УДК 331.461.2
Регулирование режима труда и отдыха как важный фактор безопасности труда в автотранспортной организации
Лукьянова Т.В.
к.э.н., доцент кафедры управления персоналом
Государственный университет управления, г. Москва
lukyanovat@inbox.ru
Абдуллина В.И.
Студентка магистратуры, 1 курс, управление персоналом
Государственный университет управления, г. Москва
ven.abdullina2013@yandex.ru
Аннотация: Труд водителей автобусов связан с тем, что данная категория рабочих является источником повышенной опасности, поскольку в большинстве случаев прямой или косвенной причиной ДТП становится усталость водителя вследствие некомфортных условий труда и продолжительного нахождения за рулем. Результатом утомления водителя является увеличение числа ошибочных реакций, что и создает угрозу безопасности дорожного движения, а также является предпосылкой для возникновения несчастья. Создание благоприятных условий труда, регулирование и контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей автобусов, организация качественного обучения использованию тахографов позволит обеспечить их стабильную работоспособность, уверенность в управлении транспортом и, соответственно, повысить безопасность дорожного движения.
Ключевые слова: условия труда, работоспособность, режим труда и отдыха, рабочее время, водитель автотранспортного средства, тахограф.
Regulation of work and rest as an important factor in occupational safety in the road transport organization
Scientific adviser: T.V. Lukyanova,
Ph. D., associate Professor of the Department
of personnel management
State University of management, Moscow
V.I. Abdullina,
Master's student, 1 course, personnel management
State University of Management, Moscow
Abstract
The work of bus drivers is related to the fact that this category of workers is a source of increased danger, since in most cases driver fatigue due to uncomfortable working conditions and prolonged driving is a direct or indirect cause of accidents. The result of driver fatigue is an increase in the number of erroneous reactions, which creates a threat to road safety, and is also a prerequisite for the occurrence of unhappiness. Creating favorable working conditions, regulating and monitoring compliance with the work and rest schedule for bus drivers, organizing quality training for using tachographs will ensure their stable performance, confidence in driving and, accordingly, improve road safety.
Keywords: working conditions, working capacity, work and rest schedule, working hours, motor vehicle driver, tachograph.
Режим труда и отдыха работников автотранспортного предприятия, играет важную роль в деятельности предприятий, обязанных обеспечивать безопасность дорожного движения и граждан (пассажиров). Это связано с тем, что в большинстве случаев прямой или косвенной причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП) становится усталость водителя, который продолжительное время находился за рулем. А результатом утомления водителя является увеличение числа ошибочных реакций, что и создает угрозу безопасности дорожного движения, а также является предпосылкой для возникновения несчастья.
Необходимость чередования труда и отдыха в течение различных периодов времени имеет физиологическое обоснование. Трудовая деятельность человека связана с расходованием физической и нервной энергии, что приводит к изменениям в организме. Восстановление первоначального состояния происходит в периоды кратковременного отдыха. Научной основой разработки рациональных режимов труда и отдыха является динамика работоспособности человека, отражающая влияние на его организм всего комплекса условий труда [1].
Водитель — это работник, который управляет источником повышенной опасности как для самого себя, так и для окружающих автомобилей и граждан, поэтому к условиям его труда всегда существовали особые требования. Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15. Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170 [3].
Рабочее время водителя делится на определенные периоды. Самыми важными и основными периодами является время управление автомобилем, время отдыха водителя во время пути и на конечных пунктах, время проведения медицинского осмотра водителя перед его выездом на линию.
Согласно данным статистического бюро Соединенных штатов Америки, опубликованным в декабре 2018 года, профессия «Водитель» занимает седьмую строчку в списке самых опасных профессий в мире [4]. Минтранс РФ констатирует участившиеся в 2018 году дорожно-транспортные происшествия с участием водителей автобусов, прирост которых в 2018 году по сравнению 2017 годом составил 2,5 %, а в мире – 7,3 % [2]. При этом в большинстве случаев прямой или косвенной причиной ДТП становится усталость водителя в следствии некомфортных условий труда и продолжительного нахождения за рулем.
