Расчёт вперёд. Анализ инновационных проектов в системе управления промышленной безопасностью предприятий по показателям затрат. С.Н. Яшин, Д.А. Суханов (№ 2, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2017

К.Н. Тодрадзе, д.т.н., профессор

Н.Н. Новиков, д.т.н., профессор, Генеральный директор Национальной ассоциации центров охраны труда E-mail: nacot-nnn@mail.ru

Реферат

В статье рассмотрена Программа сотрудничества между РФ и МОТ на 2017-2020гг., основная цель которой - содействие развитию социально­-трудовых отношений в РФ в направлении достижения и реализации принципов достойного труда путем концентрации усилий в таких областях, как расширение занятости, социальная защита, социальное обеспечение, условия и охрана труда, международные трудовые нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, социальный диалог.

Ключевые слова: Программа сотрудничества, Международная организация труда (МОТ), принципы достойного труда, квалифицированная рабочая сила, стратегия профессиональной подготовки, социальный диалог.

Cooperation between Russia and the International Labor organization

for 2017—2020

K. N. Todradze, Professor, Doctor of Sci. (Tech.)

N. N. Novikov, Professor, Doctor of Sci. (Tech.), CEO of National Association of Labor Protection Centers

Abstract

The program of cooperation between the Russian Federation and the ILO for 2017-2020 is analyzed. Its main goal is to promote the development of social and labor relations in the Russian Federation in such areas as employment expansion, social protection, social secu-rity, labor conditions and safety, international labor standards and fundamental principles and rights at work, social dialogue.

Keywords: Cooperation Program, International Labor Organization (ILO), decent work prin-ciples, skilled workforce, training strategy, social dialogueindicators; mechanisms and eva-luation indicators; effectiveness evaluation; organizational culture; technical-technological solutions; system of interaction.

Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда (МОТ) на 2017-2020 гг. (далее - Программа сотрудничества) основана на национальных приоритетах в социально-трудовой сфере, разработана в процессе консультативного диалога между социальными партнерами - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федерации Независимых Профсоюзов России и Российским союзом промышленников и предпринимателей, с одной стороны, и Группой технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, с другой стороны.

Программа сотрудничества является продолжением предшествующих программ сотрудничества и построена с учетом новых социально-экономических реалий.

Настоящая Программа исходит, с одной стороны, из основных целей и приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в реализации которых равным образом заинтересованы Правительство Российской Федерации, общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, и, с другой стороны, из стратегической концепции МОТ по продвижению достойного труда. Приоритеты Программы и направления сотрудничества полностью отражают неразрывный, взаимозависимый и взаимодополняемый характер стратегических задач МОТ, в соответствии с Декларацией МОТ 2008 года о социальной справедливости в целях справедливой глобализации и перечня особо важных областей.

Программа сотрудничества базируется на членстве Российской Федерации в МОТ и подготовлена с учетом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда о Бюро Международной организации труда в Москве, подписанном 5 сентября 1997 года.

Основная цель Программы - содействие дальнейшему развитию социально­трудовых отношений в Российской Федерации в направлении достижения и реализации принципов достойного труда путем концентрации усилий в таких областях, как расширение занятости, социальная защита, социальное обеспечение, условия и охрана труда, международные трудовые нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, социальный диалог.

Российская Федерация придает большое значение сотрудничеству с МОТ и полностью поддерживает основные программные положения и практические подходы МОТ в сфере повышения качества жизни, определяющие достойный труд как важную цель для действий на национальном уровне.

Новой формой сотрудничества Российской Федерации и МОТ является финансируемое российской стороной партнерство в области применения Стратегии стран Группы двадцати «Квалифицированная рабочая сила - основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного экономического роста». Эта стратегия профессиональной подготовки была разработана МОТ и при финансовой и технической поддержке Российской Федерации будет реализована в ряде стран в целях удовлетворения их потребности в высококвалифицированных кадрах.

