Союз нерушимый. О системной организации действий профсоюзов в области охраны труда. А. А. Порываев (№3, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2012

Союз нерушимый (о системной организации действий профсоюзов

в области охраны труда)

А.А.Порываев,

главный технический инспектор труда, заведующий отделом защиты прав трудящихся Объединения организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф»

ОСНОВНУЮ НОШУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА несет  работодатель и его работники. Все они нуждаются в поддержке, в определенной «инфраструктуре» по охране труда. Тем печальнее, что подобная «инфраструктура», созданная в середине 90-х годов, затем под напором административной реформы и смены руководства края, была разрушена. Тем самым и работодатель и его работники, зачастую, остаются предоставленными сами себе перед возникающими непрерывно проблемами. Все это можно преодолеть при наличии единого координационного и управленческого «центра», при наличии осознанной и подкрепленной финансами и организационными мероприятиями программы его действий.

Однако, несмотря на требования ст. 216 Трудового Кодекса РФ и наличия типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ, в Пермском крае все еще не разработана региональная целевая программа улучшения условий и охраны труда. При этом на уровне органов государственного контроля и надзора (Управления Роспотребнадзора, Государственной инспекции труда и Прокуратуры в Пермском крае), Регионального объединения работодателей в Пермском крае «Сотрудничество», объединения организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф» неоднократно публично высказывались и подавались письменные обращения к органам государственной власти Пермского края не только о необходимости разработки подобной программы, но и о возможности и желании принять активное участие в её разработке, оказать посильную помощь. Но, к большому сожалению, данные предложения где-то «гасятся в коридорах власти» и не воспринимаются органами власти края.

Отсутствие региональной программы, а, следовательно, и должного внимания к состоянию условий и охраны труда в регионе на фоне неблагоприятной ситуации с условиями труда и здоровьем работающего населения никак не способствует сохранению трудового потенциала края. А ведь низкий уровень охраны труда является одной из весомых причин ежегодного сокращения численности работающего населения, его инвалидизации и снижения инвестиционной привлекательности региона. Так, по официальным данным только за последние 10 лет численность работающего населения в крае сократилась на 100000 человек и достигла 1100 тысяч работающих, а количество получателей обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний достигло 9500 человек. А если к этому прибавить данные по потери трудоспособности, связанной с неблагоприятными условиями труда, цифра только возрастет! Более того, вполне обоснованно считать, что все это только «верхушка» проявлений реальности, а истинные цифры еще больше. Вот тогда-то даже скептикам становится очевидным, что проблема неудовлетворительных условий труда и некачественной (а то и отсутствующей) организации работ по охране труда является одной из ведущих.

Известно, что в основе всех управленческих действий по охране труда лежат оценка условий труда и степени профессионального риска, а также оценка состояния здоровья работников. Сегодня это реализуется проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, которую должен организовать работодатель.

Такое положение заставляет работников бороться за свои права всеми законными способами, а не «ждать милостыней от природы».

Естественно, что объединение организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф» прекрасно понимало и понимает, что в сложившихся условиях нужно принципиально перспективно и оперативно решать стоящие перед членами профсоюза проблемы, связанные с условиями и охраной труда, действовать самостоятельно. Поэтому нами была разработана собственная профсоюзная программа «Улучшение уровня условий труда и здоровья работающих членов профсоюзов на период 2010-2015 годы» (далее Программа).

Для реализации необходимых действий определены следующие основные задачи Программы:

  • выявление профессиональных рисков на производстве на основе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, участия в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

  • осуществление контроля за реализацией мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

  • совершенствование механизмов социального партнерства;

  • информационная, консультационная, представительская и разъяснительная работа.

                Ключевыми целевыми показателями ситуации в Программе являются:

- коэффициент частоты несчастных случаев;

- коэффициент частоты профессиональной заболеваемости;

- коэффициент аттестации рабочих мест по условиям труда.

Показатели производственного травматизма (по итогам 2011 года) имеют тенденцию к снижению, что также отмечается и на уровне края и РФ. Более высокая частота несчастных случаев по Пермскому крайсовпрофу обусловлена тем, что первичные профсоюзные организации созданы на большинстве крупных организаций, а также тем, что сокрыть несчастный случай при наличии профсоюзной организации сложней, по сравнению с теми организациями, в которых профсоюза нет и пострадавший оказывается одиноким перед давлением администрации.

