Е. В. Алекина, Л. В. Сорокина, А. В. Сорокин Теоретические предпосылки к обучению работающих на предприятии безопасной деятельности

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №3, 2019

УДК 614.8

Теоретические предпосылки к обучению работающих на предприятии безопасной деятельности

Е.В. Алекина, доцент

E-mail:alekina-samgtu@mail.ru

Л.В. Сорокина, доцент

А.В. Сорокин, аспирант

кафедра Безопасность жизнедеятельности

Самарский государственный технический университет

Разработан алгоритм поведения работающих во внештатных ситуациях. Сформулированы основные требования к программам обучения. Создана структура системы подготовки и модель ее формирования. Эти исследования сделали возможным построить концептуальную модель системы подготовки персонала к безопасной деятельности.

Ключевые слова: обучение, безопасность, теория, метод, способ, модель, структуры, управление, концепция.

Theoretical prerequisites for training employees working in an enterprise in safe operations

E.V. Alekina,

Associate Professor, Candidate of Sci. (Chem.)

L.V. Sorokina,

Associate Professor, Candidate of Sci. (Pedagogy)

A. V. Sorokin,

Graduate student

Department “Life Safety”, Samara State Technical University

Annotation

An algorithm has been developed for the behavior of workers in emergency situations. The basic requirements for training programs are formulated. The structure of the training system and the model of its formation have been created. These studies made it possible to build a conceptual model of a system for preparing personnel for safe operations.

Keywords: training, safety, theory, method, method, model, structure, management, concept.

Обучение персонала безопасному выполнению проведения работ является одним из основных направлений предупреждения происшествий за счет более полного учета человеческого фактора. Его цель в психофизиологическом смысле состоит в изменении поведения людей, а в идеале – выработки у них новых или коррекция имеющихся рефлексов на нештатные ситуации, связанные с возникновением предпосылок к происшествиям [1].

Реальная возможность обучения человека безопасному поведению обусловлена тем, что его действия не всегда инстинктивны и часто нуждаются в интеллектуальной и психофизиологической подготовке, а также времени на их осуществление. В стандартных ситуациях оптимальны бессознательные, автоматические действия человека, а в случае внештатных - включается интеллектуальное программирование для определения цели и плана действий, технологии его реализации[2].

Алгоритм поведения работающих во внештатных ситуациях и при отсутствии у них готовых решений изображен в виде логической схемы на рисунке 1.

Подготовку работающих к действиям во внештатных ситуациях осуществляется в соответствии с основными требованиями программ обучения: чему, как и какими средствами осуществлять подготовку персонала[3].

Ответ на первый из поставленных вопросов может быть получен в результате анализа процесса возникновения предпосылок и развития причинной цепи происшествий. Основное внимание должно быть уделено практической отработке способов безошибочных и современных действий по ликвидации возникших аварийных ситуаций, как дающих наибольший эффект, а также устранению порождающих их отказов техники и ошибок людей. В ходе предшествующего теоретического обучения работающие должны быть обучены способами прогнозирования таких ситуаций и основным методам их предупреждения.

Обоснование ответа на второй и третий вопросы – о том, как готовить и каким образом, т.е. о наиболее рациональных формах теоретического и практического обучения работающих предупреждению происшествий и снижению ущерба от них целесообразно проводить с учетом следующих соображений. Отличительной особенностью этой формы обучения является не возможность натурного воспроизведения происшествий. Поэтому предпочтительным выходом является использование традиционных методов обучения параллельно с использованием тренажеров.

При этом необходимо изучать:

  • Назначение, содержание и последовательность выполнения профилактических мероприятий
  • Стремиться обеспечивать у обучаемых мысленную проработку предстоящих операций, полную адекватность моделируемых и реальных условий
  • Разнообразить варианты решаемых задач
  • Осуществлять отработку вопросов в порядке возрастания их сложности
  • Повышать внимание к наиболее ответственным элементам программы
  • Добиваться повышения устойчивых навыков в нестандартных ситуациях
  • Учитывать индивидуальные особенности обучаемых

Совокупность решаемых при подготовке задач отражена графически в виде структуры, определяющей последовательность взаимосвязанным понятии, за которыми стоят соответствующие действия и процедуры (рис. 2).

