Рамки компетенций по охране труда в международной ассоциации INSHPO
Материал предоставлен генеральным директором НАЦОТ, Членом совета директоров INSHPO Новиковым Н.Н. (Доктор технических наук, профессор)
От редакции: Данная статья была написана на основании проведенных исследований и является прообразом регламентирующего документа, устанавливающего рамки компетенции специалистов по охране труда в международной ассоциации INSHPO. Обсуждение проекта документа проходило на cовещании совета директоров INSHPO (Канада, г. Монреаль, 13-14 сентября 2013 г.) Считаем, что данный материал будет интересен российским читателям.
Термин «охрана труда» («ОТ») используемый в данной статье, следует считать тождественным термину «Безопасность и гигиена труда» [“OSH”] или «Безопасность и гигиена труда» [“WHS”].
Специалист по охране труда, или “OHSProf,” - это специалист общего профиля в этой сфере, имеющий дело с полным набором рисков, с которыми сталкивается организация. Обучение OHSProfs дает обширные знания о принципах контроля за опасностями и рисками, которые являются общими для всех организаций. Специфика опасности может быть определена специалистом путем использования нормативных актов и доказательной базы. OSHProf должен уметь давать рекомендации в соответствии с реалиями практики, связанными с рассматриваемыми рисками, при этом возможно обращение к другим узким специалистам, таким как инженеры-проектировщики, специалисты по гигиене труда, пожарные, медики, специалисты по анализу рисков, специалисты по эргономике или физиотерапевты для узкопрофильных консультаций.
Введение
Существует две различные роли в охране труда: профессиональная и практическая /техническая.
Специалисты по охране труда обычно имеют университетское образование. Они разрабатывают стратегии и оказывают влияние на высшее руководство, участвующее в решении проблем. Их советы основаны на концептуальных и технических знаниях в совокупности с опытом, анализом доказательств и критическим мышлением. Они обладают знаниями о том, как пользоваться доказательной базой и осознают значение профессионального сотрудничества. В большей мере они работают индивидуально.
Практики/технические специалисты по охране труда являются исполнителями стратегий и действий. Они осуществляют надзор и мониторинг, соблюдают требования и способны эффективно использовать инструментарий охраны труда и улучшать процессы, а также осуществлять стандартную практику решения рисков по охране труда. Как правило, у них есть та или иная специализация. Они работают под руководством (которое может быть и косвенным).
Целью этой статьи является формирование восприятия специалиста по охране труда не только как тактического эксперта в области технологий и законодательства, но и ключевого советника и стратега в рамках своей организации. Этот механизм должен содействовать достижению высоких стандартов компетентности OHSProfs(специалистов по охране труда) на международном уровне, информировать работодателей о возможностях OHSProfs и о профессиональном образовании и процессах сертификации на международном уровне.
Данная статья была основана на сравнении документов, разработанных профессиональными органами по охране труда и органами сертификации по охране труда для стран Европейского Союза (главным образом, для Великобритании, Нидерландов и в рамках проекта Евробезопасности EUSafe), США, Канады, Австралии и Российской Федерации. Кроме того, ввиду того, что вышеназванные документы имеют различную структуру и отмечают различные организационные принципы, сравнение их и комбинирование на детализированном уровне представилось весьма сложным, и так как целью этого проекта было изменение восприятия роли специалиста по охране труда, была разработана новая структура, указывающая сильные черты каждого из рассмотренных национальных документов для описания функционала OHSProf (специалиста по охране труда). Эта статья разбита на более общие разделы, чем описание ряда национальных документов, с тем, чтобы обозначить конкретные национальные интерпретации характеристик, которые не являются общими для всех стран. Это может относиться к различиям в правилах, национальной истории и культуре при взаимодействии со сферой охраны труда.
Роль OHSProf (специалиста по охране труда)
Роль OHSProf (специалиста по охране труда) заключается в сведении междисциплинарных знаний, относящихся к риску и устранению или снижению смертности, травматизма, профессиональных заболеваний и плохого здоровья в уникальный комплекс организационного анализа, консультации и контроля, что приведет к систематическому, комплексному и системному управлению рисками. OHSProf повышает ценность организации за счет проектирования стратегий по охране труда и борьбы с рисками, решения проблем и предоставления рекомендаций на основе концептуальных и технических знаний при использовании опыта, анализа доказательной базы и критического мышления.