Показатели профессиональной заболеваемости (по итогам 2011 года) имеют тенденцию к повышению по организациям, охваченных Пермским крайсовпрофом. Это обусловлено тем, что формирование профзаболевания идет длительное время  - годами и зависит от условий труда и эффективной деятельности медицинских организаций. В результате постепенного улучшения качества периодических медицинских осмотров и увеличения охвата осмотрами работающих, больше стало регистрироваться профессиональной патологии. В ближайшей перспективе (5 лет) нет предпосылок для снижения уровня профессиональной заболеваемости, и она по исходным условиям труда должна только увеличиваться. Если снижение и произойдет, то только искусственным путем (например, снизится охват медосмотрами, ужесточатся медицинские требования к установлению профзаболевания и др.).

По данным мониторинга (по итогам 2011 года) аттестация рабочих мест завершена в 917 организациях, что составляет 38% от числа предприятий, организаций и учреждений края, в которых создана первичная профсоюзная организация. В 562 организациях эта работа в стадии проведения. Для сравнения - в целом по Пермскому краю аттестацию по условиям труда провели менее 1% от зарегистрированных юридических лиц. Высокий показатель охвата аттестацией рабочих мест на предприятиях, где есть профсоюзная организация, вызван исключительно благодаря программному и системному подходу к решению этой проблемы и членскими организациями на местах, и аппаратом Пермского крайсовпрофа.

При этом по данным  министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края за 2011 год в 1886 учреждениях образования из общего количества рабочих мест 58776 аттестация проведена на 13889 рабочих местах, в 1741 учреждений культуры с количеством рабочих мест 11203 аттестация проведена на 181, в 227 учреждений здравоохранения с количеством рабочих мест 43739 аттестация проведена на 16344.

Основная задача профсоюзов - вовлечь в процесс аттестации рабочих мест по условиям труда как можно больше организаций, создавая при этом условия и для полноценного и эффективного участия в ней представителей профсоюзов, а также -возможность оспаривания результатов некачественной аттестации через механизм независимой экспертизы условий труда, право на которую дано профсоюзам Трудовым кодексом РФ. Для реализации этого права нами было разработано Положение о проведении независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников, утвержденное затем Постановлением президиума Пермского крайсовпрофа № 4 от 12.05.2011 г.

И сразу в Пермский крайсовпроф начали поступать заявки на проведение независимой экспертизы от членских организаций, работодателей, следственного комитета, отдельных лиц. В качестве примера приведем одно из заключений независимой экспертизы труда (с некоторыми сокращениями)

Представленные материалы и документация для проведения экспертизы:

При проведении экспертизы установлено:

В целях реализации ст. 212 Трудового Кодекса РФ и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. № 342н (далее Приказ) работодатель ММУ «ВРБ» выбрал для аттестации рабочих мест по условиям труда аттестующую организацию – филиал «Пермский» ООО «ЭнСк-Око» и заключил с ней договора на оказание возмездных услуг от 02.09.2011г. № 18/11-АРМ и от 01.11.2011г. № 50/11-АРМ. Работодателем создана аттестационная комиссия, утв. Приказом «О проведении АРМ по условиям труда» от 09.12.2011 № 237, т. е. поздней, чем были проведены лабораторно-инструментальные исследования (нарушение п. 9, 12 Приказа).

В состав комиссии включен представитель др. аттестующей организации ООО «Проф-экс» М. Л. Ханов (нарушение п. 10).

Утвержденный приказом график проведения АРМ отсутствует (нарушение п. 11 Приказа). Представлен расчет стоимости работ и календарный план из приложений № 1 к договорам от 02.09.2011 № 18/11-АРМ и от 01.11.2011 № 50/11-АРМ со сроками выполнения. Ни одного заседания комиссии не проводилось, отсутствуют протоколы (нарушение п. 44).

АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (нарушение п. 12 Приказа):

- не осуществляла руководство и контроль за проведением аттестации на всех её этапах (не представлено ни одного документа подтверждающее выполнение данной функции);

- не был сформирован комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов (нет в наличии) и соответственно их изучение;

- не утвердила перечень рабочих мест подлежащих аттестации с указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмобезопаности и обеспеченности работников СИЗ;

- не готовила предложения (есть необходимость) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- по результатам аттестации не разработала план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

От аттестующей организации не было ни одного запроса в ММУ «ВРБ» (отсутствует в журнале регистрации входящих документов) по применяемому оборудованию, сырья, материалов по каждому рабочему месту, по времени занятости на каждом рабочем месте, по химическим и биологическим факторам, которые могут присутствовать на рабочих местах. Соответственно такую информацию ММУ «ВРБ» аттестующей организации не представляло (отсутствует в журнале регистрации исходящих документов). Таким образом, при проведении аттестации аттестующая организация не исследовала в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация (нарушение п. 7 Приказа).

