С. Н. Яшин, Д. А. Суханов Эволюция системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3, 2019

УДК 658.5

Эволюция системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний в Российской Федерации

С. Н. Яшин,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

E - mail : jashinsn @ yandex . ru

Д.А. Суханов,

преподаватель НОЧУ ДПО «Биота – Плюс» Н. Новгород

В статье отмечается, что в современных условиях развитие эффективной системы обязательного социального страхования является важной задачей государственной политики в сфере социальной защиты населения. Рассмотрена эволюция системы социального страхования в РФ с начала прошлого века до настоящего времени. Сделан вывод о том, что необходимо дальнейшее ее совершенствование, и рассмотрены основные направления развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве .

Ключевые слова: Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, Фонд социального страхования РФ, страховые взносы.

The evolution of the system of social insurance against industrial accidents and occupational diseases in the Russian Federation

S. N. Yashin

Dr. of Sci. (Econ.), Professor, Head of the Department

of Management and Public Administration, N. Novgorod Lobachevsky State University

D. A. Sukhanov

Lecturer, Private educational institution of additional vocational training “BIOTA-Plus”

Annotation

The evolution of the social insurance system in the Russian Federation from the beginning of the last century to the present is considered. It is concluded that its further improvement is necessary, and the main directions of the development of mandatory social insurance against industrial accidents are considered.

Keywords: compulsory social insurance against industrial accidents, the Social Insurance Fund of the Russian Federation, insurance premiums

Первые формы социального страхования появились в первой половине 19 века в Германии в виде добровольного страхования («дружеские общества», «рабочие клубы», «общества взаимопомощи», «компаньонажи» и др.) 1 . Далее принимались законы об условно обязательном (обязательном для данной местности, данного предприятия), затем обязательном для рабочих отдельных наиболее опасных отраслей промышленности (например, горнозаводских рабочих) и, наконец, обязательного страхования в общегосударственном масштабе. Первые законы о государственном страховании рабочих были приняты в Германии в конце прошлого столетия: 6 июля 1884 года – о страховании от несчастных случаев на производстве. Действие закона распространялось на промышленность в целом. Устанавливались единые правовые нормы, регулировавшие отношения по страхованию и действовавшие на территории всей страны. Принцип обязательности страхования стал реальностью, хотя на той стадии только работник платил взносы.

В России первый законопроект по социальному страхованию был принят 2 июня 1903 года – Законопроект об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими, который охватывал только рабочих, занятых на фабрично-заводских, горных и горнозаводских предприятиях. В 1912 году был принят закон о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев на производстве. Пособия по болезни выдавались через больничные кассы за счет взносов работодателя и работников, пособия по несчастным случаям на производстве – через страховые товарищества за счет взносов работодателей. В декабре 1917 года ВЦИК принял Положение о страховании на случай болезни. Это Положение предусматривало расширение больничных касс, формирование доходной части бюджета касс только за счет обязательных страховых взносов предпринимателей, а с 1931 года, после принятия постановления ЦИК и СНК СССР «О социальном страховании», устанавливаются дифференцированные нормы пособий в зависимости от общего и непрерывного стажа работы, членства в профсоюзах, появляются отраслевые кассы социального страхования. С 1957 года вводится жесткая структура утверждения бюджетов социального страхования и контроля за их исполнением профсоюзными органами. Фактически с конца 50-х годов до 1992 года система управления социальным страхованием оставалась неизменной.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года №600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» с 1 января 1991 года образован Фонд социального страхования РСФСР. Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 года №101 «О фонде социального страхования Российской федерации» утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской федерации, которое четко определило ныне действующую структуру управления средствами социального страхования, источники формирования средств и направление их использования, определила права и обязанности страхователя и страховщика, установила систему контроля за деятельностью исполнительных органов Фонда.

Дело в том, что при переходе к рынку профсоюзы не могли больше заниматься социальным страхованием. Этому есть несколько объяснений.

Социальное страхование является государственной функцией, выполняя ее, профсоюзы фактически были подотчетны государственным органам, что было реально при социализме и невозможно в демократическом обществе с рыночной экономикой и несовместимо с независимостью профсоюзов в их деятельности по защите интересов трудящихся. Кроме того, при наличии множественности профцентров в стране на одном предприятии существует подчас несколько профсоюзных организаций, каждая из которых могла бы претендовать на создание своей комиссии по осуществлению и контролю социального страхования. Это привело бы к дублированию и разобщению, развалу единой, работающей системы.

