Трудоустройство инвалидов: о необходимости совершенствования системы аттестации и сертификации рабочих мест.
Сергей Николаевич Кавокин,
Академик РАЕН, доктор социологических наук, профессор, Генеральный директор Центра социального проектирования РАЕН
В настоящее время все более остро встает вопрос о решении проблем занятости и трудоустройства инвалидов. Невозможно и дальше не обращать внимание на то, что России давно отстала от развитых стран в интеграции инвалидов в общество, в том числе и в обеспечении им равных возможностей на труд, как это требует принятая ООН в 2006 году и ратифицированная Российской Федерацией в 2012 году Конвенция о правах инвалидов. Все это потребовало вмешательства в решение данной проблемы высшего руководства страны, в том числе создания в 2009 г. при Президенте России Совета по делам инвалидов. На первом заседании данного Совета в апреле 2009 г. большое внимание уделялось решению проблем трудоустройства инвалидов. В выступлении Президента РФ Д.А. Медведева отмечалось: «Сегодня более чем актуальны проблемы, связанные с образованием и трудоустройством людей с ограниченными возможностями, инвалидов».
Не вызывает сомнений значение трудоустройства инвалидов для самих инвалидов и их семей, так как с одной стороны, получаемая инвалидом заработная плата является серьезным дополнением семейного бюджета, а с другой - способствует их интеграции в общество. Но до последнего времени совершенно не учитывалась та экономическая составляющая данного процесса, которая важна для государства и общества. Принимая решения касающиеся трудоустройства инвалидов, многие руководители не учитывают, что трудоустроенный инвалид переходит из статуса иждивенца в статус налогоплательщика, причем выплачиваемые инвалидами и их работодателями налоги на много перекрывают объемы выплачиваемых им пенсий. Данные бывшего Министерства здравоохранения и социального развития позволяют сделать вывод о том, что в трудоустройстве в России в настоящее время нуждаются от 5,8 до 6,3 миллионов инвалидов. При решении проблемы их трудоустройства бюджеты различного уровня получили бы дополнительно в виде налогов от 496 до 530 миллиардов рублей в год, что превышает затраты бюджетов на выплату им пенсии на сумму от 306 до 327 миллиардов рублей в год.
Проведенные исследования показывают, что трудоустройству инвалидов в России в настоящее время препятствует ряд проблем, среди которых не последнее место занимает отсутствие внятных характеристик профессий и рабочих мест предназначенных для трудоустройства инвалидов, т.е. характеристик содержания и условий труда, которые должны учитываться при трудоустройстве лиц имеющих те или иные функциональные нарушения.
Решить эту и некоторые другие проблемы без совершенствования системы аттестации и сертификации рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов невозможно. Необходимо проводить адекватную профессиональную ориентацию данной категории населения, а инвалиды не могут получить конкретные трудовые рекомендации, а не те, которые они получают сегодня, и которые бывший Президент России Д.А. Медведев назвал: "тупыми и кондовыми формулировками советского периода, отражающими представление об инвалидах ещё того государства, да и то 50–70-летней давности".
До настоящего времени аттестация рабочих мест, задачей которой является оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, совершенно не учитывает те требования к рабочим местам, которые надо знать при трудоустройстве инвалидов. При этом надо понимать, что вредные и (или) опасные производственных факторы, которые выявляются при проведении аттестации являются таковыми не только для работников без функциональных нарушений, но и для инвалидов. Однако для последних к вредным и (или) опасным производственных факторы относятся и те, которые для остальных работников таковыми не являются, а значит и не учитываются при проведении аттестации и сертификации рабочих мест. Именно поэтому существующая в настоящее система аттестации и сертификации нуждается в совершенствовании. Без этого решение вопроса определения доступности рабочих мест для трудоустройства инвалидов затруднено, а порой даже не возможно.
Это обусловлено тем, что определение конкретного вида труда, доступного инвалиду по состоянию здоровья, не может быть осуществлено без разработки системы показателей рабочего места, сопряженных с характеристиками, полученными при оценке функциональных систем организма. Поэтому рабочее место в каждом конкретном случае должно оцениваться с точки зрения тех параметров, по которым определяются требования, предъявляемые этой работой к здоровью и функциям организма в процессе трудовой деятельности. Такая оценка дает полное представление о психофизиологических и санитарно-гигиенических показателях, характеризующих содержание и условия труда на этом рабочем месте.
Для решения этой задачи группой специалистов Научно - практического центра инновационных социальных программ РАЕН была создана система экспертной оценки потенциальных профессиональных возможностей лиц с ограниченной по состоянию здоровья трудоспособностью, которая, учитывая характер и степень нарушенных функций организма, позволяет определить в каждом конкретном случае доступные для инвалида профессии, а также доступные виды и условия труда. Проведенные исследования показали, что при проведении аттестации необходимо дополнительно учитывать 20 параметров содержания и 16 параметров условий труда, которые могут быть опасными и (или) вредными для инвалидов, но не являются таковыми для остальных работников.
Разработанная система включена нами в электронный Профессиографический справочник, содержащий совокупность профессиограмм, данные для которых должны быть получены, в том числе и в результате проведения аттестации и сертификации рабочих мест с учетом дополнительных, значимых для инвалидов, параметров. Внедрение данной системы позволяет подобрать оптимальный для каждого конкретного инвалида вариант трудоустройства с учетом не только его функциональных возможностей, но и предложений рынка труда, а значит, будет способствовать адекватному трудоустройству инвалидов.