Н. А. Мулдашева, И. В. Шаповал, Л. К. Каримова, А. З. Фагамова Изменения санитарного законодательства 2020-2021гг., устанавливающие обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда и факторов среды обитания. (№1,2022)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1, 2022

УДК 614.3:613.6:614 DOI 10.54904/52952_2022_1_82

Изменения санитарного законодательства 2020-2021 гг., устанавливающие обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда и факторов среды обитания

Н. А. Мулдашева

И. В. Шаповал

Л. К. Каримова

А. З. Фагамова

ФБУН Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека

г. Уфа, Россия

Аннотация. Статья посвящена анонсированию изменений санитарного законодательства, устанавливающего обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда и факторов среды обитания в 2020-2021 гг., в связи с реализацией реформы «регуляторной гильотины», как способа государственного регулирования, снижения административных барьеров ведения хозяйственной деятельности, исключения избыточных и устаревших обязательных требований, которые могут являться причиной коррупционных рисков при взаимодействии контрольно-надзорных органов и бизнеса.

Ключевые слова: изменения санитарного законодательства; обязательные требования; безопасные условия труда; факторы среды обитания

Для цитирования: Н.А. Мулдашева, И.В. Шаповал, Л.К. Каримова, А.З. Фагамова. Изменения санитарного законодательства 2020-2021 гг., устанавливающие обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда и факторов среды обитания. Безопасность и охрана труда. 2022;

Сведения об авторах:

Мулдашева Надежда Алексеевна – научный сотрудник отдела медицины труда ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», 450106, г. Уфа, ул. Ст. Кувыкина, 94, тел. (347) 255-57-21, E-mail: muldasheva51@gmail.com

 

Шаповал Инна Валерьевна – научный сотрудник отдела медицины труда ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», 450106, г. Уфа, ул. Ст. Кувыкина, 94, тел. (347) 255-57-21, E-mail: shapoval-inna@mail.ru

 

Каримова Лилия Казымовна – главный научный сотрудник отдела медицины труда ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», 450106, г. Уфа, ул. Ст. Кувыкина, 94, тел. (347) 255-57-21, E-mail: iao_karimova@rambler.ru

 

Фагамова Алина Зульфировна – младший научный сотрудник отдела медицины труда ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», 450106, г. Уфа, ул. Ст. Кувыкина, 94, тел. (347) 255-57-21, E-mail: alinafagamova@gmail.com

Amendments to the sanitary legislation, establishing mandatory requirements for ensuring safe working conditions and environmental factors for humans in 2020-2021

N. А. Muldasheva

I. V. Shapoval

L. К. Каrimovа

А. Z. Fagamovа

Ufa Research Institute of Occupational Medicine and Human

Ecology, Ufa, Russia

Resume: The article is devoted to the announcement of changes in sanitary legislation establishing mandatory requirements for ensuring safe working conditions and environmental factors for humans in 2020-2021, in connection with the implementation of the reform of the "regulatory guillotine" as a way of state regulation, reducing administrative barriers to economic activity, eliminating redundant and outdated mandatory requirements that may cause corruption risks in the interaction of regulatory and supervisory authorities and business.

Keywords: changes in sanitary legislation, mandatory requirements, safe working conditions, environmental factors

Muldasheva Nadezhda Alekseevna – Researcher of the Department of Occupational Medicine of the Ufa Research Institute of Occupational Medicine and Human Ecology, 94 Kuvykina St., Ufa, 450106, tel. (347) 255-57-21, E-mail: muldasheva51@gmail.com

Shapoval Inna Valerievna – Researcher of the Department of Occupational Medicine of the Ufa Research Institute of Occupational Medicine and Human Ecology, 94 Kuvykina St., Ufa, 450106, tel. (347) 255-57-21, E-mail: shapoval-inna@mail.ru

Karimova Liliya Kazimovna – Chief Researcher of the Department of Occupational Medicine of the Ufa Research Institute of Occupational Medicine and Human Ecology, 94 Kuvykina St., Ufa, 450106, tel. (347) 255-57-21, E-mail: iao_karimova@rambler.ru

Fagamova Alina Zulfirovna – Junior Researcher of the Department of Occupational Medicine of the Ufa Research Institute of Occupational Medicine and Human Ecology, 94 Kuvykina St., Ufa, 450106, tel. (347) 255-57-21, E-mail: alinafagamova@gmail.com

Введение. Проблема нарастания большого количества обязательных требований, направленных на охрану жизни и здоровья населения, зачастую формальных, избыточных или даже тормозящих экономический рост, характерна как для нашей страны, так и для многих стран с развитой экономикой [1].

Избыточное регулирование ведения хозяйственной деятельности приводит к росту издержек бизнеса, препятствует его развитию, коррупционным проявлениям, направленным на обход регулирования менее затратным путем и мешает достижению главной цели – безопасности людей [2].

В связи с этим руководство нашей страны столкнулось с необходимостью быстрого, технологически несложного способа избавления от избыточных обязательных требований. Наиболее технологически простым способом является механизм «регуляторной гильотины», который устраняет и упрощает многие правила за короткий период и позволяет сосредоточиться на правилах, необходимых для защиты здоровья, безопасности окружающей среды [3,4].

