С. Н. Яшин Основные подходы к установлению тарифов страховых взносов в системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4, 2019

УДК 658.5

Основные подходы к установлению тарифов страховых взносов в системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

С. Н. Яшин,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

E-mail: jashinsn@yandex.ru

 

Аннотация

В статье отмечается, что в современных условиях, развитие эффективной системы обязательного социального страхования является важной задачей государственной политики в сфере социальной защиты населения. Сделан вывод о том, сложный характер социально-экономических и политических проблем, сложившихся в сфере социальной защиты населения вообще и социального страхования в частности, требует новых подходов к их решению. В их основе лежит жизненная необходимость обеспечить эффективную социальную защиту каждого человека на путях улучшения материального положения наиболее уязвимых слоев населения за счет усовершенствования системы социального страхования, оптимизации порядка и условий назначения социальных выплат.

Ключевые слова: Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, отрасли страхования, страховой тариф, страховые выплаты, коммерческие страховые компании.

 

The main approaches to setting insurance premium rates in the system of social insurance against industrial accidents and occupational diseases

S. N. Yashin,

Dr. of Sci. (Econ.), Professor, Head of the Department of Management and Public Administration, N. Novgorod Lobachevsky State University

Annotation

The article notes that in modern conditions the development of an effective system of compulsory social insurance is an important task of state policy in the field of social protection of the population. It is concluded that the comp-lex nature of socio-economic and political problems in the social protection of the population requires new approaches to their solution. They are based on the vital need to ensure effective social protection of the most vulnerable segments of the population by improving the social insurance system.

Keywords: compulsory social insurance against industrial accidents; insurance industry; insurance rate; insurance payments; commercial insurance companies.

 

За все время действия Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не прекращается дискуссия об эффективности его проведения законным страховщиком – Фондом социального страхования РФ и возможности осуществления данного вида страхования в рамках коммерческих страховых структур.

Выбор Фонда социального страхования как единого страховщика был не случаен, поскольку эта организация имеет не только богатый опыт работы в страховании социальных рисков и имеет развитую структуру отделений и филиалов во всех субъектах Федерации, но и обладает прочными связями как с работодателями, так и с профсоюзами, так же как и Фонд отстаивающими интересы наемных рабочих. Также Фонд социального страхования имеет штат врачей-экспертов, что позволяет ему иметь хорошо работающий в современных условиях механизм медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.

Основными аргументами против Фонда социального страхования РФ как единого страховщика выдвигаются следующие недостатки:

  • несоответствие страхового тарифа профессиональному риску страхователя;
  • предоставляемая страховая защита не способствует ни скорейшему выздоровлению и возвращению к работе пострадавшего на производстве, ни снижению уровня производственного риска.

Однако обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при сравнительно небольшом среднем страховом тарифе аккумулирует в руках страховщика крупные финансовые потоки, привлекательные как для коммерческих, так и для государственных структур. Идет своеобразный конкурс: какая структура сможет предоставить наиболее привлекательную социальную защиту пострадавшим на производстве взамен права пользования страховыми резервами. В связи с этим существуют предложения о передаче части страховой ответственности (например, страхования от несчастных случаев на производстве) коммерческим страховым структурам.

Теоретически возможны два варианта разделения обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний между несколькими страховыми структурами:

  1. Передача коммерческим страховым компаниям части страховых рисков (например, риска утраты трудоспособности в результате несчастного случая на производстве);
  2. Передача коммерческим страховым компаниям части страховой ответственности (например, в части единовременных страховых выплат или оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших).

Однако передача коммерческим страховым структурам части (или всей) страховой ответственности по рискам, связанным с утратой трудоспособности в результате трудового увечья, в настоящее время трудновыполнима. Коммерческие страховые компании, не имеющие опыта работы с социальными видами страхования вообще и со страхованием профессиональных рисков в частности, не смогут обеспечить социальную защиту пострадавших на производстве даже на сегодняшнем уровне, по следующим причинам:

