С. Н. Яшин Сравнительное исследование современных форм обязательного и добровольного личного социального страхования (№ 2, 2020)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2020

УДК 658.5

Сравнительное исследование современных форм обязательного

 и добровольного личного социального страхования 

С. Н. Яшин,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

E-mail: jashinsn@yandex.ru

Аннотация

В статье отмечается, что в современных условиях развитие системы обязательного и личного социального страхования является важной задачей государственной политики в сфере социальной защиты населения. Сделан вывод о том, какие основные ориентиры могут использоваться при её формировании на примере сравнения двух форм страхования: обязательного и добровольного личного социального страхования, рассмотрены направления развития обязательного социального страхования.

Ключевые слова: обязательное социальное страхование, добровольное личное социальное страхование, формы страхования, страховые тарифы.

Comparative study of modern forms of compulsory and voluntary personal social insurance

N. Yashin,

 Dr. of Sci. (Econ.), Professor, Head of the Department

of Management and Public Administration,

Novgorod Lobachevsky State University

Annotation

The development of a system of compulsory and personal social insurance is an important task of state policy in the field of social protection of the population. On the example of comparing two forms of insurance — compulsory and voluntary personal social insurance, a conclusion is drawn on what the main guidelines can be used in its formation, the development directions of compulsory social insurance are considered.

Keywords: compulsory social insurance; voluntary personal social insurance; insurance forms; insurance rates.

 

Социальное страхование занимает ведущее место в системе защиты населения. Зарубежный и российский опыт применения и развития различных форм социального страхования, результативные исследования российских ученых позволяют выделить основные его организационно-правовые формы. Выделение организационно-правовых форм можно осуществить по следующим основным признакам:

  1. Установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика;
  2. Степень централизации процессов организации, осуществления контроля социального страхования;
  3. Уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являютсяносителями социально-страхового интереса.

С учетом этих признаков выделяются обязательное и добровольное социальное страхование, состав форм и видов которых представлен на рисунке 1.

Обязательное социальное страхование включает:

1) Централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;

2) Децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами, указанными в них в качестве страхователей лицами.

Что же касается места социального страхования – одной из составляющих системы социальной защиты - и его роли в системе социально-экономических отношений нашей страны, то они определяются тем, что социальное страхование тесно связано с жизнеобеспечением и воспроизводством личного фактора рабочей силы, социальной защитой наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, пенсионеров и других категорий).

Следует отметить, что в настоящее время, несмотря на все проводимые в области социального страхования реформы, в России отсутствует социальная стратегия, т.е. полная, охватывающая все категории населения стратегия социальной защиты, экономически обоснованная и финансово обеспеченная, что приводит к постоянному недофинансированию и недостаточно высокому уровню социальной защиты населения.

Несмотря на возможные альтернативы, единственным источником доходов большинства граждан является заработная плата, и ее потеря, вызванная выходом на пенсию, потерей работы, заболеванием или травмой, полученной в ходе производственной деятельности и т.д., может привести к резкому снижению жизненного уровня пострадавшего, и в этих условиях социальные выплаты становятся гарантом выживания.

На рис. 1 представлен состав форм и видов добровольного социального страхования

Добровольное социальное страхование состоит из:

  • Корпоративно-коллективной формы личного социального страхования;
  • Индивидуальной формы личного социального страхования.

Указанные на рис.2 организационно-правовые формы социального страхования имеют немало общего. Общим для них являются:

— цель социального страхования;

— принципы: наличие социально-страхового интереса у потенциальных страхователей; экономической эквивалентности сумм социально-страховых выплат и получаемых страховщиком страховых взносов; солидарного участия всех страхователей в осуществлении социально-страхового обеспечения наступления страховых случаев; гарантированность социально-страхового обеспечения застрахованных лиц при наступлении страховых случаев;

— страховые случаи (как проявление социальных рисков), причиняющие вред жизни и здоровью застрахованных лиц;

 — объекты социального страхования.

Таким образом, добровольное личное страхование можно рассматривать как отдельную организационно-правовую форму социального страхования. Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования имеют не только общие свойства, но и свои особенности. Наиболее существенные отличия от централизованно организованной и осуществляемой государством формы социального страхования, имеют децентрализованная форма обязательного страхования жизни и здоровья различных категорий граждан и добровольное личное страхование.

Во-первых, централизованной формой обязательного социального страхования охватывается все население (в частности, по ОМС) или очень большие массы населения (все работающие граждане при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионеры по ОПС). По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий (военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта. Добровольное же личное страхование обеспечивает социальную защиту значительно меньшему количеству граждан.

Во-вторых, при обязательных видах социального страхования страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски (страховые случаи), страховые суммы, условия и сроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения (страховых выплат) устанавливаются законом. Напротив, добровольное личное социальное страхование осуществляется в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми правилами страхования (не противоречащими законодательству) и заключаемыми со страхователями договорами личного страхования на основе свободного волеизъявления сторон согласования ими существенных условий договора.

Кроме того, при централизованной форме обязательного социального страхования государством учреждаются специальные организации-страховщики (ПФ РФ, фонды ОМС, ФСС РФ), которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности. Страховые фонды при добровольных видах личного социального страхования формируются страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) и являются их собственностью (при законодательном запрещении нецелевого использования страховой нетто-премии в соответствии с правовыми нормами. Страховые тарифы при этом обосновываются и утверждаются страховщиками и контролируются Федеральной службой страхового надзора (ФССН). Страховые выплаты по договорам добровольного личного страхования производятся в  соответствии с правилами (договорами) страхования в установленных ими размерах для определенных страховых случаев (и объектов страхования), общая сумма которых ограничивается страховой суммой. Страховая сумма устанавливается при заключении договора страхования по усмотрению и соглашению сторон.

В-третьих, при централизованной и децентрализованной форма социального страхования социальное обеспечение (социально-страховые выплаты) при страховых случаях могут осуществляться постоянно (например, выплаты государственных трудовых пенсий, ОМС, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.) или в течение длительного периода времени (например, пока гражданин занят на государственной службе или на военной службе — при обязательном страховании их жизни и здоровья). При добровольных видах личного страхования (за исключением страхования пенсий, пожизненной ренты и т.д.) периоды страховых выплат не превышают сроков действия договоров страхования.

Представленные в статье результаты сравнительного исследования современных форм обязательного и личного социального страхования позволяют охарактеризовать их общие черты и особенности, рассмотреть дальнейшие пути развития практики социального страхования.

Литература:

  1. Шихов А.К. Страхование. Учебное пособие.- М. ЮНИТИ. 2000.
  2. Яшин С.Н., Солдатова Ю.С. Формирование интегральной оценки инновационного развития предприятий // Финансы и кредит - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2013, № 9(568), с.34-39. 
  3. Яшин С.Н., Тихонов С.В. Современный подход к определению структуры инновационного потенциала предприятия// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - Волгоград, 2015, февраль № 1(30), с.14-18.