А.М. Зюзин, директор НОУ «Саранский Дом науки и техники РСНИИОО» Е. В. Шлягин, генеральный директор ООО НТЦ «Битлайт»
Профессия водителя всегда была одной из самых сложных и опасных. Тяжелые условия труда, длительные рейсы, поломки, аварийность на дорогах – все это «бич» современных транспортников. В странах Европы безопасностью водителей озаботились еще в 70-е годы прошлого века. Было отмечено, что, стремясь заработать, дальнобойщики нередко пренебрегают сном. А уставшие водители – это причина многих тысяч аварий.
Именно тогда, 40 с лишним лет назад, европейские страны решили положить конец аварийности, вызванной переутомлением водителей. Теперь на западе весь транспорт для перевозок людей и грузов оборудован тахографами – приборами, фиксирующими режимы труда и отдыха шофера. Это дало просто ошеломляющие результаты: аварийность снизилась более чем на 30%. А если представить это число в эквиваленте сохраненных человеческих жизней…
Это компактная Европа, где почти любую страну можно пересечь за несколько часов, причем, по превосходным автодорогам и автобанам с разветвленными службами автосервиса. А как же Россия, где от Калининграда до Владивостока не меньше семи дней пути, и, порой, на сотни километров не встретишь ни одной автозаправочной станции или площадки для отдыха водителей? Да, теперь и в нашей стране внедрение тахографов, пусть медленно, но все-таки идет. Согласно приказам Минтранса РФ от 21 августа 2013 г. №273 и от 17 декабря 2013 г. № 470, с 1 апреля 2014г. должны быть в обязательном порядке установлены на категориях транспорта N2 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн), N3 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн), M2 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн), M3 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн).
Чтобы сделать переход на новую систему учета рабочего времени водителя более оптимальным и учитывающим реальные условия, процесс оснащения транспорта тахографами разделили на несколько этапов. Тахографы с СКЗИ (средство криптозащиты – т.н. «черный ящик» автомобиля, который дублирует показания приборов и регистрирует попытки взлома тахографа) обязательны:
- с 1 апреля 2014 - для транспортных средств категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов;
- с 1 июля 2014 года – для автобусов категорий М2 и M3, используемых для перевозки пассажиров, и транспортных средств категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок;
- с 1 сентября 2014 года – для транспортных средств категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным;
- с 1 апреля 2015 года – для транспортных средств категории N2, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным;
- с 1 января 2018 года - для транспортных средств категорий N2, N3, М2 и M3, оснащенных организациями - изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР2, Женева, 1 июля 1970 г.), а также для транспортных средств категорий N2, N3, М2 и M3, оснащенных мастерскими до 24 февраля 2014г.
Сам по себе тахограф чем-то похож на автомобильный магнитофон и устанавливается в зоне досягаемости водителя. Для идентификации водителя и контроля режима труда используются специальные именные электронные карты водителей. Карты заказываются в мастерских, занимающихся установкой тахографов, аккредитованных (имеющих соответствующие допуски) ФБУ «Росавтотранс». Предприятие обязано обеспечить картой каждого водителя, работающего на автомобилях с тахографами, а также иметь свою карту предприятия. Она нужна для того чтобы тахограф «знал», какая компания эксплуатирует автомобиль, а также для ежемесячной выгрузки из тахографа электронного архива сведений о режимах труда и отдыха водителей.
Методика контроля проста: каждый раз при движении автомобиля тахограф через карту водителя «видит», сколько времени человек провел за рулем. Это дает возможность работодателю отследить, каков режим труда и отдыха водителя, помогает не только обнаружить, но и предупредить нарушения.
Нужно отметить, что данные тахографа используются также при выборочных проверках, проводимых Ространснадзором. Выявленные нарушения являются основанием для наложения штрафа как на работодателя, так и на водителя. В России штрафы пока довольно скромные – от одной до трех тысяч рублей, но Европа давно перешла на более жесткие санкции: там за нарушение режима труда и отдыха налагаются такие штрафы, которые сводят на нет прибыль от перевозок. Безопасность людей в европейских странах посчитали приоритетной, а потому бесценной. И сегодня европейские водители сами понимают, насколько действенна и полезна эта схема работы.
Достаточно ли только установки тахографа, чтобы водители не засыпали за рулем, а другие участники движения чувствовали себя в безопасности? Проблема переутомления водителей – сложная, и решать ее, соответственно, надо в комплексе. Внедрение тахографов – очень непростой вопрос: с одной стороны – это работа со сложным оборудованием, требующим высокой квалификации, с другой – дополнительные затраты для транспортных предприятий.
