В.А. Сенченко,
Ведущий специалист по охране труда ПАО «Ростелеком»
E-mail: Vladimir.Senchenko@south.rt.ru
С.А. Карауш,
Доктор технических наук, профессор,
заведующий кафедрой БЖД Т
омский государственный архитектурно строительный университет
E-mail: karaush@tsuab.ru
Реферат
Высокий уровень производственного травматизма в России при работе на высоте требует принятия новых нормативных документов и подходов в организации таких работ. Министерством труда РФ принят ряд правил по охране труда, в том числе и при работах на высоте. Это требует пересмотра подходов к организации таких работ.
В статье предложены технические средства обеспечения безопасности работ, которые уже имеют в своем составе жесткую анкерную точку, закрепленную на опоре. Для создания анкерного устройства на опоре в настоящее время производители средств защиты предлагают в основном переносные анкерные устройства. Они имеют не только ряд преимуществ, но и существенные недостатки. Однако более надежным является устройство на опоре стационарной анкерной точки на верхней части опоры, которая отвечает всем требованиям безопасности при проведении работ на высоте. Предложены технические решения создания таких анкерных точек для воздушных линий связи и линий электропередач.
Ключевые слова: работа на высоте, строительство, безопасность, опора, ЛЭП, анкерная точка.
Ensuring the safety of work at height while building and repairing overhead communication lines and power lines
V. A. Senchenko,
Head, Leading expert in occupational safety at PJSC “Rostelecom”, Volgograd
S. A. Karaush,
Head of life and work safety Department, Tomsk State Architecture and Construction University, Dr. of Sci. (Tech.), Professor
Abstract
Technical means of ensuring the safety of work are discussed, which have in their composition a rigid anchor point fixed to the sup-port. It meets all safety requirements when working at height. Tech-nical solutions for creating such anchor points for overhead commu-nication lines and power lines are proposed.
Keywords: work at height, construction, safety, support, power line, anchor point.
Работы на высоте относятся к наиболее опасным с точки зрения охраны труда. До 26% от всех несчастных случаев в строительстве составляют случаи падения работников с высоты [1]. В связи с этим Минтруд России в 2014 г. одними из первых принял новые Правила по охране труда при работе на высоте [2], чтобы обеспечить безопасность работ на высоте, где прописал ряд мероприятий организационного и технического характера. К техническим мероприятиям, обеспечивающим безопасность работ, были отнесены системы обеспечения безопасности работ на высоте. Каждая такая система состоит из следующих элементов:
а) анкерного устройства;
б) привязи (страховочной, для удержания, для позиционирования, для работы в положении сидя);
в) соединительно-амортизирующей подсистемы (стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты втягивающегося типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии).
Из вышеназванных элементов данной системы наиболее важным для безопасности работ на высоте является анкерное устройство.
Анкерное устройство на воздушных линиях связи и воздушных линиях электропередач (далее ВЛ) является обязательным элементом, используемым при их техническом обслуживании и ремонте. Наиболее простым и безопасным способом обслуживания ВЛ является проведение работ с использованием автоподъемника. Однако во многих случаях автоподъемник не в состоянии проехать по пересеченной или болотистой местности к опоре. Также с экономической точки зрения метод с использованием автоподъемника для проведения работ на ВЛ является более затратным, по сравнению с другими методами. Поэтому в других случаях при подъеме на опору применяются лестницы или лазы. В соответствии с действующими Правилами [2], при подъеме на опору необходимо применять страховочные системы. Следует отметить, что верхняя часть опоры ВЛ в РФ сейчас не оснащается жесткими анкерными точками для крепления страховочных систем. Крепление страховочных систем возможно с помощью гибких анкерных точек или специальных крюков. В настоящее время известны разные способы крепления на опоры гибкой анкерной точки или крюка, которые реализованы в виде устройств и систем безопасности проведения работ на высоте и предлагаются на российском рынке рядом компаний[3,4,5]. Недостатком таких устройств является то, что закрепление гибких анкерных точек на опоры ВЛ не всегда возможно с технической точки зрения, а иногда и невозможно [6]. Причины здесь в следующем:
– часть опор ВЛ на своей верхней точке имеют установленный изолятор и линию электропередач, поэтому технически невозможно одеть анкерную петлю на такую опору;
– опоры ВЛ в верхней части имеют крюки для установки изоляторов и траверсы для крепления линий связи. При надевании анкерной петли на опору она сползает на крюк или траверсу, которые становятся точкой опоры. Крюк и траверса не рассчитаны на нагрузку, которая должна составлять согласно Правилам [2] 22 кН;
– на опоры, которые имеют крепления множества проводов в различные стороны, имеется сложность одевания гибкой анкерной петли, а также сложность снятия этой петли с опоры после проведения работ;
– на кабельных опорах ВЛ в верхней части опоры установлен усилитель. При надевании анкерной петли на опору она сползает на усилитель, который становится точкой опоры. Крепление усилителя не рассчитано на предельную нагрузку, которая должна составлять 22 кН.
