Новый поворот. Психологическое сопровождение подготовки будущих водителей. Т. Н. Васильева, И. В. Федотова, М. М. Некрасова, А. В. Зуев (№ 2, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2,2017

УДК 613.6

Психологическое сопровождение подготовки будущих водителей и наша безопасность на дорогах

Т.Н. Васильева, к.б.н., научный сотрудник ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, e-mail: tatiana.vasilvas@yandex.ru

И.В. Федотова, д.м.н., доцент, заведующая отделом гигиены ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, e-mail: irinavfed@mail.ru

М.М. Некрасова, б.н., доцент, старший научный сотрудник отдела гигиены ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, e-mail: nmarya@yandex.ru,

А.В. Зуев, научный сотрудник ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, e-mail: zuyev2006@mail.ru

Реферат

В статье обсуждаются проблема безопасности на дорогах России, причины агрессивности водителей, гендерные стереотипы, психофизиологические характеристики водителей. Рассматриваются вопросы обучения курсантов автошколы и оказания психологической помощи в процессе обучения. Представлен качественный и количественный анализ результатов пилотной психодиагностики отдельных психофизиологических показателей и показателей эмоциональной сферы курсантов автошколы, а также анализ результатов сравнительной психодиагностики показателей эмоциональной сферы курсантов автошколы, принимавших участие в программе психологической помощи с использованием средств гештальттерапии.

Ключевые слова: психофизиология водителя, функциональное состояние, курсант автошколы, гештальттерапия, стрессоустойчивость.

Psychological support for preparing future drivers and our safety on roads

T. N. Vasilyeva Researcher, Cand. of Sci. (Biology)

I. V. Fedotova Senior lecturer, Dr. of Sci. (Med.), Head of hygi-ene department

M. M. Nekrasov Associate Professor, Cand. of Sci. (Biology), Senior Researcher, Hygiene Department

A. V. Zuev Researcher

Nizhny Novgorod Research Institute of Hygiene and Occupational Pathology

Abstract

The problem of safety on the roads of Russia, the reasons for the aggressiveness of drivers, gender stereotypes, psychophysiological characteristics of drivers is discussed. The issues of training driving school cadets and providing psychological assistance in the training process are considered. A qualitative and quantitative analysis of the results of the pilot psychodiagnostics of individual psycho-physi-ological indicators and indices of the emotional sphere of cadets of the driving school is presented, as well as an analysis of the results of comparative psychodiagnostics of the emotional sphere indica-tors of cadets who participated in the psychological aid program using Gestalt therapy.

Keywords: psychophysiology of a driver, functional state, driving school cadet, Gestalt therapy, stress resistance.

В условиях лавинообразного роста автолюбителей, вождение автомобиля все чаще является не столько сознательной деятельностью, сколько зависимой от неосознаваемых и неконтролируемых импульсов, опосредованных как общим уровнем транспортной культуры, так и социально-психологими аспектами. Иметь и управлять престижной автомаркой – это показатель имиджа, карьерного роста, определенного социально-экономического статуса и успешности.

Проблема безопасности дорожного движения с учетом социальной значимости проблемы является крайне актуальной. В настоящее время в программу профессиональной подготовки будущих водителей включен новый учебный предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя», включающий теоретические и практические занятия, целью которой являются: сохранения психологического здоровья за рулем, профилактика агрессивного поведения водителя, повышение стрессоустойчивости и формирование адекватного поведения в стрессовых ситуациях на дорогах, т.е. обеспечение безопасности дорожного движения [3, 10, 11].

С целью улучшения методического и психологического сопровождения обучения вождению важен не только лекционный блок, проведение психодиагностики личностной и эмоциональной сферы курсантов, но и внедрение практических психотехнологий, например, средств гештальттерапии, с помощью которой возможно обучение навыкам поведения в стрессовых ситуациях, что позволит открыть новые ресурсы личности и развивать стрессоустойчивость [6,7].

Анализ содержания и прогнозируемых результатов деятельности будущего водителя ставит ряд закономерных вопросов перед преподавателями автошкол: каковы причины возникновения рискованного поведения за рулем, агрессивного поведения современных водителей, неадекватного преодоления дорожных столкновений, и, наконец, какие личностные качества присущи будущим водителям?

