С. Н. Яшин,
Заведующий кафедрой «Управление инновационной деятельностью» НГТУ им. Р. Алексеева, доктор экономических наук, профессор
А. М. Авдеева,
начальник отдела организации страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Нижегородского регионального отделения ФСС РФ
В ОСНОВЕ ТЕНДЕНЦИЙ, СЛОЖИВШИХСЯ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рассматриваемый период, лежит состояние экономики в кризисный и посткризисный период, затронувший многие предприятия практически во всех отраслях экономической деятельности. Однако же, как показал проведенный анализ, кризисное воздействие, оказанное на страхователей различных территорий, и противостояние ему имеют свои особенности.
Были рассмотрены данные по Нижегородской области и Приволжскому федеральному округу (далее — ПФО) в целом на основании данных финансовой отчетности, оперативной информации и поисково-мониторинговой системы Фонда социального страхования Российской Федерации.
Экономический спад, вызванный финансовым кризисом 2008 г., продолжает сказываться и по сей день, что проявляется, в частности, в снижении количества работающих граждан и наблюдается во всех регионах ПФО (табл. 1). В целом по ПФО численность работающих сократилась с 12 134,9 тыс. чел. в 2009 г. до 11 302 тыс. чел. в 2010 г., т. е. на 6,9%. Наибольшее сокращение работающих отмечено в 2010 г. Нижегородской области — на 19,5% по сравнению с 2009 г. — и Чувашской Республике — на 16,7%. В наименьшей степени упомянутые последствия отразились на численности работающих в Саратовской и Ульяновской областях, а также в Республике Мордовия, где сокращение коснулись менее 3% работающих.
В 2010 г. в большинстве регионов ПФО наблюдается тенденция снижения уровня производственного травматизма и впервые выявленных профзаболеваний (см.табл. 2). В целом же по округу количество несчастных случаев на производстве сократилось с 14 181 в 2009 г. до 13 537 в 2010 г., т. е. на 4,6%, но данные изменения никак не связаны с предпринимаемыми работодателями мерами по охране труда, поскольку коэффициент частоты несчастных случаев (т. е. количество несчастных случаев на тысячу работающих) значительно увеличился: если в 2009 г. в целом по ПФО он составлял 1,169, то в 2010 г. — 1,198. Из 14 субъектов федерации, входящих в округ, снижение частоты производственного травматизма имеет место только в шести регионах: в Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Кировской, Оренбургской, Саратовской областях и в Пермском крае. Однако следует отметить: несмотря на снижение, уровень производственного травматизма в перечисленных субъектах федерации, за исключением Саратовской области, остается очень высоким и значительно превышающим соответствующий показатель по ПФО в целом. Таким образом, основную причину снижения производственного травматизма следует искать в уменьшении занятых на производстве.
Снижение количества впервые выявленных профессиональных заболеваний (с 1321 случая в 2009 до 994 в 2010 г.) также не может свидетельствовать об улучшении условий труда, поскольку профзаболевания являются отсроченным во времени последствием, как правило, длительного воздействия вредных производственных факторов. Малое количество впервые выявленных профзаболеваний является последствием спада промышленного производства 1990-х — начала 2000-х годов. Данный показатель также зависит от такого субъективного фактора, как выявляемость профессиональных заболеваний, в том числе при проведении обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, и здесь значительную роль играет качество проводимых обязательных медосмотров, проведение обязательных медицинских осмотров стажированных работников в специализированных медицинских учреждениях (центрах профпатологии). Нет возможности оценить качество проведения медосмотров в других регионах, однако анализ проведения углубленных и периодических медицинских осмотров за счет средств Фонда социального страхования в Нижегородской области дает основания сделать неутешительный вывод об их невысоком качестве в ряде случаев. Данный вывод подтверждается низкой выявляемостью профессиональных заболеваний в Нижегородской области в сравнении с другими промышленно развитыми регионами ПФО, например с Республикой Татарстан и Самарской областью.
