Г.З.Файнбург, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, директор Института безопасности труда, производства и человека Пермского национального исследовательского политехнического университета, доктор технических наук, профессор
Жизнь прожить, не поле перейти!
Русская народная пословица
Годы учат тому, чего не знают дни.
Ральф Эмерсон
Если ты хочешь перемену в будущем
- стань этой переменой в настоящем.
Махатма Ганди
Наша жизнь в современных реалиях глобального информационного мира и множества отлаженных технологий манипулирования личностью в чем-то напоминает стремительное движение автомашины крейсерского типа по аспидно черному шоссе, постоянно извивающемуся вверх и вниз, вправо и влево так лихо, что остается только вспомнить брендовые слова: «впереди крутой поворот!» и «крепче за баранку держись, шофер!».
Десять лет жизни для истории – пренебрежимо мало, десять лет для российского общества – немного, но и не мало, десять лет для организации – существенно, ибо это период становления, десять лет в жизни человека – огромная жизнь, оставшаяся в прошлом, навсегда ушедшая, чтобы возвращаться к нам в воспоминаниях и ретроспективном анализе.
Во все времена всех всегда и везде интересует только одно, ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ, КАКОЕ БУДУЩЕЕ НАС ЖДЕТ? И лишь очень немногие, реально занятые реальными делами современности, понимают, что будущее определяется настоящим, а оно – это стремительно улетающее настоящее – определено прошлым. Вот уже четверть века, как сломана Берлинская стена, а объединенные улицы Восточного и Западного Берлинов (Sic!) до сих светятся по разному – желтым цветом ламп накаливания на востоке и бело-синим цветом галогеновых ламп на западе. Конечно, это видно только из космоса, но ведь видно, и зафиксировано на фотографии! И это факт! Скоро уже 70 лет пройдет после победного 1945 года, а освобожденная нами от нацизма Европа все еще боится нашей мощи и считает нас своим потенциальным врагом!
Человек – существо социальное, а потому ему свойственно стремиться к общению с себе подобными и равными, стремиться найти свой круг общения и вращаться в нем с пользой для своего и всеобщего дела и с удовольствием для души. Это стремление общеизвестно, естественно и ему практически невозможно препятствовать. Веками оно реализовывалось в «гостях» и на «приемах», а затем в различного рода открытых и закрытых, престижных и не очень, элитных и массовых «клубах» и «обществах».
Обеспечение охраны труда десятков миллионов работников, трудящихся на миллионы работодателей, деятельность воистину массовая, а вместе с тем конституционно заданная, входящая в неотъемлемые КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И ГРАЖДАН. Первое обусловило огромное количество специалистов по охране труда, а второе – необходимость их общения. Конечно, наша страна уникальна, и, как говорится в одном из анекдотов, чтобы не собирали из разных деталей в России, а все получается автомат Калашникова. В далекие времена несуществовавшего татаро-монгольского ига централизованный сбор дани за право на жизнь и огромные территории, образовавшие Россию, предопределили образ жизни и императорской феодальной страны, и сталинского Советского Союза, и современной, пытающейся построить гражданское общество, России. И наша Национальная ассоциация центров охраны труда, то бишь, НАЦОТ, была одной из первых ласточек этого истинного демократизма, когда в единстве мы обретаем силу творчества, силу, способную, наконец, вместо крокодиловых слез по погибшим, травмированным и заболевшим построить реальную систему ПРОФИЛАКТИКИ случаев утраты трудоспособности из-за случаев травмирования и заболевания.
Специалисты по охране труда еще помнят, что в начале 90-х годов вместе с административно-командной системой управления советского периода ранее существовавшая система управления охраной труда рухнула. Шла битва за деньги, господствовали принципы «кто смел, тот и съел», «homo homini lupus est». Так называемым «новым русским» охрана труда была не ведома и не нужна в принципе! Но не они одни составляли и составляют Россию!
Среди новоявленной смуты и «пира среди чумы» «новых русских» остались люди, которым были не безразличны общечеловеческие ценности, сопричастность и ответственность за будущее. В обстановке почти полного хаоса они занялись воссозданием системы защиты человека труда от неизбежных, но предотвратимых опасностей современного производства. Эти люди не были ни идеалистами, ни мечтателями, они были прагматиками и целенаправленно делали свою «работу», зарабатывая при этом средства и на свою жизнь, и на эту тяжелую работу, бесконечно долбя каплей за каплей огромный твердокаменный монолит почти всеобщего общественного равнодушия и пренебрежения к охране труда, в том числе и своего собственного.
Первый фундаментальный принцип цивилизованного, гуманного и истинно демократического общества – каждый наемный работник, пострадавший на производстве, если он утратил трудоспособность, потерял способность что-то производить и получать за это средства на свое существование, должен получить компенсацию за причиненный ему вред утраты трудоспособности.
