Как вовлечь работодателя в работу по охране труда и сформировать лояльность к компании. В. П. Русских (№3, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3 2011

Как вовлечь работодателя в работу

по охране труда и сформировать лояльность к своей компании

 

В.П.Русских, директор Алтайского краевого

центра охраны труда

 

ЧТО СЕГОДНЯ ПРЕДЛАГАЕТ РАБОТОДАТЕЛЬ? Серую зарплату.. Половинчатый соцпакет. Все это направлено на уменьшение его затрат. Но при этом он не думает о том, как выглядит его организация на рынке: в глазах партнеров, клиентов, работников.

Создание здоровых условий труда – это то, что позволяет работодателю получить большую отдачу от сотрудников организации, привлечь клиентов, заинтересовать партнеров. Основным рычагом работы в этом направлении является аттестация рабочих мест по условиям труда.

Проведение аттестации рабочих мест– это обязанность работодателя, закрепленная Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 212).

И хотя на первый взгляд кажется, что это достаточно затратная процедура, однако в результате оказывается, что аттестация рабочих мест – это экономически выгодная процедура для работодателя. Кроме того, средства, потраченные на аттестацию, на охрану труда, частично компенсируются за счет средств фонда социального страхования.

Если при аттестации рабочих мест по условиям труда не обнаружится наличие вредных и опасных факторов, то работодатель имеет все основания не выплачивать компенсации и льготы за их воздействие на работника. Это означает, что созданы безопасные условия труда, и здоровью работника ничего не угрожает.

Если все-таки аттестация показала наличие вредных и опасных факторов, и устранить их не возможно, тогда назначаются льготы и компенсации, предусмотренные нормативными документами. Причем эти выплаты не облагаются налогами.

Необходимо заметить, что создание комфортных и безопасных условий труда способствует повышению трудоспособности работника, уменьшению числа заболеваний. Повышается лояльность сотрудника к организации, растет качество выполняемых работ.

Таким образом, аттестация рабочих мест по условиям труда – это не просто обязанность работодателя, а это необходимость.

Эффективность построения системы управления охраной труда, снижение профессиональных рисков, и, в конечном счете, экономический эффект главным образом зависят от того, как прошла аттестация, насколько достоверны результаты и как их правильно использовать.

Достоверность результатов аттестации зависит не только от работодателя, от полноты предоставленной информации, но и от аттестующей организации, от объективности и точности выполняемых работ.

Аттестующая организация должна быть неэффелированной. Это означает, что она должна объективно проводить замеры и оценку факторов. Должна профессионально оформлять результаты в соответствии с нормативными документами. Она должна отвечать за качество выполняемых работ.

С этой целью в Алтайском краевом центре охраны труда разработана и действует схема системы качества аттестации рабочих мест.

Для эффективного функционирования системы качества разработано и утверждено ряд документов:

  • руководство по качеству,
  • должностные инструкции,
  • рабочие инструкции на проведение измерений, оценок, оформление результатов,
  • формы рабочих протоколов измерений и обследования рабочих мест,
  • рабочие журналы,
  • положение о претензионной работе,
  • отчеты о выполненной работе.

Функционирование представленной системы позволяет повысить качество выполняемых работ, объективно подойти к процессу аттестации рабочих мест в различных организациях не зависимо от формы собственности и видов деятельности.

 


 

Внедрение данной системы позволило уменьшить количество претензий, связанных с проведением измерений, обследований, оценок и оформления материалов аттестации рабочих мест по условиям труда. Большинство поступающих претензий направлено на получение разъяснений по применению нормативных правовых актов, по организации работ по охране труда, оформлению локальных актов, выполнению требований охраны труда.

К положительным моментам от действия системы можно также отнести:

  • разграничение «уровней ответственности» руководителей подразделений за результаты работы,
  • назначение персональной ответственности исполнителей и руководителей подразделений за качество,
  • возможность определения этапа работ, где произошел «сбой», конкретного исполнителя, выполнившего работу некачественно,
  • возможность своевременного внедрения корректирующих и предупреждающих мероприятий на этапе некачественного выполнения работ,
  • получение более полной и достоверной информации (документов) от заказчика,
  • повышение уровня знаний и навыков специалистов по специфическим и наиболее сложным предприятиям и рабочим местам,
  • целевая направленность подготовки (дополнительного обучения) специалистов по проведению измерений, обследований, оценок,
  • возможность организации аналитических работ по отраслевому принципу с более детальной подготовкой специалистов по особенностям оценки рабочих мест в отдельных отраслях.

Комплекс представленных мероприятий: информационная работа с Заказчиком, и успешное внедрение системы качества позволяет заинтересовать работодателя в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и сформировать лояльное отношение к организации, оказывающей услуги по охране труда.