В. В. Утюганова Модель управления охраной труда в малом бизнесе на основе внедрения самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства (№2, 2019)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2019

УДК 331.45

 

Модель управления охраной труда в малом бизнесе на основе внедрения самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства

 

В.В. Утюганова,

 ст. преподаватель, аспирант

Омский государственный технический университет,

г. Омск, Россия

e-mail: kvomgtu@gmail.com

 

Аннотация

Однако в современных условиях организовать эффективную работу в области охраны труда работодателю малого бизнеса представляется сложным трудоемким процессом. В работе автором проведен анализ нормативной правовой базы в сфере разработки системы управления охраной труда в организациях малого бизнеса, а также построения модели управления охраной труда. Определены основные преимущества модели управления, основанной не на реактивном подходе, а превентивном. Автором разработана и предложена модель управления охраной труда, представляющая собой упрощенный подход к управлению и основанная на самостоятельной оценке работодателем соблюдения требований трудового законодательства.

Ключевые слова: система управления охраной труда, малый бизнес, проверочный лист

 

 

Model of management of labor protection in small business on the basis of introduction of self-dependent assessment abidance of requirements of the labour law

 

V.V.Utyuganova,

senior teacher, graduate student

Omsk State Technical University

Annotation

In present conditions organization of effective work in the field of labor represent to the director of small business as labor-intensive process. In this work the author analyzes the regulatory legal base in the sphere of development of the management’s system of labor protection in the organizations of small business and creation the model of management of labor protection. The main advantages of the model of management based not on reactive approach but preventive were defined. The model of management labor protection representing the simplified approach to management and based on independent assessment by the employer of observance of the labor law requirements were developed and offered by author.

Key words: control system of labor protection, small business, verifying leaf.

 

Эффективное управление охраной труда на предприятиях малого бизнеса остается крайне актуальной проблемой и на сегодняшний день. Одной из тем 21-ой Международной специализированной выставки в Москве «Безопасность и охрана труда» (декабрь 2017 г.) стало обсуждение новой подпрограммы «Безопасный труд», предполагающей разработку и внедрение предупредительной модели управления охраной труда, модернизации инструментов госуправления для стимулирования заинтересованности работодателей в нормальных и комфортных условиях для работников, внедрения механизма предупреждения и управления рисками. В настоящее время модели управления охраной труда до сих пор основаны на «реактивном» подходе, который подразумевает разработку детальных требований охраны труда, осуществление контроля за их соблюдением и применение мер реагирования в случае выявления нарушений или возникновения каких-либо неблагоприятных событий. И, несмотря на положительную динамику снижения уровней травматизма, данная модель уже считается «исчерпавшей себя» [1]. В настоящее время основное внимание в трудовом законодательстве уделяется проблемам повышения информированности, предупреждения возникновения рисков, профилактики профессиональных заболеваний. Кроме того, следует учитывать, что в условиях современного развития экономики большую часть сектора занимают организации малого бизнеса.

В Типовом положении о системе управления охраной труда (СУОТ), утверждённом приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438Н, указывается, что: «Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Упрощение осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя путем сокращения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей» [2]. Согласно критериям разделения предпринимательской деятельности к предприятиям с численностью до 15 человек относятся микропредприятия. Однако стоит отметить, что и для малых предприятий разработка и внедрение СУОТ является процессом чрезмерно трудозатратным и сложным для реализации с точки зрения финансовых возможностей. Отсюда следует вывод, что необходим некий компромисс между требованиями трудового законодательства и возможностями, а также производственной реальностью предприятий малого бизнеса. При отсутствии пояснений «упрощения» СУОТ будем руководствоваться следующим положением: «Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как область применения системы, размер малого предприятия и вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги)» [3].