В связи с выше сказанным в современных условиях при строительстве и ремонте ВЛ должна быть концепция приоритета стационарной анкерной точки, а не переносной. Поэтому необходимо устанавливать на опоры жесткие анкерные точки для крепления страховочных систем и обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с Правилами [2].
Анализируя работу опор ВЛ, используемых в настоящее время, следует отметить широкое применение на опорах траверс ТН-1 [7]. Это очень распространенное устройство для крепления воздушных линий электропередач в Российской Федерации. Установка гибких анкерных линий на верхний конец опоры, оборудованной траверсой конструкции ТН-1, для крепления страховочных систем невозможно, так как в продолжении верхней части опоры расположен изолятор, к которому крепится линия электропередач. Крепить крюк непосредственно за траверсу нельзя, так как известная траверса не предназначена для приложения на нее нагрузки в 22 кН. В таких случаях при строительстве и ремонте ВЛ необходимо на опоры устанавливать траверсы, имеющие в своей конструкции жесткие анкерные точки для крепления страховочных систем для обеспечения безопасности работ на высоте. Нами была предложена усовершенствованная модель траверсы ТН-1, которая изображена на рис. 1 [8].
Рис. 1 Траверса ТН-1 со стационарной анкерной точкой
Металлическая траверса 1, выполненная из стального уголка, крепится к железобетонной опоре металлическим хомутом 2 с гайками и шайбами. На краях траверсы имеются специальные крюки 4, а посередине специальный штырь 3, для крепления изоляторов. Посредине траверсы (1) методом сварки приваривается изогнутая под углом 90о металлическая пластина 5 с отверстием 6 для крепления средств защиты работающих. Пластина имеет диаметр отверстия, достаточный для крепления металлических крюков с гибкой анкерной линией. Пластина должна выдерживать без разрушения нагрузку не менее 22 кН. Хомут для крепления траверсы к опоре воздушной линии электропередач усиливается за счет увеличения сечения металлического профиля, чтобы выдерживать без разрушения суммарную нагрузку, действующую от воздушной линии электропередач, и нагрузку, приложенную к анкерной точке, не менее 22 кН.
Данная усовершенствованная модель траверсы является простой и надежной конструкцией траверсы, выполняющей функцию крепления линии электропередач к железобетонной опоре и имеющей в своем составе легко доступную анкерную точку для крепления средств защиты работающих от падения с высоты. Данная модель траверсы отвечает всем требованиям безопасности, которые введены в 2015 году Правилами [2]. Эту модель траверсы целесообразно устанавливать на вновь создаваемых опорах ВЛ, а также при их ремонте и реконструкции. Добавление стационарной анкерной точки в конструкцию траверсы с экономической точки зрения не приведет к сильному удорожанию конструкции, зато позволит обеспечить безопасность работ на высоте при обслуживании и ремонте ВЛ.
Более универсальная конструкция для создания анкерной точки на опоре ВЛ была предложена в работе [9]. На рис. 2 и 3 представлен общий вид конструкции для крепления средств защиты работающих на длинномерных высотных опорах.
Рис.2. Конструкция для крепления средств защиты работающих на длинномерных высотных опорах (вид сверху и сбоку в разрезе)
Конструкция содержит металлический хомут 1 с двумя проушинами для стягивания их болтом 2 и гайкой 4 через шайбу 3. При стягивании болтового соединения конструкция жестко закрепляется на опоре 6 (рис. 3). Хомут может быть выполнен из двух полуколец для закрепления на уже существующей опоре 6. На хомуте 1 (рис 2) по внешнему кругу на равных расстояниях друг от друга закреплены (приварены) 4 изогнутые под определенным углом пластины 5 с отверстиями для крепления средств защиты работающих. Угол от 30 до 70 градусов позволяет беспрепятственно крепить средства защиты и в случае падения работника обеспечить его безопасность при работе на высоте. Количество пластин выбирается равным количеству одновременно работающих на опоре работников.
На рис. 3 показаны схема закрепления предлагаемой конструкции на железобетонной опоре высоковольтной линии с подкосом и без подкоса.
Рис. 3. Крепление конструкции на опорах ВЛ: 1 – хомут; 5 – пластины с отверстием для крепления средств защиты; 6 – опора; 7 – траверса; 8 - подкос
К достоинству данной конструкции следует отнести то, что при ее закреплении на опоре не нарушается целостность конструкции самой опоры.