Анализ отдельных сайтов Интернета и обсуждение с опытными водителями безопасности автопотока позволил обозначить ряд причин агрессивного поведения современного водителя, среди них: пробки на дорогах, отсутствие парковочных стоянок, новогодние праздники, марка автомобиля, темперамент и характер автовладельца, отсутствие корректных навыков общения (культура поведения на дороге), половые и возрастные особенности [1, 12-16, 22].

Автомобилисты за рубежом и у нас активно обсуждают марки авто, предпочитаемые наиболее агрессивными автовладельцами. По данным статистики, максимально агрессивный стиль вождения автомобиля более характерен для России и США по сравнению с европейскими водителями. Интересно, что рейтинги 10 марок автомобилей, выбираемых агрессивными водителями в России, практически совпадает с подобными рейтингами в Англии и Европе [16, 19].

На первом месте по агрессивности вождения единодушно признаются владельцы BMW («черный бумер»), прототипом которого послужили черные машины представителей криминального мира (мафиози, гангстеров).

На втором месте находятся автомарки «Mazda», «Honda Civic», «Ford Focus». Как правило, эти марки автомобилей были куплены в кредит офисными работниками или мелкими торговцами. Красивый бренд, общая неудовлетворенность жизнью и мощные двигатели позволяют водителям этих автомашин чувствовать себя «потенциальными» гонщиками.

Затем, следуют хозяева изделий АвтоВАЗа. Напомним, что большинство автовладельцей этих авто – эмигранты и рыночные торговцы, купившие права. Исключение из правила составляют пожилые водители, которые любят ездить в крайнем левом ряду со скоростью 40 км/час.

Затем следуют джипы любых моделей, девиз владельцев которых «я главный на дороге», «Газели» и «Волги» (водители коммерческих авто и маршруток либо гастарбайтеры, либо представители мелкого бизнеса, которые вечно спешат).

Особое место на дороге отводится водителям грузовиков, которые по наблюдениям водителей других автомобилий, часто устраивают гонки по крайнему левому ряду. Объяснить отсутствие этики поведения на дорогах этих водителей можно чувствами безопасности (сидят высоко наверху) и безнаказанности. Наконец, завершают рейтинг агрессивных водителей за рулем таксисты.

Остановимся на проблеме личностных особенностей водителей: могут ли сказаться на стиле вождения автомобиля психофизиологические особенности водителя, или темперамент, который, как известно, делится на четыре типа. Рассмотрим далее специфику вождения в зависимости от определенного психотипа [4, 14, 15, 17, 18].

«Холерики» – это люди с высокой скоростью реакции, эмоциональные и чувствительные, склонные к бурному внешнему выражению эмоций. Понятно, что «холерики», с характерной для них повышенной динамикой, решительностью, инициативностью и смелостью, любят скорость и быстрое движение. Большая часть лихачей и любителей быстрой езды, встречающихся на дорогах, являются «холериками». Водитель, который несется по улице на большой скорости и резко тормозящий на светофоре, обычно относится именно к этой категории людей. Главной проблемой для «холерика» является соблюдение дистанции. Самые частые ошибки «холериков» отмечаются при торможении, а также и в экстремальных ситуациях.

Энергичный, динамичный, работоспособный и легко решающий новые задачи, «сангвиник» может долго оставаться за рулем, ему по нраву езда в городе. Хотя излишняя энергичность «сангвиника» может провоцировать совершение ошибок на дороге, а также и невозможность совершать дальние поездки. Вождение для «сангвиника» должно быть разнообразным, ему не по нраву длительные поездки.

Любимые русским физиологом И.П.Павловым за основательность и работоспособность «флегматики» за рулем спокойны и уверенны, предпочитают невысокую скорость. Да и рисковать ради удовольствия «флегматик» вряд ли захочет, но и ему тяжело адекватно двигаться в скоростном режиме.

Считается, что «меланхолики» медлительны, ранимы, не подвержены резкой смене настроения, склонны к более глубоким размышлениям и переживаниям. Но, необщительный, нерешительный, и неуверенный в себе «меланхолик» пытается предусмотреть любые неожиданности на дороге. Хотя «меланхолик» и будет в точности соблюдать все правила, движение в городском потоке, отличающемся повышенной плотностью, может вызывать у него определенные сложности. Нелегко придется «меланхолику» и в случае, если ему потребуется провести свой автомобиль сквозь сложные погодные условия. Да и в сложной, экстремальной обстановке «меланхолик» нередко теряется, что делает водителей этого типа наименее приспособленными к управлению транспортным средством.