Формируемая на основе структуры система подготовки строится в следующей последовательности [4]:

- разработка модели системы обучения и изучение ее динамики;

- выделение элементов системы и установление их взаимодействия;

- анализ назначения системы и выработка допущений и ограничений;

- формирование принципов управления системой;

- определение состава элементов управлений, ресурсов и ограничений;

- выбор совокупности критериев оценки и управления и их ранжирование посредством использования системы предпочтений;

-назначение цели как требуемого конечного состояния;

-выработка концепции и алгоритма оптимального управления.

Модель формирования системы в соответствии со структурой, приведена на рисунке 3.

Формирование модели происходит в три этапа:

- анализа модели. Действия, составляющие этап, направлены на изучение системы и заканчиваются получением концептуальной модели. Ее основным содержанием является представление системы в виде совокупности элементов (декомпозиции), последовательное обследование каждого и связей между ними.

- синтез модели. Он состоит в получении моделей отдельных элементов, формализации их связей и в последовательном переходе от элементов к целостной модели. Этот этап может завершаться созданием математической модели системы, которая позволяет использовать количественные методы анализа. Для плохо формализуемых систем можно довольствоваться наличием лишь строгого описания фрагментов системы (концептуальной моделью), тогда часть системы будет охарактеризована вербально, на естественном языке. Однако исследование такого симбиоза формализма с вербальностью представляет далеко не тривиальную задачу.

- проверка адекватности модели. Эта процедура сопутствует всем этапам ее построения. Задача заключается в удовлетворении требований по обеспечению адекватности модели требованиям нормативных документов.

Концептуальная модель предполагает наличие элементов управления и установление связей между ними. Ее схема приведена на рисунке 4.

Критерием для формирования блока целей является четкое представление о результатах обучения, которые предстоит выполнить любой педагогической системе. Для правильной постановки целей подготовки важно проанализировать те условия, в которых будет находиться специалист после подготовки, к которым он должен быть профессионально готов.

Диагностичное задание целей соблюдается если выполняются следующие требования:

- используемые исходные понятия точно определены;

- проявления и факты, обозначаемые понятием, обладают категорией меры, то есть их величина поддается прямому или косвенному измерению;

- результаты измерения могут быть соотнесены с определенной шкалой, то есть соответственно оцениваться.

Задачи проектирования технологии подготовки формулируются следующим образом:

1. Постановка диагностических целей подготовки;

2. Планирование последовательности технологических операций учебного процесса;

3. Разработка критериев оценки качества подготовки;

4. Управление познавательной деятельностью через определенные регулируемые параметры.

Из этого определения можно выделить наиболее существенные признаки и характеристики технологии подготовки [5]:

- разрабатывается под конкретный педагогический замысел, который опирается на методологические, дидактические, психологические, философские основы;

- цепочка составляющих ее действий, операций и связей реализуется в полном соответствии с принятыми целевыми установками и конкретными ожидаемыми результатами;

- разрабатывается и реализуется как решение многокритериальной задачи с получением максимальных планируемых результатов при минимуме затрачиваемых на эти средства;

- планируются с учетом того, что она может обеспечить достижение у персонала теоретических и практических знаний и умений по обеспечению безопасности труда.

Литература

  1. Нойман И., Тимке К.П. Организация труда. Психофизиологические проблемы контроля и управления - М.: Экономика, 1975. – 104 с.
  2. Основы инженерной психологии. Учеб. Пособие / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высшая школа, 1977. 335 с.
  3. Зараковский Г.М. Анализ деятельности: психофизиологическая структура трудовой деятельности и методы ее выявления. // Физиология трудовой деятельности. Гл. 16. - СПб.: Наука, 1993. - С. 467-492.
  4. Детина С.А. Надежность оперативного персонала при осуществлении оперативных переключений: дис. канд. тех. наук. Сам гос. университет, Челябинск, 2013.
  5. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. – М.:, 1983. – С 1 73-189.