Страховой «иммунитет». Современные тенденции финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Нижегородской области. С. Н. Яшин, А. М. Авдеева (№3, 2015)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3,2015

С. Н. Яшин, доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления

Национальный исследовательский университет

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

E-mail: jashinsn@yandex.ru

 

Авдеева А.М., начальник отдела страхования профессиональных рисков Государственного учреждения — Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

 

Аннотация

В статье отмечается, что в современных условиях  финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников является важной задачей государственной   политики в сфере  социальной защиты работающих граждан. Сделан вывод о том, что необходимо проводить среди подведомственных организаций активную разъяснительную работу, направленную на повышение вовлеченности страхователей в программу по финансовому обеспечению предупредительных мер.

 

Ключевые слова: финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, страховые взносы, охрана труда.

 

Modern trends in financial support of preventive measures to reduce workplace accidents and occupational diseases in the Nizhny Novgorod region

 

S. N. Yashin Dr. Sci. (econ.), Prof., Head of Department of management and public administration, Nizhny Novgorod State University

 

A. M. Avdeeva Head of Occupational Hazards insurance department of Regio-nal branch of the Social Insurance Fund of the RF (N. Novgorod)

The article notes that in modern conditions the financing of preventive measures to redu-ce workplace injuries and occupational diseases is an important task of the state policy in the sphere of social protection of working citizens. The conclusion that should be car-ried out among subordinate organizations active explanatory work aimed at increasing the involvement of the insured in the program of financial support for preventive measures.

Keywords: financing preventive measures to reduce industrial accidents and occupatio-nal diseases, compulsory social insurance against industrial accidents, insurance premiums, health and safety

 

Вопрос изыскания средств на проведение мероприятий по охране труда у организаций бюджетной сферы всегда стоит остро: многие учреждения не осуществляют коммерческую деятельность, доходы от которой могут быть направлены на охрану труда, а финансирование из бюджетов различных уровней – недостаточно. В таких ситуациях на помощь страхователям приходит Фонд социального страхования РФ (далее – Фонд), осуществляющий финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в соответствии с приказом Минтруда России от 10.12.2012г. №580н.

Однако, в предшествующие годы Государственное учреждение – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – Региональное отделение), осуществляющее финансовое обеспечение предупредительных мер на территории Нижегородской области, сталкивалось с низкой активностью страхователей-бюджетников. Так, за финансированием мероприятий по охране труда за счет Фонда в 2014 году обратились только 11% образовательных учреждений области и около половины учреждений здравоохранения. Причиной отказа от участия в программе страхователи указывают небольшой размер получаемого финансирования. В 2014 году средняя сумма финансирования образовательного учреждения (за исключением ВУЗов) составила 5,5 тыс.руб., медицинских учреждений – 41,9 тыс.руб. Но проведенный Региональным отделением анализ показал, что при обращении всех образовательных учреждений Нижегородской области сумма финансирования проводимых ими мероприятий по охране труда могла быть увеличена на 15,4 млн.руб., а это огромные деньги для отрасли. Сумма, недополученная медицинскими учреждениями Нижегородской области скромнее и составляет 1,6 млн.руб., но для финансового обеспечения системы охраны труда эти деньги имели бы важное значение.

Во избежание такого неэффективного подхода к расходованию средств Фонда в 2015 году Региональное отделение и Правительство Нижегородской области вели активную разъяснительную работу, направленную на вовлечение в программу новых страхователей, и в первую очередь – страхователей-бюджетников. На областной межведомственной комиссии по охране труда было принято решение о необходимости принятия участия учреждений, подведомственных министерствам Нижегородской области,  в финансировании предупредительных мер. Для уведомления и активизации работы страхователей Региональное отделение направило информационные письма в министерства и в Ассоциацию промышленников и предпринимателей Нижегородской области, а также приняло участие в проводимых Министерством социальной политики Нижегородской области совещаниях с органами по труду муниципальных образований и организациями, предоставляющими услуги в области охраны труда. В совещаниях по охране труда, проводимых Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов «Облсовпроф» и Профсоюзом работников авиационной промышленности, провело разъяснительную работу со страхователями и профсоюзными организациями, разместило соответствующую информацию в СМИ. Филиалы Регионального отделения провели разъяснительную работу совместно с органами местного самоуправления во всех районах области и г.Нижнего Новгорода. Результатом проведенной работы стало резкое увеличение обращаемости за финансовым обеспечением предупредительных мер.

В 2015 за финансовым обеспечением предупредительных мер обратились 2194 страхователя, что на 57,6% больше, чем в 2014 году. Заявлений подано на общую сумму более 258,3 млн.руб., что на 12,5% больше. По результатам рассмотрения документов филиалами 2183 страхователям даны разрешения на финансирование предупредительных мер (99,5% от числа обратившихся) на общую сумму 258 млн.руб. Кроме рекордно высокого количества обращений в 2015 году наблюдается рекордно низкое число отказов. Всего 11 страхователей получили отказы (0,5% от числа обратившихся, в предшествующие годы - 1,5%).

