В.А.Сенченко, ведущий инженер службы охраны труда Волгоградского филиала МРФ «Юг» ОАО «Ростелеком»
При существующей системе управления охраной труда малые предприятия строительной отрасли практически выпадают из внутреннего и внешнего контроля состояния условий и охраны труда. А работодатель малого предприятия не достаточно мотивирован соблюдать необходимые требования охраны труда на малых предприятиях строительной отрасли. В результате на малых предприятиях строительной отрасли состояния условий и охраны труда требует улучшения.
Сегодня Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляется федеральной инспекцией труда. В регионах - Государственной инспекции труда субъекта Российской федерации. Данная норма закреплена в статья 353 [1].
В таблице 1 и 2 приводятся данные о распределении организаций и индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности в Волгоградской области на 01.10.2012 года [2].
Т а б л и ц а 1
Распределение организаций по видам экономической деятельности на 1 октября 2012 года
Виды экономической деятельности |
Число организаций единиц |
Всего учтено субъектов из них: |
52943 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2529 |
рыболовство, рыбоводство |
70 |
добыча полезных ископаемых |
122 |
обрабатывающее производства |
3934 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
638 |
строительство |
4878 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
15362 |
гостиницы и рестораны |
1232 |
транспорт и связь |
2834 |
финансовая деятельность |
1078 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
9471 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
1816 |
образование |
2773 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1192 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
4978 |
иные виды деятельности |
36 |
Т а б л и ц а 2
Распределение индивидуальных предпринимателей по видам
экономической деятельности на 1 октября 2012 года
Виды экономической деятельности |
Число организаций единиц |
Всего учтено субъектов из них: |
73849 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
5917 |
рыболовство, рыбоводство |
221 |
добыча полезных ископаемых |
5 |
обрабатывающее производства |
3527 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
28 |
строительство |
2095 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
38493 |
гостиницы и рестораны |
1128 |
транспорт и связь |
9509 |
финансовая деятельность |
419 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
8082 |
образование |
294 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
422 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
3663 |
иные виды деятельности |
46 |
По данным таблицы 1 и 2 в Волгоградской области на 01.10.2012 года зарегистрировано всего 52943 предприятий. Из них занятых в строительстве 4872 предприятия. Индивидуальных предпринимателей зарегистрировано всего 73849 единиц. Из них занятых в строительстве 2095 единиц. Таким образом, в Волгоградской области всего организаций и индивидуальных предпринимателей насчитывается 126792 единицы, в том числе занятые в строительстве 6967 единиц.
В таблице 3 приводиться отчет о работе территориального органа Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции по труду и занятости в Волгоградской области за 1 полугодие 2012 года (по форме №21 – ГИТ (полугодовая). Данная форма отчета утверждена приказом Роструда от 07.11.2005 N 347 и заполняется ежемесячно[3].
Т а б л и ц а 3
Отчет
о работе территориального органа Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции по труду и занятости в Волгоградской области за 1 полугодие 2012 года
(форм №21 – ГИТ (полугодовая)
Наименование показателей |
отчетный период |
Раздел 1. СВЕДЕНИЯ О ПРОВЕДЕННЫХ ПРОВЕРКАХ |
|
Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, всего: |
848,00 |
в том числе: |
|
в отношении хозяйствующих субъектов малого предпринимательства |
601,00 |
Из общего количества проверок (строка 1) проведено: |
|
государственными инспекторами труда (по правовым вопросам) |
686,00 |
государственными инспекторами труда (по охране труда) |
162 |
Из общего количества проверок (строка 1) проведено в организациях, осуществляющих следующие виды экономической деятельности: |
|
Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этой области, всего: |
40 |
Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области, всего: |
1 |
Рыболовство, рыбоводство, всего: |
1 |
Добыча полезных ископаемых, всего: |
7 |
в том числе: |
|
добыча каменного угля, бурого угля и торфа |
0 |
добыча сырой нефти и природного газа |
7 |
добыча металлических руд |
0 |
Обрабатывающие производства, всего: |
107 |
в том числе: |
|
производство пищевых продуктов и напитков |
32 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
9 |
химическое производство |
22 |
производство изделий из бетона, гипса и цемента |
4 |
металлургическое производство |
13 |
производство машин и оборудования |
27 |
Производство, передача и распределение электроэнергии, всего: |
12 |
Строительство, всего: |
100 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, всего: |
117 |
Гостиницы и рестораны, всего: |
19 |
Транспорт и связь, всего: |
36 |
в том числе: |
|
деятельность сухопутного транспорта |
29 |
деятельность водного транспорта |
0 |
деятельность воздушного транспорта |
0 |
связь |
7 |
Финансовая деятельность, всего: |
9 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, всего: |
19 |
Государственное управление, обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение, всего: |
84 |
в том числе: |
|
государственное управление общего и социально-экономического характера |
34 |
предоставление государством услуг обществу в целом |
50 |
Образование, всего: |
70 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг, всего: |
74 |
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, всего: |
152 |
Согласно таблице 2 общее количество проверок предприятий и организаций всех форм собственности за 1 полугодие в Волгоградской области составляет 848 единиц, проверок проведенных на предприятия строительной отрасли всего 100. Государственная инспекция по труду по своему составу делиться на правовых инспекторов и инспекторов по охране труда. Соответственно инспектора по охране труда проводят проверки на предмет соблюдения требований охраны труда.