Контекст занятости
OHSProfs могут быть привлечены в качестве штатных сотрудников в средние, крупные или международные организации, особенно в случае сложной технологии или, внешних консультантов, для сопровождения малых предприятий. Они могут работать соло или в составе команды. OHSProfs готовы заниматься любым уровнем организации начиная от цеха, заканчивая Советом директоров. Они могут подчинятся специалистам по охране труда более высокого уровня или директору по рискам, исполнительному директору или директору по трудовым ресурсам. В организации должен быть главный специалист по охране труда для осуществления профессиональной отчетности на уровне Совета директоров в организации.
ОHSProfs может быть задействован в любой отрасли промышленности. Знания специфики отрасли, в том числе характеристики ее опасностей и рисков, их взаимодействий и стандартизированный контроль за снижением риска –всё это является необходимым условием для профессиональной практики. Данная статья написана на общем уровне, который подходит для всех отраслей и организаций, с учетом специфики применения.
Масштаб практики специалистов и профессионалов
Ядром деятельности OHSProf является профилактика и управление смертельными исходами, производственными травмами, профессиональными заболеваниями и заболеваниями на работе (FIDI), и может также включать содействие оздоровлению в рамках рабочего процесса. В некоторых странах и в некоторых организациях задачей охраны труда является также профилактика и управление имущественным ущербом.
Сфера безопасности и охраны труда непосредственно связана со сферами деятельности других экспертов, такими как опасность для окружающей среды, безопасность продукции, реагирование на чрезвычайные ситуации (кибер-безопасность), реабилитация, стресс и психическое здоровье. Универсальный специалист по охране труда должен быть достаточно компетентным в этих сферах, чтобы выявлять возможное взаимодействие с аспектами охраны труда и работать с профессионалами в этих дисциплинах. В то время как должностные инструкции OHSProfs (специалиста по охране труда) включают в себя «окружающую среду», разработчики занимают такую позицию, что эта роль является ограниченной с учетом воздействия на окружающую среду, производного от трудовой деятельности. Аналогично должностные инструкции могут также включать в себя управление в чрезвычайных ситуациях, но в данном случае предполагается, что эта роль сводится к планированию и связям с другими службами, осуществляющими пожарную безопасность, спасение и неотложную медицинскую помощь. Хотя некоторые должностные инструкции могут включать реабилитацию и возращение к работе, безопасность или другие функции, здесь они не рассматриваются как основные функции OHSProf(специалиста по охране труда) и в данной статье не приводятся.
Охрана труда это также сфера деятельности, в которой работают профессионалы с различной специализацией: такой, как гигиена труда, эргономика, физиотерапия и другие. Как правило, OHSProf будет пользоваться услугами таких специалистов в качестве второго этапа своей работы. Однако, в различных странах роль этих специалистов по условиям труда и OHSProf может быть разделена по-разному.
Производственная безопасность и охрана труда также находятся на границе с рядом других областей безопасности, таких как безопасность дорожного движения, безопасность пассажиров, безопасность продукции, обеспечение безопасности пациентов, общественной безопасности, безопасность дома, безопасность спорта. Многие из этих подходов, знаний и навыков, основ и принципов управления и регулирования охраной труда можно включать в должностные инструкции OHSProfs (специалистов по охране труда)..
ДЕЙСТВИЯ И ЗАДАЧИ
Описание ключевых задач Профессионалов по охране труда происходит на трех уровнях: показатели, направления и уровень.
Семь показателей используются для конкретизации описания сферы деятельности Профессионала по охране труда:
- Системный управленческий подход;
- Организационная культура охраны труда;
- Процессы управления рисками охраны труда;
- Измерение и оценка результатов охраны труда;
- Общение, взаимодействии и влияние;
- Управление знаниями;
- Профессиональная и этическая практика.
Каждый показатель в дальнейшем развивается в области, в которой описываются конкретные задачи. Комментарии по масштабу задач обеспечиваются в диапазоне пояснения к некоторым направлениям.
