О. В. Усикова Развитие принципа «частно-государственное партнёрство» в области охраны труда (№2, 2018)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №2, 2018

УДК 331.45

Развитие принципа «частно-государственное партнерство»

 в области охраны труда

 

О.В.Усикова,

инженер кафедры техносферной безопасности ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет геосистем и технологий»,

e-mail: o.v.usikova@yandex.ru

Реферат

Статья посвящена раскрытию сущности одного из принципов экономического обеспечения охраны труда такого, как частно-государственное партнерство. Приведен механизм партнерства и обоснованы социально-экономические преимущества для его участников.

Ключевые слова: охрана труда, частно-государтсвенное партнерство, результативность, высшее учебное заведение, безопасность.

 

Development of the principle «public and private partnership» in the field of occupational safety and health

O.V.Usikova,

engineer of chair of a technosphere safety

"Siberian state university of geosystems and technologies"

 

Annotation
         Article is devoted to disclosure of essence of one of the principles of economic ensuring labor protection such as public and private partnership. The mechanism of partnership is given and social and economic advantages to its participants are proved. 
          Keywords: occupational safety and health, public and private partnership, effectiveness, higher educational institution, safety.

 

Применительно к области охраны труда рассматривается несколько вариантов партнерства – это социальное партнерство между работником и работодателем и частно-государственное партнерство (ЧГП) между работодателем и органами исполнительной власти.  Под социальным партнерством принято понимать взаимоотношения работника и работодателя через избранных  представителей, таких как профсоюз работников, уполномоченный по охране  руда работник, комиссии по охране труда. На данном этапе развития экономики Российской Федерации  социальному партнерству в области охраны труда отведено особое место и достаточно обширно рассмотрены его механизмы авторами и исследователям данной области. В свою очередь хотелось бы рассмотреть второй вид партнерства в области охраны труда, ведь немаловажным моментом является  отношение органов государственной власти к обеспечению безопасных условий труда на рабочих местах и их вклад при  формировании таких условий в организациях и на предприятиях. В этой связи автором ранее были рассмотрены в обобщенном виде три варианта частно-государственного партнерства в рамках обоснования принципов экономического обеспечения трудоохранных мероприятий  [1]. Данная статья направлена на развитие одного из основных вариантов частно-государственного партнерства между работодателем и государственными органами исполнительной  власти. Предлагаемый вариант представляет собой интеграцию деятельности организаций сектора малого бизнеса  с учебным процессом  государственных вузов, выпускающих специалистов по охране труда (направления подготовки Техносферная безопасность, Безопасность жизнедеятельности в техносфере и аналогичные) посредством реализации Программы улучшения условий труда в секторе малого бизнеса. В последнее время вопросы такой  интеграции учебного процесса и развития сектора реального бизнеса весьма актуальны.

 В нашем случае предлагается рассматривать процесс интеграции образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность» с сектором малого бизнеса Новосибирской области (НСО). По данным Новосибирскстата на  2017 год на территории Новосибирской области в секторе малого бизнеса свою деятельность осуществляет 81415, а среднесписочная численность составляет  около 211633 человек. Отдельно выделим те виды экономической детальности, которые демонстрируют ежегодные высокие показатели производственного травматизма, подтверждаемые ежегодными статистическими бюллетенями о травматизме в области и докладами Министерство труда, занятости  и трудовых ресурсов НСО. Так на обрабатывающие производства приходится 39,4 % пострадавших, сельское хозяйство – 21%, транспорт и связь -15%, строительство-  10%.  [3]. При этом, как и на территории Российской Федерации, уровень смертельного травматизма  секторе малого бизнеса области превышает аналогичные показатели среднего и крупного бизнеса. Так на 2016 год показатель  частоты производственного травматизма со смертельным исходом в секторе малого бизнеса составил 2,21 на 1000  работающих, что в 1,7 раз превысило значение аналогичного среднеобластного показателя. В том числе как показывает практика государственных надзорно-контрольных мероприятий 31,6 % выявленных нарушений в области охраны труда относится к ее неудовлетворительному процессу организации, в частности нарушение санитарно-гигиенических норм, отсутствие локальной документации, необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты [4]. Еще одним негативным моментом является сокрытие несчастных случаев на производстве, при анализе докладов о состоянии охраны труда на территории Новосибирской области сбыло выявлено расхождение в статистике погибших на производстве: по данным  Новосибирскстат 25 человек, по данным Государственной инспекции труда (ГИТ) 38 человек. Расхождение 13 погибших работников, что составляет 34 % процента, такую разницу можно объяснить тем, что,   скорее всего это сокрытые несчастные случаи, которые выявляются ГИТ и расследуются постфактум и не подаются  в статистической форме 7Т-травматизм. Проблему расхождения статистических данных отмечал в свое время  Збышко Б.Г.  [5]. К тому же практика учебно-образовательного процесса показывает, что существует большое количество организаций с неудовлетворительным состоянием обеспечения охраны труда, в том числе халатным отношением к происходящим несчастным случаям на производстве. Поэтому создание государственных (региональных) программ по реализации помощи в организации охраны труда в секторе малого бизнеса может стать одним из инструментов государственного управления охраной труда.

