Пятнадцать лет назад - 13 ноября 1997 года в соответствии с Законом Пермской области «Об охране труда в Пермской области», директивными документами Минтруда России и Минобразования России, а также на основании постановления губернатора Пермской области от 8.10.1997 года № 367 «О мерах по реализации Закона Пермской области «Об охране труда в Пермской области»» совместным приказом начальника Управления труда Администрации Пермской области М.А. Радостева и ректора Пермского государственного технического университета (Ныне ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский университет») А.А. Бартоломея был создан Пермский областной центр охраны труда (ПОЦОТ, Ныне Пермский краевой центр охраны труда, сохранивший свою ставшую брендом аббревиатуру – ПОЦОТ), утверждено Положение о нем, назначен директор – доктор технических наук, профессор Г.З. Файнбург.
Сегодня мы беседуем с Григорием Захаровичем о тех далеких годах и современных вопросах.
Окидывая взором прошлое с позиции сегодняшнего дня и перспектив развития, - сказал Григорий Захарович, - поражаешься, как смелы мы были, начав в середине «смутных» 90-х годов, работу по охране труда. Страна «бросилась» в дикий капитализм, сопровождавшийся «приватизацией» всего, чего только можно было «урвать». Но среди новоявленной смуты и «пира среди чумы» оставались еще люди, которым были не безразличны общечеловеческие ценности, сопричастность и ответственность за будущее. В обстановке почти полного хаоса они занялись воссозданием системы защиты человека труда от неизбежных, но предотвратимых опасностей современного производства. Это не были идеалисты, не были мечтатели, они целенаправленно делали свою «работу», долбя каплей камень общественного равнодушия и пренебрежения к охране труда.
Первый фундаментальный принцип цивилизованного, гуманного и истинно демократического общества – каждый наемный работник, пострадавший на производстве, если он потерял способность трудиться, должен получить компенсацию за причиненный ему вред потери трудоспособности.
К сожалению, достичь абсолютной безопасности невозможно и пострадавшие всегда были, есть и будут. Древние общества просили благ от богов, принося им человеческие жертвы. Современное общество ни у кого ничего не просит и делает все само, принося в жертву молоху производства человеческие жизни и здоровье работников. Все знают, что даже под угрозой экологической катастрофы завтра человечество не может жить сегодня в комфорте благ цивилизации без сжигания угля, а добыча угля требует своих жертв – 1 млн. тонн угля забирает минимум 1 человеческую жизнь, не считая калек и заболевших. Помните это, включая свет или телевизор – наше благополучие слегка смазано кровью! И мы стояли бы по колено в крови, если бы не охрана труда; ведь именно ей поручена реализация второго важнейшего принципа нашего общества: для уменьшения общественного бремени требуется делать все, чтобы пострадавших на производстве было бы как можно меньше.
Третий фундаментальный принцип: компенсировать вред должен причинитель вреда, которым для наемного работника всегда является его работодатель. Вот здесь-то и появляется на свет необходимость регулирования деятельности всех субъектов права – государства в лице органов власти, юридических и физических лиц. Но к середине 90-х годов система управления охраной труда как всеобщей и неотъемлемой компонентой любой трудовой деятельности и любых социально-трудовых отношений была почти полностью разрушена. Но, несмотря на субъективное желание власти разрушить все до конца, объективная потребность в системе управления охраной труда перевесила. Началось формирование новой системы управления охраной труда для новых экономических условий… И создание её продолжается и по сей день!
Эта новая система управления охраной труда в отличие от старой тотальной административной государственной системы основана на идеях приоритета частной собственности и свободы субъектов права. Теперь государство из всеобщего собственника, работодателя и регулятора оставляет за собой только функцию регулирования, а в центре работы по охране труда оказываются отношения работника и работодателя – первого как субъекта трудовой деятельности, а второго – как субъекта права – собственника оборудования, сырья, материалов, готовой продукции, нанимающего рабочую силу для выполнения производственных задач и функций.
Напомним, что в рыночной экономике существует только один основной механизм государственного регулирования деятельности работодателей по охране труда - нормотворчество, но оно само по себе бессильно без надзора за правоприменительной практикой и рынка услуг по охране труда.
И нормотворчество, и надзор – были хорошо знакомы творцам новой системы, а вот что такое рынок услуг, как его создать, как регулировать его деятельность – все это было в новинку. И, конечно, новое стали строить по уже известным шаблонам.
Идея была простой: каждый орган управления должен создать при себе - не важно, в каких правовых формах - центр охраны труда для выполнения задач обучения (они лежали на поверхности) и консультирования (чему и кого было не совсем ясно). Даже систему торговли СИЗ хотелось организовать в таком же ключе, но рынок быстро расставил все по своим местам. Итак, именно потребность в рынке услуг по охране труда и опыт управленческих кадров объективно способствовали повсеместному созданию региональных центров охраны труда.
Это уже стало историей, но большинство действующих лиц еще живы и активно действуют, и не воздать им должное мы просто не имеем права.