Ключевые задачи профессионалов по охране труда
1 |
Разработка и внедрение системных подходов по охране труда, которые являются частью общих целей, стратегий и операций в организации |
1.1 |
Разработка, внедрение и поддержка общей организационной стратегии по охране труда |
Учет как внутренних факторов (технология, производственные отношения, опасности), так и внешних факторов (рынок, юрисдикция, законодательство, страхование, национальная культура и проч.). |
||
Интеграция с общими целями, стратегиями и операциями в организации |
||||||
Применяется для всех, кого затрагивает деятельность организации, включая работников, подрядчиков, посетителей, региональных представителей, потребителей продукта |
||||||
1.2 |
Руководство разработкой систем управления, политики, процедур по охране труда |
Системный подход применяется для системы управления охраной труда, который включает полный цикл оценки рисков, политики, планирования, консультирования, ресурсов, коммуникаций, технологий, документаций, мотивации, измерения и оценки. Системный подход также применяется для полного технологического цикла, который соответствует организации проектирования, строительства, закупки, эксплуатации, техническому обслуживанию, модификации и использования. |
||||
1.3 |
Консультативная помощь и содействие приверженности соответствующим ресурсам управления охраной труда. |
Ресурсы включают финансы, персонал (компетенции) и оборудование. |
||||
1.4 |
Поддержка и мотивирование всех сотрудников для осуществления лидерства в вопросах безопасности. |
|||||
1.5 |
Содействие развитию стратегических и оперативных планов для решения проблем и улучшения управления охраной труда. |
Стратегическое планирование взаимодействует с организационным и оперативным планированием. |
||||
2 |
Консультация и поддержка менеджеров в целях содействия позитивной, жизнерадостной культуры охраны труда. |
2.1 |
Лидерство и поддержка руководства и организационных преобразований для достижения позитивной культуры безопасности, соответствующей целям охраны труда и реализация стратегии охраны труда. |
Включает в себя дальнейшее сотрудничество и расширение прав и возможностей работников в целях обеспечения лучшего понимания и контроля за рисками. В определенных юрисдикциях могут включать в себя сотрудничество с работодателем и представителями профсоюзов |
||
2.2 |
Улучшение управления охраной труда путем изменения организационной структуры при условии минимизирования отрицательных и максимизации положительных эффектов изменения. |
|||||
2.3 |
Взаимодействие с заинтересованными лицами для введения инноваций в управление охраной труда. |
|||||
3 |
Поддержка и реализация развития и эффективности процессов мало затратного управления рисками по охране труда |
3.1 |
Разработка и реализация процессов идентификации опасностей |
Включает в себя сотрудничество с другими специалистами за пределами компетенции специалиста по общим вопросам охраны труда. Получаемая информация может содержать качественные или количественные показатели. Источники информации, анализ задач, мониторинг рабочей среды. Ряд опасностей зависит от организационной структуры. |
||
3.2 |
Исследование, обзор и интерпретация информации о рисках в ракурсе технических и теоретических знаний, выявление причин, последствий, возможных механизмов управления рисками и потенциальными сбоями в элементах управления |
Механизмы управления рисками включают в себя оборудование, программное обеспечение и процедурные/поведенческие элементы управления. |
||||
3.3 |
Разработка и реализация процессов выявления факторов риска, анализа и приоритетности рисков по охране труда |
Показатели оценки рисков могут быть качественными и/или количественными |
||||
3.4 |
Подбор технической информации для дополнения анализа рисков и процессов оценки рисков |
|||||
3.5 |
Предоставление консультаций по соблюдению законодательства и стандартов охраны труда |
|||||
3.6 |
Разработка или рекомендация экономичных и эффективных в использовании способов уменьшения риска, контроль и минимизация рисков (стратегии смягчения последствий принятия концепции жизненного цикла) |
Подход жизненного цикла включает в себя: дизайн и закупки; строительно-монтажные работы; техническое обслуживание и модификации: снос и реконструкцию сооружений и оборудования, а также препятствий и управления. Рекомендации учитывают требования для соблюдения правовых норм и уровень риска, дифференциации между соответствием и соблюдением требований Рекомендации учитывают иерархию контроля, требований законодательства, организационные факторы и факторы рабочей силы и необходимость разнообразия. |
||||
3.7 |
Поддержка жизнеспособности управления рисками и их минимизации. |
|||||
4 |
Разработка и управление процессами мониторинга, измерения и оценки результатов охраны труда |
4.1 |
Разработка критериев для мониторинга охраны труда |
Критерии включают в себя лидирующие/позитивные и отстающие/отрицательные показатели |
||
4.2 |
Внедрение процессов для мониторинга результатов охраны труда и интеграции оперативной деятельности |
Включает в себя записи данных управления и анализа. Охватывает данные наблюдений, опросов, проверок, несчастных случаев и несоответствия исследований и др. |
||||
4.3 |