Основными причинами, определяющими высокий уровень производственного травматизма и профзаболеваемости, являются:
— старение основных производственных фондов и сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий и сооружений, машин и оборудования;
— снижение темпов технического обновления производства;
— ослабление ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда;
— ухудшение контроля за техникой безопасности производств вследствие сокращения служб охраны труда на предприятиях.
Положение усугубляется резким ростом числа малых и средних предприятий, где вопросами охраны труда не занимаются совсем.
Главной проблемой при расследовании несчастных случаев на производстве остается их сокрытие как работодателями, так и самими пострадавшими работниками, несвоевременное извещение страховщика о произошедшем несчастном случае и затягивание формирования и работы комиссии по его расследованию. Все это усложняет расследование и проведение экспертизы страхового случая, затрудняет, а иногда делает и вовсе невозможным проведение раннего лечения, в том числе и высокотехнологичного, выходящего за рамки государственных гарантий, по тяжелым производственным травмам.
Рассматривая характер получаемых пострадавшими повреждений здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, их можно распределить следующим образом:
1. Опорно-двигательный аппарат
2. Кожа и мягкие ткани
3. Черепно-мозговые травмы
4. Органы зрения
5. Органы дыхания
6. Органы пищеварения
7. Нервная система
8. Сердечно-сосудистые заболевания
9. Мочеполовая система
10. Органы слуха
Общеизвестно: чем раньше после получения увечья пострадавшему оказана квалифицированная медицинская помощь, тем выше вероятность полного его выздоровления или минимизации последствий для здоровья и трудоспособности. Поэтому страхователям стоит обратить особое внимание на соблюдение сроков извещения страховщика, формирования комиссии по расследованию и проведения расследования несчастного случая, установленных Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, постановлением Министерства труда РФ от 24.10.2002 № 73.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 15.05.2006 г. № 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц…» оплата расходов на лечение застрахованного лица после тяжелого случая на производстве осуществляется страховщиком до восстановления его трудоспособности или же установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Оплате подлежат следующие расходы на лечение:
— оказание стационарной медицинской помощи (в т. ч. высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи) при лечении последствий тяжелых несчастных случаев на производстве;
— амбулаторно-поликлиническая помощь, предоставляемая после оказания стационарной помощи, либо медицинская реабилитация как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах;
— осуществление медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, после оказания стационарной либо амбулаторно-поликлинической помощи в период временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности.
Оплачиваются расходы на лечение застрахованного лица, осуществляемое медицинскими организациями; объем лечения застрахованного лица определяется врачебной комиссией медицинской организации.
Определение тяжести несчастного случая осуществляется той же врачебной комиссией медицинской организации.
Страховщиком оплачиваются расходы на лечение застрахованного лица (табл. 2), которое осуществляется одной или несколькими медицинскими организациями, включая случаи перевода застрахованного лица в другую медицинскую организацию, привлечения медицинской организацией специалистов из иных медицинских организаций для оказания застрахованному лицу специализированной помощи при наличии медицинских показаний, которые определены врачебной комиссией медицинской организации.
Оплата расходов на лечение производится на основании договора об оплате лечения застрахованного лица, заключаемого страховщиком с медицинской организацией.
Расчет стоимости лечения, которое предоставляется медицинской организацией и подлежит оплате страховщиком, осуществляется исходя из нормативов финансовых затрат, требуемых при формировании расходов на оказание гражданам России бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий. В случае превышения объемом лечения стандартов программы государственных гарантий, оно оплачивается в полном объеме. Таким образом, пострадавшему в краткие сроки может быть предоставлено высокотехнологичное лечение.
В целом по ПФО лечение непосредственно после тяжелого несчастного случая в 2009 г. прошли 63,1% пострадавших, имеющих право на такую реабилитацию, а в 2010 г. еще больше — 65,2%. Следует отметить работу территориальных органов Фонда социального страхования РФ в Нижегородской и Саратовской областях, обеспечивших прохождение реабилитации более 80% пострадавших в результате тяжелого несчастного случая в эти годы. Это очень важно, поскольку именно квалифицированное лечение непосредственно после травмы позволяет полностью восстановить здоровье каждого пятого пострадавшего.