Целью партнерства  является трехсторонняя практическая выгода: студенты (обучающиеся) получают возможность развития практических навыков и компетенций; организации и предприятия обеспечивают  выполнение государственных нормативных требований охраны труда, тем самым снижается вероятность возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний; государство получает квалифицированных работников и снижение потерь ВВП. В графическом виде программа была представлена в источнике [1; 2].

Заказчиком в области  частно-государственного партнерства на федеральном уровне может выступать как Правительство Российской Федерации (в частности Министерство науки и высшего образования РФ или Министерство труда и социальной защиты  РФ), на региональном - правительство субъекта (Министерство труда и социального развития или Министерство образования субъекта Федерации), на муниципальном уровне - Администрация города. В нашем случае в качестве заказчика предполагается  Министерство труда, занятости  и трудовых ресурсов Новосибирской области.

 Исполнителем выступает профильный вуз, выпускающий студентов по направлению подготовки «Техносферная безопасность», «Безопасность  труда», «Безопасность технологических процессов и производств». В НСО существует несколько таких вузов, в том числе и Сибирский государственный университет геосистем и технологий.

Получателем (можно сказать и выгодоприобретателем) такого взаимодействия  являются организации сферы малого и микро бизнеса,  которые, как было отмечено ранее,  имеют в области охраны труда  послаблением со стороны государства в виде отсроченных проверок государственных контролирующих органов в течение трех лет с момента создания, что регулируется   федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального надзора» . Таким образом,  работодатель может преднамеренно не выполнять государственные нормативные требования охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д., исходя из экономии денежных средств или ненадлежащего отношения к сохранению жизни и здоровья работников. Повторимся еще раз: уровень производственного травматизма с летальным исходом в данном секторе экономике на протяжении последних пяти лет, как  по стране так и по НСО, превышает практически в два раза показатели такого травматизма в среднем и крупном бизнесе. К тому же присутствует еще одна проблема - это преднамеренное  банкротство или закрытие организации/предприятия, с дальнейшей его реорганизацией и функционированием. В таком случае и проверке не подвергаются и как следствие с высокой степенью вероятности не обеспечивают государственные нормативные требования безопасности труда. Однако ситуация изменилась с ужесточением законодательства по поводу процедуры банкротства. Поэтому как никогда необходимо в течение первых трех лет существования организации или предприятия наладить  функционирование системы управления охраной труда.

Функции участников частно-государственного партнерства:

- заказчик осуществляет функцию материального обеспечения данного партнерства в виде предполагаемых стипендий исполнителям или материального поощрения по итогам работы; осуществляет прием заявок от получателей такого партнерства или же формирует список организаций, которым необходимо предложить партнерство ( по результатам статистической информации или запроса  в Государственную инспекцию труда региона  о фактах регулярных нарушений трудоохранного законодательства конкретными организациями и предприятиями);