К сожалению, достичь абсолютной безопасности невозможно и пострадавшие всегда были, есть и будут. Древние общества просили благ от богов, принося им человеческие жертвы. Современное общество ни у кого ничего не просит и делает все само, принося в жертву молоху производства человеческие жизни и здоровье работников. Все знают, что даже под угрозой экологической катастрофы завтра человечество не сможет жить сегодня в комфорте благ цивилизации без сжигания угля, а добыча угля требует своих жертв – 1 млн. тонн угля забирает минимум 1 человеческую жизнь, не считая калек и заболевших. Включая свет или телевизор, нужно помнить о том, что наше благополучие помазано кровью! Но еще вернее подумать о том, что мы могли бы «стоять по колени в крови», если бы не бойцы незамечаемого обществом фронта - охраны труда, которой поручено самой жизнью реализация второго важнейшего принципа нашего общества.
Второй фундаментальный принцип цивилизованного, гуманного и истинно демократического общества – для уменьшения общественного бремени нужно делать все, чтобы пострадавших на производстве было бы как можно меньше посредством ПРОФИЛАКТИКИ травмирования и заболевания на работе. Это главный метод охраны труда. ПРЕДВИДЕТЬ, ПРЕДУСМОТРЕТЬ, ПРЕДОТВРАТИТЬ!
Третий фундаментальный принцип цивилизованного, гуманного и истинно демократического, но рыночного общества – компенсировать вред должен причинитель вреда, которым для наемного работника всегда является его работодатель. Но он этого не хочет, он хочет прибылей и руководствуется формулой: «Помер Максим, и черт с ним!».
Вот здесь-то и появляется на свет необходимость регулирования деятельности всех субъектов права – государства в лице органов власти, юридических и физических лиц в сфере охраны труда наемных работников.
Однако, повторим, к середине 90-х годов система управления охраной труда как всеобщая и неотъемлемая компонента любой трудовой деятельности и любых социально-трудовых отношений была почти полностью разрушена. Но объективная потребность в системе управления охраной труда никуда не делась. И началось формирование новой системы управления охраной труда для новых экономических условий… Оно продолжается до сих пор!
Понимая, что, если ежедневно массово «гробить» на производстве рабочие кадры, можно быстро угробить это самое производство и, тем самым, потерять инвестиции и прибыль, народные депутаты Верховного Совета РФ под давлением профсоюзов незадолго до своего разгона танками приняли исторический закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда».
Затем вышло знаменитое Постановление Правительства, подписанное В.С. Черномырдиным, об условиях и охране труда.
В итоге с середины 90-х годов Минтруд России начал выстраивать контуры новой системы управления. Выдающийся вклад в этот процесс внес Юрий Григорьевич Сорокин, «отец» всего лучшего, что есть в современной системе охраны труда. Но это было строительство «сверху».
Одновременно, под давлением потребности крупных законопослушных и имеющих традиции обеспечения безопасности производства работодателей началось строительство системы управления охраной труда «снизу». В ответ за запросы предприятий и органов региональной власти, нуждающихся в информационно-образовательных и консультационно-внедренческих услугах, в регионах, т.е. вдали от властвующей Москвы, начали создаваться отдельные специальные организации или возникать специальные структурные подразделения, получившие новое специальное название – центры охраны труда (ЦОТ). Сначала они занимались обучением, потом консалтингом - появилась аттестация рабочих мест, затем – сертификация работ по охране труда и т.п.
В итоге в период 1998-2003 гг. была сформирована целая формально никем и никак не организованная сеть «центров» охраны труда, в жизни которой начали все сильнее принимать участие специальный Отдел координации деятельности региональных центров охраны труда ВСЕРОССИЙСКОГО Центра Охраны Труда и его заведующая В.Е. Рябова.
Быстро возник новый круг общения, он был полезен, воспринят, поддержан массой специалистов и ведущими центрами охраны труда. Его необходимо было институционально оформить. Опыта не было, традиций тоже, все смотрели друг на друга!
«Не было бы счастья, да несчастье помогло», - гласит русская народная пословица. Весной 2004 года в ходе неудавшейся административной реформы Минтруд России был, к несчастью, ликвидирован и начался хаос бесконечных заформализированных до абсурда реорганизаций, пока новое подразделение – крохотный и почти бесправный Отдел политики охраны труда в огромном всевластном Минздравсоцразвития России не заработал, специалисты по охране труда оказались предоставленными сами себе, почувствовали себя брошенными и беззащитными…
К тому времени давно уже стала ясна необходимость «объединения и координации» субъектов все расширяющегося рынка услуг по охране труда. К этому времени под руководством Ю.Г. Сорокина уже была создана Ассоциация СИЗ, служившая маяком и ориентиром для всех специалистов по охране труда. Вот почему идея создания ассоциации региональных центров охраны труда, на базе которой впоследствии могла бы быть создана саморегулируемая организация, нашла отклик во многих умах. Идеология всего подхода была разработана в книге «Региональные центры охраны труда как важнейшее звено реализации социальной политики в сфере социально-трудовых отношений: Теоретические основы и практический опыт и одобрена органами власти. Эту книгу выбрал из множества других и внимательно пролистал бывший Министр труда России А.П. Починок, и она ему настолько понравилась, что он сказал автору этой статьи: «А, книга-то, хорошая!».