Программа создает благоприятные предпосылки для развития субрегионального диалога по важнейшим вопросам социально-трудовых отношений, что совпадает со сферой деятельности Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

I Социально-экономическая ситуация в контексте достойного труда

В условиях замедления роста глобальной экономики, снижения уровня занятости населения и, как следствие, рост безработицы Российская Федерация продолжает принимать активные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, обеспечения его гибкости и сбалансированности, предоставление социальных гарантий и защиту трудовых прав граждан.

По данным Росстата численность экономически активного населения в Российской Федерации в среднем за 2015 г. составила 76,6 млн. человек, при этом численность занятых в экономике достигла 72,3 млн. человек. Уровень занятости населения в 2015 г. достиг 65,3%, что превышает средний уровень занятости развитых стран и стран-членов ЕС (в 2014 году - 64,9 %, по данным Евростата).

Некоторые группы населения являются наименее конкурентоспособными на рынке труда, например, женщины, имеющие малолетних детей, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы), многодетные родители, граждане с ограниченными возможностями, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов. В этой связи требуется постоянное внимание к мерам по их поддержке.

В стране принята и действует Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», основная цель которой - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Важнейшими задачами Программы также являются: удовлетворение спроса на квалифицированную рабочую силу - как за счет внутренних ресурсов, так и за счет внешней трудовой миграции, проведение содержания и структуры профессионального образования в соответствии с потребностями рынка, обеспечение сохранения здоровья работников путем улучшения условий труда.

Несмотря на относительно благополучное положение на рынке труда в целом по России, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, где этот показатель в 1,5 и более раза превышает среднее значение по Российской Федерации. Одна из причин сохранения локализации региональных рынков труда - низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию трудовых ресурсов. При этом традиционными субъектами Российской Федерации с наибольшей численностью въезжающих граждан Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности в рамках внутренней трудовой миграции остаются города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также Московская область. На их долю в общей численности приходится 65,6 % внутренней трудовой миграции по Российской Федерации в целом. В то же время отдельные регионы Российской Федерации испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе, например регионы Дальнего Востока. В связи с чем, на федеральном и региональном уровнях принимаются и реализуются необходимые решения, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов в Российской Федерации, в частности принятие региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в приоритетных регионах с финансовой поддержкой на федеральном уровне. В этой связи представляется целесообразным учитывать положительный международный опыт применения механизмов обоснованной оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.

В то же время вызывают беспокойство некоторые социальные показатели: наличие части населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, а также разрыв денежных доходов населения с наибольшими доходами и наименьшими доходами. Присутствует региональная дифференциация по уровню жизни.

В Российской Федерации большое внимание уделяется мерам по повышению профессионального уровня работников - как фактору роста производительности труда.

Поэтому важно создание современной системы выявления требований работодателей к квалификации работников и применение полученных данных при подготовке кадров. Это позволит снизить издержки работодателей на адаптацию работников, а работникам - более уверенно занимать достойные рабочие места.

С этой целью в 2014 году в стране создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, осуществляющий мониторинг появления новых профессий, изменений в трудовых функциях, разработку и актуализацию профессиональных стандартов, участие в разработке и актуализации государственных стандартов профессионального образования, программ профессионального образования и обучения, организацию деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также независимую оценку квалификации.

На основе всестороннего исследования и опроса организаций разработан и утвержден национальный справочник профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования, включающий в себя 1620 профессий. Разработано свыше 800 профессиональных стандартов при непосредственном участии работодателей, профсоюзов, профессиональных сообществ и других заинтересованных организаций. Разработан проект федерального закона о независимой оценке квалификаций.

Главным приоритетом в сфере занятости населения является создание безопасных условий труда.

За последние годы Россией были предприняты серьезные шаги на пути модернизации национальной системы охраны труда и совершенствованию работы трудовой инспекции. За последние годы Российская Федерация присоединилась к нескольким международным договорам в сфере охраны и безопасности труда: Конвенция 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий (№174), Конвенция 1995 года о безопасности и гигиены труда на шахтах (№ 176), Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№187).

