АРМейский порядок. Особенности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом изменений в законодательстве о труде
Герман Жоржевич Склеменов,
начальник управления по труду и социальным вопросам департамента труда и занятости населения Краснодарского края
Евгений Петрович Осиев,
начальник отдела государственной экспертизы условий труда департамента труда и занятости населения Краснодарского края
Екатерина Владимировна Степанова,
консультант отдела государственной экспертизы условий труда департамента труда и занятости населения Краснодарского края
В СЕНТЯБРЕ 2011 ГОДА ВСТУПИЛ В СИЛУ ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА».
В соответствии со ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда проводится в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на уровне субъектов Российской Федерации. В Краснодарском крае оценка качества проведения аттестации рабочих мест возложена на отдел государственной экспертизы условий труда департамента труда и занятости населения Краснодарского края.
За годы работы специалистами собственной аккредитованной лаборатории отдела наработан огромный опыт: только за последние три года была осуществлена оценка качества проведения аттестации 19,7 тыс. рабочих мест в 302 организациях, в результате было выявлено 2,3 тысячи нарушений Порядка проведения АРМ.
В Краснодарском крае, как и во всей стране, с аттестацией рабочих мест сложилась необычная ситуация. На сегодня при осуществлении госэкспертизы приходится использовать три нормативных акта, это Приказы № 12 от 14.03.1997, № 569 от 31.08.2007 и № 342н от 26.04.2011. Так как результаты аттестации действительны в течение пяти лет, до августа 2012 года будет действовать аттестация, проведенная еще по порядку 1997 года, вследствие чего со стороны представителей работодателей и самих аттестующих организаций возникает ряд вопросов. Стоит рассмотреть все отличия нового Порядка от предыдущих двух.
Новым Порядком введен ряд новшеств; он был разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны труда и повышения ответственности работодателя и работника за нарушения норм охраны труда. Заметим, что кардинального изменения Порядка проведения аттестации по отношению к ранее действовавшему, утв. Приказом № 569, не произошло, но некоторые изменения заслуживают особого внимания.
Итак, требования нового Порядка, как и требования прежних, распространяются на всех работодателей — юридических и физических лиц, — за исключением работодателей, не являющихся индивидуальными предпринимателями. При этом проведение аттестации силами работодателя не предусматривается: если ранее организация (работодатель) при определенных условиях могла провести АРМ собственными силами, то сейчас работодатель и аттестующая организация проводят ее совместно, причем последняя должна быть независимым лицом по отношению к работодателю. Обратим внимание, что по новому Порядку обязанности работодателя и аттестующей организации четко разделены. Так, инструментальные измерения параметров факторов производственной среды и трудового процесса, как и оценку соответствия условий труда государственным гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест и обеспеченности работников СИЗ проводят только специалисты аттестующей организации, которая несет ответственность за достоверность проведения измерений и оценок. Обратите внимание, что аттестующей организацией в полном объеме исследуется документация, связанная с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя. Это весьма хорошая опция для государственного контроля, поэтому необходимо очень тщательно определять круг исследованной документации, т. к. инспектор, выявив отсутствие какого-либо обязательного документа, может сослаться на его отсутствие и тем самым получить возможность усомниться в компетентности аттестующей организации.
Важно, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в госинспекцию труда в субъекте РФ возлагается на работодателя, который обязан при этом содействовать аттестующей организации и запрашивать необходимые сведения у третьих лиц. По новому порядку работодатель уже не обязан утверждать отчет об аттестации с документами, указанными в п. 44 раздела V Порядка и не подписанные представителями аттестующей организации из аттестационной комиссии.
Выбирая аттестующую организацию, работодателю следует помнить: заниматься оказанием таких услуг без аккредитации запрещено; организации должны быть аккредитованы в области охраны труда в части проведения АРМ и внесены в соответствующий реестр.
Заключая гражданско-правовой договор, работодатель вправе требовать от аттестующей организации копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестат аккредитации и область аккредитации) и копию уведомления о включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ даже ряд аттестующих организаций, при этом работа может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных РМ.