  1. Как правило, коммерческие страховые организации не осуществляют периодические (пожизненные ежемесячные) страховые выплаты по страховым случаям по рисковым видам страхования, ограничиваются только единовременной выплатой. Таким образом, нарушается один из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – принцип возмещения утраченного в связи с трудовым увечьем заработка - суммы, выплачиваемой пострадавшему ежемесячно в течение всего периода утраты трудоспособности.
  2. Как правило, коммерческие страховые организации не занимаются реабилитацией в «натуральном виде» (не предоставляют путевки, автотранспорт), а в денежной форме компенсируют расходы, понесенные пострадавшим на восстановление здоровья. Все это приведет к снижению эффективности и повышению расходов на реабилитацию, т.к. годами отработанный Фондом механизм оздоровления не будет работать.
  3. Определенные сложности вызывает закрепление страхователей за страховыми организациями. При закреплении по территориальному признаку могут возникнуть трудности с привлечением страховщиков в районы, где расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний превышают поступления за счет страховых взносов, такие как Московский район г. Нижнего Новгорода, Вачский, Павловский, Сосновский и ряд сельскохозяйственных районов севера Нижегородской области, которые отличаются низкими показателями собираемости страховых взносов. Также сложности могут возникнуть и с организациями, которые в силу своего финансового положения не в состоянии своевременно уплачивать страховые взносы, с выплатой пострадавшим возмещения вреда, если при ликвидации предприятий не была капитализирована сумма, достаточная для осуществления последующих страховых выплат.

Застрахованными по всем видам обязательного страхования, к которым относится и страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, являются все лица, по закону подлежащие страхованию, независимо от того, заплатил ли страхователь страховые взносы. Исходя из этого, возникают сложности с социальной защитой пострадавших на производстве, работодатели которых не платят страховые взносы, либо вообще не состоят на учете в страховой организации.

  1. Финансовая емкость страховых компаний значительно меньше, чем у Фонда социального страхования. Неразвитость российского страхового рынка тоже ставит под вопрос надежность такой системы социальной защиты работающих граждан. В соответствии с требованиями размещения страховых резервов, резервы ФСС обладают большей ликвидностью и, соответственно, большей финансовой устойчивостью.
  2. Фонд социального страхования успешно справляется с исполнением своих обязательств перед застрахованными лицами. Страховые выплаты производятся своевременно. Значительно выросли расходы, связанные с реабилитацией застрахованных работников. Так что создание новой системы вместо успешно работающей неэффективно.
  3. Страхователи столкнутся с необходимостью предоставления отчетности в две структуры, результатом чего может явиться появление «двойной статистики» – в страховой компании и органах ФСС.
  4. Кроме того, создание дополнительной структуры для осуществления социального страхования профессиональных рисков приведет к увеличению расходов на осуществление страхования.

Однако, несмотря на все приведенные выше доводы, коммерческие страховые структуры имеют возможность участвовать в страховании профессиональных рисков. Дело в том, что многие крупные организации (например, Горьковская железная дорога) в коллективных договорах или отраслевых тарифных соглашениях предусматривают большую ответственность перед лицами, пострадавшими при исполнении трудовых обязанностей, чем оговорено в Федеральном законе от 24.07.98 №125-ФЗ. Поскольку жизнь и здоровье человека бесценны, выплата возмещения вреда по случаям производственного травматизма не могут быть ниже законодательно установленного размера, но могут быть значительно выше и ограничены только желанием и финансовыми возможностями стороны, причинившей вред. Страхование ответственности работодателя за причиненный работникам вред сверх норм, предусмотренных вышеуказанным законом, может принять на себя любая коммерческая страховая организация, имеющая соответствующую лицензию. Например, страховым обеспечением в этом случае могут быть:

  • выплаты, предусмотренные коллективными договорами и отраслевыми тарифными соглашениями;
  • оплата расходов, связанных с необходимостью медицинской, лекарственной помощи;
  • выплата пособий по временной нетрудоспособности независимо от ее причин и продолжительности;
  • выплата пенсий по инвалидности;
  • выплата выходных пособий.

Очевидно, что система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в РФ требует дальнейшего развития, однако сама смена страховщика не сделает данную систему эффективней. Своеобразие современных экономических реформ заключается в их радикализме, а реформаторы мало задумываются о последствиях существенных ломок сложившихся структур, зачастую предпочтение отдается новому, а не лучшему. Безусловно, реформы необходимы, но они должны быть экономически оправданы, а отказ от работоспособной системы социальной защиты в пользу чего-то нового может дать непредсказуемые и, возможно, не оптимальные результаты, тем более что реформирование возможно и в рамках существующей структуры.

