Г.Ж. Склеменов,
начальник управления труда министерства труда и
социального развития Краснодарского края
E-mail: sklemenov@mail.ru
Реферат
В статье отражена информация об основных мероприятиях администрации Краснодарского края по защите трудовых прав работников, решению вопросов улучшения условий и охраны труда. Рассмотрены результаты и основные инструменты социального партнерства.
Ключевые слова: социальное партнерство, государственное управление охраной труда, уровень производственного травматизма, коллективный договор, мониторинг состояния условий и охраны труда.
Основным принципом реализации в крае государственной политики в области охраны труда была и остается согласованность действий исполнительных органов государственной власти края, органов местного самоуправления, объединений профсоюзов и работодателей, федеральных органов надзора.
Этот принцип заложен в краевой системе государственного управления охраной труда, одной из основных задач которой является обеспечение защиты работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Несмотря на устойчивую тенденцию к снижению уровня производственного травматизма, в крае ежегодно получают производственные травмы более 1000 работников, из них более 7% работников гибнет на производстве. В среднем, каждый девятый работник трудится во вредных или опасных условиях. Названные проблемы диктуют основные направления работы администрации Краснодарского края в области охраны труда, при решении которых широко используется социальное партнерство.
Основные договоренности социальных партнеров в сфере труда закрепляются в соглашениях. На краевом уровне действуют 26 соглашений. В каждом соглашении содержится раздел «Охрана труда», который определяет общие условия по созданию безопасных условий труда в отрасли.
Большой вклад в обеспечении работы системы управления охраной труда на всех уровнях вносит работа муниципальных межведомственных комиссий по охране труда, трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, посредством которых идет координация деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, объединений профсоюзов и работодателей, органов государственного надзора и контроля, социального страхования в данном направлении. Сложившееся в крае конструктивное взаимодействие всех сторон социального партнерства помогает выявлять наиболее проблемные вопросы, которые, в том числе, решаются на базе работы межведомственных и трехсторонних комиссий, создаваемых ими рабочих групп, и способствуют более результативной работе по охране труда в крае.
Так, только в 2015 году на заседаниях краевой и муниципальных межведомственных комиссий по охране труда рассмотрены и приняты решения по более чем 800 актуальным вопросам.
Кроме того, на заседания краевой трехсторонней и муниципальных трехсторонних комиссий выносятся актуальные вопросы социальной направленности.
Следует отметить, что коллективный договор является одним из основных инструментов социального партнерства в сфере охраны труда. Его роль в регулировании вопросов охраны труда возрастает именно сейчас, когда законодатель разрешил «договариваться» о более благоприятных льготах и компенсациях по сравнению с установленными трудовым законодательством. Сейчас особенно важно увеличивать количество коллективных договоров и их наполняемость дополнительными гарантиями, в том числе и по охране труда.
Число действующих коллективных договоров в крае на 1 января 2016 года составляет 18 тысяч 90 единиц. Из них почти 11 тысяч – заключено в негосударственном секторе, в том числе почти 2 тысячи 600 – заключены с участием работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Действием коллективных договоров защищено около 1 миллиона трудящихся края.
Каждый коллективный договор, действующий в организациях края, содержит раздел охраны труда, соглашения по охране труда, перечни выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Коллективные договоры устанавливают размеры и виды компенсаций работникам по результатам специальной оценки условий труда.
Общая сумма затрат работодателей на реализацию обязательств по коллективным договорам в среднем за год составляет свыше 3 миллиардов рублей.
Для повышения заинтересованности организаций в создании на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда в крае более 10 лет проводятся смотры-конкурсы на лучшую организацию работы в области охраны труда, ежегодно организуется проведение месячников «Безопасный труд» в различных отраслях экономики края. Осуществляются мероприятия по консультированию работодателей и работников по вопросам охраны труда, ведется широкая пропаганда охраны труда в средствах массовой информации.
Эти мероприятия позволяют придать общественное звучание проблемам охраны труда, эффективному функционированию в городах и районах действующей системы государственного управления охраной труда как в организации, так и на муниципальном и краевом уровнях, выделить и поощрить тех, кто добивается конкретных результатов в этой сфере, сделать общим достоянием наработанный опыт.
Важным звеном пропаганды охраны труда является проведение в организациях края ежемесячного Дня охраны труда. Практика показывает, что проведение Дня охраны труда является эффективным методом административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда в организациях края.
Все управленческие решения в сфере охраны труда вырабатываются и принимаются на основании мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях края, который осуществляется министерством труда и социального развития Краснодарского края.
Выстроенная система мониторинга обеспечивает получение наиболее объективных и достоверных данных о состоянии условий труда, производственного травматизма в крае. Это позволяет осуществлять анализ и прогнозирование развития процессов в сфере охраны труда, разрабатывать эффективные мероприятия, направленные на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
Краевая система мониторинга постоянно совершенствуется, ведется расширение ее участников. В этих целях принято постановление губернатора Краснодарского края, которое обязывает работодателей представлять информацию о состоянии условий и охраны труда в подведомственные министерству центры занятости населения. В результате принимаемых мер мониторингом в настоящее время охвачено более 79% работающих в организациях края, то есть более полутора миллионов человек.
Постановление губернатора края о мониторинге состояния условий и охраны труда, а также внесенные дополнения в Закон Краснодарского края «Об охране труда» в части возложения на работодателей обязанностей представлять информацию, позволили активно привлечь и использовать административный ресурс Государственной инспекции труда в Краснодарском крае. Списки работодателей, не представивших в установленные сроки информацию о состоянии условий и охраны труда в организации, министерством ежеквартально направляются в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае для привлечения к административной ответственности. По предварительным данным за 2015 год штрафы на должностные и юридические лица составили свыше 5 млн. рублей. В списки попадают как правило нерадивые работодатели, у которых охраны труда в организации просто нет или она находится, мягко говоря, на низком уровне. Принимаемые меры являются мощным толчком для работодателей к выполнению трудового законодательства в сфере охраны труда.
Хочу подчеркнуть, что всем необходимо еще больше сконцентрировать свои усилия на защите трудовых прав работников, решении вопросов улучшения условий и охраны труда. Наша деятельность может быть улучшена за счет увеличения количества и качества реализации совместных мероприятий. Перед нами стоят следующие задачи:
- формирование системы управления профессиональными рисками, включающей в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков;
- совершенствование существующей системы обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций;
- совершенствование механизмов проведения специальной оценки условий труда, находить решения, в возникающих порой разногласиях, в период перехода на новые принципы предоставления гарантий и компенсаций работникам;
- развитие превентивных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников, в том числе с использованием возможностей Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- инициирование создания единой информационной базы данных состояния условий и охраны труда.
И только тесное взаимодействие всех заинтересованных лиц, а так же постоянное совершенствование методов и подходов в работе позволит в дальнейшем добиваться результатов по улучшению состояния условий и охраны труда в организациях края.