijan's State Social Protection Fund exceed $470M. ReportNewsAgency. 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://report.az/en/sosial-security/investments-of-azerbaijan-s-state-social-protection-fund-reach-azn-800m/ (дата обращения: 12.12.2023).

  15. Labour Market. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.stat.gov.az/source/labour/?lang=en (дата обращения: 12.12.2023).

  16. Mission and impact of the ILO. The International Labour Organization. 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/mission-and-objectives/lang--en/index.htm (дата обращения: 12.12.2023).

  17. The 2030 Agenda for Sustainable Development. United Nations Department of Economic and Social Affairs Sustainable Development. 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://sdgs.un.org/ru/goals (дата обращения: 12.12.2023).

  18. Price indices. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.azstat.org/pr03101011/ (дата обращения: 12.12.2023).

  19. Scope and Opportunities in Social Policy in Azerbaijan. Toghrul Veliyev. Baku Research Institute. 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://bakuresearchinstitute.org/en/scope-and-opportunities-in-social-policy-in-azerbaijan-2/ (дата обращения: 12.12.2023).

  20. World Social Protection Database. The International Labour Organization. 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.social-protection.org/gimi/WSPDB.action?id=13 (дата обращения: 12.12.2023).

  21. 2022 Annual Results Report. United Nations. 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://azerbaijan.un.org/en/231691-un-azerbaijan-annual-results-report-2022 (дата обращения: 12.12.2023).

  22. Prioritizing disability employment in Azerbaijan. GlobalVoices. 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://globalvoices.org/2023/08/31/prioritizing-disability-employment-in-azerbaijan/ (дата обращения: 12.12.2023).

  23. 2023 will be important year in terms of strengthening social protection of Azerbaijani population – MP. News.AzOnlineNewsAgency. 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://news.az/news/2023-will-be-important-year-in-terms-of-strengthening-social-protection-of-azerbaijani-population-mp (дата обращения: 12.12.2023).