ОАО «ТРАНСАВТО» (название организации изменено) – предприятие, осуществляющее перевозки жителей Московской области и города Москвы, а также межобластные пассажирские перевозки (в том числе и заказные). В 2018 году количество аварий с участием водителей предприятия увеличилось по сравнению с 2017 годом на 13%, в связи с чем возникла необходимость более детального изучения причин ДТП и разработки эффективных мер по их предотвращению.
Результаты анализа ДТП, произошедших в 2018 году с участием водителей предприятия, показали, что в 26 из 41 случаях водители не справились с управлением автобусами ввиду состояния повышенного утомления, обусловленного несоблюдением режима труда и отдыха. При интервьюировании водителей автобуса ОАО «ТРАНСАВТО» по поводу причин ДТП были получены данные об отсутствии привязки режима труда и отдыха к технологическому транспортному процессу предприятия и эффективного контроля за соблюдением режима труда и отдыха.
Также было проведено исследование удовлетворённости водителей автобусов работой и условиями труда в ОАО «ТРАНСАВТО», участниками которого стали 50 водителей автобусов из 17 филиалов организации. Результаты анкетирования, показали, что 46 из 50 респондентов недовольны условиями труда в части установления эффективных мер по организации труда и отдыха водителей автобусов, 35 человек – моральным поощрением, 15 водителей автобусов – качеством обучения вождению автотранспортного средства (рисунок 1).
Данные о причинах увольнений водителей автобусов в 2016-2018 гг., полученные при выходном интервью (2016 г. – 38 человек, 2017 г. – 43 человека, 2018 г. – 51 человек), показали, что основными причинами увольнений также стали: отсутствие контроля за соблюдением режима труда и отдыха, отсутствие обучения использованию тахографов, отсутствие морального поощрения заслуг работников.
Как уже было указано выше, специфика разработки режимов труда и отдыха водителей состоит в том, что, с одной стороны, необходимо соблюдать общие государственные требования к разработке режимов труда и отдыха, а с другой - осуществлять привязку режимов труда и отдыха к особенностям работы обслуживаемой клиентуры, к начально-конечным пунктам автобусного маршрута, к остановочным пунктам для отдыха и питания на трассе маршрута.
График работы для всех водителей автобусов во всех филиалах ОАО «ТРАНСАВТО» идентичен, независимо от загруженности пассажиропотоком. Был изучен установленный режим труда и отдыха водителей ОАО «ТРАНСАВТО» 7-ми филиалов с высоким пассажиропотоком и 4-х филиалов с низким пассажиропотоком, который составляется ежемесячно специалистом отдела кадров и утверждается директором соответствующего филиала с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации, однако не согласовывается с заместителем директора по безопасности и с заместителем директора по перевозкам филиала.
Согласно графику рабочего времени водители автобусов первой смены привлекаются к рабочему процессу 2/2 с 6:00 до 19:00 по 11 часов в день с двумя перерывами для отдыха и питания (обед) по 1 часу. В соответствии с табелем учета рабочего времени необходимо отметить ежемесячное привлечение водителей автобусов «загруженных филиалов» ОАО «ТРАНСАВТО» к сверхурочной работе с связи с увеличенным пассажиропотоком.
Однако все анкетируемые водители автобусов «загруженных» филиалов выразили своё недовольство наличием сверхурочных часов, указывая на возможность оптимизации формирования графика работы с учетом особенностей обслуживаемой клиентуры. Один из перерывов для отдыха и питания (обед) некоторых водителей выделен с 15:30 до 16:30, что охватывает начальный период загруженности на дороге и увеличенного числа пассажиров в большинстве филиалов организации. По мнению водителей, назначение обеда в столь загруженное время возможно лишь при наличии достаточного количества водительского состава.
Общая численность водительского состава ОАО «ТРАНСАВТО» (21 филиал) на 29.03.2019 составила 362 человека, что на 16 человек меньше, чем на 29.03.2018. При указанной численности водительского состава в часы пика ОАО «ТРАНСАВТО» необходимо задействовать всех водителей автобусов, назначенных в смену. Поэтому руководство ОАО «ТРАНСАВТО» периодически привлекает водителей автобусов к сверхурочной работе для перевозки жителей Московской области и города Москвы.
