Пропущенные уроки
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОТ НА УСЛОВИЯ, ОХРАНУ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Виталий Степанович Сердюк, директор Института Безопасности жизнедеятельности, доктор технических наук
Игорь Васильевич Ушаков, заместитель директора Института безопасности жизнедеятельности
ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»
СУЩЕСТВУЮЩАЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в образовательных учреждениях система управления охраной труда (ОТ) не обеспечивает должного уровня безопасности и не исключает аварийности и травматизма. Это обусловлено тем, что в большинстве образовательных учреждений работают недостаточно компетентные в вопросах ОТ работники, не в полной мере владеющие умениями и навыками безопасного труда, знаниями в области ОТ. Положение усугубляется отсутствием во многих образовательных учреждениях службы ОТ или специалиста по ОТ, имеющего соответствующую компетентность в данной области. Отсутствие таких специалистов, в большинстве случаев, объясняется нежеланием руководителей образовательных учреждений и вышестоящих организаций расходовать дополнительные средства на их подготовку и содержание. Такое бездействие работодателя приводит к снижению уровня безопасности образовательного учреждения.
Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой.
Наиболее проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с низким уровнем компетентности по ОТ работников образовательных учреждений. Их можно решать на основе организационных мероприятий, таких, например, как обучение и тренинг по ОТ персонала учебных заведений, подготовка и переподготовка специалистов в области безопасности труда, обучение и проверка знаний по ОТ руководящих кадров и др. Для реализации данных мероприятий требуется вложение образовательными учреждениями определенных финансовых средств.
Региональным центром безопасности образовательного учреждения Омского государственного технического университета (РЦБОУ ОмГТУ) проведено исследование состояния организации работ по ОТ в 1613 образовательных учреждениях (ОУ) с общей численностью работников 70247 человек. Целью исследования являлось оценка уровня профессиональной компетентности специалистов по ОТ, а также установление влияния уровня профессиональной компетентности специалистов по ОТ на социально-экономические последствия от неудовлетворительных условий, охраны и безопасности труда в ОУ.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
-
Теоретические: теоретический анализ социологической и экономической литературы, обобщение научных фактов;
-
Эмпирические: изучение и обобщение передового опыта, наблюдение, беседа, изучение документов и результатов деятельности специалистов по ОТ, анкетирование.
Анализ полученных данных показал следующие результаты:
-
В большинстве ОУ (75%) численность работников менее 50 человек. 1,5% ОУ с численностью работников более 50 человек и 0,5% ОУ с численностью работников менее 50 человекимеют штатных специалистов по ОТ. В 92% ОУ вопросами ОТ занимаются совместители. В 6% ОУ вопросами ОТ никто не занимается.
-
Основная категория совместителей (ответственных за ОТ) – это руководители ОУ – 31%,заместители руководителей – 16%, учителя – 26%, воспитатели – 6%,хозяйственные работники – 15%, прочие работники (секретари, бухгалтеры, лаборанты, разнорабочие) – 6%,которые,имея большую нагрузку по основной работе, вынуждены заниматься организацией работ по ОТ по остаточному принципу, кроме того, они не имеют необходимых профессиональных знаний по ОТ (рис. 1).
-
Работники, курирующие вопросы ОТ, не имеют необходимого профессионального образования по ОТ: 31% специалистов имеют высшее гуманитарное образование, 38% специалистов имеют среднее профессиональное гуманитарное образование, 3% специалистов имеют начальное профессиональное образование, 5% специалистов имеют среднее образование. В то же время высшее техническое образование имеют 8% специалистов, среднее профессиональное техническое – 15% специалистов, а высшее образование по ОТ имеют всего 0,06% специалистов (1 человек) (рис. 2).
-
Стаж работы специалистов по ОТ составляетдо 3 лет - 80% специалистов,более 3 лет – 20% специалистов. Стаж работы в области ОТ ответственных за ОТ составляет до 3 лет - 65% специалистов,более 3 лет – 35% специалистов.
-
Специалисты по ОТ и ответственные за ОТ, прошедшие специальные курсы по ОТ (рис. 3), составляют:
- профессиональная переподготовка по ОТ (более 500 ч.) –0% от общего числа специалистов по ОТ и ответственных за ОТ;
- повышение квалификации по ОТ (от 72 до 500 ч.) –5% специалистов;
- краткосрочные курсы (до 72 ч.) – 25% специалистов;
- курсы по ОТ для отдельных категорий застрахованных за счет средств ФСС (40 ч.) – 37% специалистов;
- не обучались – 33% специалистов.
-
Количество работников ОУ, обучающихся вопросам ОТ ежегодно, составляет от 2-х до 3-х тысяч человек. Учитывая общую численность работников обследованных ОУ (более 70000 человек) и периодичность данного обучения (не реже 1 раза в 3 года), - количество обучающихся ежегодно должно составлять более 23000 человек, что в 8 - 11 раз выше фактически обученного количества работников.
-
Учитывая базовый уровень образования, стаж работы специалистов, а также прохождение ими обязательного обучения по ОТ с периодичностью 1 раз в 3 годасоответствуют11% специалистов, курирующих вопросы ОТ в ОУ.
Недостаток компетентных специалистов по ОТ в ОУ, имеющих соответствующее их роду деятельности профессиональное образование, приводит к негативным социально-экономическим последствиям, связанным с неудовлетворительными условиями, охраной и безопасностью труда не только работников, но и учащихся.
-
По анкетным данным наблюдался рост числа несчастных случаев на производстве (НС): с работниками за период с 2000г. по 2004г. - в 1,5 раза; с учащимися – в 6,5 раз.
-
Основными причинами НС с работниками являются нарушение правил ОТ и недостатки в обучении вопросам ОТ, с учащимися – нарушение правил поведения на территории ОУ и на уроках физкультуры.
-
Установлено влияние уровня компетентности работников, курирующих вопросы ОТ, на коэффициент частоты производственного травматизма (Кч) и коэффициент тяжести производственного травматизма (Кт) в ОУ. Чем выше уровень компетентности специалистов по ОТ, тем меньше значение Кч и Кт у работников ОУ (рис. 4, 5) и учащихся (рис. 6, 7).
-
Установлено влияние количества работников, прошедших обучение по ОТ, на Кч и Кт. В ОУ, там где более 50% работников прошли обучение по ОТ,количество НС с работниками меньше (рис. 8, 9).
-
ОУ, имеющие хороший уровень организации работ по ОТ (наличие специалиста по ОТ или ответственного за ОТ, имеющего высшее техническое или среднее специальное техническое образование, стаж работы в должности специалиста по ОТ более 3 лет, а также прошедшего специальные курсы по ОТ; наличие совместного комитета по ОТ, уполномоченных по ОТ, постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований ОТ работников; обеспеченность инструкциями по ОТ на 100%; наличие системы управления ОТ; планирование мероприятий по ОТ и контроль за их выполнением; наличие журналов регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте; квалифицированное разъяснение работникам при приеме на работу требований по соответствию рабочих мест действующим требованиям и нормам; осуществление контроля за опасными и вредными производственными факторами) составляют 1,42% от общего числа опрошенных ОУ.
Для реализации задач по улучшению условий, охраны и безопасности труда в ОУ, необходимы компетентные специалисты по ОТ, обладающие глубокими профессиональными знаниями в данной области. Они в состоянии эффективно решать не только текущие вопросы обеспечения ОТ в ОУ, но и прогнозировать возможные профессиональные риски, в том числе связанные с безопасной организацией учебного