УЧЕНЬЯ СВЕТ
В. З.Фасхутдинов, доцент Башкирского государственного аграрного университета
Н. М.Губайдуллин, профессор Башкирского государственного аграрного университета
Т. В.Фасхутдинов, старший научный сотрудник Башкирского государственного аграрного университета
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА начал новый учебный год в расширенном составе, слившись с Институтом переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса. Преподаватели, участвующие в реализации трех программ — «Охрана труда в организациях», «Пожарно-технический минимум» и «Охрана труда и пожарная безопасность в с/х», — пересмотрели тематические планы своих занятий и значительно расширили их содержание; они увидели свои задачи в приближении их содержания к решению практических вопросов на производственных объектах — полях и животноводческих фермах.
Мы убедились в том, что не все обученные руководители торопятся применить свои знания на производстве, образуется некоторый разрыв между знаниями у них и исполнителей на рабочих местах. Среди них есть и работодатели, и работники, занимающиеся охраной труда не системно, а эпизодически. Вероятно, при этом сказывается их недостаточная профессиональная компетентность, особенно у руководителей производственных подразделений. Такое отношение отметили в ходе проверки государственные инспекторы труда на предприятиях.
В подобных случаях единственный путь достижения результативности обучения — активизировать руководителя за счет усиления индивидуальной работы с ним. Возобновляют свою работу курсы повышения профессионального мастерства работников как на муниципальном, так и на уровне отдельных предприятий; в аудитории приглашаются преподаватели БГАУ и специалисты муниципальных районов, а также руководители производственных подразделений. Эти мероприятия наиболее результативны, т. к. происходит широкий обмен опытом, а выступающие на занятиях стараются находить нужные материалы, ибо оставаться в стороне от общих интересов или лишиться должности не хочет никто.
Подобные мероприятия влияют на состояние трудовой дисциплины и ведут к формированию дееспособного коллектива — в этом убеждены наши коллеги.
Другой действенный прием активизации руководителей и специалистов среднего звена (бригадиров, механиков, мастеров, начальников и др.) является поручение разработать инструкцию по технике безопасности, пожарной или электробезопасности на рабочем месте или участке. Многие руководители и специалисты (и особенно с высшим образованием) лучше сориентированы в этой области; разрабатывая проект инструкции, они вынуждены работать с материалами по самым разным вопросам безопасности. Таким образом, самообразование руководителя среднего звена помогает ему в овладении теорией и навыками по обеспечению безопасности труда своих подчиненных, а инструкция выдается по существу. Ее разработчик берет на себя большую ответственность: в случае неучета отдельных нюансов его фамилия будет указана в графе 8 «Лица, допустившие нарушение нормативных требований…» в акте формы Н-1 на производственный несчастный случай.
Как правило, в небольшом коллективе один и тот же специалист по охране труда назначается по совместительству лицом, ответственным за безопасность людей и территорий при ЧС. Он же обязан контролировать эксплуатацию электрохозяйства, грузоподъемных машин и механизмов и газового хозяйства.
Бесспорно, при организации обучения работников сельхозкооперативов следует учитывать особенности их структуры. Преподаватели, выезжающие для проведения занятий с работниками муниципальных районов, аттестуют работодателей и руководителей подразделений, передают методические рекомендации, наглядные пособия и материалы для организации обучения в коллективах. Эти усилия результативны там, где осознанно подходят к вопросам обучения, а работодатель считает специалиста по охране труда своим основным помощником в проведении в жизнь политики в этой области.
В БГАУ по две недели и в два потока было организовано обучение охране труда по 40-часовой программе и по 28-часовой — пожарно-техническому минимуму. Занятия прошли насыщенно и достаточно продуктивно, а в завершение была проведена проверка знаний с участием главного госинспектора труда по Башкирии.
Преподаватели и заведующие лабораториями разработали инструкции по безопасности, и все работники были проинструктированы с оформлением в «Журнале регистрации инструктажа на РМ». Лица, ответственные за ПБ в подразделениях, провели противопожарный инструктаж, который был оформлен в «Журнале учета инструктажей по ПБ». Помимо того, в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок все работающие с электроэнергией прошли необходимое обучение; им была присвоена группа I по электробезопасности.
В университете были организованы курсы обучения охране труда в месячный срок для вновь принятых или же переведенных с др. подразделений работников по 20-часовой программе.
Нет сомнений: повышение требовательности со стороны органов, занятых контролем и надзором за безопасностью и гигиеной труда, способствует общему подъему деятельности трудовых коллективов.