Современная модель СУОТ основана на известном принципе: «планируй - выполняй - контролируй - совершенствуй». В основу модели СУОТ в настоящее время в большинстве своем положены международные стандарты системы управления (менеджмента): ИСО-9000 «Управление качеством» и ИСО-14000 «Управление охраной окружающей среды», OHSAS 18001-99 «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала». Согласно требованиям трудового законодательства СУОТ должна включать в себя, как минимум, следующие положения:

– положение о системе управления охраной труда;

– актуализация нормативной правовой базы;

– концепция (политика) в области охраны труда (включая цели, задачи, функции охраны труда);

– обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда у работников;

– информирование работников о состоянии условий и охраны труда (о гарантиях, компенсациях, средствах защиты);

– организация и проведение специальной оценки условий труда;

– планирование мероприятий по охране труда;

– реагирование на несчастные случаи, инциденты, аварии (учет и расследование);

– контроль уровней травматизма и профессиональной заболеваемости;

– управление профессиональными рисками;

– контроль за функционированием системы: аудит, актуализация, планирование совершенствования.

 Кроме указанных положений могут быть в зависимости от специфики деятельности организации установлены дополнительные:

–  организация и проведение медицинских осмотров;

– обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

– обеспечение спец.питанием, молоком и т.п.;

– организация режимов труда и отдыха;

–  и др.

На основании вышеизложенного представляется важной необходимость построить упрощенную модель управления охраной труда в организациях малого бизнеса, основанную на внедрении самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства, то есть ориентированную на профилактику, а не на устранение последствий. Результат деятельности в области охраны труда, основанной на внедрении такой модели, должен соответствовать определенным параметрам (рис. 1).

- обеспечение внедрения базового принципа предупреждения и профилактики (процесс непрерывного выявления опасностей на рабочих местах, их анализа, устранения опасностей с целью улучшения условий труда

- учет микротравм, полученных работниками, и анализ их причин

 

- обеспечение прав работников на получение информации об условиях труда на своем рабочем месте и всех существующих рисках, а также о принимаемых работодателями мерах по обеспечению безопасного труда

- вовлечение работников в процесс обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах

 

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими/обезвреживающими средствами и т.п., соблюдение режимов труда и отдыха

- исключение работы в условиях труда на тех рабочих местах, на которых по результатам СОУТ установлен 4-й класс опасности

 

Рисунок 1. – Предполагаемые результаты эффективной деятельности в области охраны труда в организациях

Разработка и внедрение СУОТ является достаточно сложным процессом для организаций малого бизнеса в силу отсутствия четких указаний и понятийного аппарата по ее разработке и совершенствованию. Наличие терминологической неопределённости, тавтологий и некоторых синонимичных понятий, используемых для обозначения результата ожидаемых изменений в процессе совершенствования СУОТ, отсутствие чётко прописанной методологии совершенствования СУОТ и неопределённость критериев положительных результатов изменений СУОТ, критериев и механизмов измерения наличия и степени достижения положительного эффекта, не дают работодателю четко построить без больших трудозатрат СУОТ [4].

Если обратиться к ГОСТ Р 12.0.009-2009 [3], то основными этапами разработки СУОТ являются: предварительный анализ, планирование системы управления охраной труда, разработка и применение системы управления охраной труда, проверка системы управления охраной труда, анализ функционирования системы управления охраной труда.

Разработка системы управления в таком алгоритме представляется сложной, в частности из-за того, что, например, в разделе предварительного анализа перечислены мероприятия по созданию самого малого предприятия, проводимые с учетом обеспечения безопасных условий труда на будущих рабочих местах. При этом малым предприятиям по указанным в ГОСТ Р 12.0.009-2009 критериям предлагается организовать работу по охране труда по примеру крупных организаций, что они не в состоянии сделать в силу недостатка необходимых человеческих, финансовых и материальных ресурсов.

Основополагающим стимулом работодателей для организации эффективной деятельности в области охраны труда является наличие административной, уголовной ответственности за выявленные нарушения. При этом в силу отсутствия необходимых ресурсов, работодатели зачастую прибегают к использованию временных услуг аутсорсинга или аутстаффинга для подготовки к визиту ГИТ. Поэтому для упрощения процедур управления охраной труда предлагается соответствующая модель (рис. 2)

Рисунок 2. – Модель управления охраной труда на основе внедрения самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства

