В.И.Черноиванов, Л.А.Буренко, Е.М.Филиппова, В. А. Казакова. Риск без искры. Устранение рисков мерами организационного и управленческого характера на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники. (№3, 2012)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2012

Риск без искры.

Устранение рисков мерами организационного и управленческого характера на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники

А в десницу

Молот огромнейший взял и клещи захватил он другою.

Гомер, «Илиада»

В.И.Черноиванов, директор ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии, академик РАСХН

Л.А.Буренко, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории № 14, к.т.н.

Е.М.Филиппова, заведующая лабораторией № 14, старший научный сотрудник

В. А. Казакова, ведущий инженер лаборатории № 14

Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии), лаборатория разработки технологий и средств диагностирования, эксплуатации МТП и охраны труда (№ 14)

г.Москва

ГНУ ГОСНИТИ разработан документ, который освещает вопросы управления охраной труда на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники.

При разработке «Системы управления охраной труда на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники в условиях рыночной экономики» рекомендовано отразить требования к работодателю по управлению охраной труда, организации технологических процессов ремонта сельхозтехники, по улучшению состояния охраны труда. В связи с этим предложено ввести стимулы и повысить ответственность работодателей за создание благоприятных условий труда на предприятиях, а также осуществить в плановом порядке сокращение и дальнейшую ликвидацию рабочих мест с вредными условиями труда во всех видах экономической деятельности.

Впервые разработана система управления охраной груда (СУОТ) для предприятий ремонта и технического сервиса машинно-тракторного парка, обеспечивающая высокую степень безопасности и соответственно риска травматизма и профессиональной заболеваемости. Ее применение направлено на повышение конкурентоспособности предприятий на мировом рынке.

Разработка выполнена в рамках требований программы МОТ по охране труда и экологической безопасности «Safe Work», руководства «Guidelines on Occupation Safety and Health Management Sistem», МОТ СУОТ 2001 - уникальной международной модели, в которой отражены международные стандарты, принятые конвенцией МОТ по безопасности и гигиене труда № 155 и конвенцией МОТ о службах гигиены труда № 161, а также в соответствии с ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ «Общие требования к системе управления охраной труда в организации».

В настоящее время стандарт по системам управления охраной труда ГОСТ 12.0.230.2007 ССБТ «Системы управления охраной труда» фактически идентичен Руководству Международной Организации Труда по системам управления - МОТ СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupation Safety and Health Management System»), представляющему собой уникальную международную модель по созданию СУОТ. Создание СУОТ является добровольным и основывается на желании работодателя повысить безопасность условий труда, что в конечном счете приведет к увеличению прибыли и стабильному развитию предприятия.

Для более эффективной оценки состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и оказания помощи работникам сельского хозяйства (в том числе занятым техсервисом и ремонтом с/х машин) необходимо:

- восстановить в Минсельхозе РФ отраслевую службу охраны труда;

- создать единое информационно-статистическое поле в системе учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основе объединения информационных баз государственной статистики, отраслевых министерств, Федеральной службы по труду и занятости, фонда социального страхования, контрольно-надзорных органов и учреждений здравоохранения для получения наиболее достоверной информации о состоянии производственного травматизма и профзаболеваний;

- повысить качество рабочих мест, в том числе улучшить условия труда, что может быть решено путем конструктивного и долгосрочного взаимодействия Минсельхоза РФ с партнером-работодателем, руководством предприятия в виде соглашений о взаимодействии и социальном партнерстве.

В работе «Система управления охраной труда на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники в условиях рыночной экономики» даются схемы управления охраной труда и функционирования СУОТ на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники (рис.1, 2).

Основными элементами системы управления охраной труда на предприятиях технического сервиса сельскохозяйственной техники являются:

- политика и цели организации в области охраны труда;

- организация системы управления охраной труда;

- планирование и применение;

- оценка результативности;

- действия по совершенствованию системы.