«Регуляторная гильотина» – это реформа контрольно-надзорной деятельности, сокращение числа нормативных актов по причине того, что они морально устарели, многие из которых не пересматривались более двадцати лет.

В феврале 2019 г. в послании Федеральному Собранию 1 Президентом РФ В.В. Путиным была поставлена задача радикального пересмотра обязательных требований, которые предприниматели и государственные компании должны соблюдать в рамках своей деятельности [5].

Реализация данной задачи предусматривала отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, принятых ранее и устанавливающих требования, соблюдение которых подлежат проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.

К моменту публикации Поручения Президента России в системе государственного санитарно-эпидемиологического нормирования на начало 2019 года действовало 424 санитарно-эпидемиологических правила и гигиенических норматива (366 по гигиене, из которых 65 гигиенических нормативов и 58 по эпидемиологии).

Федеральной службой Роспотребнадзора проведена системная работа по актуализации санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон: подведомственных научных организаций и территориальных органов, представителей бизнес-сообщества, экспертного, научного сообщества.

В результате реализации «регуляторной гильотины»:

- по разделу «Гигиена» весь массив актов сгруппирован по нескольким основным направлениям;

- проведена работа по актуализации всех 65 гигиенических нормативов (ГН) факторов среды обитания. Все требования систематизированы и сгруппированы в единый документ;

- полностью пересмотрены все документы по разделу «Эпидемиология», требования систематизированы и сгруппированы в единый документ.

По результатам проведенной работы в течение 2021 года вступили в силу 11 нормативных правовых актов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Цель настоящей статьи: ознакомить специалистов хозяйствующих субъектов с основными нововведениями санитарного законодательства, регулирующего требования к обеспечению безопасных для человека условий труда и факторов среды обитания.

Нормативными документа, регулирующими требования по обеспечению безопасных для человека условий труда, являются:

- СП 2.2.3670–20 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2020 N 61893 ) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;

- СП 2.5.3650–20 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61815) « Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры»;

- СП 2.1.3678–20 (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 № 61953)

«Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;

- СанПиН 2.1.3684–21 (Зарегистрировано в Минюсте России29.12.2021 N 62297) «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Нормативным документом, устанавливающим гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания , является СанПиН 1.2.3685–21 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62296 ) «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Основным нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда , являются СП 2.2.3670–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» (СП 2.2.3670–20).

Данными правилами определены: область применения, производственный контроль за условиями труда, разработка и реализация профилактических мероприятий, мероприятия при работе с отдельными технологическими процессами, требования к производственным зданиям, помещениям и сооружениям, требования к организации технологических процессов и рабочих мест, требования к организации условий труда женщин в период беременности и кормления ребенка, требования к санитарно-бытовым помещениям.

Требования к условиям труда в зависимости от вида деятельности и особенностей технологического процесса и факторы производственной среды, и производственные процессы, обладающие канцерогенным действием, изложены в приложениях к санитарным правилам.

Основные нововведения.

1. Введена возможность учета реализуемых профилактических мероприятий при оценке уровней воздействия факторов производственной среды и трудового процесса:

- факторы производственной среды и трудового процесса, воздействующие на работника, для рабочих мест с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, должны соответствовать гигиеническим нормативам, утвержденным в соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2017, № 27, ст. 3938; 2020, № 29, ст. 4504), с учетом реализуемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- по результатам проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда хозяйствующим субъектом должен быть разработан и выполняться в установленные им сроки перечень мероприятий по улучшению условий труда, направленных на снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.

2. Актуализированы и упрощены подходы в части организации производственного контроля (объема, частоты и перечня объектов контроля), реализована возможность применения результатов специальной оценки условий труда:

- хозяйствующие субъекты в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам, применяют результаты специальной оценки условий труда, результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального государственного контроля, производственного лабораторного контроля, документацию изготовителя (производителя), эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;

- номенклатура, объем и периодичность мероприятий производственного контроля за условиями труда определяются в локальном акте хозяйствующего субъекта (далее - программа производственного контроля) с учетом характеристик производственных процессов и технологического оборудования, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания;

- объектами производственного контроля за условиями труда являются рабочие места;

- хозяйствующий субъект устанавливает программу производственного контроля за условиями труда, которая включает перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работников, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований;

- номенклатура, объем и периодичность контроля за соблюдением гигиенических нормативов по уровням микроклимата, освещенности, шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, ультразвука, электромагнитного излучения, лазерного излучения, ультрафиолетового излучения, тяжести и напряжённости трудового процесса на рабочих местах устанавливается хозяйствующими субъектами с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания в случаях, если указанные факторы идентифицированы на рабочих местах в ходе проведения специальной оценки условий труда и/или ранее проведённого производственного лабораторного контроля, а их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам, а также после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда. Контроль параметров микроклимата должен осуществляться не реже 1 раза в год.

Положения, касающиеся сокращения периодичности производственного контроля, в СП 2.2.3670–20 отсутствуют.