С учетом всего этого управление государственным социальным страхованием в РФ возложено на Правительство, но при участии общероссийских объединенных профсоюзов. Правительство осуществляет управление через Фонд социального страхования и его исполнительные органы на местах.

12 февраля 1994 года Постановлением Правительства РФ №101 “О Фонде социального страхования РФ” было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, которое четко определило нынедействующую структуру управления средствами социального страхования, источники формирования средств и направления их использования, определило права и обязанности страхователя и страховщика, установило систему контроля за деятельностью исполнительных органов Фонда.

Фонд социального страхования является внебюджетным - самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства Фонда находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджетов РФ, субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат и поэтому не могут быть использованы государством в соответствии с принципом государственной целесообразности. Это позволяет осуществлять страховые выплаты за счет средств Фонда в срок и в полном объеме, ибо только это позволяет выполнять социальные гарантии перед пострадавшими.

Сегодня в России впервые (если не считать незначительный период с 1912 по 1917 год) сформирован механизм социального страхования от несчастных случаев на производстве. Создаваемый механизм основывается на существующей и успешно работающей системе социального страхования, позитивном западном опыте с учетом российских традиций и ментальности и соответствует требованиям текущих социально-экономических условий.

Обычно по всем видам социального страхования кроме страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страховые взносы и работодатели и работники должны вносить в одинаковой мере. Страхование от несчастных случаев полностью возлагается на работодателя. Такое положение закреплено в Конвенции Международной организации труда 1952 года №102. Если рассмотреть положение дел в этом направлении в современной России, можно сделать следующие выводы:

  • работники фактически не участвуют в формировании страховых фондов. Это связано с тем, что уровень реальной оплаты труда настолько низок, что введение страховых взносов с личных заработков отбросит значительную часть населения за черту бедности;
  • участие государства в финансировании социального страхования предусмотрено законами (социальные пенсии, финансирование дополнительных пособий участникам аварий на атомных объектах и т.д.).

Уровень производственного травматизма в значительной мере колеблется в зависимости от профессии, однако при относительно стабильной профессиональной структуре общие затраты на выплату пособий значительно колебаться не будут. Здесь особое влияние оказывает производственная среда. В разных странах наблюдается различный уровень частоты случаев травматизма и сложности получаемых травм, причем это зависит от отрасли промышленности и применения опасных материалов, технологических процессов и механизмов, а также от отношения на местах к охране труда, от качества медицинского обслуживания и строгости профессионального медицинского контроля. Поэтому здесь используют систему ежегодной оценки и установления тарифов.

Хотя социальное страхование от несчастных случаев на производстве появилось самым первым их всех видов социального страхования, в России система данного вида страхования до 2000 года полностью отсутствовала, однако его необходимость уже в начале 90-х годов ХХ века стала очевидной и о создании соответствующей законодательной базы велась активная полемика в научных кругах.

Существуют целый ряд причин, заставивших рассматривать введение этого вида социального страхования как приоритетного. Основные причины изложены ниже.

Во-первых, уровень производственного травматизма в некоторых отраслях имеет еще очень высокое значение. Так, по данным Госкомстата за 2018 год число пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, в расчете на 1000 работающих, составило: в угольной промышленности – 29 человек, в с/х – 15 человек, в деревообрабатывающей промышленности 10,2 человека, в топливной 12,5 человека и т.д. при среднем показателе 6 человек по всем отраслям экономики.

До вступления в силу Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ возмещение ущерба пострадавшему производилось работодателем. Такая практика индивидуального возмещения вреда заранее ставила работника в невыгодные условия. Особенно на частных предприятиях, где работодатель рассматривает охрану труда как нечто непродуктивное, пострадавшим порой просто было невозможно защитить свои интересы. В условиях низкой дееспособности современных российских профсоюзов, которые должны осуществлять защиту прав работника на безопасные условия труда и социально-приемлемое возмещение ущерба при потере трудоспособности, такая защита стала фактически нереальной. Решение этой проблемы лежит в практике перехода от индивидуального возмещения ущерба при получении производственного увечья к системе страхования этих рисков.