Когда далекой уже весной 1996 года в Управлении труда Администрации Пермской области был сформирован отдел управления охраной труда и началось формирование региональной СУОТ, среди первоочередных организационных мер была четко обозначена приоритетная необходимость создания областного центра охраны труда. Однако была ясна только сама идея центра, как организационной структуры, позволяющей выполнять многие функции, которые отнюдь не по силам органам государственного управления. Вместе с тем, предполагалось, что центр займет свое место в системе государственного управления охраной труда на территории региона как инструмент проводимых Администрацией области региональных мероприятий по реализации государственной политики в сфере охраны труда. Постепенно эта идея обрастала деталями, наполнялась конкретным содержанием.
Проблемой стало почти полное отсутствие трудовых, материальных и финансовых ресурсов для создания РЦОТ в виде самостоятельного юридического лица — государственного учреждения. Нашли выход: было создано специальное структурное подразделение государственного технического образовательного учреждения высшего профобразования (Тогда Пермский государственный технический университет (ПГТУ), ныне Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)) со специалистами и опытом работы в этой сфере. Общая направленность его деятельности должна была определяться региональным органом по труду, а все частные учебно-методические, научно-методические и организационно-финансовые проблемы решаться вузом. Это смелое и неординарное решение было принято тогдашним начальником Управления труда М. А. Радостевым и, как показало время, полностью себя оправдало.
Все предстояло создать с «абсолютного нуля» и в рамках большого, но ограниченного ресурсами учреждения. Было решено: кадры и работу Центр находит сам, а вот вопросы материальной инфраструктуры — помещение, связь и т. п. — будут решаться вузом. Была оказана поддержка и со стороны руководства вуза — тогдашнего ректора ПГТУ А. А. Бартоломея, проректора по учебной работе (а ныне президента ПНИПУ) В. Ю. Петрова и начальника научно-исследовательской части М. Л. Сапункова. У Центра появилось помещение в главном корпусе, средства связи, были проведены все необходимые оргмероприятия.
Финансовую поддержку фактически оказали Управление труда Администрации Пермской области и всемирно известные российские производители калийных удобрений - ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит», оперативно заключившие с Центром договоры о разработке и сопровождении внедрения систем управления охраной труда и новой тогда промышленной безопасностью.
Формально работу предстояло начать с нуля, но сотрудники Центра, костяк которых составили профессиональные преподаватели ПГТУ, имеющие опыт научной работы и преподавания в сфере охраны труда и безопасности производства, уже достаточно четко представляли себе контуры своей будущей деятельности. Эти контуры были заложены при еще формировании региональной политики в области охраны труда и разработке областного закона «Об охране труда в Пермской области», а ранее – при разработке корпоративных СУОТ.
Не за день и не за два, но постепенно Пермский областной центр охраны труда стал реальным центром организационно-методической, научно-методической и научно-внедренческой, учебной и учебно-методической, консультационной и информационной работы в рамках системы госуправления охраной труда в регионе.
При содействии Центра было завершено создание всей региональной системы управления, началось активное и плодотворное взаимодействие с федеральной властью и международными организациями, развернута подготовка высококвалифицированных специалистов, разработаны и внедрены оригинальные системы управления охраной труда на предприятии, начата масштабная аттестация рабочих мест по условиям труда, создан первый в области Орган по сертификации, сотни работников служб охраны труда получили столь нужное им образование и право профессиональной деятельности в сфере охраны труда и безопасности производства, десятки тысяч работников прошли краткосрочное обучение и получили столь необходимую им учебную и учебно-методическую литературу, началось регулярное проведение конференций и семинаров по самым актуальным проблемам охраны труда….
На сегодня самое простое описание достижений и направлений деятельности Центра потребует не менее 100 страниц, и желающих прочесть их более подробно мы отсылаем к нашим публикациям.
Более того, идеи и опыт Пермского областного центра охраны труда, широко рассыпанные по залам многочисленных совещаний и страницам различных публикаций, давно уже нашли созвучные отклики и встречные инициативы единомышленников из иных центров и других регионов, медленно, но верно внедряются по всей стране. В этом залог их правильности и реалистичности, в этом залог силы многочисленной армии специалистов по охране труда, более чем тысячи действующих сегодня «центров охраны труда», как бы они не назывались.
И характерно, что развитие рынка закономерно привело нас к рыночным методам организации деятельности, к возникновению профессиональных сообществ. Мы гордимся тем, что руководство Пермского областного центра охраны труда вместе с рядом ведущих центров охраны труда стояло у истоков создания и становления Национальной ассоциации центров охраны труда (НАЦОТ) в 2004-2005 гг. Потенциал этой перспективной организации огромен и еще полностью не реализован.
На этом, рассказ об истории и роли Пермского РЦОТ в прошлом можно завершить… Но «дела давно прошедших дней» имеют свое продолжение в настоящем, многие начинания еще далеки от завершения. История становления новой системы управления не закончилась ее первым этапом развития, и всех нас неизбежно ждет близкое или далекое будущее – оно уже стоит у нас на пороге и несет с собой новые проблемы, требующие своего сегодняшнего решения (В приводимой ниже подборке статей сотрудников и соратников Пермского краевого центра охраны труда мы попытались поднять ряд актуальных проблем, требующих своего решения)…
Пятнадцать лет – много это или мало… В жизни страны – мало, в жизни Центра – немало, в жизни человека – много… И мы можем гордиться тем, что не только принимали активное участие в активной работе на благо человека труда, на благо региона, на благо всей страны, но и добились реальных успехов!