В 2013 - 2014 годах сформирован институт специальной оценки условий труда.

Приняты федеральные законы, которыми введена единая процедура оценки условий труда, позволяющая объективно выявить и оценить условия труда. Обеспечен должный уровень административного и экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда. Обеспечен должный уровень административного и экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда. В зависимости от результатов спецоценки предоставляются гарантии и компенсации работникам за работу во вредных условиях труда (повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени). На законодательном уровне обеспечена дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении работников, занятых во вредных условиях труда, в зависимости от установленного по результатам спецоценки класса условий труда по принципу: «Чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте - тем ниже тариф». Обеспечен должный уровень административного и экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда. Обеспечено снятие избыточных административных барьеров для бизнеса - введена процедура декларирования соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда. При этом, в случае серьезных и систематических нарушений и несоблюдения работодателем требований охраны труда, усилены как административная, так и уголовная ответственность». Следует отметить, что ужесточение ответственности само по себе является административным барьером.

Апробированы системы управления охраной и безопасностью труда и современные системы оценки рисков, имеющие большое значение. Роструд стал инициатором создания Регионального альянса инспекций труда для стран СНГ и Монголии. Этот важнейший форум будет использоваться для поддержки инспекций труда в других странах. Совместно с Международной ассоциацией инспекций труда, Россия становится ведущей страной, поддерживающей развитие инспекций труда в странах региона.

Планируется совершенствование системы социального обеспечения, в которой особое внимание будет уделено повышению эффективности пенсионной системы, которая могла бы гарантировать достойную жизнь в пожилом возрасте.

В 2013-2015 гг. Российской Федерацией был предпринят ряд мер, направленных на модернизацию пенсионной системы. В 2013-2014 гг. были внесены изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на совершенствование системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы, создание системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений, установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ. В настоящее время сделаны шаги по преобразованию системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ, и установлению правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

Охрана материнства - это еще одна тема, которой уделяется особое внимание для решения проблем, связанных с изменившимися демографическими тенденциями, а также различными социально-экономическими факторами, касающимися женщин репродуктивного возраста. Правительство Российской Федерации уже принимает некоторые упреждающие меры, такие как, например, материнский (семейный) капитал, родовой сертификат, назначение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет , предоставление многодетным семьям на безвозмездной основе земельных участков и т.д.

Социальный диалог достаточно эффективно функционирует на национальном уровне в рамках деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и реализации трехсторонних Генеральных соглашений. Последнее Генеральное соглашение заключено на период с 2014 по 2016 гг. Все более очевидной становится необходимость укрепления социального диалога на отраслевом, региональном (областном) и территориальном (муниципальном) уровнях.

Стороны социального партнерства приступили к формированию проекта нового Генерального соглашения на 2017-2019 годы.

Залог эффективного социального диалога - это сильные и компетентные социальные партнеры. В настоящее время усилия объединений профсоюзов и работодателей должны быть направлены на решение стратегических задач, сохранение и расширение своей членской базы. Важнейшей задачей сегодня является укрепление потенциала социальных партнеров и повышение их эффективного взаимодействия с Правительством Российской Федерации в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Не менее важным аспектом укрепления социального диалога в России является создание эффективных механизмов - внесудебного, добровольного, оперативного разрешения трудовых споров.

В сфере международных стандартов и норм, Российская Федерация ратифицировала 73 Конвенции МОТ, включая восемь основополагающих. За время действия предыдущей Программы сотрудничества (2013-2016 гг.) было ратифицировано 6 конвенций: Конвенция 1974 года об оплачиваемых учебных отпусках (№ 140), Конвенция 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (№ 144), Конвенция 1978 года о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (№ 151), Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени (№ 175), Конвенция 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (№ 176), приняты обязательства в отношении статей 11-15 Конвенции 1985 года о статистике труда (№ 160). Планируется продолжить работу по ратификации Конвенций МОТ.

