М. А. Картавых, Д. И. Груздев, Н. В. Батракова Освоение обучающимися умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (№ 2, 2020)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2020

УДК 331.45: 37.013.42

Освоение обучающимися умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 

М.А. Картавых,

д.п.н., доцент, зав. кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

E-mail: mkartavykh@rambler.ru

Н.В. Батракова,

магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

Д.И. Груздев,

магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина

Аннотация: В статье обоснована актуальность и рассмотрены основные методические аспекты освоения умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Сконструирована и охарактеризована методическая модель освоения умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Приведены примеры реализации модели в образовательной практике.

Ключевые слова: умения, чрезвычайные ситуации техногенного характера, методическая модель.

Learning how to ensure safety in man-made emergencies

M.A. Kartavykh,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physiology and Human Safety, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, mkartavykh@rambler.ru

N.V. Batrakova, master, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

D.I. Gruzdev, master, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical Universit

Abstract: The article substantiates the relevance and considers the main methodological mastery of safety skills in technological emergencies. A methodological model for the development of safety skills in technological emergencies has been designed and described. Examples of model implementation in educational practice are given.

Keywords: skills, technological emergencies, methodological model.

 

Развитие человеческой цивилизации во многом связано с появлением новой техники и технологий с последующим их совершенствованием. Возникновение техносферы связано с появлением искусственных технических сооружений, которые были произведены и используются человеком. В настоящее время техносфера стала неотъемлемой частью нашей жизни, активно интегрируясь в окружающую природную среду и образуя многочисленные природно-технические системы. С началом техносферной эры человечество столкнулось и с многочисленными техногенными рисками и опасностями, количество которых продолжает увеличиваться. Мы в полной мере можем утверждать, что в современном мире живем среди техногенных опасностей, которые нас окружают ежесекундно – транспортные средства, здания и сооружения, коммунально-бытовые системы, промышленные предприятия и другие объекты, список которых довольно внушителен.

При несомненном повышении комфорта, который получают люди с постоянным совершенствованием техносферы, повышаются и техносферные риски. К сожалению, растет количество опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, причинами которых становятся в большинстве случаев ошибочные и несанкционированные действия людей, изношенность оборудования. На память сразу приходят крупные техносферные аварии и катастрофы: авария на Чернобыльской атомной станции, взрыв на химическом предприятии в индийском городе Бхопал, авария на нефтебуровой платформе компании «Бритишпетролиум» в Мексиканском заливе, гидродинамическая авария на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыв на предприятии в г. Дзержинск Нижегородской области, разлив нефтепродуктов в районе города Норильска, - и этот список далеко не полный. Кроме этого, постоянно происходят дорожно-транспортные аварии и катастрофы, утечки и выбросы химически опасных веществ. При этом следует обратить внимание на тот факт, что большинство людей понимают важность владения умениями безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, но зачастую испытывают затруднения в этом и не обращают внимания на собственную неготовность к правильным действиям в такой обстановке. Данные обстоятельства обусловили необходимость конструирования модели формирования у обучающихся умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера и разработки методики ее реализации в образовательной практике.

В процессе работы были проанализированы теоретические положения взаимоотношений общества и техносферы (В.Г. Горшков, В.Л. Иноземцев, Н.Н. Моисеев, В.С. Степин, А.Д. Урсул); определены психолого-педагогические основания, которые составили теория системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, А.В. Хуторской) и теория формирования умений (Н.Ф. Талызина, Е.Н. Кабанова-Меллер); установлены методические основы формирования у обучающихся умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (Н.П. Абаскалова, В.В. Гафнер, Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, Л.А. Михайлов, П.В. Станкевич).

На основе вышеназванных теоретических оснований была сконструирована модель формирования у обучающихся умения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Мы учитывали принцип приоритета практической ориентации обучения безопасности жизнедеятельности, при котором умениям отводится основополагающая роль. Мы исходили из позиции о том, что умение безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера является одним из видов компонента деятельностного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности. Этими умениями должен обладать каждый человек, поскольку с техносферными опасностями приходится практически ежедневно сталкиваться каждому в современных условиях жизнедеятельности.

Модель объединяет теоретический и прикладной уровни. В качестве основополагающих теоретических положений для конструирования обозначенной модели нами определена теория безопасности жизнедеятельности, а именно, ее аксиомы, адаптированные для настоящего исследования и касающиеся:

- потенциальной опасности любого вида деятельности;

- оптимизации условий жизнедеятельности;

- спонтанной потери устойчивости;

- эффективности системы безопасности, напрямую зависящей от компетентности людей в данном вопросе.

Психолого-педагогическими основаниями выступают ключевые позиции системно-деятельностного подхода и анализа конкретных ситуаций.

В качестве основных принципов конструирования и реализации модели формирования у обучающихся умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера нами определены:

- принцип приоритета практической деятельности при освоении обучающимися способов обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

- принцип стандартизации, устанавливающий соответствие содержания образования в области безопасности жизнедеятельности требованиям стандартов различных уровней образования, в которых освоению умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера уделяется значительное внимание;

- принцип опоры на субъектный опыт обучающихся, проявляющийся в учете в образовательном процессе имеющихся у учащихся знаний о техногенных авариях, причинах их возникновения, элементарных умений использования средств защиты, ценностных ориентаций, освоенных ими в дошкольном и младшем школьном возрасте;

- принцип алгоритмизации, предполагающий точное описание и порядок действий при обеспечении безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Сконструированная модель умений обеспечения обучающимися безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера ориентирована на выполнение следующих функций:

  1. Ценностно-ориентировочной, проявляющейся в образно-чувственном и рационально-логическом способах познания, подразумевающей оценку значимости владения обучающимися умениями обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера как необходимого качества культурной личности безопасного типа поведения, что предусматривает формирование устойчивой личностной позиции и убежденности в том, что аварию легче не допустить, предотвратить, чем ликвидировать ее последствия;
  2. Операционно-исполнительской, характеризующейся конструктивно-деятельностным способом познания действительности и непосредственными действиями по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера как в учебных (репетиционных) условиях, так и в реальных жизненных ситуациях;
  3. Рефлексивно-оценочной, предусматривающей диагностику  образовательных результатов обучающихся, уровня сформированности умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера с личностным осмыслением как итогового результата, так и процесса освоения; выявление уровня соответствия опыта учащихся требованиям образовательного стандарта.