Из раздела «Результаты аттестации используются в целях» было исключено:
— обоснование принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств и структурных подразделений, производственного оборудования и участков;
— включение в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и/или опасных условиях труда;
— применение предусмотренных в законодательстве мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда, т. к. данные требования изложены в Кодексе об административных правонарушениях и Трудовом кодексе РФ.
В то же время в данном разделе появился очень важный дополнительный пункт — приведение в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих… и тарифных разрядов.
Нельзя не отметить: многолетний опыт проведения госэкспертизы условий труда показывает, как важно называть профессию или же должность работника правильно, т. е. в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и др. служащих. Правильное наименование профессии или должности, внесенное в трудовую книжку на основании карт аттестации, поможет оградить работника от многих неприятностей, начиная от невыплаты компенсаций за вредные условия труда и отсутствия выдачи СИЗ, вплоть до установления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за вредные условия труда.
В Порядке, действовавшем ранее и утв. Приказом № 569, данная норма была установлена только для РМ, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам в соответствии с требованиями законодательства. С 01.09.2011 это условие обязательно для всех РМ. По новому Порядку наименование профессии (должности) работника и в карте аттестации, и в протоколах инструментальных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работников СИЗ уже должно соответствовать указанным выше справочникам.
Изменился также и порядок формирования аттестационной комиссии: согласно п. 10 в ее состав включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюза (или же др. представительного органа работников) и аттестующей организации. Но в любом случае комиссия возглавляется представителем работодателя.
Итак, теперь в состав аттестационной комиссии обязательно должны быть включены представители работников, а именно представители первичной профсоюзной организации или иного представительского органа работников по решению трудового коллектива, и это должно быть подтверждено документально. Если еще учесть, что результаты аттестации используются для обоснования назначения работникам компенсаций за работу во вредных и/или опасных условиях труда либо отмены компенсаций в случае обеспечения на РМ безопасных условий труда, то это может сгладить остроту конфликтов, возникающих между работодателем и работниками по данному поводу.
При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии должны быть включены работодатель (его представитель) и представители аттестующей организации и выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда). Перечень обязанностей комиссии остался практически прежним, кроме нескольких пунктов:
— подготовка предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей…, утв. в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2002 № 787;
— присвоение номеров каждому рабочему месту.
Согласно п. 8 Порядка, сроки проведения аттестации остались прежними: каждое РМ должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Следует отметить, что появилось и обязательное требование: указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации.
За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Установлен срок и для вновь созданных РМ: они должны пройти аттестацию не позднее чем через 60 дней с момента ввода в эксплуатацию.
Всё это касается плановой аттестации. Однако иногда требуется проведение и внеплановой аттестации. Данное понятие введено впервые. Давайте рассмотрим, когда же проводится внеплановая аттестация.
Новым Порядком расширен перечень случаев проведения внеплановой аттестации в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных РМ и по результатам государственной экспертизы условий труда. Также на работодателе лежит обязанность проведения внеплановой аттестации в случаях: выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, мероприятий по улучшению условий труда, замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, изменения средств коллективной защиты. Что важно, по новому порядку результаты внеплановой аттестации оформляются в полном объеме в соответствии с Порядком, при этом для каждого рабочего места оформляется новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений.
Хочется обратить внимание: согласно п. 47 Порядка, как было указано выше, по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации, проводится внеплановая аттестация. В то же время согласно п. 51 по результатам госэкспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации, аттестационная комиссия разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным заключением. Критерии, в каких случаях по результатам государственной экспертизы необходимо заново провести аттестацию, а когда достаточно привести материалы аттестации в соответствие с экспертным заключением, Порядком не определены, и этот момент может быть использован контролирующими органами.
При проведении оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам исследуются все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, которые применяются на данном РМ. Оценка соответствия проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса. При этом используются методы, предусмотренные действующими нормативными актами. При проведении АРМ по условиям труда не допускается использование нестандартизованных методов измерений, а при проведении измерений физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса следует использовать средства измерений, внесенные в госреестр и прошедшие госповерку в установленные сроки, соответствующие обязательным метрологическим требованиям.