Разъяснительная работа, проведенная с государственными и муниципальными учреждениями, оказалась эффективной – около половины обратившихся – страхователи именно этой категории.

Средняя сумма финансового обеспечения в расчете на одного страхователя в 2015 году составляет 118,2 тыс.руб., что на 40% меньше, чем в предшествующем году, и связано с вовлечением большого количества страхователей – бюджетных учреждений и организаций малого и среднего предпринимательства, средняя сумма финансового обеспечения для которых не превышает 40 тыс.руб.

В 2015 году, как и в предшествующие годы, предусмотрено финансирование расходов по 10 направлениям:

- санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - СКЛ);

- приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам (далее - приобретение СИЗ);

- проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ);

- реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и   (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием (далее – ЛПП), для которых указанное питание предусмотрено нормативными документами;

- обучение отдельных категорий работников по охране труда (далее- обучение ОТ);

- проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее- ПМО);

- приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные  (предрейсовые) медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

- приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые автомобильные перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов)

- приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.

Страхователи имеют право выбрать для финансирования одно или несколько направлений. Так, три страхователя обратились за финансированием 4 мероприятий, 26 – за финансированием трех мероприятий, 189 – за финансированием двух мероприятий.

Главным условием участия в данной программе является отсутствие задолженности по уплате страховых взносов. Из 11 отказов более половины связаны с наличием у страхователей задолженности по уплате страховых взносов.

Достижение реальных результатов по снижению производственного травматизма, уменьшению количества дней временной нетрудоспособности напрямую зависит от улучшения условий труда, грамотно проведенной СОУТ, приобретения средств индивидуальной защиты для того, чтобы исключить воздействие негативных факторов, влияющих на здоровье, и, если не удалось достичь положительного результата, направления работников на санаторно-курортное лечение.

В 2015 году наиболее востребованным оказалось такое направление, как финансирование приобретения работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных средств индивидуальной защиты. Остается крайне низкой востребованность в мероприятиях по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, в то время как это наиболее действенный способ снижения вероятности наступления профессиональных заболеваний органов дыхания. Не востребованным осталось направление – обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием.

За разрешением на проведение специальной оценки условий труда обратился 1431 страхователь, что в 2,1 раза больше, чем в 2014 году. Большинство обратившихся за финансированием СОУТ — бюджетные учреждения и малые предприятия, для которых проведение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов — единственный способ финансирования мероприятий по охране труда, проведение которых предписано Трудовым кодексом РФ. Более, чем у половины страхователей, обратившихся за финансовым обеспечением данного мероприятия по охране труда, сумма финансирования не превышает 10 тыс.руб.

В 2015 году за разрешением на финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения обратились 57 страхователей, что меньше  аналогичного показателя 2009г. на 10,9%. Снижение потребности в финансировании санаторно-курортного лечения связано с появлением более актуального направления финансирования – проведения специальной оценки условий труда, а также с отказом от выбора данного мероприятия небольших страхователей.

 

Таблица 1 

Востребованность отдельных направлений финансирования в 2015 году

№ п/п

Наименование предупредительных мер

Количество обратившихся страхователей

В % к общему количеству

 
 

1

Санаторно-курортное лечение

57

2,3%

 

2

Приобретение СИЗ

471

21,5%

 

3

Специальная оценка условий труда

1431

65,2%

 

4

Мероприятия по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда

8

0,4%

 

5

ЛПП

0

0%

 

6

Обучение ОТ

246

11,2%

 

7

Проведение обязательных ПМО

235

10,7%

 

8

Приобретение алкотестеров

11

0,5%

 

9

Приобретение тахографов

16

0,7%

 

10

Приобретение аптечек

26

1,2%

 

 

Итого

2194

100%

 

 

За разрешением на приобретение СИЗ обратился 471 страхователь, что на 4,1% меньше, чем в прошлом году. Выбор обеспечения работников СИЗ как приоритетного направления страхователями обусловлен тяжелым финансовым состоянием многих из них, недостаточностью собственных средств на их приобретение, однако расширение перечня мероприятий по охране труда и необходимость проведения СОУТ, как обязательное условие выделения финансирования, привели к снижению заинтересованности в приобретении СИЗ.

За разрешением на проведение запланированных по результатам специальной оценки условий труда работ по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда обратились 8 страхователей, что в 1,5 раза меньше, чем в 2014 году. Это связано с высокой стоимостью данного мероприятия и заинтересованностью в нем только крупных промышленных предприятий, устанавливающих в своих цехах средства коллективной защиты.

Ни один из страхователей не выразил желания направить средства финансирования на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием. Сложившаяся ситуация связана с тем, что обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием может быть профинансировано Фондом социального страхования РФ только при условии проведения его в строгом соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009г. №46н, который фактически не выполняется страхователями.

Количество страхователей, обратившихся за обучением застрахованных по охране труда составляет  246 организаций, что на 85% больше, чем в 2014 году. Эта положительная тенденция связана с необходимостью снижения количества трудовых увечий, связанных с незнанием техники безопасности и необученностью работников безопасным приемам труда.