Огромную организационную роль в создании НАЦОТ сыграл ВЦОТ и его тогдашний директор Н.П. Пашин, ставший президентом НАЦОТ, а также Отдел координации деятельности региональных центров охраны труда ВЦОТ и его заведующая В.Е. Рябова, знавшая «всех и вся» в регионах и проделавшая огромную разъяснительную и объединяющую работу в многочисленных беседах и разговорах.
В итоге НАЦОТ был создан. Прошло 10 лет. Что-то было реализовано, что-то не получилось. У создателей НАЦОТ были разные ожидания и намерения… Часть из них успешно реализовалась, часть реализуется сегодня, часть (я это знаю и чувствую) когда-нибудь реализуется тоже. Просто исторические процессы идут много медленнее, чем идет наша быстротекущая жизнь…
Все хорошее придет рано или поздно, но почему не все получается? Как влиять на будущее? Что надо делать сегодня?
Так везде, так и в НАЦОТ… Что-то сделано, что-то сделать не удалось, и радужные яркие проекты разбились о серую твердыню неизменности админисртативно-чиновничьих хотений, где-то нет условий или есть противодействие, где-то что-то сделано не так, ибо так это было понято или так это сейчас принято… Но мы движемся вперед… Хоть и медленно, но верно. Да и что такое 10 лет! Все впереди!
Хочется, чтобы НАЦОТ стала реальным проводником и координатором деятельности огромной массы специалистов (и организаций, в которых они работают), занимающихся в России ПРОФЕССИОНАЛЬНО охраной труда. Хочется, чтобы НАЦОТ еще больше упрочила свое влияние в Европейской и Международной Ассоциациях практикующих организаций и специалистов по охране труда. Хочется, чтобы НАЦОТ станет таким же известным брендом, как, например, Американское общество инженеров-механиков, Американское общество инженеров гражданского строительства и т.п.
Еще до того, как предварительные разговоры о создании НАЦОТ начали вестись, нами были написаны строки: «В условиях административно-командной тотально централизованной системы государство и только государство осуществляет практически все функции, в каких только ни нуждается организуемое им общество. В условиях рыночной экономики государство часть своих функций может передать так называемым саморегулирующимся организациям. Это новое для нашей страны понятие означает организации, как правило, отраслевые объединения и союзы, добровольно объединяющие субъектов права и вырабатывающие дополнительные общие для них всех правила профессиональной деятельности. Таким образом, они сами осуществляют регулирование своей деятельности.
Потребность в РЕАЛЬНО саморегулирующихся организациях в нашей стране вызвана из-за появившихся в переходный период становления рыночной экономики противоречий между старым дореформенным административно-командным методом регулирования и новыми рыночными механизмами развития социально-экономических процессов, в том числе в сфере социально-трудовых отношений. Накопившиеся проблемы совершенствования механизма взаимодействия государства с профессиональным сообществом в сфере охраны труда предопределяют широкое использование принципа саморегулирования и саморегулирующихся организаций.
Привлекательность использования саморегулирующихся организаций определяется целым рядом факторов. Прежде всего, это видимая экономия бюджетных средств, поскольку саморегулирующиеся организации могли бы взять на себя целый ряд функций, дополняющих функции государства. Во-вторых, это уменьшение бюрократизации с одновременным сохранением регулирующих функций. В-третьих, это развитие еще одного важного элемента гражданского общества. В-четвертых, это рост ответственности и осознанности действий добровольно объединяющихся субъектов права.
Подчеркнем, что саморегулирующиеся организации могут лишь дополнять функции государственных полномочных органов по регулированию рынка услуг в сфере охраны труда. Реально решить проблемы, связанные с единством и системностью законодательных, технологических и организационных вопросов, в полной мере, на наш взгляд, возможно только в рамках федеральных структур и единой системы государственного регулирования.
Организационно-правовые формы, структура и даже название саморегулирующейся организации в сфере охраны труда, объединяющей те или иные (либо практически все) направления деятельности РЦОТ, могут быть различны.