Ill Основные приоритеты и направления сотрудничества

В результате плодотворной работы МОТ и партнеров в рамках предыдущей Программы сотрудничества были достигнуты существенные результаты по ряду ключевых направлений, в том числе: ратификация нескольких конвенций МОТ и продвижение рекомендаций; модернизация законодательной базы в сфере охраны труда, внедрение системы управления охраной труда/или регулирование условий труда, основанной на достоверной оценке условий труда и опасностей на рабочих местах; апробация методик развития навыков предпринимательства на пилотной основе в одном из регионов РФ; содействие занятости молодежи; укрепление потенциала социальных партнеров через проведение обучающих программ, семинаров, круглых столов и многие другие результаты.

В процессе консультаций трехсторонними партнерами были согласованы и сформулированы следующие основные приоритеты сотрудничества Российской Федерацией и МОТ на 2017 - 2020 гг.:

• Расширение возможностей занятости и повышение производительности труда

• Обеспечение безопасных условий труда

• Расширение социальной защиты.

• Продвижение международных трудовых норм, укрепление социального диалога

Сотрудничество в сфере обязательного страхования

1. Расширение возможностей занятости и повышение производительности

труда

Создание условий для формирования эффективно функционирующего рынка труда, снижение напряженности на рынке труда и развитие полной, продуктивной и стабильной занятости населения являются ключевыми задачами государственной политики занятости. Для решения этих задач особое значение приобретает совершенствование профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и обеспечение рынка квалифицированной рабочей силой.

В рамках данной Программы сотрудничества совместные действия трехсторонних партнеров и МОТ будут направлены на достижение следующих основных целей (результатов):

■ создание благоприятной среды для бизнеса, создающего новые и модернизирующего неэффективные рабочие места;

■ расширение возможностей занятости и самозанятости посредством содействия развитию предпринимательства, малых и средних предприятий;

■ развитие профессиональной ориентации, системы квалификаций и на этой основе дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей рынка труда, внедрение современной системы оценки квалификаций;

■ расширение возможностей занятости и самозанятости посредством содействия развитию предпринимательства, малых и средних предприятий;

■ содействие занятости и адаптации молодежи на рынке труда, в том числе в рамках международных проектов, финансируемых бизнесом;

■ внедрение современной системы оценки квалификаций;

■ создание благоприятной среды для бизнеса, создающего новые и модернизирующего неэффективные рабочие места;

■ адаптация молодежи на рынке труда;

■ повышение мобильности рабочей силы;

■ содействие переходу от неформальной занятости к формальной;

■ расширение возможностей занятости и самозанятости посредством содействия развитию предпринимательства, малых и средних предприятий;

■ содействие в оценке потребностей в иностранной рабочей силе и разработка соответствующей политики, направленной на оптимизацию миграционных потоков, включая дифференцированный подход к привлечению различных категорий иностранных работников, в том числе высококвалифицированных;

■ обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями; создание условий, способствующих расширению возможностей их трудоустройства с учетом их потребностей и индивидуальных программ реабилитации;

■ расширение возможностей занятости с учетом новых форм занятости.

2. Обеспечение безопасных условий труда и расширение социальной защиты

Модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие должны сопровождаться эффективной социальной политикой, направленной на повышение качества жизни и благополучия населения в целом и отдельных категорий граждан.

Достижение социальной интеграции и стабильности в обществе невозможно без постоянного совершенствования норм социального обеспечения, справедливой оплаты труда, создания безопасных условий труда, проведения модернизации рабочих мест по итогам оценки условий труда.