В целях снижения уровня производственного травматизма и профзаболеваемости ФСС РФ финансирует проведение страхователями определенных мероприятий по охране труда (табл. 3). Перечень мероприятий ежегодно утверждается приказом Минздравсоцразвития России.
Финансирование предупредительных мер по охране труда в 2009 году проводилось согласно «Правилам финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 –2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения…», утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.01.2008 № 43н (в ред. от 06.08.2009).
В 2009 году было предусмотрено финансирование расходов по пяти направлениям:
— приобретение для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных СИЗ по установленным нормам;
— проведение АРМ аккредитованной организацией;
— проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в полное соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
— санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
— обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, что предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания.
В прошедшем году финансовое обеспечение предупредительных мер по охране труда проходило на основании «Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников…» (далее — Правила), утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 № 64н.
В том же году было предусмотрено финансирование расходов по девяти направлениям:
— санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
— приобретение работникам, занятым на таких работах, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам;
— проведение аккредитованной организацией аттестации рабочих мест по условиям труда;
— проведение запланированных по результатам АРМ работ по приведению уровней запыленности или загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
— обеспечение работников, для которых это предусмотрено нормативными документами, лечебно-профилактическим питанием (далее — ЛПП);
— обучение отдельных категорий работников по охране труда (далее — обучение);
— проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
— приобретение страхователями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры);
— приобретение страхователями, занятыми пассажирскими и грузовыми автомобильными перевозками, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
Некоторые страхователи обратились за финансированием сразу нескольких мероприятий.
Всего в 2009 г. 4545 страхователей ПФО получили разрешение часть страховых взносов направить на проведение мероприятий по охране труда. Общая сумма финансирования составила 812,2 млн руб., за счет которых было аттестовано 86 567 рабочих мест; 15 240 работников, занятых во вредных условиях труда, прошли необходимое им санаторно-курортное лечение; было приобретено 440,1 тысячи единиц СИЗ; на 234 рабочих местах уровень запыленности и загазованности был приведен в соответствие с государственными нормативными требованиями по охране труда. В 2010 г. разрешение на финансовое обеспечение мер по снижению производственного травматизма и профзаболеваемости получили 5770 страхователей ПФО, что на 27% больше, чем в 2009 г. Общая сумма финансирования увеличилась незначительно — всего на 0,4% — и составила 815,5 млн руб. За счет средств страховых взносов было аттестовано 135 209 рабочих мест (на 56,2% больше, чем в 2009 г.); 13 124 работника прошли санаторно-курортное лечение; было приобретено 316,8 тысячи единиц СИЗ и на 164 рабочих местах были улучшены условия труда благодаря установке на них и модернизации средств коллективной защиты. Кроме того, за счет средств ФСС РФ были проведены обязательные периодические медосмотры для 101,1 тыс. работников, 2894 работника пришли обучение по охране труда, было приобретено 111 алкотестеров и два тахографа.
В 2009–2010 гг. 14,4% всех ассигнований на проведение мероприятий по охране труда ПФО приходились на Нижегородскую область, и распределение ассигнований между направлениями финансирования за эти годы представлено в табл. 4.
Итоги финансирования предупредительных мер, проведенных страхователями в Нижегородской области, следующие. В 2010 г. за разрешением на финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения обратились 72 страхователя, а это превышает аналогичный показатель 2009 г. на 12,5%. Большинство страхователей, обратившихся за указанным направлением финансирования, — это крупные предприятия, многие из которых имеют собственные санатории-профилактории (например, ОАО «Выксунский металлургический завод» или ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»). Увеличение потребности в финансировании санаторно-курортного лечения связано со сравнительно ранними сроками получения разрешения на финансирование, позволяющими работникам пройти лечение во время очередного отпуска, приходящееся на теплое время (преимущественно III квартал).