В силу своей гибкости саморегулирующиеся организации в сфере охраны труда могли бы внести посильный вклад в объединение и унификацию используемых технических средств, форм документов, программного обеспечения, методов преподавания и т.п. в сфере охраны труда. Пока этого не происходит. Кроме того, все это помогло бы в решении проблемы качества выполнения работ, объединения и консолидации информации о сфере охраны труда, имеющейся у отдельных РЦОТ, расширения качественных услуг для предприятий и организаций, поскольку такие саморегулирующие организации могут и должны заниматься созданием согласованных со всеми членами сообщества и добровольно выполняемых ими правил и норм поведения на рынке и оказанием тех или иных услуг».
Прошло 10 лет и сейчас мы стоим на пороге реализации многих этих мероприятий.
Обратимся к опыту Американского общества инженеров по безопасности (ASSE), основанного в 1911 году. Оно является старейшим в мире обществом профессионалов по безопасности и развивает опыт, лидерство и приверженность к идеям безопасности ее членов путем предоставления им возможностей профессионального развития и поддержки. Также оно устанавливает общественные стандарты охраны труда и кодексы этики в данной сфере.
Фактически ASSE это международная ассоциация профессионалов по охране труда, объединяющая более чем 35 000 членов по всему миру. Общество является защитником интересов специалистов по безопасности посредством активных действий по вопросам государственного значения на федеральном уровне и уровне штатов, и взаимодействия своих членов с ключевыми федеральными органами по безопасности и гигиене труда.
Члены ASSE призваны создавать более безопасные условия труда, предотвращая число смертельных случаев, травм и заболеваний на производстве. Члены ASSE имеют прямой доступ к более чем 35000 специалистам по безопасности посредством многочисленных отделений, региональных офисов, филиалов, студенческих секций и т.п. по всему миру. Пользователи также имеют возможность принять участие в работе многочисленных «групп по интересам». Созданная сеть позволяет членам ASSE поделиться своими знаниями и обменяться передовым опытом с другими экспертами. ASSE проводит активную работу по повышению квалификации специалистов. Программы включают в себя вебинары, подготовку к сертификации и профессиональные конференции по развитию.
Кроме того ASSE публикует ведущие журналы, технические и управленческие публикации, блоги и электронные бюллетени. Тем самым члены ASSE имеют доступ к обновлениям и пониманию передовых тем и вопросов, с которыми сталкивается профессионал по безопасности.
Более того, работодатели, ищущие себе специалистов по безопасности, могут узнать кандидатуры тысяч специалистов посредством Центра ASSE - размещают свое резюме.
Вот и нам надо стремиться к такому же положению.
Замечу, что одним из важнейших компонентов координации и саморегулирования деятельности отдельных субъектов права, оказывающих услуги по охране труда, которым может заниматься такая саморегулируемая организация в сфере охраны труда как НАЦОТ, является координация и регулирование деятельности в области подготовки и издания учебной и учебно-методической литературы по охране труда.
Известно, что важнейшим компонентом любого обучения является учебная и учебно-методическая литература. Для качественной разработки и издания такой литературы в системе государственного управления образованием давно предусмотрены соответствующие структуры – так называемые учебно-методические объединения (УМО) и налажена их работа.
Однако такие УМО действуют лишь в высших учебных заведениях России, а их деятельность практически не распространяется на сферу дополнительного профессионального образования. Сегодня в продолжение работы, которая велась в 2003-2008 гг. назрела необходимость упорядочить разработку учебной литературы (особенно раздаваемой отдельным категориям обучаемых) и ее официальную рекомендацию для обучающих организаций и центров.
Еще одна крупная проблема - это проблема компетентности персонала. Сегодня НАЦОТ имеет свою (не имеющую аналогов в России) систему добровольной сертификации специалистов по охране труда. Разработанная нами и принятая НАЦОТ система критериев сертификации специалистов построена чисто на российской базе, но устроена так, что позволяет использовать критерии сертификации (Европейский менеджер по охране труда), выработанные ENSHPO (Европейская сеть организаций специалистов по обеспечению безопасности), и вести ДОПОЛНИТЕЛЬНО сертификацию по МЕЖДУНАРОДНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. Хотя с 2008 года НАЦОТ является членом INSHPO (Международная сеть организаций специалистов по обеспечению безопасности), для проведения международной сертификации необходимо конкретное решение множества вопросов с ENSHPO (Европейская сеть организаций специалистов по обеспечению безопасности).
Можно привести и другие примеры – дело начато, но еще не закончено… Успешного конца этого дела мы и ждем в дальнейшем от деятельности НАЦОТ.
Делается много, но сделано может быть больше…Шагов таких много, всех и не перечислишь, да и смысла в этом перечислении нет… Все давно известно, надо только делать… И делать с умом… С выгодой для всех!.. А кому делать? – И это хорошо всем известно… Всем членам НАЦОТ, всем поддерживающих ее, всем членам руководства НАЦОТ, в первую очередь, …