В рамках данной Программы сотрудничества совместные действия трехсторонних партнеров и МОТ в сфере охраны труда и социальной защиты будут сосредоточены на следующих направлениях:

■ дальнейшая модернизация национальной системы охраны труда в целях формирования культуры безопасного труда и повышения эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

■ проведение консультаций МОТ и РФ по участию российских организаций социальных партнеров в выполнении следующих головных программ МОТ, утвержденных в 2015 году:

■ а) Платформы (основы) социальной защиты. Срок проведения консультаций – первый квартал 2017г. Участники консультаций: МОТ, Минтруд России, ФНПР, РСПП, ФСС.

■ б) Международная программа по искоренению детского труда. Выполнение - I квартал 2017г. Участники: МОТ, Минтруд России, ФНПР, Минтруда и профсоюзные организации стран - участниц СНГ, Секретариат СНГ.

■ в) Охрана труда и здоровья. Всемирная акция (действие) за профилактику (предупреждение). В рамках этой программы уже выполняются три проекта: «Защищенная и Здоровая молодежь» - улучшение здоровья и труда молодых работников (финансируется США); «Модернизация международной информационной сети в области научных знаний и информации по охране труда и здоровья» (финансируется Южной Кореей) и совместный МОТ- ЕС проект по содействию странам 20 –ки в области создания безопасных рабочих мест» (финансируется ЕС). Сроки проведения консультаций: январь – апрель 2017г. Участники: МОТ, Минтруд России, Минспорта, молодежи и туризма России, ФНПР;

■ своевременная диагностика ранних признаков профессиональных заболеваний и разработка мер по профилактике их развития;

■ продвижение превентивного подхода в улучшении условий труда: содействие внедрению систем управления охраной труда и профессиональными рисками на предприятиях; развитие служб охраны труда на предприятиях; подготовка кадров по вопросам охраны труда;

■ изучение опыта государств-участников МОТ в области своевременной диагностики ранних признаков профессиональных заболеваний и разработки мер по профилактике их развития.

3. Расширение социальной защиты

Создание рабочих мест должно сопровождаться повышением уровня социальной защиты работников. В этой связи планируется:

■ продолжение сотрудничества и консультации с экспертами МОТ по вопросам реализации Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», в частности, мониторинга реализации Конвенции, поддержания актуальности методики расчета коэффициента замещения обеспечения по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца; изучения подходов МОТ к контролю за реализацией указанной Конвенции странами, ратифицировавшими ее, и оценки отчетов различных стран о соблюдении норм Конвенции; оценки сопоставимости коэффициентов замещения, рассчитываемых различными странами в соответствии с нормами Конвенции МОТ № 102, и т.п.;

■ сотрудничество по вопросам обоснования пенсионного возраста, в частности, изучения нормативных, демографических, социально-экономических условий установления пенсионного возраста в разных странах, механизмов обоснования и реализации его повышения; экономического эффекта данной меры для пенсионной системы и экономики в целом и способов предотвращения возможных негативных последствий;

■ установление и поддержание гарантированного минимума (минимальных норм) социального обеспечения и социальных услуг как основы социальной защиты, с учетом положений Конвенции № 102 и Рекомендации № 202;

■ содействие совершенствованию нормативно-правовой базы пенсионного страхования в рамках реализации Стратегии 'долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

4. Продвижение международных трудовых норм, укрепление социального диалога

Сохранение базовых трудовых норм, а также совершенствование трудового законодательства и приведение его в соответствие с международными стандартами и нормами, с опорой на лучший мировой опыт и практику, продолжает оставаться приоритетной задачей Правительства Российской Федерации.

Не менее значимым является эффективное взаимодействие социальных партнеров для обсуждения и принятия взвешенных решений по наиболее острым вопросам социально-трудовых отношений. В связи с этим важное значение приобретает изучение международного опыта участия социальных партнеров в принятии государственных решений, включая законодательные, в урегулировании трудовых конфликтов.