За разрешением на приобретение СИЗ обратились 260 страхователей, что на 7,8% меньше, чем в прошлом году. Такой выбор как приоритетное направление четвертью страхователей был обусловлен тяжелым финансовым состоянием многих из них и недостаточностью собственных средств на их приобретение, однако расширение перечня мероприятий по охране труда и необходимость проведения аттестации рабочих мест как обязательное условие выделения финансирования привели к снижению заинтересованности в приобретении СИЗ.
За разрешением на проведение АРМ обратились 714 страхователей, что на 15,3% больше, чем в 2009 г. Большинство обратившихся за финансированием аттестации — бюджетные учреждения и малые предприятия, для которых проведение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов — единственный способ финансирования мероприятий по охране труда, проведение которых предписано Трудовым кодексом РФ. Более чем у половины страхователей, обратившихся за финансовым обеспечением данного мероприятия, сумма финансирования не превышает 10 тыс. руб.
За разрешением на проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, вибрации, шума и всех видов излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда обратились 13 страхователей, а это на 18,2% больше, чем в 2009 г. Это объясняется активным участием в продвижении и организации данного направления финансирования предприятий, занимающихся изготовлением, продажей оборудования и проведением работ по снижению запыленности и загазованности.
Ни один из страхователей не выразил желания направить средства финансирования на обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, и такая ситуация связана с тем, что обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием может быть профинансировано Фондом социального страхования РФ только при условии проведения его в строгом соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н, который фактически не выполняется страхователями.
Из вновь введенных направлений финансового обеспечения наиболее востребованным является обучение застрахованных по охране труда. Это связано с тем, что с 2000 по 2008 г. обучение по охране труда финансировалось за счет средств ФСС РФ и было для работодателей бесплатным. Изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ с 01.01.2010, не лишили работодателей права на обучение работников по охране труда за счет средств Фонда, а фактически только изменили способ финансирования такого мероприятия. Однако уже сейчас очевидно, что количество обученных в сравнении с 2008 г. значительно сократится, а это не будет способствовать снижению профессионального риска.
Впервые с 2005 г. страхователи получили право направлять часть страховых взносов на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (далее — ПМО). Этим правом воспользовались 48 страхователей. Большинство отказов и снижений сумм финансового обеспечения приходится именно на это направление, что можно объяснить многочисленными нарушениями требований законодательства со стороны медицинских организаций при проведении ПМО.
За разрешением на приобретение алкотестеров обратилось три страхователя — структурных подразделения ОАО «РЖД» в целях проведения предрейсовых осмотров занятых на работах, связанных с движением железнодорожного транспорта, но на приобретение тахографов не поступало ни одной заявки.
По сравнению с 2009 г. в 2010 г. наблюдалось снижение сумм финансирования, запрошенных страхователями на 5,1%, что было связано с обусловленным кризисом значительным снижением фонда оплаты труда и страховых взносов в 2009 г.; при этом количество страхователей, обратившихся за финансированием, увеличилось на 15,7%. Из общего числа страхователей Нижегородского регионального отделения, зарегистрированных на 01.10.2010 г., за финансированием обратилось 0,99%, однако это были наиболее крупные страхователи, чьи взносы составляют львиную долю поступлений в региональное отделение. Так, на согласование представили документы 100% страхователей, чьи страховые взносы в 2009 г. превысили 6 млн руб., и 64% страхователей, чьи взносы тогда же составили от 500 тыс. руб. до 6 млн руб. Кроме того, большое социальное значение имеет финансирование предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профзаболеваний у страхователей — бюджетных учреждений. В частности, в 2010 г. за таким финансированием в Нижегородской области обратилось 111 организаций здравоохранения, 190 организаций образования и 133 учреждения социальной сферы. Для большинства из этих организаций средства ФСС РФ — единственный источник финансирования мероприятий по охране труда.
Есть основания полагать, что совместно финансируемые страхователями и страховщиком системно проводимые мероприятия позволят не только улучшить состояние здоровья застрахованных сегодня, но и снизить уровень профессионального риска в дальнейшем.