Пути решения проблем, сложившихся в системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний:

  1. Определение миссии обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из тенденций в данном виде социального страхования, складывается представление, что задача страховщика заключается в выплате достаточно крупных сумм лицам, имеющим на это право. На настоящий момент эти выплаты не увязаны с размером фактически утраченного заработка и часто превышают заработок, который застрахованный мог бы получить, реализуя утраченную трудоспособность. Следует сместить акцент с выплаты пособия на задачи, связанные со снижением уровня производственного риска и реабилитацией пострадавших работников с целью возвращения их к активной трудовой деятельности. Для этого целесообразно разработать и внедрить систему экономически и социально оправданных превентивных мероприятий. Например, на базе ФСС РФ развивать структуру медицинских, реабилитационных, образовательных учреждений, проводящих мероприятия по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, снижающих степень утраты трудоспособности пострадавших; организовать тесное сотрудничество со страхователями по месту жительства пострадавших по вопросу трудоустройства людей с ограниченными возможностями и другие мероприятия. Указанные мероприятия, связанные с реабилитацией и социально-экономическим положением пострадавших работников, в целом, не под силу коммерческим страховым компаниям.
  1. Основной проблемой в настоящее время является несоответствие совокупной величины страховых взносов совокупной величине страховых выплат, вследствие чего нарушается основной принцип страхования – принцип замкнутой раскладки ущерба. Существует несколько путей решения этой проблемы, которые дадут максимальный эффект только при их комплексном применении:

- к работе высококвалифицированных специалистов-актуариев, что позволит оптимизировать страховой тариф на этапе его разработки. Эта мера неизбежна при любой системе страховой защиты работающих граждан – коммерческой или государственной.

- использование на практике (особенно для определения скидок и надбавок) методик, сложившихся в коммерческом страховании;

- повышение квалификации сотрудников ФСС, занимающихся регистрацией страхователей и присвоением им страховых тарифов, скидок и надбавок, в области теории страхования, актуарных расчетов.

  1. Минимизация расходов на выплаты страховых пособий возможна только путем исключения возможности выплат по случаям, не являющимся страховыми. Для решения этой задачи необходимо:

- установление жестких критериев признания несчастного случая на производстве страховым случаем;

- повышение доли страховых случаев, в расследовании которых принимали участие представители ФСС до 100% (как это имеет место в коммерческом страховании);

- разработать экономически обоснованную эффективную систему превентивных мероприятий, охватывающую всех страхователей.

  1. Снижение страхового тарифа за счет повышения убыточности страховой деятельности и получения дополнительного дохода по инвестиционным вложениям (механизм, широко используемый в коммерческом страховании): – дать возможность ФСС размещать часть своих резервов на тех же условиях, что и коммерческие страховые организации. Это позволит содержать Фонд социального страхования не на деньги страхователей, что сейчас подвергается острой критике, а на доход от размещения его резервов.

Сложный характер социально-экономических и политических проблем, сложившихся в сфере социальной защиты населения вообще и социального страхования в частности, требует новых подходов к их решению. В их основе лежит жизненная необходимость обеспечить эффективную социальную защиту каждого человека на путях улучшения материального положения наиболее уязвимых слоев населения за счет усовершенствования системы социального страхования, оптимизации порядка и условий назначения социальных выплат. Поэтому введение в Российской Федерации обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – это важный за последние несколько лет существенный шаг, направленный на решение сложившихся проблем.

В настоящее время еще не наработана достаточная правовая база, регламентирующая все аспекты обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а Фонд социального страхования РФ не имеет достаточного опыта работы в этом направлении. Социально-экономические и мировоззренческие особенности России не позволяют слепо копировать опыт других государств, что тоже усложняет проводимую работу.

Пострадавшие работники, имеющие право на получение страховых выплат в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 №125-ФЗ, могут оценить преимущества получения выплат в возмещение вреда в связи с полученным трудовым увечьем, выражающиеся в их своевременности и обоснованности, большом комплексе реабилитационных мероприятий, предоставляемых и оплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования РФ.

 

Литература:

  1. Тулисов М.П. Социальное обеспечение в СССР и буржуазных государствах. - М.: Юрид. лит., 1984.- 127с.
  2. Яшин С.Н., Крюкова Т.М., Мурашова Н.А. Основы страховой деятельности: учебное пособие. М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Нижегородский гос. технический ун-т им. Р. Е. Алексеева. Н.Новгород, 2012.
  3. Яшин С.Н., Тихонов С.В. Современный подход к определению структуры инновационного потенциала предприятия// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - Волгоград, 2015, февраль № 1(30), с.14-18.
  4. E.P. Garina , V.P. Kuznetsov , A.O. Egorova , A.P. Garin , S.N. Yashin Formation of the System of Business Processes at Machine Building Enterprises// European Research Studies Journal (ERSJ). VOL. XIX, ISSUE (2) SPECIAL ISSUE, 2016, с.55-63.
  5. Яшин С.Н., Корнилов Д.А. Некоторые аспекты методологии портфельного анализа // Финансы и кредит - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2006, № 2(206), с.64-72.
  6. Яшин С.Н., Солдатова Ю.С. Формирование интегральной оценки инновационного развития предприятий // Финансы и кредит - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2013, № 40(568), с.34-39.