Согласно статистике менеджеров по продажам автомобилей, темперамент связан с выбором не только модели, но и цвета. Считается, что холерик выбирает модный, яркий, скоростной автомобиль современного дизайна и декора. Меланхолики предпочитают автомобили зеленого, синего, любого темного оттенка, часто раритетные авто. Сангвиники выбирают светлые и металлические оттенки удобных авто, а также иномарки оригинальных брендов. Флегматики останавливаются, как правило, на комфортных, безопасных и неяркого тона автомобилях [22].

В настоящее время установлено, что в жизни чистые типы темперамента встречаются относительно редко, а 80% людей входят в группу амбивертов – людей, темперамент которых органично соединяет в себе черты двух или больше основных типов.

Помимо темперамента, каждому человеку присуща не менее важная особенность – характер, социальная составляющая индивидуальности [21].

Практические психологи разработали несколько классификаций психотипов водителей. Согласно одной из таких классификаций, водители могут играть роли: возмутителя спокойствия, прижимщика, экстремиста, мямли, прицепа, осевика и законника, маршрутчика и др. Отдельно может быть выделен сезонный психотип – пенсионер-садовод-огородник, выезжающий на машине с рассадой, досками, ведрами. Эта категория водителей отличается небольшой скоростью движения, хаотичным и непоследовательным маневрированием, замедленными реакциями на внештатные ситуации [19, 20].

И, наконец, о «любимой мишени» автовладельцев со стажем – автоледи. Вместе с различными проявлениями мужского шовинизна (анекдотами и другими вариантами эмоционального насилия) исследованиями отмечены и вполне объяснимые поведенческие стили управления автомобилем женщинами. «Автоледи» легко вычислить по следующим признакам: 1)чрезмерная осторожность, приводящая к «тупому», «вялому» стилю вождения; 2)напряжённость за рулём, что легко можно объяснить тем, что женщина как настоящая или потенциальная мать проявляет повышенную бдительность; 3)отметка машины специальным «женским» знаком на заднем стекле (туфелька и т.д.), при этом считается, что данные знаки служат призывом проявлять бдительность в отношении водителя данной машины; 4)плохое умение женщин ориентироваться на местности. Последняя особенность женщины-водителя легко объясняется исторически сложившимся разделением труда. С древних времен мужчина-охотник должен был ориентироваться на местности, а женщине отводилась другая роль –хранительницы очага. Кстати, и это надо отметить, часто сами мужчины (мужья, отцы), посмеваясь над своими дамами, отдают женам и дочерям старые автомобили (не жалко!) и сами прикрепляют символы туфелек на заднем стекле.

Согласно исследованиям физиологов водители мужчины реализуют маневр в 2,5 раза быстрее. Также доказано, что стереотипный образ мужчины-водителя и у мужчин, и у женщин является нормативной точкой отсчета и поддерживает, тем самым, «гендерную асимметрию» (социальные стереотипы) в этой сфере общественной деятельности. Стереотипный образ женщины-водителя раздваивается: позитивный образ себя они поддерживают через аутостереотип, содержащий социально желательные характеристики (снисходительная, вежливая и т.п.), что компенсирует их второстепенное положение в соответствии с разделяемым всеми образом водителя-женщины (неуверенная, нерешительная и т.д.). Объективные результаты многочисленных исследований показывают, что стиль вождения мужчин и женщин различен. В защиту автоледи можно сказать, что по данным страховых фирм женщины реже попадают в серьезные дорожно-транспортные происшествия [9].

Доказано, что на безопасное управление автомобилем оказывают влияние стаж и возраст водителя. При этом с увеличением стажа водителя происходит снижение количества ДТП, но этот процесс происходит неравномерно. Чаще в ДТП попадают не только неопытные водители со стажем до двух лет, но и водители со стажем 5±1 лет. Это объясняется тем, что увеличение водительского стажа может не привести к повышению надежности водителя, если у него на стадии обучения сформировались неправильные навыки и ошибочные знания. В результате допуск систематических ошибок в сочетании с завышенной самооценкой уровня подготовки к вождению способны привести к отрицательным последствиям [5, 20].