- исполнитель посредством формирования студенческих активных групп под руководством опытных специалистов (ведущих преподавателей)  осуществляет функцию управления охраной труда, в том числе аутсорсинг при полном отсутствии организации охраны труда или ее аудит с дальнейшими действиями по корректировке состояния охраны труда. Таким образом, студенты могут разработать для организаций и предприятий малого бизнеса основную документацию в области охраны труда, такую как Положение о системе управления охраной труда, Положение о политике в области охраны труда, инструкции по охране труда, основные приказы,  и иную документацию. Также могут обеспечить организацию проведения медицинского осмотра, специальной оценки условий труда,  закупку СИЗ и СКЗ, основной требуемой литературы, программного обеспечения в области охраны труда, проведение оценки состояния охраны труда (анализ производственного травматизма и профзаболеваемости); способствуют внедрению технологий бережливого производства (lean-технологий), в основе которых лежат требования эргономики. Могут выполнить аудит действующей системы управления охраны труда с последующими рекомендациями и корректирующими действиями. Все перечисленные процессы не потребуют от работодателя в отношении студентов никакого денежного обеспечения;

- получатель – подает заявки заказчику или непосредственно исполнителю для осуществления ЧГП в области охраны труда;  реализует выполнение государственных нормативных требований охраны труда  в соответствии с трудоохранным законодательством.

Таким образом, происходит интеграция образовательного процесса с бизнес средой субъекта Федерации. Преимущества такого варианта частно-государственного партнерства очевидны и представлены ниже.

Обеспечиваемые преимущества:

- повышение уровня грамотности и опытности студентов, увеличение вероятности их трудоустройства по профессиональному направлению;

- повышение привлекательности высших учебных заведений, реализующих частно-государственное партнерство, для абитуриентов;

- повышение уровня законодательной и экономической грамотности работодателей;

- обеспечение выполнения государственных нормативных требований охраны труда;

- снижение уровня профессиональных заболеваний и травматизма на производстве;

- обеспечение профессионального риска на приемлемом уровне в соответствии с требованиями программы Нулевого травматизма;

- повышение социально-экономической привлекательности охраны труда;

- продвижение культуры безопасного труда и безопасной производственной деятельности, непрерывная пропаганда трудоохранной культуры и ее принципов;

- увеличение экономической эффективности производственной деятельности организаций и предприятий;

- обеспечение роста производительности труда за счет улучшения состояния условий и охраны труда, в том числе внедрения методов бережливого производства или эргономических программ;

- ожидается снижение потерь фонда рабочего времени, за чет снижения показателей травматизма и профзаболеваемости;

- снижение вероятности сокрытия несчастных случаев на производстве;

- уменьшение вынужденных затрат у работодателя,  связанных с дополнительными взносами в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), доплатами за вредные условия труда, при проведении специальной оценки условий труда;

- уменьшение вероятности возникновения ранней инвалидности и сокращение связанного с ней пенсионного обеспечения,

- снижение затрат ФСС РФ, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями;

- улучшение качества трудовой жизни населения, работающего  в сфере малого и микро бизнеса;

- снижение потерь валового внутреннего продукта страны.

Исходя из обеспечиваемых преимуществ, можно сделать вывод о выгоде данного партнерства для всех его участников. Неоспоримым фактом является то, что частно-государственное партнерство в таком виде способствует продвижению культуры безопасности и охраны труда, пропаганде безопасных условий труда и ценности жизни и здоровья работающего населения.

 

 

 

 

Литература:

  1. Усикова, О.В. Современные подходы к формированию финансово-экономического обеспечения охраны труда в РФ/ О.В. Усикова // Безопасность и охрана труда. 2016. № 3 (68).- С. 15-17. (0,44 п.л.)
  2. Усикова, О.В.Варианты частно-государственного партнерства в области охраны труда /О.В. Усикова // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и экологии: материалы I Междунар. научно-практич. конф. / под ред. проф. Н.М. Пузырева. Тверь: ТГТУ, 2015. - С. 624 – 626.
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Количество занятых в экономике страны. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
  4. Доклад о состоянии условий и охраны труда на территории Новосибирской области в 2016 году [Текст] / Министерство труда, занятости  и трудовых ресурсов Новосибирской области: Новосибирск. – 2017. - 30с.
  5. Збышко, Б.Г. Актуальные проблемы охраны труда [Электронный ресурс]:. – Режим доступа:   http://kaliningrad.hsac.ru/files/kaliningrad_pdf_statiy/01_aktualnye_problemy_ohrany_truda_zbyshko.pdf