Инструментальные измерения проводились с нарушениями, от представителей работодателя получена информация, что измерение искусственной освещенности проводилось в дневное время суток, при этом подавляющее большинство помещений не имеют жалюзи и штор. Эскизы мест инструментальных измерений не составлялись, соответственно по ряду рабочих мест непонятно, где вообще проводились измерения.

От представителей работодателя получена информация, что при оценке тяжести и напряженности трудового процесса ни на одном рабочем месте представитель аттестующей организации замечен не был, данных о характере выполняемых работ ММУ «ВРБ» аттестующей организации не представляла.

Оценка травмобезопасности произведена фиктивно, так например, в физиотерапевтическом и рентгенологическом отделении на момент аттестации отсутствовало защитное заземление от оборудования, но при этом в протоколе оценки травмобезопаности указано, что все соответствует требованиям безопасности. Данные факты также подтверждаются предписаниями государственных органов контроля и надзора выданными в адрес ММУ «ВРБ». В частности, защитное заземление произведено только во 2 квартале 2012 года по отдельному договору со специализированной организацией.

На ряде рабочих мест вообще не оценивался биологический фактор, который присутствует на многих рабочих местах (работники контактируют с инфекционными больными: ВИЧ, гепатит В, туберкулез, гнойная инфекция, кишечная инфекция; кровью пациентов; занимаются различными инвазионными медицинскими манипуляциями и др.).

На выданные средства индивидуальной защиты отсутствуют соответствующие сертификаты, не ведутся соответствующие личные карточки по учету и выдаче смывающих, защитных и восстанавливающих средств.

Во многих картах аттестации в строке 040 неправильно и/или неполно отражены компенсации и дополнительные гарантии, без учета действующих нормативно - правовых актов. Например, Постановления Правительства РФ от 20.11.2008г. № 870 и ведомственных документов по линии Минздравсоцразвития России.

Ни в одной документе, из относящихся к аттестации рабочих мест по условиям труда, в котором требуется подпись членов аттестационной комиссии и председателя аттестационной комиссии, подписи отсутствуют, кроме представителя аттестующей организации.

Таким образом, аттестация рабочих мест по условиям труда, проведенная филиалом «Пермский» ООО «ЭнСк-Око» в ММУ «ВРБ» выполнена с грубыми нарушениями порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011г. № 342н.

Установлены факты несоответствия данных отраженных в материалах аттестации фактическому состоянию условий труда на рабочих местах, следовательно, результаты данной аттестации рабочих мест по условиям труда применять нельзя.

И данное заключение и иная практика независимой экспертизы показывают, что далеко не все аттестующие организации работают на совесть, и экспертиза выявляет существенные несоответствия данных, приведенных в картах аттестации рабочих мест по условиям труда, фактическим условиям труда. Независимая экспертиза ещё только начинает набирать обороты, но уже сам факт её существования, начал наводить дисциплину среди аттестующих организаций. И мы готовы отстаивать свои выводы при независимой экспертизе, направлять результаты такой экспертизы в соответствующие органы и, если нужно, даже в суд.

Нужно понимать, что в сегодняшних условиях качественное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда превращается в настоящее испытание, как для работодателя, так и для первичной профсоюзной организации, рядовых работников. Это вызвано тем, что по результатам аттестации нужно будет предоставлять компенсации и реализовывать дополнительные гарантии, а это огромные затраты для работодателя. Согласно Постановлению Правительства РФ № 870 от 2008 г. в случаях, когда условия труда хотя бы по одному любой природы фактору будут оценены как вредные, то нужно предоставлять компенсационные доплаты размером 4%, 7 дней дополнительного отпуска и сокращенный рабочий день. Под действие этого Постановления попадают более 70 % работающих, причем наблюдается и парадокс – условия труда ИТР имеют больший шанс попасть в требующие компенсаций условия, чем заведомо более неблагоприятные условия труда работника на производстве в цехе.

Данную ситуацию уже вовсю начинают использовать государственные фонды (пенсионный, медицинский), налоговая инспекции (при проверках обоснованности отнесения затрат на себестоимость). Типичный пример конфликта таков. В коллективном договоре содержится дополнительная гарантия ряду работников выдавать молоко за сам факт наличия (пусть не небольших количествах) вредного химического фактора даже при условии, что в карте аттестации выдача молока не предусмотрена (поскольку уровень вредного фактора ниже ПДК). И налоговая инспекция тут же выставляет требование исчислить и уплатить подоходный налог на сумму выданного молока, а также уплатить с этих сумм взносы в пенсионный и медицинский фонды.