Периодичность производственного контроля определена:

- ст.32, п.2.Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- ГОСТ 12.1.005–88 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны;

- ГОСТ 12.1.003–83 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Общие требования безопасности»;

- ГОСТ 12.1.012–2004 «ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования»;

- ГОСТ 12.1.045–84 «Система Стандартов безопасности труда. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах требования к проведению контроля»;

- ГОСТ 12.1.002–84 «Система стандартов безопасности труда. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах»;

- ГОСТ 12.1.006–84 «Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля».

3. В помещениях, где в воздухе рабочей зоны существует риск формирования загрязнения веществами с остронаправленным механизмом действия, уровень которого превышает гигиенические нормативы, допускается осуществление контроля воздуха рабочей зоны перед входом в такие помещения.

4. Устанавливается запрет на применение химических веществ без установленных гигиенических нормативов при осуществлении технологических процессов.

5. Положения, касающиеся проведения периодических медицинских осмотров, в СП 2.2.3670–20 отсутствуют.

Периодические медицинские осмотры (и надзор за их проведением) осуществляются в соответствии со специальным законодательством:

- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ст. 34;

- приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников ….»;

- приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры». 6. Исключена процедура паспортизации канцерогенно опасных производств:

- информация о наличии факторов производственной среды и технологических процессах, обладающих канцерогенными свойствами (перечень технологических процессов, при которых используются канцерогенные вещества с указанием их наименования), количество лиц, непосредственно контактирующих с данными веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин с указанием профессий) должна быть указана в программе производственного контроля.

7. Исключены требования к разработке паспортов на рабочем месте водителей и женщин.

8. В санитарные правила к условиям труда, в связи с отменой санитарных правил по условиям труда женщин, включен раздел, устанавливающий требования к организации условий труда женщин в период беременности и кормления ребенка.

9. Актуализированы требования по режимам труда и отдыха, ранее изложенные для каждого вида промышленных объектов отдельно.

10. С учетом прогресса в части эффективности и удобства применения средств индивидуальной защиты расширена возможность и условия их применения в качестве альтернативы изменению технологии производства.

11. Включен пункт по надзору за организацией лечебно-профилактического питания. Ранее общие санитарные правила не содержали отдельных положений по организации лечебно-профилактического питания.

12. Унифицированы по частоте и срокам требования к уборке производственных помещений и их отделке.

13. Объединены в едином разделе перечень и требования к составу и содержанию санитарно-бытовых помещений.

14. В отношении рабочих мест инвалидов хозяйствующий субъект обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

СанПиНом 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (СанПиН 1.2.3685–21) определен перечень факторов производственной среды и их нормируемые значения: химические, биологические, физические факторы.

В отличие от утративших силу гигиенических нормативов, регламентирующих факторы производственной среды, в СанПиНе 1.2.3685–21:

- отсутствуют требования к организации контроля и методам измерений, отменен ряд специальных нормативов для женщин, для рабочих мест водителей автомобилей, не предусмотрено нормирование шума в зависимости от показателей напряженности труда;

- исключен ряд факторов, подлежащих лабораторному контролю: индекс тепловой нагрузки среды, аэроионы, электромагнитные поля от ПЭВМ и др.

Установлен срок действия всех вышеназванных санитарных правил и нормативов до 01.01.2027 г.

В условиях реформирования контрольно-надзорной деятельности, основанной на реализации риск-ориентированной модели, возрастает роль добросовестной организации выполнения требований, в частности, санитарного законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на уровне хозяйствующих субъектов.

Особенно актуально соблюдение принципа добросовестности и социальной ответственности бизнеса по соблюдению требований санитарного законодательства в настоящий момент в связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля, муниципального контроля». Данное Постановление вводит мораторий на проведение проверок предприятий и предпринимателей до конца 2022 года. Внеплановые проверки допускаются только лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинении вреда здоровью граждан.

Документ является частью комплекса мер, предложенных Правительством Российской Федерации для обеспечения развития экономики и снижения нагрузки на бизнес в условиях воздействия санкций, что накладывает еще большую ответственность на хозяйствующие субъекты к исполнению требований санитарного законодательства по обеспечению безопасных для человека условий труда и факторов среды обитания.

 

Литература:

  1. Александров О.В. «Регуляторные гильотины»: международный опыт устранения препятствий для бизнеса и инвестирования. Торговая политика. 2019;1/17:107-119.

  2. Артемов Е.А. Методология. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020; 52:7-31.

  3. Липунцова А.В. Государственный контроль на современном этапе реформирования. Государственно-правовые исследования. 2020; 3:324-327.

  4. Дидикин А.Б. «Регуляторная гильотина» в механизме взаимодействия российского государства и общества. Академик. 2019; 2:10-15.

  5. Шепелев Д.В. Проблемы повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в контексте реализации функций государства. Право и государство: теория и практика. 2019;7(175): 57–60.

11 Поручения Правительства РФ от 06.06.2019 г. "Об обеспечении выполнения отдельных поручений по выполнению послания Президента России Федеральному Собранию, направленный на реализацию механизма «регуляторной гильотины» во исполнение подпункта «б» пункта 3 перечня поручений Президента России от 26 февраля 2019 года №Пр-294 [Электронный ресурс] (дата обращения: 21.03.2022).