Те же исследователи отмечают, что одинаковые навыки, накопленные в разных возрастных группах, могут оказывать различное воздействие на поведение в дорожной обстановке. Например, при недостатке опыта начинающие водители в возрасте от 45 до 60 лет имеют низкий уровень аварийности по сравнению с младшими возрастными группами, что объясняется повышенным чувством ответственности, адекватным прогнозированием опасных ситуаций и менее рискованным управлением автомобилем.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что человек, желающий овладеть навыками управления автомобилем, должен обладать стрессоустойчивостью, адекватным уровнем тревожности, быстрой реакцией, способностью к логическому мышлению, самообладанием – факторами, которые обусловливают надежность управления автотранспортным средством [6].

Средний возраст обучающихся в автошколе колеблется от 25-45 лет, причем, как правило, большая часть курсантов – женщины, и этот процент будет расти! Это часть населения, в основном работающая и имеющая семьи, то есть обучение вождению является дополнительной нагрузкой, что вызывает напряжение, усталость, повышает тревожность. По мнению мастеров производственного обучения нижегородских автошкол, плохая усвояемость программы обучения как раз продиктована наличием одного из этих факторов, либо сочетанием нескольких одновременно.

Наше исследование было направлено на изучение показателей эмоциональной сферы курсантов автошколы, разработка и апробация программы психологической помощи.

Работа проводилась в несколько этапов. В пилотном исследовании (весна 2015 г.) принимали участие 47 курсантов одной из автошкол Нижнего Новгорода, из которых 28 – женщины (60%), 19 – мужчины (40%). Психодиагностика психофизиологических особенностей и психологических качеств курсантов проводилась с использованием стандартного тестового комплекса: тест Мюнстерберга, тест «Перепутанные линии», тест Айзенка, опросник Басса-Дарки, тест «Конфликтная ли Вы личность?».

В результаты испытаний у 11 курсантов отмечен низкий уровень внимания, у 12 – средний и у 24 – высокий. Высокая степень устойчивости произвольного внимания отмечается у 30 курсантов, низкая степень устойчивости произвольного внимания – у 10 курсантов, средняя степень устойчивости произвольного внимания – у 7 курсантов.

Из 47 испытуемых у 5 курсантов результаты тестирования темпераментных особенностей являются невалидными. Преобладание флегматических черт наблюдалось у 11 курсантов, доминирование холерических черт диагностировалось у 8 человек, 6 курсантов обладают сангвиническими чертами темперамента. В группе испытуемых не зафиксированы курсанты с меланхолическими чертами темперамента. Всех остальных испытуемых можно смело отнести к амбивертам – лицам, демонстрирующим смешанные варианты поведенческим реакций.

Для анализа полученных результатов психодиагностики агрессивных и враждебных реакций испытуемых нами вычислялись индекс враждебности (объединяет шкалы «Обида» и «Подозрительность»), а также индекс агрессивности (который включает в себя шкалы «физическая агрессия», «раздражение», «вербальная агрессия»). Норма агрессивности наблюдается у 33 курсантов, уровень агрессивности выше нормы зарегистрирована лишь у 1 испытуемого, а агрессивность ниже нормы обнаружена у 13 курсантов. Норма враждебности диагностирована у половины курсантов – 24, уровень враждебности выше нормы зафиксирован у 19 курсантов, а уровень враждебности ниже нормы зафиксирован у 4 курсантов. В целом, полученные результаты свидетельствуют о позитивной картине уровней агрессивных и враждебных реакций у курсантов, принимающих участие в психодиагностическом исследовании.

Анализ результатов психодиагностики конфликтности показал, что средний уровень конфликтности могут проявить 29 курсантов, низкий уровень конфликтности отмечен - у 18 испытуемых. Высокий уровень конфликтности в изучаемой группе испытуемых не выявлен.

Испытуемые, принимавшие участие в пилотном тестировании, были ознакомлены с результатами тестирования, отдельным курсантам были даны рекомендации, направленные на повышение уровней избирательности и устойчивости произвольного внимания.

Таким образом, анализ результатов пилотной психодиагностики отдельных показателей эмоциональной сферы и психофизиологических особенностей курсантов автошколы в целом не выявил высокого уровня агрессивности, конфликтности и доминирования холерических черт.