Из таблицы 2 из общего количество числа проверок проведенных инспекторами по правовым вопросам составляет 686 единиц (80,9% из общего количества проверок), государственными инспекторам по охране труда 162 единицы (19,1 % из общего количества проверок). Таким образом, если пропорции в проверках соблюдаются и на предприятиях строительной отрасли, то за 6 месяцев 2012 года было проверено предприятий по вопросам охраны труда всего 19 предприятий. В процентном содержании к общему количеству предприятий строительной отрасли зарегистрированных на территории Волгоградской области это составит 0,27% за 6 месяцев, или 0,52% за год. А если из этой цифры выделить малые предприятия строительной отрасли, то получиться еще меньше.
Таким образом, государственному контролю по вопросам охраны труда малые предприятия строительной отрасли охвачены менее чем на 0,5 % в год. При таких темпах проведения проверок понадобиться 200 лет, чтобы проверить все малые предприятия строительной отрасли. Поэтому можно сказать, что системного контроля состояния условий и охраны труда на малых предприятиях строительной отрасли со стороны государства нет. Контроль осуществляется практически только при наличии жалобы или происшествии смертельного или тяжелого несчастного случая.
В соответствие с разделом 4.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению" функционирование системы управления охраной труда на малом предприятие должно регулярно проверяться.
Контроль функционирования системы представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.
Как видно из статистических данных, контроль за состоянием охраны труда на малых предприятиях со стороны надзорного органа по охвату предприятий имеет незначительный характер.
Практика работы малых предприятий строительной отрасли (по данным Волгоградского центра охраны труда и экологии от А до Я) показывает, что работодатель как правило, не ведет системной работы в области охраны труда, в организации отсутствует квалифицированный специалист по охране труда и не заключен договор на абонентское обслуживание с организацией и специалистом в области охраны труда. Работа в области охраны труда, как правило, ведется бессистемно, от случая к случаю. Медицинские осмотры проводятся от случая к случаю, средства индивидуальной защиты работодатель приобретает не в полном объеме.
Ввиду того, что за малыми предприятиями строительной отрасли отсутствует постоянный и регулярный контроль в области соблюдения норм охраны труда, то системно проводить работу в области охраны труда на малом предприятии строительной отрасли многие руководители считают не целесообразно. Так как для малого предприятия в условиях рыночной экономики мероприятия по охране труда это затраты не дающие сиюминутной выгоды. В условиях рыночной экономики в Российской Федерации тратить деньги на охрану труда хотят только стабильные предприятия.
Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере охраны труда в современных условиях на малых предприятиях строительной отрасли необходимы действенные меры, которые побуждали бы предприятия строительной отрасли к выполнению норм охраны труда.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ // «Консультант плюс»: Региональный информационный центр. Режим доступа: http://www.infocom.su. (дата обращения: 02.11.2012 г.).
2. Доклад социально – экономическое положение Волгоградской области в январе – сентябре 2012 года // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. Режим доступа: http://www.volgastat.ru (дата обращения: 02.11.2012 г.).
3. Приказ Роструда от 07.11.2005 N 347 "Об утверждении форм ведомственной отчетности о деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации" // «Консультант плюс»: Региональный информационный центр. Режим доступа: http://www.infocom.su. (дата обращения: 02.11.2012 г.).
4. Отчет о работе территориального органа Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции по труду и занятости в Волгоградской области за 1 полугодие 2012 года (по форме №21 – ГИТ (полугодовая) // Государственная инспекция труда в Волгоградской области. Режим доступа: http://www.git34.rostrud.ru (дата обращения: 02.11.2012 г.).