Политику в области охраны труда определяют совместно работодатель и профсоюзная организация и доводят до всех работников предприятия.

Политика в области охраны труда включает в себя следующие принципы:

- обеспечение безопасности и охрана здоровья всех работников предприятия;

- соблюдение национальных законов, нормативно-правовых актов, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые предприятие обязалось выполнять;

- обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями;

- непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда с целью ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям предприятия;

- доступность политики предприятия в области охраны труда для всех заинтересованных сторон с целью ознакомления и изложения своих позиций.

Цели в области охраны труда должны вытекать из сформулированной политики; быть согласованы с требованиями соответствующих и применяемых национальных законов и иных нормативных правовых актов, технических и коммерческих обязательств организации, относящихся к охране труда; быть документально оформлены и доведены до всех уровней управления предприятия и работников; учитывать специфику организации, быть реальными и достижимыми.

При организации СУОТ необходимо соблюдать следующие положения:

- обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанности работодателя;

- распределение работодателем обязанностей, ответственности и полномочий должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда;

- назначение на уровне руководителей высшего звена организации лица или лиц, наделенных обязанностями, ответственностью и полномочиями по развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления; периодическая отчетность высшему руководству о результативности функционирования системы управления; участие всех работников организации в работах по обеспечению безопасности труда;

- разработка работодателем требований к компетентности работников предприятия в области охраны труда, установление и своевременная корректировка мероприятий, обеспечивающих наличие у работников необходимой компетентности и квалификации для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств по обеспечению и выполнению требований безопасности и охраны здоровья;

- компетентность работодателя (или возможность стать им) в области охраны труда для определения и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда;

- установление и совершенствование документации системы управления охраной труда, в которой отражены политика и цели организации в области охраны труда, распределение основных управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда, наиболее значительные опасности и риски, вытекающие из деятельности организации, а также мероприятия по их предупреждению и снижению (проведение аттестации рабочих мест по условиям труда [1]), положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.

Цель планирования в СУОТ заключается в разработке комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда, для чего необходимо определить действующие законы и правила, национальные и специальные стандарты, требования которых распространяются на упомянутые предприятия и на работы, связанные с техническим обслуживанием машин в целом.

На основе проведенных исследований в ряде предприятий, осуществляющих технический сервис сельскохозяйственной техники, были определены основные производственные участки (рабочие места): мойки машин, их агрегатов и деталей, диагностирования тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин; разборочно-сборочных работ (рабочее место наружной очистки узлов, агрегатов машин, разборки и сборки машины (узлов, агрегатов); механической обработки деталей, электросварки, газосварки, приготовления компонентов на основе эпоксидных смол и других полимерных материалов, при работе на литьевых машинах, специальных прессах и установках для порошкового напыления; деревообработки (работа на круглопильных, маятниковых, фуговальных, рейсмусовых и других станках, пилораме), медницко-жестяницких работ, вулканизационных работ (по ремонту шин и камер), по техническому обслуживанию аккумуляторных батарей; обкатки и испытания отремонтированных машин (узлов и агрегатов); окрасочных работ (лакокрасочных покрытий) при ремонте машин; заправки машин; пост наружной мойки и участка хранения машин, рабочее место консервации и окраски при постановке машин на хранение, зарядки аккумуляторных батарей на пунктах хранения. Выявляются основные вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах.

Для создания оптимальных условий труда, повышения производительности и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости необходимо регулярно проводить инструментальный контроль вредных факторов, нормировать их параметры в соответствии с санитарными нормами, соответствующими государственным стандартам.

Обеспечение документацией по охране труда, рекомендуемой к ведению на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники [2].

В соответствии со ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

Задача улучшения и создания безопасных условий труда полностью возложена на работодателя. Все необходимые затраты, связанные с охраной и безопасностью условий труда, должны быть отнесены за счет средств предприятия.

