Учить всегда!
Высшее образование без курса по безопасности труда?
Е. Б.Сугак,
Доцент, канд. техн. наук, профессор Московского государственного строительного университета, заместитель заведующего кафедрой Технического регулирования
Строительная отрасль, как известно, относится к числу наиболее травмоопасных сфер производственной деятельности. Повышенная опасность строительного производства должна сопровождаться адекватными ответными действиями на сложившуюся ситуацию со стороны государства и общества. В том числе со стороны образовательных учреждений разного уровня, готовящих кадры для данной отрасли. Учебные программы курсов, содержащих вопросы безопасности труда, следует ориентировать на разные категории обучающихся: для профессионально-технических училищ акцент делается на безопасное выполнение рабочих операций в соответствии с инструкциями, для колледжей и техникумов – на исполнение нормативных документов по безопасности технологических процессов в строительстве. Главной задачей высших учебных заведений, по нашему мнению, является формирование у студентов - будущих специалистов - современной культуры безопасности труда, новой философии управления производственной деятельности, основанной на безусловном приоритете вопросов безопасности, на познании современной модели охраны труда, разработанной американским специалистом Г.-У.Гейнрихом и успешно реализуемой развитыми странами последние 40 лет [ 1 ].
В нашей стране на сегодня приняты ряд законодательных и нормативных актов, ратифицированы некоторые конвенции Международной организации труда, которые создают правовую базу для перехода на современную систему управления охраной труда, основанную на выявлении и управлении профессиональными рисками. Заседание Правительства России 27 октября 2011 года, посвященное проблемам безопасности труда, выступление на нем председателя Правительства Путина В.В. и министра Голиковой Т.А., принятые на нем решения должны придать процессу реформирования дополнительное ускорение.
К сожалению, пакет правильных и современных по идеологии законодательных и нормативных документов не приносит позитивных результатов. Главная причина состоит в том, что специалисты и руководители предприятий, работники исполнительной и законодательной власти в большинстве своем не знают, как реализовать правильные решения по реформированию трудоохранной деятельности, хотя чувствуется озабоченность сложившейся ситуацией и стремление её исправить. Наблюдается громадный дефицит информационно-методического обеспечения той деятельности, которая позволит создать и на предприятии, и в государстве, и в общественных организациях современную систему охраны труда. В значительной степени успех процессу реформирования должна оказать грамотная учебная программа по современной модели охраны труда для студентов высших учебных заведениях, которая поможет устранить ряд устойчивых заблуждений в головах специалистов-практиков и руководителей производственных коллективов.
Заблуждение 1. Несчастные случаи происходят из-за нарушения правил техники безопасности, в которых чаще всего виновен сам пострадавший. Современная трактовка другая: несчастные случаи в подавляющем большинстве происходят по объективным причинам, вследствие проявления опасностей и вредностей производственной среды. Следовательно, надо повышать безопасность техники и технологии, создавать объективный фактор безопасности. И первым шагом в этом направлении является аттестация рабочих мест по условиям труда.
Заблуждение 2. Существуют трудности с реализацией мероприятий по улучшению производственной среды. На самом деле технических трудностей не существует, уровень современной техники таков, что можно решить задачу любой сложности. Сложности возникают у работодателя с принятием решения по финансированию мероприятий по охране труда. Поэтому, главная фигура в этом процессе – работодатель, в первую очередь ему следует помогать формировать философию современной безопасности труда.
Заблуждение 3. Использование средств индивидуальной защиты являются эффективными мерами повышения безопасностями. На самом деле наоборот – самыми неэффективными. Они не уменьшают опасности, но ухудшают удобство работы, провоцируют работника к изъятию этих средств, снижают производительность и качество работы.
Существуют на практике и другие устойчивые заблуждения, мешающие внедрению современной систем охраны труда.
К сожалению, использование новых учебных программ по безопасности труда препятствует позиция Минобрнауки. Уже более 10 лет в учебных планах высшего профессионального образования отсутствует дисциплина «Охрана труда». Вместо нее по настоянию Министерства по чрезвычайным ситуациям в образовательные стандарты включена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», состоящая из курсов Гражданской обороны, Защиты окружающей среды и Охраны труда. При этом трудоемкость новой дисциплины не изменилась, как и прежде она составила один учебный семестр. Последняя Примерная программа дисциплины БЖД, рекомендованная Минобрнауки в 2010 году, вообще не содержит термина «охрана труда», а тематика безопасности труда урезана до минимума. На полемику по этому вопросу в средствах массовой информации [2, 3] Научно-методический Совет по БЖД озвучил позицию Минобрнауки, подтвердив неизменность принятых ранее решений.. Пассивно относилось к этой проблеме Минздравсоцразвитие, может новое Министерство труда и социальной защиты попытается пролобировать возврат дисциплины «Охрана труда» в вузовскую программу? Иначе будущие выпускники по Стандарту высшего образования 3—его поколения придут на производство с багажом старых знаний и умений, устаревших представлениях о методах и средствах обеспечения безопасности труда.
Литература:
1.Сугак Е.Б. Общие вопросы охраны труда: инновационные решения; учеб. пособие. М., АСВ, 2009
2.Сугак Е.Б. Оставлять или реформировать? Охрана труда и социальное страхование. №11, 2010, с.41-45.
3. Сугак Е.Б. Опасная беспечность с безопасностью. Охрана труда и техника безопасности в строительстве. №3, 2011, с. 15-18