На следующем этапе исследования (весна 2015- осень 2016 гг.) нами была разработана и апробирована программа психологической помощи с использованием средств гештальттерапии, включающей в себя психологическое просвещение (информационный блок), психокоррекцию (тренинговый блок) и индивидуальное психологическое консультирование. Апробация программы была проведена в январе 2016 года, в ней принимали участие 15 курсантов нижегородской автошколы.

Для оценки эффективности программы проводились начальная (до программы) и заключительная (после программы) психодиагностика отдельных показателей эмоциональной сферы курсантов автошколы. Тестирование осуществлялось с помощью батареи стандартизированных психодиагностических тестов, включающая бланковые методики: шкалы ситуативной и личностной тревожности - СТ и ЛТ; методика дифференцированной самооценки функционального состояния - САН; методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»; тест Вартегга.

Анализ результатов психодиагностики отдельных параметров эмоциональной сферы курсантов выявил особенности функционального состояния: 1) высокие уровни шкал тревожности - ситуативной (46%) и личностной (46%); 2) «неблагоприятные» оценки «Активности» (60%, тест САН); 3) нервно-психическая неустойчивости в стрессе у большинства испытуемых (61%); 4) повышенный уровень тревожности и риска дезадаптации (тест Вартегга).

Качественный анализ начальной психодиагностики отдельных показателей эмоциональной сферы курсантов автошколы подтвердил наблюдения мастеров производственного обучения нижегородских автошкол о невысокой успешности обучения вождению автомобиля. Так как обучение в автошколе является дополнительной нагрузкой для курсантов, сам процесс обучения сопровождается повышенной напряженностью и нарастанием тревожности. В свою очередь повышенный уровень тревожности влечет за собой снижение уровня усвоения знаний, а также нарастание неуверенности у курсанта в ситуации управления транспортным средством. Курсанты с повышенной тревожностью могут быстрее терять самообладание, что недопустимо за рулем автомобиля в условиях вождения по городским дорогам. В этом случае снижается контроль за ситуацией, затем теряется интерес к обучению, а в стрессогенной ситуации это может привести к повышению нервно-психической неустойчивости и риску дезадаптации в стрессе.

Для оценки эффективности программы психологической помощи была проведена заключительная психодиагностика отдельных показателей психоэмоциональной сферы курсантов автошколы (табл.).

Таблица

Результаты сравнительной психодиагностики отдельных показателй эмоциональной сферы кусрантов автошколы до и после их участия в программе психологической помощи с использованием средств гештальттерапии

№/№

Изучаемые параметры психоэмоциональной сферы офисных работников

Баллы до проведения авторской программы

Баллы после проведения авторской программы

1.

Дифференцированная самооценка функционального состояния – САН

 

«Самочувствие»

«Активность»

«Настроение»

4,5±0,06

3,9±0,04

4,4±0,04

4,7±0,04

4,5±0,02

4,8±0,03

2.

Шкалы тревожности

 

СТ (ситуативная)

ЛТ (личностная)

38,9±5,5

40,6±3,1

30,5±2,7

40,6±3,1

3.

Оценка нервно-психическая неустойчивости в стрессе

 

НПУ

16,5±2,4

11,4±1,1

Примечание: курсивом выделены достоверные изменения показателей эмоциональной сферы курсантов автошколы до и после проведения программы психологической помощи с использованием средств гештальттерапии

Анализ результатов сравнительной психодиагностики выявил: увеличение показателя функционального состояния «Активность» (САН, t=2,84; р<0,05); понижение величины ситуативной тревожности (t=2,8; р<0,05); снижение уровня показателя нервно-психической неустойчивости в стрессе (t=2,7; р<0,05). Все перечисленные изменения отдельных параметров эмоциональной сферы курсантов автошколы могут расцениваться как повышение уровня стрессоустойчивости и доказывают эффективность разработанной нами программы психологической помощи.

Для успешного прохождения курсантами автошколы учебной программы и обучения надежному управлению автомобилем считаем целесообразным внедрение следующих рекомендаций прикладного характера:

1. Интерактивное обучение курсантов с помощью лекционного информационного блока, который включает сведения о психофизиологии водителя (темперамент, характер, показатели эмоциональной сферы), психологии агрессии на дороге, гендерных стереотипах, культуре поведения соврменного водителя.