Конструкция для крепления средств защиты работающих при выполнении работ на высоте работает следующим образом. Перед подъемом на опору 6 с помощью когтей или лестницы к данному устройству при помощи телескопической штанги крепится страховочная система. Страховочная система состоит из кольца, к которому крепится страховочный трос, и захват. Захват устанавливается на страховочном тросе (без возможности снятия с троса) и имеет в своем составе стопорное устройство. Работник, поднимающийся на опору, крепит захват через страховочный трос. В случае падения человека с опоры стопорное устройство на страховочном тросе, прикрепленном к предлагаемой конструкции, не дает человеку упасть на землю. Оно тормозит и человек зависает на страховочном тросе. Тем самым обеспечивается безопасность работ на опоре.
В заключение следует сказать, что есть много вариантов, когда обеспечить безопасность работ на опоре имеющимися средствами безопасности предлагаемыми на отечественном рынке не представляется возможным по ряду технических и экономических причин. Поэтому необходимо предусматривать в проектных решениях на вновь создаваемых и реконструируемых ВЛ стационарные анкерные точки на верхней части опоры.
Необходимо на законодательном уровне внести дополнения в отраслевые и межотраслевые требования охраны труда по устройству стационарной анкерной точки при проектировании, строительстве и реконструкции ВЛ.
С технической точки зрения анкерное устройство, как было сказано выше, достаточно простая конструкция. Себестоимость установки анкерной точки будет небольшой, а внедрение такого устройства не ляжет тяжелым бременем на себестоимость расходов на строительство и реконструкцию ВЛ. Внедрение анкерных устройств при строительстве и реконструкции ВЛ позволит обеспечить безопасность работ на высоте в соответствии с действующим законодательством.
Хотелось бы обратить внимание, что при внедрении стационарной анкерной точки необходимо в нормативные документы внести общепринятый знак анкерной точки [10]. Существующие ГОСТ Р ЕН 795/А1-2012 ССБТ «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства. Общие технические требования. Методы испытаний» [11], а также ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» [12], не предусматривают обозначение анкерной точки (линии). Наличие обозначенного анкерного устройства на опоре облегчит работу организаторам работ на опорах ВЛ.
Выводы
1. Сочетание технических, экономических и организационных проблем при производстве работ на опорах ВЛ приводит к тому, что работники не всегда обеспечены надежной страховкой от падения с высоты, о чем говорит статистика травматизма.
2. Предложены универсальные технические решения обеспечения безопасности работ на опорах ВЛ при помощи организации стационарной анкерной точки, что повысит безопасность работ на высоте.
3. В ГОСТ Р ЕН 795/А1-2012 ССБТ «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства. Общие технические требования. Методы испытаний» нужно включать абзац о преимущественном изготовлении конструкций изделий, используемых на высоте и имеющих уже в своем составе анкерную точку для крепления средств защиты.
Литература:
1. Письмо Росстата №1199/ОГ от 29.07.2015. «Данные о среднесписочной численности работников строительства и связи, а также распределение пострадавших по основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю в Российской Федерации за 2014 год» // Федеральная служба государственной статистики.
2. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» // «Консультант плюс»: Региональный информационный центр.
3. Средства защиты от падения с высоты. Гибкие анкерные линии. SAFE – TEK.
4. Средства защиты от падения с высоты VENTO.
5. Сенченко В.А. Безопасность на высоте: воздушные линии связи // Санэпидконтроль. Охрана труда/ – 2016. – № 3. – C. 37-42.
6. Сенченко В.А., Карауш С.А. Анкерная точка на опоре как элемент обеспечения безопасности работ на высоте // Строительство: новые технологии – новое оборудование. – 2016. – № 7. – C. 50-53.
7. Сборник типовых конструкций изделий и узлов зданий и сооружений, серии 3.407.1-136 Железобетонные опоры ВЛ 0,38 кВ, выпуск 1, утвержденные протоколом Минэнерго СССР от 03.10.1985 года № 24.
8. Патент на полезную модель «Траверса опоры воздушной линии электропередач» Номер патента: 167281. Страна: Россия. – 2016. Дата регистрации: 04.07.2016. Номер заявки: 2016126926/03. Патентообладатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, МПК: E04H 12/24.
9. Патент на полезную модель «Конструкция для крепления средств защиты работающих на длинномерных высотных опорах». Номер патента: 167382. Страна: Россия. – 2016. Дата регистрации: 22.09.2016. Номер заявки: 2016137918. Патентообладатель: Томский государственный архитектурно-строительный университет. МПК: E04G 21/32, E04H 12/00.
10. Сенченко В.А., Каверзнева Т.Т. Анкерная точка как элемент систем безопасности работ на двухскатных крышах // Технологии техносферной безопасности. – 2016. – Выпуск 5 (69).
11. ГОСТ Р ЕН 795/А1-2012 ССБТ «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства. Общие технические требования. Методы испытаний».
12. ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».