Большую аналитическую и практическую работу в этом направлении провело НОУ «Саранский Дом науки и техники Российского Союза научных и инженерных общественных организаций» (далее - СДНиТ), которое уже свыше 25 лет работает в области подготовки и повышения квалификации специалистов в области охраны труда, промышленной, пожарной, экологической и энергетической безопасности. Более 10 лет здесь работает Центр подготовки водителей и специалистов автомобильного транспорта, в котором не только готовят водителей транспортных средств различных категорий, но и ведут подготовку водителей и ответственных лиц, осуществляющих перевозку опасных грузов, проводят квалификационную подготовку по организации перевозок автомобильным транспортом, курсы по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте, ежегодному повышению профессионального мастерства водителей. Здесь также создана и успешно функционирует Школа юных автомобилистов, проводящая большую работу по повышению культуры безопасного поведения на дороге среди детей и юношества.
На основании Приложения № 28 к лицензии на осуществление образовательной деятельности №2607 от 25 марта 2011г. в СДНиТ ведется теоретическая и практическая подготовка специалистов, осуществляющих установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств (тахографов), устанавливаемых на транспортные средства. Специалисты из Республики Мордовия и других регионов России прошли обучение по 72-часовым учебным программам, в том числе – практику на действующем сервисном центре.
Принимая во внимание имеющийся собственный опыт работы в области безопасности труда, а также проанализировав лучший европейский опыт использования тахографов, СДНиТ провел масштабную подготовительную работу по внедрению тахографов со всеми заинтересованными сторонами: с водителями, руководителями автотранспортных предприятий, сотрудниками ГИБДД, специалистами Ространснадзора, производителями тахографов, инженерами, педагогами и др.
В результате в 2011 году СДНиТ совместно с научно-техническим центром «Битлайт» была создана первая в Мордовии крупная тахографическая мастерская РФ 0185, а в 2012 году - Региональный Навигационно-информационный центр (далее - РНИЦ). В нем проходят тестирование абонентские терминалы ГЛОНАСС-мониторинга, обязательного для перевозчиков опасных грузов и лицензируемых пассажирских перевозок. И здесь же перевозчиков подключают к диспетчерскому центру Ространснадзора (АКЦН).
Кроме этого, специалисты РНИЦ занимаются разработкой инновационных программно-аппаратных комплексов на базе технологий ГЛОНАСС. В конце 2013 года СДНиТ включен в число резидентов АУ «Технопарк-Мордовия», подтвердив тем самым инновационную направленность своей деятельности.
Создана также собственная автосервисная мастерская, где проводится диагностика, ремонт, модернизация автомобильного транспорта и оборудования, а также практические занятия при подготовке специалистов автотранспортной сферы.
Накопленный опыт и современная учебная база (собственный автодром, учебный автопарк, 16 учебных центров в районах г.о.Саранск и муниципальных районах Республики Мордовия, автотренажеры, автомастерская и тахографическая мастерская) используются в проведении обучающих семинаров для подготовки специалистов других мастерских, для сотрудников ГИБДД, на которых слушатели узнают о типах тахографов и особенностях работы с ними. Обучение и консультирование проводится также в дистанционном режиме – посредством скайпа, видеомостов, электронной почты. В ходе общения водители получают ответы на вопросы о том, к какому сроку должен быть оборудован их тип автотранспорта, какие приборы лучше себя зарекомендовали, как работать с разными типами карт тахографов, и о многом другом.
Разобраться в вопросах установки и использования тахографов специалисты автотранспортных предприятий смогли на семинаре, который СДНиТ и НТЦ «Битлайт» провели 17 февраля этого года. В мероприятии приняли участие представители Ространснадзора, ГИБДД, завода-изготовителя тахографов, а также более 80 руководителей предприятий-перевозчиков. В его рамках состоялся видеомост с московскими экспертами – представителями завода-изготовителя тахографов, которые проконсультировали присутствовавших и ответили на ряд вопросов.
В настоящее время ведется подготовка к проведению следующего семинара, который состоится в конце апреля. Основной темой данного мероприятия станут изменения, произошедшие в законодательстве в области установки и использования тахографов.
Таким образом, за три года нам удалось подготовить хорошую базу для того чтобы внедрение тахографов прошло максимально комфортно для всех заинтересованных сторон, и эти высокотехнологичные приборы эффективно помогали соблюдать режим труда и отдыха водителей, сохраняя им здоровье и жизнь.