Водители автобусов «загруженных» филиалов ОАО «ТРАНСАВТО» обеспокоены превышением продолжительности рабочего времени водителей за учётный период (месяц) предельно допустимого количества рабочих часов. Согласно Приказу Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 03.05.2018) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 № 6094) продолжительность рабочей смены водителя (с учетом времени ПЗВ (сокращ. подготовительно-заключительное время, время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра) не должна превышать 12 часов, а продолжительность сверхурочных работ не должна превышать четырех часов для каждого водителя в течение двух дней подряд и 120 часов в год [3].
Факт нарушений в части несоблюдения режима труда и отдыха водителей автобусов выявлен при проверке 9-ти табелей учета рабочего времени 3-х «загруженных» филиалов ОАО «ТРАНСАВТО» и 3-х путевых листов автобусов выражались в следующем:
- превышение допустимого времени продолжительности ежедневной работы;
- продолжительность рабочего времени водителей за учётный период (месяц), превышал предельно допустимое количество рабочих часов;
- продолжительность минимального ежедневного междусменного отдыха составляла менее 12 часов;
- продолжительность минимального еженедельного междусменного отдыха составляла менее 42 часов.
Для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей предусмотрены контрольные устройства, именуемые тахографами. Водитель автобуса обязан использовать тахограф в течение запланированного рабочего времени и времени, предназначенного для перерывов в работе строго в соответствии с инструкцией по эксплуатации, не допуская каких-либо манипуляций с тахографом. Однако согласно данным, полученным при диагностике тахографических карт водителей автобусов ОАО «ТРАНСАВТО», выяснилось, что правила работы с тахографами периодически нарушались: активация тахографов не всегда соответствовала реальному графику работы. Проблема заключается в том, что правилам работы с тахографами в ОАО «ТРАНСАВТО» уделены лишь 3 пункта в должностной инструкции водителя автобуса, в которых «Водитель автобуса обязан следить за надлежащим использованием карты водителя и тахографа», но подробная инструкция работы с тахографом и контроль за его использованием не предусмотрены ни в одном из локально-нормативных актов организации, что привело к участившимся случаям отсутствия применения карты водителя и, соответственно, недостоверной информации о соблюдения режима труда и отдыха водителя автобуса в течении рабочего дня (смены), передаваемой в путевые листы и табель учета рабочего времени.
По результатам проверок в период с 21.01.2019 по 15.02.2019 Центральным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора, в том числе путевой документации арендованных транспортных средств, в филиалах ОАО «ТРАНСАВТО» зафиксированы нарушения в части несоблюдения режима труда и отдыха водителей, штраф по которым составил 700000 рублей.
Одним из путей решения проблем, возникающих при работе водителей с тахографами, является внесение изменений в должностную инструкцию водителя автобуса в части организации работы с тахографами - правил работы с тахографами и ежедневного контроля за использованием карты водителя. Правила работы с тахографами следует проговаривать и демонстрировать наглядно при проведении инструктажей по охране труда: вводном (при приеме на работу), а также, при необходимости, при предрейсовых. Контроль за исполнением соблюдения режима труда и отдыха водителей, ежедневный тахографический анализ карт водителей необходимо возложить на заместителей директора по безопасности филиала и заместителя директора по перевозкам филиала. Также представляется необходимым обеспечить возможность обращения к Правилам работы с тахографами путем размещение должностной инструкции водителя автобуса и видео-инструкции к ней на корпоративном сайте ОАО «ТРАНСАВТО», где каждый водитель при необходимости может не только знакомиться с материалом, но и оставлять комментарии, которые можно будет использовать для дальнейшего совершенствования этой работы.
Возвращаясь к проблеме формирования графика работы с учетом особенностей распределения режима труда и отдыха водителей во взаимосвязи с часами увеличенного пассажиропотока, необходимо внести изменения в график работы водителей автобусов ОАО «ТРАНСАВТО».
Оптимальная возможность корректировки графика работы водителей автобусов была найдена после изучения условий трудового договора, анализа результатов анкетирования водителей, интервьюирования с водителями, ставшими участниками ДТП, изучения маршрутов автобусов и согласования с директором по безопасности филиала г. Балашиха и с директором по перевозкам филиала г. Химки.