Мониторинг эффективных барьеров и контроля за рисками. |
|||||
4.4 |
Мониторинг эффективности управления рисками и процессами управления охраной труда |
Включая эффективность затрат |
||||
4.5 |
Расследование, анализ и отчетность об инцидентах и несоответствиях с указанием ошибок или недостатков барьеров и контроля. |
Расследование и анализ включает ряд соответствующих техник для сбора информации через интервью и обследования |
||||
4.6 |
Управление процессом аудита охраны труда и руководство аудитом рисков |
|||||
4.7 |
Поддержка и структурирование периодических обследований системы управлении безопасностью и культуры безопасности. |
|||||
4.8 |
Поддержка оповещений внутри и вне организации для выявления ранее неизвестных или неожиданных опасностей или сценариев риска. |
|||||
4.9 |
Разработка рекомендаций по преодолению выявленных проблем и улучшению охраны труда в управлении и минимизации рисков |
|||||
5. |
Общение, взаимодействии и влияние заинтересованных лиц и лиц, принимающих решения, для оптимизации здоровья рабочих. |
5.1 |
Разработка и внедрение системы и процессов коммуникации и консультации, связанные с вопросами охраны труда, систем и процессов в организации, для создания и эксплуатации средств внутреннего контроля и системы управления промышленной безопасностью и охраной труда. |
Для сбора и распространения информации и активного привлечения заинтересованных лиц в систему управления охраной труда. Заинтересованные лица -это те люди или организации, которые могут быть затронуты, или считают себя затронутыми деятельностью организации, и те, кто принимает решения. Заинтересованными лицами в охране труда на рабочем месте могут быть: менеджеры, супервайзеры, представители работников по охране труда, работники, подрядчики и др. Люди, которые участвуют в принятии решений по охране труда или те, кто влияет на решения – это специалисты по финансам, закупкам, управлению персоналом, техническому обслуживанию и другим функциональным областям управления. |
||
5.2 |
Руководство и содействие познаниям по охране труда и развитию профессиональных навыков и понимания функциональных обязанностей, обязательств и действий, необходимых для удовлетворения требований безопасности. |
Обязанности включают в себя правовые и организационные. Формат и средства информации для содействия знаниям по охране труда и квалификации могут включать: консультации (наставничество); участие в управленческих процессах, таких как управление и линейные встречи, переговоры; устные доклады; письменные отчеты; учебные программы, медиа-опосредованные стратегии. Там, где применяются стратегии обучения, процессы включают в себя анализ потребностей в обучении, разработку учебных программ, проведение обучения, оценку эффективности обучения. |
||||
5.3 |
Анализ и интерпретация информации, для сообщения технических и теоретических представлений и знаний об охране труда, с базовыми обоснованиями с учетом характера аудитории и бизнес-метрики соответствующей организации. |
Слушателями могут быть: работники производства, комитеты по охране труда, руководители различного уровня. Службы финансов, закупок, внешние консультанты, поставщики, подрядчики, службы по чрезвычайным ситуациям. Стратегии коммуникации, форматы и источники информации могут включать устные доклады, учебные программы, письменные отчеты, обучающие технологии. |
||||
5.4 |
Общение и поддержание связи с регуляторами охраны труда и другими внешними органами от имени организации, и адаптация организационной системы охраны труда в целях удовлетворения существующих и ожидаемых нормативных требований. |
Охватывает государственные регулирующие органы, страховые компании и другие организации а также, когда это требуется, судебные органы для участия в делах, связанных с преступлениями или компенсациями. |
||||
6 |
Разработка и внедрение процессов для сбора знаний и управления, для получения положительных результатов охраны труда. |
6.1 |
Определение и использование данных систем управления для сбора и проверки информации, касающейся управления рисками охраны труда как из внутренних, так и внешних источников. |
Информация, которую собирают и которой управляют, может включать:
|
||
7 |
Применение профессиональных и этических стандартов для осуществления практики |
7.1 |
Принятие решений и беспристрастное суждение, основанные на научных данных и проверке теоретических и профессиональных знаний и практики |
|||
7.2 |
Соответствие профессиональным кодексам поведения |
Кодексы профессиональных ассоциаций по охране труда и/или кодексы поведения организаций по сертификации. |
||||
7.3 |
Признание и поддержка в пределах собственных границ знаний, умений и навыков и поиск соответствующего специалиста для консультации |
|||||
7.4 |
Обеспечение обмена концептуальным пониманием, техническими знаниями и практиками отрасли |
Повышение квалификации, сертификация и др. |
||||
7.5 |
Участие в научно обоснованной практике рефлексии, оценочной деятельности и профессиональной дискуссии с целью проверки идей посредством взаимного оценки |
Способствовать дальнейшему развитию профессии |
||||
7.6 |
Выступать в качестве хорошего примера по охране труда и улучшению практики и поведения. |
Показатель |
Направление |
Уровень |
---|