Обратите внимание, что термин «травмобезопасность», употреблявшийся в двух предыдущих Порядках проведения аттестации, изменен на «травмоопасность». При проведении оценки травмоопасности РМ исследуются: производственное оборудование и приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов, а также соответствие подготовки работников в вопросах охраны труда установленным требованиям. При этом под понятием «подготовки работников по вопросам охраны труда» понимаются средства обучения и инструктажа, в т. ч. наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам, проведение инструктажей и наличие журналов, а также наличие удостоверений о прохождении обучения по охране труда. Оценивается степень соответствия данных объектов требованиям охраны труда: требованиям по защите от механических воздействий, электрического тока, повышенных или пониженных температур и токсического воздействия химических веществ. В частности, проверяется наличие и соответствие нормативным требованиям комплекта эксплуатационной документации; средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также и разлетающихся предметов, сигнальной окраски, знаков безопасности, защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий, т. е. по всем имеющимся ГОСТам и правилам. Фактически оценить все требования по травмоопасности крайне сложно, поэтому данную оценку должен проводить квалифицированный специалист с необходимым опытом.
При оценке травмоопасности оборудования, инструментов и приспособлений может проверяться наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности. Следует обратить внимание, что их наличие обязательно, но только при включении данного оборудования или приспособлений, инструментов в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, или же Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
При оценке травмоопасности РМ, имеющих объекты, которые контролируются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение госнадзора и контроля в установленной сфере деятельности, в протоколах оценки травмоопасности рабочих мест следует дополнительно указывать наличие необходимых разрешений на ввод производственного оборудования и/или его отдельных составных частей в эксплуатацию и происхождение технических освидетельствований. Для этого необходимо знать весь перечень экспертиз промышленной безопасности и т. п.
Условия труда по-прежнему классифицируются на три класса травмоопасности:
— 1-й класс — оптимальный: на РМ не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и др. работы, требующие специального обучения, или отсутствуют производственное оборудование и инструмент;
— 2-й класс — допустимый: не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования и сооружений, работы повышенной опасности и др., требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с выработанным ресурсом, что не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и/или неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций;
— 3-й класс — опасный: на РМ выявлено одно и более несоответствий требованиям охраны труда.
Соблюсти все требования по травмоопасности весьма не просто, поэтому класс 3, скорее всего, будет часто фигурировать в картах аттестации.
Оценка обеспеченности работников специальной одеждой и обувью и др. СИЗ проводится при наличии результатов по первым двум элементам оценки и осуществляется путем последовательной реализации следующих процедур: сопоставления номенклатуры фактически выданных средств защиты с типовыми нормами их бесплатной выдачи; проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия и установленного порядка обеспечения работников СИЗ и оценки их соответствия фактическому состоянию условий труда на рабочем месте. Стоит уточнить, что проверка наличия сертификата соответствия проводится при условии включения СИЗ в Перечень продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.
Помимо того, на данном этапе дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ (п. 33 Порядка). В данном случае слово «может» является спасительным: обязательное требование проводить оценку отсутствует.
Обратите внимание на отсутствие в разделе V Порядка «Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, обувью и др. СИЗ» обязательного требования, что одновременно с этим проводится и оценка обеспеченности работников смывающими и/или обезвреживающими средствами, что имело место в предыдущем Порядке. Однако согласно п. 12 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и/или обезвреживающих средств» и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и/или обезвреживающими средствами», сведения о выдаваемых средствах отражаются в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте. Предложения о дополнениях и изменениях норм выдачи смывающих и/или обезвреживающих средств, обоснованных результатами аттестации, тоже следует включать в протокол оценки обеспеченности работников СИЗ и Карту аттестации рабочего места.
По окончании данных этапов начинается комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте, что является еще одним нововведением действующего Порядка. Комплексная оценка включает в себя результаты оценок класса (подкласса) условий труда на предмет их соответствия гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности и обеспеченности работников СИЗ.
В случае успешного прохождения аттестации рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой: «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 37 Порядка). При несоответствии условий труда вышеперечисленным параметрам РМ признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда: «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (п. 38 Порядка).
Следующим из нововведений является положение о том, что измерения и оценку факторов рабочей среды и трудового процесса можно не проводить, если это угрожает безопасности работников либо специалистов аттестующей организации. В таких случаях аттестационная комиссия, созданная работодателем, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается всеми членами комиссии и прилагается к материалам аттестации. В этом случае условия труда на данных РМ относятся к опасным условиям труда (п. 5 Порядка).