Предлагаемая модель имеет два контура, первый контур представлен основными действиями, второй – действиями по совершенствованию СУОТ. На первом этапе предполагается определение ответственности работодателя по всем вопросам в сфере охраны труда с учетом специфики его деятельности. Разобраться с видами ответственности, а также с основными минимальными требованиями, предъявляемыми к обеспечению безопасных условий труда на рабочих местах представляется возможным на основании использования соответствующей нормативной правовой базы (по видам ответственности), сервиса Онлайнинспекция.рф, в базе которого содержится проверочный «лист» предпроверки по теме «Проверка соблюдения требований по организации охраны труда в организации», доступный в режиме он-лайн, а также на основании «чек-листов», утвержденных Приказом № 655 от 10 ноября 2017 года «Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». На основании выявленных ответственности и обязанностей соответственно, работодатель может распределить ответственность и обязанности между сотрудниками своей организации по соответствующим уровням управления. Распределение может происходить с учетом трудовых функций, содержащихся в профессиональных стандартах определенных должностных лиц, а также обязанностей, закрепленных в [2]. На основании данного установленного шага модели управления представляется возможным максимальное вовлечение работников в процесс управления охраной труда.

Соответственно, для выполнения работниками обязанностей в области охраны труда, возложенных работодателем, необходимо проводить обучение и проверку знаний требований охраны труда. На этапе предварительного анализа, подготовки, планирования, применения, выполняются стандартные минимально определенные в соответствии с требованиями трудового законодательства, мероприятия: разработка документации, анализ состояния условий и охраны труда, определение перечня профессий и работников, подлежащих прохождению медицинских осмотров и проч. На основе внедрения минимально установленных законодательством требований проводятся корректирующие действия (по необходимости) и окончательное внедрение.

Действия по совершенствованию предполагают внедрение процесса самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства. Проведение самостоятельной оценки основано на повторном проведении анализа проведенных корректирующих действий на каждом уровне управления. Во многом проведенный анализ, ситуационные обстоятельства и компетентность аудиторов влияет на качество принятых управленческих решений в области охраны труда. Поэтому имеет смысл внедрение процедур повышения их качества, основанных на следовании следующим принципам [5]: поддержание единства целей, полнота документального сопровождения, ориентация на конкретного исполнителя, реализуемость, мотивация, целенаправленность, оперативность, четкость механизмов реализации, краткость формулирования, юридическая законность. Для следования указанным принципам в принятии управленческих решений и повышении их качества, при наименьших трудозатратах следует обратиться к типовым формам проведения самопроверки  (чек-листы, онлайн-инспекция, типовые формы мониторинга состояния условий и охраны труда и т.п.). Взаимодействие с внешней средой подразумевает не только контакт с контролирующими организациями, но и обмен опытом, а также совершенствование системы управления на основе анализа потребностей сторонних заинтересованных лиц. Последний этап предполагает внесение изменений в систему управления и корректировку, в последующем самих критериев оценки эффективности системы управления. После внесения изменений в систему предполагается пересмотр обязанностей и возможностей (ресурсов) с последующим расширением параметров и элементов системы управления охраной труда в организации.

Внедрение процессов самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований охраны труда позволит реализовать направление развития риск-ориентированного подхода. Кроме того, ориентация на самостоятельную оценку работодателем соблюдения требований трудового законодательства может дать импульс для улучшения условий труда на рабочих местах, а также получить положительную динамику сокращения производственного травматизма и смертности на рабочих местах с повышенной опасностью. Ориентация на разработанную модель впоследствии приведет к снижению административной нагрузки на работодателей, а привлечение работников к процессу управления охраной труда  через повышение уровня их информированности также приведет к положительным результатам.

 

Список литературы:

1. Министерство труда и социальной защиты РФ/ Минтруд России предлагает провести модернизацию модели управления охраной труда.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/labour/safety/292

2. Приказ Минтруда РФ от 19 августа 2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420376480

3.  ГОСТ Р 12.0.009-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200073863

4. Костин, Д.М., Нормативные параметры совершенствования системы управления охраной труда / Д.М Костин, Б.В.  Севастьянов // Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. –№ 12(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 7-16.

5. Портнягин, А.И, Разработка управленческих решений в государственных органах: особенности, проблемы, пути повышения эффективности / А. И. Портнягин // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2013. – С. 87-96.