Система управления охраной труда на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники направлена, в первую очередь, на сохранение жизни и здоровья их работника. Для этого необходимо обеспечение:

- соответствия работающих требованиям охраны труда;

- соблюдения работодателем, руководителями, специалистами и рабочими правил и норм охраны труда;

- безопасности технологических процессов и производств, оборудования, инструмента и оснастки, рабочего места;

- спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), наличия знаков безопасности и сигнальных цветов;

- лечебно-профилактического и санитарно-бытового обслуживания работников;

- электробезопасности и пожаровзрывобезопасности;

- благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- безопасности зданий, сооружений, территорий организации и дорог.

Рекомендуемый минимальный список нормативных и правовых документов по вопросам охраны труда для работников технического сервиса [2].

Работодателю (руководителю) необходимо обеспечить функционирование механизмов оценки результативности системы управления охраной труда на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники. Этот процесс должен включать в себя количественные и качественные оценки в соответствии с установленными требованиями, целями учреждения в области охраны труда.

Оценивать результативность системы управления охраной труда следует по следующим основным показателям:

• показатели состояния условий труда (количество рабочих мест на предприятии и число работающих на них людей; количество рабочих мест, не соответствующих требованиям охраны труда по травмобезопасности и условиям труда, не соответствующих по вредным факторам с указанием классов и степени вредности);

• динамика показателей состояния условий труда;

• показатели травматизма (количество травм за отчетный период, в том числе смертельных, тяжелых, легких, всего по предприятию и отдельно по рабочим участкам; коэффициент частоты травм по тяжелым травмам, по легким травмам, общий по всем видам травм).

Работодателю (руководителю) предприятия необходимо регулярно оценивать и контролировать выполнение обозначенного ранее комплекса мер по обеспечению жизни и здоровья работника.

На основе полученных результатов руководство предприятия анализирует эффективность системы управления охраной труда (в том числе оценивает прогресс в достижении запланированных целей в области охраны труда, необходимость изменения системы управления охраной труда, способность системы управления охраной труда удовлетворять общие потребности предприятия). При необходимости работодатель (руководитель) определяет перечень необходимых действий для устранения недостатков и оптимизации системы.

В целях усовершенствования СУОТ следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия предупреждающих и корректирующих действий, основывающихся на оценке результативности системы управления и анализе эффективности системы управления руководством. Эти мероприятия должны включать в себя:

- выявление и анализ причин невыполнения мероприятий, предусмотренных системой управления охраной труда, несоблюдения правил по охране труда;

- инициирование, планирование, осуществление проверки эффективности и документирование корректирующих и предупредительных действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.

В случаях, когда оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупредительные и защитные меры от вредных и опасных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, должны быть своевременно предусмотрены, выполнены и задокументированы другие, соответствующие обстоятельствам, меры.

Следует устанавливать и поддерживать в функциональном состоянии мероприятия по непрерывному совершенствованию системы управления охраной труда, которые должны учитывать:

- цели предприятия в области охраны труда;

- результаты идентификации и оценки вредных и опасных производственных факторов и рисков;

- результаты мониторинга и оценки результативности деятельности;

- расследования несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, результаты и рекомендации проверок/аудитов;

- выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством;

- предложения по совершенствованию, поступающие от сотрудников организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда, там, где они есть;

- изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, в коллективных соглашениях;

- новую актуальную информацию по вопросам охраны труда;

- результаты осуществления программ защиты и поддержания здоровья.

Литература

[1] Черноиванов В.И., Буренко Л.А., Филиппова Е.М., Ивлева И.Б., Ермакова Е.Б., Михайлов В.Н., Доронин Д.В. «Методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники» : инструктивно-метод. издание. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011.-184 с.

[2] Черноиванов В.И., Буренко Л.А., Филиппова Е.М., Зотов Н.В., Ивлева И.Б., Михайлов В.Н. «Система управления охраной труда на предприятиях технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники в условиях рыночной экономики» - М.; ООО «Столичная типография», 2008.- 141 с.