Используя результаты объективно проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, можно реально добиваться улучшения условий труда работающих, а также защищать права работников - членов профсоюза на дополнительные гарантии и компенсации. Здесь следует отметить необходимость разработки и тираживания специфической печатной профсоюзной продукции по направлению охраны труда (буклеты, плакаты, календари, методические пособия и др.). Совместно с Институтом безопасности труда, производства и человека Пермского национального исследовательского политехнического университета мы разработали Серию практических рекомендаций «За достойный труд» и первым выпуском стала тема «Порядок проведения и использования результатов аттестации рабочих мест по условиям труда». Выпущенные в 2010 и 2011 годах тиражи смогли обеспечить все краевые организации профсоюзов и координационные советы организаций профсоюзов в районах края.

В целом Программой предполагается ежегодное ведение системы мониторинга по определенным показателям, анализ, принятие управленческих решений, их реализацию в различных формах в рамках систем профилактики или реагирования и контроль охраны и условий труда через определенные показатели результативности.

Среди особенностей показателей мониторинга следует отметить удобство выявления отраслевыми крайкомами данных об организациях, в которых не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда и/или медицинский осмотр и/или отсутствует специалист по охране труда при численности работающих 50 человек и более. Это позволяет принимать адекватные меры, начиная с планирования проверок на календарный год по принципу - не там где хорошо, а там где плохо, и заканчивая реальным использованием соглашений о взаимодействии с правоохранительными органами (прокуратурой, Государственной инспекцией труда и Роспотребнадзора  в Пермском крае).

По результатам данных Программы практически во всех районных прокуратурах Пермского края идут проверки соблюдения законодательства в области охраны труда, в том числе на предмет проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Прокуроры районов в соответствии со ст. 45 ГПК РФ стали массово обращаться в суды с исковыми заявлениями об обязывании работодателя в судебном порядке провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в проверенных организациях.

Именно такой системный подход может обеспечить эффективные действия профсоюзов в области охраны труда.

 

Документация:

  1. Сведения об аттестующей организации – филиал «Пермский» ООО «ЭнСк-Око» на 3-х стр.;

  2. Договор возмездного оказания услуг № 18/11-АРМ от 02.09.2011г. на 6-ти стр.;

  3. Акт сдачи-приемки работ от 22.12.2011г. на 1 стр.;

  4. Договор возмездного оказания услуг № 50/11-АРМ от 01.11.2011г. на 6-ти стр.;

  5. Акт сдачи-приемки работ от 23.12.2011г. на 1 стр.;

  6. Приказ № 237 от 09.12.11г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» на 1-й стр.;

  7. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, на 3-х стр.;

  8. Распределение измеряемых химических веществ и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия по рабочим местам, на 2-стр.;

  9. Перечень рабочих мест подлежащих аттестации по условиям труда, на 4-стр.;

  10. Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда на 1 стр.;

  11. Карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами оценки;

  12. Протокол лабораторных измерений воздуха рабочей зоны № 1/10-2 АРМ от 2.09.2011г. на 12 стр.;

  13. Протокол лабораторных измерений микроклимата № 8/1-1 АРМ от 23.11.2011г. на 5-ти стр.;

  14. Протокол лабораторных измерений микроклимата № 1/10-1 АРМ от 2.09.2011г. на 6-ти стр.;

  15. Протокол лабораторных измерений ЭМИ от ЭВМ и ВДТ № 8/1-3 АРМ от 23.11.2011г. на 2 стр.;

  16. Протокол лабораторных измерений освещенности № 8/1-2 АРМ от 23.11.2011г. на 11 стр.;

  17. Протокол лабораторных испытаний (измерений) ЭМИ радиочастоты № 8/1-4 АРМ от 23.11.2011г. на 2 стр.;

  18. Технический отчет обследования и измерения сопротивления изоляции электрических сетей, электрических приемников и защитного заземления электрооборудования на 5-ти стр.

  19. Предписания Роспотребнадзора и Ростехнадзора на 10-ти стр.;

  20. О государственной экспертизе материалов аттестации рабочих мест по условиям труда (исх. № СЭД-47-03.02-07-13 от 13.01.2012г.) на 1 стр.