Новым Порядком более четко определены особенности проведения аттестации аналогичных и нестационарных рабочих мест, а также РМ, где на работника возложены дополнительные обязанности (виды работ).
В соответствии с п. 40 Порядка оценка вредных и/или опасных производственных факторов на аналогичных рабочих мест производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких РМ от общего их числа (но не менее двух). Напомним: под вредным производственным фактором подразумевается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию, а под опасным производственным фактором — фактор, воздействие которого на работника может привести к травме.
При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих РМ. После этой оценки определяется новый перечень с учетом результатов измерений и оценок; на аналогичные РМ заполняется одна карта. Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных РМ.
В соответствии с п. 41 Порядка нестационарное рабочее место — это РМ с территориально меняющимися рабочими зонами. Их аттестация проводится путем предварительного определения технологических операций со стабильным набором и величиной вредных и/или опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем на основании локальных нормативных актов и путем опроса работников и их непосредственных руководителей.
При выполнении работ, не содержащихся в квалификационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенных приказом работодателя или трудовым договором в должностные обязанности работника этой профессии, оценке подлежат все виды работ, выполняемых работником на данном РМ.
Обратите внимание на то, что все особенности аттестации должны быть установлены локальным нормативным актом работодателя, разработанным на основании Порядка, и согласованы с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работника. В прежних документах такой конкретики не было, и это необходимо сделать для защиты работодателя от непредвиденных ситуаций.
С 01.09.2011 результаты аттестации оформляются комиссией в виде отчета об аттестации, а ранее говорилось лишь о пакете документов. К отчету прилагаются документы, перечисленные в п. 44 Порядка:
— приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ;
— перечень рабочих мест, подлежащих АРМ;
— карты АРМ с протоколами измерений и оценок;
— сводная ведомость результатов АРМ;
— сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам АРМ, и требуемых компенсаций работникам;
— план мероприятий по улучшению условий труда;
— протоколы заседаний аттестационной комиссии;
— итоговый протокол заседания комиссии;
— сведения об аттестующей организации с приложением копий документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией;
— заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
— предписание должностных лиц о выявленных нарушениях порядка проведения АРМ (при наличии).
Аттестационная комиссия рассматривает отчет в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания комиссии и передает его вместе с отчетом работодателю.
Работодатель, в свою очередь, в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета, а также под роспись знакомит работника с результатами аттестации его рабочего места (п. 44 Порядка). В соответствии со старыми правилами эти документы рекомендовалось хранить 45 лет, а теперь в п. 46 Порядка указано: отчеты хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ; место и порядок их хранения определяются работодателем. Эти сроки установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. Документы — положения, протоколы, решения и предложения, заключения, перечни стандартов и норм, обоснования, ведомости РМ, карты аттестации и планы — хранятся 45 лет, а при тяжелых, вредных и опасных условиях труда — 75. Место и порядок их хранения определяются работодателем.
После проведения аттестации в течение десяти календарных дней с даты издания приказа о ее завершении и утверждении отчета сводная ведомость результатов АРМ и сведения об аттестующей организации направляются работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.
Напомним: государственный надзор за соблюдением настоящего Порядка осуществляется госинспекцией труда в субъекте РФ. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества аттестации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов с нормами трудового права, и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда в законодательно установленном порядке. Новым моментом является п. 55 Порядка: контроль за соблюдением работодателями Порядка в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со ст. 353 и 370 ТК РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.
Кроме требований, возложенных на работодателя, информировать госинспекцию труда в субъекте РФ о результатах АРМ в новом Порядке есть обязательное требование для аттестующей организации: передавать на электронном носителе сводную ведомость и сведения об аттестующей организации в федеральную систему сбора, обработки и хранения данные (п. 46).
В заключение отметим: поскольку обязанность по проведению АРМ предусмотрена на законодательном уровне в ст. 212 ТК РФ, за ее неисполнение организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, согласно которой на руководителя может быть наложен штраф в размере от 1000 до 5000 рублей, а на организацию — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а если они ранее уже были наказаны за аналогичное правонарушение, возможна их дисквалификация на срок от года до трех лет.