Во-вторых, в условиях низких темпов роста экономики страны происходит большое количество банкротств, ликвидаций и реорганизаций предприятий. Особые сложности возникают с обеспечением права на социальную защиту пострадавших на таких предприятиях. И хотя Гражданский Кодекс РФ (ст.64) предусматривает капитализацию средств на покрытие ущерба, причиненного здоровью работников, в качестве первоочередных мер, однако на практике значительное количество предприятий ликвидировалось без правопреемников, а имущество и средства, имеющиеся у таких предприятий, часто были не в состоянии в полном объеме обеспечить долгосрочную выплату пострадавшим лицам. Так же не был законодательно урегулирован вопрос определения органа-получателя капитализированных средств для дальнейшей выплаты компенсаций. Все это, плюс низкая заинтересованность в улучшении условий труда на предприятиях и рост уровня производственного травматизма, привело к обоснованной необходимости незамедлительного введения социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В-третьих, действие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» нацелено на население, его материальную защиту в случае потери трудоспособности. Лишь введение нового закона, передающего все полномочия на ведение социальной защиты от несчастного случая одной специализированной организации – Фонду социального страхования РФ, положило конец существовавшим нарушениям.

В-четвертых, Закон предусматривает возможность экономической заинтересованности страхователей в развитии системы промышленной безопасности и охраны труда. В соответствии с принципом солидарной ответственности, на основании которого осуществляется построение тарифной ставки для обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, общеотраслевой страховой тариф, зависящий от уровня профессионального риска в отрасли в целом, зависит в первую очередь от реального уровня профессионального риска в отрасли и в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ за счет скидок и надбавок может варьироваться для каждого конкретного предприятия отрасли в зависимости от индивидуального уровня риска, то есть страховой платеж в натуральном выражении с введением скидок и надбавок будет максимально приближен к соответствующим выплатам, производимым предприятиям до вступления в силу закона. Кроме того, осуществляя ежемесячные перечисления в Фонд социального страхования, предприятие фактически передает ему и материальную ответственность за вред, причиненный застрахованным работникам в результате происшедших несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Для предприятия выплаты, имеющие рисковую природу заменяются статичными начислениями на фонд оплаты труда, что позволяет легко прогнозировать затраты, связанные с производственным травматизмом и профзаболеваемостью, при планировании себестоимости продукции, деятельности предприятия, при анализе и выборе инвестиционных проектов. Страховые взносы, как и прочие начисления на фонд оплаты труда, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), в отличие от компенсационных выплат в возмещение вреда, осуществляемых предприятиями до вступления в силу Закона, которые осуществлялись из прибыли. Отнесение этих затрат на себестоимость выгодно как для предприятий, так и для их работников, т.к. предприятиям не будет выгодно скрывать реальный уровень травматизма и профзаболеваемости, поскольку, в конце концов, не они будут осуществлять эти выплаты.

При отсутствии социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний многим пострадавшим приходилось отстаивать свое право на возмещение причиненного ущерба через судебные органы, что было связано с потерей времени и моральным дискомфортом для пострадавших и судебными издержками и возмещением морального вреда (выплачиваемыми из прибыли) для предприятия. Введение в действие закона избавляет предприятие от этих затрат. Кроме того, передача функции по осуществлению материальной защиты пострадавших на производстве, их лечение, реабилитацию, учет и т.д., предприятия могут сократить затраты на содержание аппарата, занимавшегося этим ранее.


Литература:

  1. Тулисов М.П. Социальное обеспечение в СССР и буржуазных государствах. - М.: Юрид. лит., 1984.- 127с.
  2. Яшин С.Н., Крюкова Т.М., Мурашова Н.А. Основы страховой деятельности: учебное пособие. М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Нижегородский гос. технический ун-т им. Р. Е. Алексеева. Н.Новгород, 2012.
  3. Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы: Монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. – 660 с.
  4. E.P. Garina , V.P. Kuznetsov , A.O. Egorova , A.P. Garin , S.N. Yashin Formation of the System of Business Processes at Machine Building Enterprises// European Research Studies Journal (ERSJ). VOL. XIX, ISSUE (2) SPECIAL ISSUE, 2016, с.55-63.
  5. Яшин С.Н., Тихонов С.В. Современный подход к определению структуры инновационного потенциала предприятия// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - Волгоград, 2015, февраль № 1(30), с.14-18.
  6. Яшин С.Н., Солдатова Ю.С. Совершенствование и практическая апробация методики оценки экономического состояния и уровня инновационного развития предприятия// Финансы и кредит - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2013, № 12(540), с.39.