2. Первичная психодиагностика показателей эмоциональной сферы курсантов автошколы, с целью выявления индивидуально-личностных особенностей курсантов с последующим использованием полученных результатов в процессе обучения.

3. Применение программы психологической помощи на основе техники гештальттерапии, включающей в себя психологическое просвещение (информационный блок), психокоррекцию (тренинговый блок) и индивидуальное психологическое консультирование для повышения стрессоустойчивости будущих водителей.

Литература:

1. Абдулкина Н. А., Панфилов А. Н. Показатели склонности к риску и психоэмоциональная устойчивость у водителей // Международный Журнал Экспериментального Образования.- 2014.- № 6 – 1 - С.71-73.

2. Борисова С.Е. Психологические особенности водителей, влияющие на безопасность дорожного движения // Наука и практика. – 2015.- № 1 (62) - С.16-18.

3. Василенко В. А. Подготовка водителя с учетом его индивидуально-психологических характеристик // Актуальные вопросы технических наук: материалы II междунар. науч. конф.- 2013.- Пермь: Меркурий - С. 83-85.

4. Влияние темперамента на стиль вождения.- [Электронный ресурс]. Режим доступа- http://40rus-online.ru/vliyanie-temperamenta-na-stil-vozhdeniya/ (дата обращения: 15.03.2015).

5. Врубель Ю.А. Организация дорожного движения.- учебник.- Мн.: Фонд безопасности дорожного движения, 2011.- 634с.

6. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям. М.: ПЕР СЭ, 2012. - 320 с.

7. Долгополов Н. Гештальт-подход в работе с организациями: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://org-cons.tripod.com/articles/nifont1.html (дата обращения: 15.04.2015).

8. Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии.- 2010.- выпуск.1. Ч.2.- С.87-96.

9. Кабалевская, А.И. Гендерные стереотипы участников дорожного движения. // Российский научный журнал. - 2011. - №1 (20). - С. 212-218.

10. Калюжный Ю. Н., Проказин Д. Л. Основные направления совершенствования подготовки водителей транспортных средств как условие обеспечения безопасности дорожного движения в России // Юридическая наука и правоохранительная практика.-2010.- № 1 (11) - С.25-30.

11. Клюева Т.Н. Перспективы развития службы психологического обеспечения в системе российского образования // Вестник практической психологии образования. - 2010.- №1(22) - С. 64.

12. Лобанова Ю. И. Вождение как деятельность, поведение и стилевая характеристика // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.- 2014.- № 4. - Том 5 - С.98.

13. Лобанова Ю. И. Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации // Российский гуманитарный журнал.- 2015.- № 1. - Том 4 - С.76-80.

14. Морковкина Е.А. Принятие решений в личностно-профессиональном развитии водителей транспортных средств // Журнал Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2014.- № 12 - С.114-116.

15. Мухин Е.М. Влияние психофизиологических особенностей водителей со стажем вождения до трех лет на совершение ими нарушений правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий /Е.М.Мухин и [др.]. // Вестник КемГУ.- 2013.- № 3. (55) - С.19-21

16. На каких машинах ездят самые агрессивные водители. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://statistic.su/blog/angry_drivers/2010-10-19-76 (дата обращения: 19.01.2015).

17. Обоймова С. М. К вопросу исследования психических детерминант безопасности личности водителя// Мир науки, культуры, образования.- 2012.- № 5 - С.114-116.

18. Пеньшин Н.В., Ивлиев В.Ю. Физиология водителя и ее влияние на безопасность дорожного движения// Международный научно-исследовательский журнал. - 2016.- № 1-2 (43) - С.20-23.

19. Пучков А.В., Шумков Н.И., Бельская Е.Н.. Дорожно-транспортные происшествия: статистика, причины, меры по сокращению // Актуальные проблемы авиации и космонавтики.- 2014.- № 10. - Том 1 - С.23-28.

20. Рыжкина Е.С., Пирожков Р.В. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием молодых водителей// Инженерный вестник Дона.- 2012.- № 4-1. - Том 22 - С.61-64.

21. Стиль вождения автомобиля расскажет о характере. [Электронный ресурс] - Режим доступа -2podrugi.ru (дата обращения: 20.03.2015).

22. Темперамент водителя напрямую связан с цветом его автомобиля. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://argumentiru.com/auto/2012/05/179412 (дата обращения: 19.01.2015).