Навстречу интересам социальных партнеров
Б. Г.Збышко,
профессор кафедры государственной службы
и специальных программ Российского
экономического университета им. Г.В.Плеханова
(г.Москва)
Стремительное развитие информационных технологий, глобализация экономических отношений, развитие новых форм занятости и социально-трудовых отношений, производственные риски, угрожающие жизни и здоровью трудящихся, все это обусловливает необходимость дальнейшего и кардинального улучшения условий труда и окружающей среды. Особую актуальность эти вопросы приобретают в России, где продолжаются широкомасштабные преобразования, в том числе и в сфере социально-трудовых отношений, не всегда сопровождающиеся обеспечением комфортных или нормальных условий труда. Особую актуальность рассматриваемый вопрос приобретает в свете развития трудовых ресурсов, сопровождающегося периодически демографическими проблемами и высоким уровнем потерь трудоспособной части населения.
Функции, реализуемые специалистом по охране труда, а также требования к его компетентности должны определять рамки его профессионально-квалификационного уровня и программу профессиональной подготовки. С учетом реформирования отечественной системы профобразования, где предусмотрен переход на бакалавриат и магистратуру) [1, с. 1; 2, с. 1], следовало бы позаботиться о том, чтобы не допустить снижения качества подготовки специалистов по охране труда, а наоборот, максимально устранить накопленные недостатки.
Одним из институтов, направленных на сокращение травматизма и профзаболеваемости на производстве, в том числе и, прежде всего за счет осуществления превентивных мер является система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Именно этим обусловлено появление в конце 19 века (1883 год) в Германии системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая, на иной концептуальной основе функционирует в России [3, с. 1] с 2000 года. Эффективность её функционирования во многом предопределяется качеством подготовки специалистов по охране труда и уровнем их компетентности в процессе решения конкретных вопросов предупреждения травматизма и профессиональной заболеваемости на рабочих местах.
Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и интересами работодателей. Компетентностный подход в большей степени ориентирован на развитие у обучаемых способностей эффективной реализации знаний при выполнении конкретной работы. В компетентностном подходе на первый план выходит действие, операция, соотносящаяся с ситуацией, проблемой, возникшей на конкретном рабочем месте, участке, производстве.
Поэтому права, предоставленные работодателям Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» (№ 307-ФЗ от 1 декабря 2007 года) по участию в формировании программ профессиональной подготовки [4, с. 1] в том числе или в первую очередь специалистов по охране труда должны быть реализованы не только на этапе формирования профессионального стандарта специалиста по охране труда, а и в процессе его подготовки и реализации должностных функций на предприятиях.
В соответствии с предусмотренными указанным законом нормами Правительство Российской Федерации подготавливает и утверждает порядок участия объединений работодателей Российской Федерации в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. В этих целях законом внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 28), Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (статья 24) и в Федеральный закон «Об объединениях работодателей» (статья 13), направленные на обеспечение участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. В числе полномочий, предоставляемых законом объединениям работодателей, прежде всего, необходимо отметить их участие:
- в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах;
- в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, включающей в том числе:
- разработку федеральных государственных образовательных стандартов;
- разработку федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам.
- в формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования;
- в государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования. Технология реализации всех предоставленных законом полномочий объединения работодателей определяется Правительством Российской Федерации.
Профессиональный стандарт специалиста по охране труда должен отвечать интересам социальных партнеров: работников по сохранению жизни и здоровья в процессе труда; работодателей в целях создания комфортных условий для высокопроизводительного труда и минимизации страховых выплат в связи с отсутствием пострадавших, а государства – в развитии трудовых ресурсов и повышении социально-экономической эффективности.
Литература:
1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 03.12.2011) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
2. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
4. Федеральный закон от 01.12.2007 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».