Прикладной уровень модели развития у обучающихся умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера интегрирует целевой, содержательный, процессуальный, технологический и диагностический компоненты.

Целевой компонент предполагает достижение образовательной цели – освоение обучающимися умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Содержательный компонент проектировался исходя из типологии умений по безопасности жизнедеятельности (Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, П.В. Станкевич) и содержания курса безопасности жизнедеятельности в части тематики, касающейся обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Представленная классификация логично вписывается в контекст умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера и была взята за основу в рассматриваемой модели.

Умение анализировать подразумевает деятельность обучающихся по выявлению причин чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также по разработке мероприятий по обеспечению безопасности. Умение анализировать помогает обучающимся выявить особенности пространственного распространения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Умение обобщать предусматривает интеграцию в сознание обучающегося информации, полученной в ходе анализа. Итогом обобщения становится комплексное представление об источниках техногенной опасности и принимается решение о способе минимизации ущерба от аварии.

Умение оценивать позволяет обучающимся предложить объективную или субъективную оценку последствий, ущерба от техногенной аварии или катастрофы.

Умение прогнозировать предполагает действия обучающегося, по  результатам которых они могут предусмотреть варианты возможного развития событий при аварии на объектах техносферы.

Умение проектировать (рекомендовать) связано с разработкой решений проблем обеспечения техносферной безопасности, выработкой конкретных рекомендаций к действию и памяток.

Обратим внимание, что умение обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера включает различные действия. Отдельные действия, многократно повторяясь, автоматизируются и становятся навыками. Для сформированных навыков характерны быстрота и точность воспроизведения.

Процессуальный компонент предусматривает этапность процесса формирования у обучающихся умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. В контексте настоящей работы определены четыре ключевых этапа формирования у обучающихся умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера: введение умения; этап тренировочных упражнений; этап систематизации и обобщения; самостоятельное применение умения.

В технологическом аспекте процесс развития у обучающихся умений обеспечения безопасности предусматривает в качестве ведущего использование метода анализа конкретных ситуаций.

Диагностический компонент системы развития у обучающихся умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера предусматривает установление уровня владения обозначенным видом умений. Нами определены и обоснованы три уровня владения умением обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера: высокий, средний и низкий.

Рассмотрим варианты реализации предложенной модели развития у обучающихся умений обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера в образовательной практике на примере обеспечения безопасности при авариях с выбросом радиоактивных веществ.

Первый этап – введение умения – предусматривает определение мотивации. Обучающиеся знакомятся с крупнейшими радиационными авариями в истории человечества на примере Чернобыльской катастрофы и аварии на АЭС «Фукусима 1». В этом случае целесообразно применить технологию «перевернутый класс» и предложить предварительный просмотр документального фильма «Битва за Чернобыль». С одной стороны, такая необычная форма домашнего задания придаст дополнительную мотивацию, с другой стороны, после просмотра фильма у учащихся будет сформировано представление об опасности радиации, в том числе и в ее «невидимости».

Уже на занятии обучающиеся знакомятся с алгоритмами обеспечения радиационной безопасности, представленными на стандартных схемах.

На втором этапе проходит решение тренировочных упражнений с использованием метода анализа конкретных ситуаций.

- Вы отдыхаете на турбазе в Ленинградской области недалеко от города Сосновый Бор. Рано утром вас разбудил звук сирены, извещающий об утечке радиации. На относительно небольшом расстоянии от места вашего отдыха расположена Ленинградская АЭС. Каковы ваши действия? Воспользуйтесь предложенными вам предметами для обеспечения безопасности.

- Составьте карту радиационно-опасных объектов России. Оцените степень радиационной опасности различных регионов нашей страны. Какой регион вы выбрали бы для своего проживания с точки зрения радиационной безопасности? Свою точку зрения обоснуйте.

- Составьте рекомендации для своей семьи по обеспечению радиационной безопасности в случае возникновения нештатной ситуации на одном из предприятий ядерного топливного цикла в нашей области.

Третий этап предполагает проведение учений по радиационной безопасности.

Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию у обучающихся умений обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера свидетельствуют об эффективности разработанной модели.

Литература:

  1. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Веряскина М.А. Использование электронной образовательной среды в изучении обучающимися безопасности жизнедеятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 158.
  2. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Прохорова И.В. Изучение будущими учителями безопасности жизнедеятельности социальных опасностей с использованием ресурсов электронной образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 477.
  3. Картавых М.А., Батракова Н.В., Мазина Е.В. Методические аспекты обучения по охране труда будущих педагогов // Безопасность и охрана труда. 2019. № 4 (81). С. 62-63; URL:https://biota.ru/images/magazine/2019-4-2-min.pdf
  4. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1(13); URL:https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/141
  5. Картавых М.А., Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Организационно-технологические аспекты практики будущих педагогов в условиях реализации образовательных модулей // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-2. С. 183-186.
  6. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении // Вестник Мининского университета. Т. 6. № 1 (22). С. 3; URL:https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/752
  7. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 17.; URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/507.
  8. Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 8. URL:https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/193