Дальнейшее совершенствование системы социального партнерства, укрепление социального диалога на всех уровнях, развитие потенциала организаций работодателей и профсоюзов продолжают оставаться ключевыми задачами МОТ, Правительства Российской Федерации и социальных партнеров и будут реализовываться по следующим направлениям:

■ содействие ратификации и практическому применению конвенций и рекомендаций МОТ; соблюдение обязательств, принятых в соответствии с Уставом МОТ;

■ совершенствование норм и положений трудового законодательства в соответствии с меняющимися условиями современной экономики;

■ повышение эффективности механизма разрешения коллективных трудовых споров, подготовка предложений по развитию системы досудебного урегулирования трудовых споров, в связи с чем совместные действия будут направлены на налаживание обмена опытом по тематике социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений представителей объединений работодателей Российской Федерации и зарубежных объединений работодателей, компаний, входящих в состав этих объединений, иных заинтересованных лиц;

■ усиление роли коллективных переговоров по вопросам установления регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы по обсуждению заработной платы, включая соответствующие механизмы установления заработной платы;

■ расширение представительства работников в традиционных и новых секторах экономики, имея в виду роль профсоюзов;

■ содействие формированию единой системы объединений работодателей, участвующих в социальном партнерстве, предусматривающей обязательное членство территориальных объединений работодателей в региональных, а региональных и отраслевых - в общероссийских;

■ укрепление потенциала организаций работодателей в предоставлении более широкого спектра услуг своим членам, учитывая успешный опыт других стран;

■ дальнейшее вовлечение всех сторон социального партнерства в решение важнейших проблем социально-трудовой сферы и связанных с ними экономических отношений социально-трудовых проблем (таких как гендерное равенство, охрана материнства, совмещение трудовых и семейных обязанностей, ВИЧ/СПИД);

■ обмен информацией по широкому кругу вопросов касающихся социально­трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также подходах к дифференциации заработной платы по категориям работников с учетом сложности их труда, в зависимости от других факторов и опыте открытости информации о заработной плате, включая обмен информацией о применяемых подходах ограничения предельного размера оплаты труда (вознаграждения) руководящих работников (топ-менеджеров) в различных секторах экономики.

5. Сотрудничество в сфере обязательного социального страхования

Система обязательного социального страхования в Российской Федерации является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования являются страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды в целях социального страхования (пенсионного страхования, медицинского страхования, социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Таким образом, совершенствование системы социального страхования является приоритетным направлением социальной политики государства.

В связи с этим считаем необходимым использование лучших международных практик в области социального страхования и включение в Программу сотрудничества совместных действий социальных партнеров и МОТ в указанной сфере по следующим направлениям:

■ изучение опыта государств - участников МОТ в области тарифной политики в сфере обязательного социального страхования (определение категорий плательщиков платежей на обязательное социальное страхование, в том числе льготных категорий, администраторов этих платежей и др.);

■ изучение опыта государств - участников МОТ в области мер, принимаемых для расширения охвата социальным страхованием различных категорий лиц (например, лиц, оказывающих услуги по ведению домашнего хозяйства, репетиторству, ремонту, сдаче в наем жилых помещений, присмотру и уходу за детьми и больными и др.), включая вопросы уплаты ими взносов на свое социальное страхование;

■ изучение опыта государств - участников МОТ в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая применяемые практики и подходы к осуществлению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также комплексной реабилитации пострадавших на производстве;

■ изучение опыта государств - участников МОТ в области своевременной диагностики ранних признаков профессиональных заболеваний и разработки мер по профилактике их развития.

IV Мониторинг и оценка Программы сотрудничества

После принятия Программы Сторонами будет разработан Рабочий план реализации программы, с указанием мероприятий, сроков, ожидаемых результатов и индикаторов для измерения результатов. Постоянно действующая трехсторонняя рабочая группа с участием МОТ будет содействовать Сторонам в мониторинге и оценке выполнения Программы.

По окончании Программы Стороны проведут совместное совещание для оценки результатов, извлечения уроков, общих выводов и планирования следующих действий.