Правом направить средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на проведение обязательных периодических медицинских осмотров воспользовались 235 страхователей, что в 2,4 раза больше, чем в 2014 году. Однако, как показывает практика, часты случаи проведения периодических медицинских осмотров медицинскими организациями с нарушением требований законодательства.

За разрешением на приобретение алкотестеров обратились 11 страхователей в целях проведения предрейсовых осмотров работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта. В 2015 году это направление выбрало почти в 2 раза больше страхователей, чем в 2014 году.

За приобретением тахографов обратились 16 страхователей Нижегородской области, что на 60% больше, чем в прошлом году. Данные страхователи в качестве одного из видов деятельности осуществляют автомобильные перевозки и в соответствии с законодательством Нижегородской области обязаны оснастить свой транспорт данными приборами контроля.

В 2015 году страхователи Нижегородской области впервые обратились за обеспечением аптечками первой медицинской помощи. Все 26 обратившихся страхователей получили разрешение на проведение данного мероприятия.

Фонд социального страхования РФ  заинтересован в снижении профессионального риска, для этого необходимо так организовать предоставление финансирования предупредительных мероприятий по снижению профессиональных рисков, чтобы им могли воспользоваться как можно больше страхователей. Для этого предлагаем:

1) Утвердить постоянно действующий Порядок финансирования предупредительных мер за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и внесение изменений в Перечень предупредительных мер не чаще, чем раз в три года.

2) Для предприятий малого бизнеса разрешить накапливать суммы разрешенного финансирования за несколько лет (например, три года) и использовать их в одном году.

3) Упростить процедуру оформления разрешения на финансирование предупредительных мер, сократив перечень документов до заявления страхователя и плана финансирования, обоснованность произведенных расходов проверять в ходе ревизионных проверок работодателей;

4) Ввести единый порядок финансирования для всех мероприятий по охране труда, включая обучение отдельных категорий застрахованных по охране труда;

5) Включать в перечень только те мероприятия, которые приводят к снижению профессионального риска и (или) страховых выплат, а именно – превентивные и оздоровительные мероприятия; оценочные мероприятия, как не влияющие на уровень профессионального риска должны осуществляться страхователем за счет собственных средств;

6) В целях стабилизации бюджета Фонда социального страхования РФ финансирование предупредительных мер по охране следует включить в расходную часть бюджета отдельной строкой и формировать за счет части надбавки к страховому тарифу

Есть основания полагать, что совместно финансируемые страхователями и страховщиком, системно проводимые мероприятия по охране труда позволят не только улучшить состояние здоровья застрахованных работников в настоящем, но и снизить уровень профессионального риска в будущем.

 

 

 

Литература:

  1. Яшин С.Н., Крюкова Т.М., Мурашова Н.А. Основы страховой деятельности: учебное пособие. М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Нижегородский гос. технический ун-т им. Р. Е. Алексеева. Н.Новгород, 2012.
  2. Яшин С.Н., Яшина Н.И. Управление бюджетами территорий в современных условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерации. // Финансы и кредит. - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2004, № 15 (153), с.47-56.
  3. Пузов Е.Н., Яшин С.Н. Подходы к оценке и анализу эффективности бизнеса в рамках процессно ориентированного управления// Экономический анализ: теория и практика. - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2007, № 16, с.8-16.
  4. Яшин С.Н., Яшина Н.И. Совершенствование теоретических и практических основ определения экономического состояния промышленных предприятий в целях управления их экономическим развитием. // Финансы и кредит. - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2003, №- 12 (126), с.43-51.
  5. Яшин С.Н., Кошелев Е.В. Финансовый и инвестиционный анализ инноваций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 220600 - "Инноватика" и специальности 220601 - "Управление инновациями". М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Нижегородский гос. технический ун-т им. Р. Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2010
  6. Малышев Е.Е., Королев С.Б., Малышева Е.С. Повреждения и заболевания коленного сустава: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского НИИ травматологии и ортопедии, 2007.- 65 с.
  7. Яшин К.С., Балябин А.В., Кравец Л.Я. Результаты консервативного лечения травматических внутричерепных гематом при «неполных» показаниях к оперативному вмешательству
    Вопросы травматологии и ортопедии. 2014. № 2. С. 12-17.
Взятие высоты. Организационные меры безопасности при проведении работ на высоте на малых предприятиях в строительстве. В. А. Сенченко, Т. Т. Каверзнева (№3, 2015) В статье раскрыты причины неэффективной системы управления охраной труда на малых предприятиях строительной отрасли, из-за которых малые предприятия практически выпадают из внутреннего и внешнего контроля состояния условий и охраны труда. Отмечено, что такой вид происшествия, как «падение с высоты», является наиболее значимым в общей картине пострадавших в результате несчастного случая. Предложены конкретные меры уменьшения риска при производстве работ на высоте и механизмы их реализации с подключением законодательного механизма и контроля саморегулируемых организаций (СРО) в строительной отрасли. Предложена разработка типовых планов производства работ на высоте и технологических карт с последующей адаптацией к конкретным особенностям.