На основании предпочтений водителей, специфики их деятельности и пожеланий руководства нами были установлены следующие составные элементы суммированного учета рабочего времени: график работы – 2/2, перерыв для отдыха и питания (обед) – 30 минут, но при этом продолжительность первой смены для одной группы водителей в период с 7:00 до 19:00, включая время предрейсового медицинского осмотра (перерыв с 11:30 до 12:00, с 15:45 до 16:15), для другой – с 6:00 до 18:00, включая время предрейсового медицинского осмотра (перерыв с 11:00 до 11:30, с 15:30 до 16:00), второй смене для одной группы водителей в период с 13:00 до 01:00, включая время предрейсового медицинского осмотра (перерыв с 18:00 до 18:30, с 22:00 до 22:30), для другой – с 12:00 до 00:00, включая время предрейсового медицинского осмотра (перерыв с 17:00 до 17:30, с 21:30 до 22:00).
Предлагаемые графики рабочего времени водителей автобусов для каждой из смен (на примере 8 дней) представлены в рисунке 2-5.
Рисунок 2 – График рабочего времени для водителей автобусов 1 смены 1 группы
Рисунок 3 – График рабочего времени для водителей автобусов 1 смены 2 группы
Рисунок 4 – График рабочего времени для водителей автобусов 2 смены 1 группы
Рисунок 5 – График рабочего времени для водителей автобусов 2 смены 2 группы
Предлагаемый график работы для водителей сократит продолжительность их рабочего времени с 11 ч. до 10 ч. Для устранения сверхурочных работ необходимо 19 водителей из 7 наиболее «простоенных» филиалов (г. Наро-Фоминск, г. Коломна, г. Истра, г. Волоколамск, г. Егорьевск, г. Дмитров, г. Королев) перевести в наиболее «загруженные» филиалы (г. Балашиха, г. Сергиев Посад., г. Щелково, г. Подольск, г. Серпухов, г. Домодедово, г. Химки). Кадровый перевод возможен лишь при письменном согласии работника. При анкетировании 22 водителя из «простоенных» филиалов дали согласие на возможный перевод в другой филиал (рисунок 6), учитывая, что тарифная ставка водителей в загруженных филиалах больше, чем в «простоенных».
Изменение графика работы водителей, перевод 19 водителей из «простоенных» филиалов в «загруженные», качественное обучение использованию тахографов и контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей позволит обеспечить их стабильную работоспособность, уверенность в управлении транспортом и, соответственно, повысить безопасность дорожного движения. Также эти мероприятия направлены на сокращение, если не полную ликвидацию, штрафов за нарушение режима труда и отдыха. Предложенные способы позволят сократить текучесть кадров водителей автобусов и увеличить количество и качество пассажирских перевозок, снизить.
Как было установлено путем анализа анкет водителей автобусов ОАО «ТРАНСАВТО», 70% респондентов не удовлетворены моральным поощрением их труда. Необходимо организовать мероприятия, направленные на поощрение водителей автобусов за добросовестное отношение к работе, соблюдение режима труда и отдыха, отсутствие нарушений ПДД. Это может быть публичное вручение «Почетной грамоты «ТРАНСАВТО», «Нагрудного значка «ТРАНСАВТО» в день работников автомобильного транспорта, который организация празднует ежегодно в октябре, а также в день рождения филиалов «ТРАНСАВТО». Списки награжденных работников следует выкладывать на корпоративный сайт ОАО «ТРАНСАВТО», копию «Почетной грамоты» и удостоверения к «Нагрудному значку» вывешивать в соответствующем автобусе награжденного. Внедрение предложений позволит повысить преданность водителей автотранспортной организации ОАО «ТРАНСАВТО».
Литература:
1. Лукьянова, Т.В., Сувалова, Т.В., Ярцева С.И. Управление персоналом: теория и практика. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала: учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2012. – 72 с.
2. Алексеева О.В., Оценка риска в системе транспортной безопасности [Текст] / О.В. Алексеева // Транспорт Российской Федерации – 2019 № 4 (80) / 2019 – 6 с. – ISSN: 1994-831ХE-ISSN: 2658-3674
3. Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 03.05.2018) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 N 6094). Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=298840&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8370126990467094#09032478838446097
4. Toп-10 самых опасных профессий в мире. Режим доступа: www.germania.one https://germania.one/top-10-samyh-opasnyh-professij-v-mire