Основные тенденции развития обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2009–2010 годов в Приволжском федеральном округе. С. Н. Яшин, А. М. Авдеева (№1, 2011)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1 2011

С. Н. Яшин,
Заведующий кафедрой «Управление инновационной деятельностью» НГТУ им. Р. Алексеева, доктор экономических наук, профессор

А. М. Авдеева,
начальник отдела организации страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Нижегородского регионального отделения ФСС РФ

 

В ОСНОВЕ ТЕНДЕНЦИЙ, СЛОЖИВШИХСЯ В ОБЯЗА­ТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных за­болеваний в рассматриваемый период, лежит состояние экономики в кризисный и посткризисный период, за­тронувший многие предприятия практически во всех отраслях экономической деятельности. Однако же, как показал проведенный анализ, кризисное воздействие, оказанное на страхователей различных территорий, и противостояние ему имеют свои особенности.

Были рассмотрены данные по Нижегородской области и Приволжскому федеральному округу (далее — ПФО) в целом на основании данных финансовой от­четности, оперативной информации и поисково-мони­торинговой системы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Экономический спад, вызванный финансовым кри­зисом 2008 г., продолжает сказываться и по сей день, что проявляется, в частности, в снижении количества рабо­тающих граждан и наблюдается во всех регионах ПФО (табл. 1). В целом по ПФО численность работающих со­кратилась с 12 134,9 тыс. чел. в 2009 г. до 11 302 тыс. чел. в 2010 г., т. е. на 6,9%. Наибольшее сокращение работа­ющих отмечено в 2010 г. Нижегородской области — на 19,5% по сравнению с 2009 г. — и Чувашской Республи­ке — на 16,7%. В наименьшей степени упомянутые пос­ледствия отразились на численности работающих в Са­ратовской и Ульяновской областях, а также в Республи­ке Мордовия, где сокращение коснулись менее 3% ра­ботающих.

 

В 2010 г. в большинстве регионов ПФО наблюдается тенденция снижения уровня производственного трав­матизма и впервые выявленных профзаболеваний (см.табл. 2). В целом же по округу количество несчастных случаев на производстве сократилось с 14 181 в 2009 г. до 13 537 в 2010 г., т. е. на 4,6%, но данные изменения никак не связаны с предпринимаемыми работодателя­ми мерами по охране труда, поскольку коэффициент частоты несчастных случаев (т. е. количество несчаст­ных случаев на тысячу работающих) значительно уве­личился: если в 2009 г. в целом по ПФО он составлял 1,169, то в 2010 г. — 1,198. Из 14 субъектов федерации, входящих в округ, снижение частоты производствен­ного травматизма имеет место только в шести регио­нах: в Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Кировской, Оренбургской, Саратовской областях и в Пермском крае. Однако следует отметить: несмотря на снижение, уровень производственного травматизма в перечисленных субъектах федерации, за исключением Саратовской области, остается очень высоким и значи­тельно превышающим соответствующий показатель по ПФО в целом. Таким образом, основную причину сни­жения производственного травматизма следует искать в уменьшении занятых на производстве.

Снижение количества впервые выявленных профес­сиональных заболеваний (с 1321 случая в 2009 до 994 в 2010 г.) также не может свидетельствовать об улучше­нии условий труда, поскольку профзаболевания явля­ются отсроченным во времени последствием, как пра­вило, длительного воздействия вредных производст­венных факторов. Малое количество впервые выяв­ленных профзаболеваний является последствием спада промышленного производства 1990-х — начала 2000-х годов. Данный показатель также зависит от та­кого субъективного фактора, как выявляемость про­фессиональных заболеваний, в том числе при проведе­нии обязательных периодических медицинских осмот­ров работников, занятых во вредных и опасных усло­виях труда, и здесь значительную роль играет качество проводимых обязательных медосмотров, проведение обязательных медицинских осмотров стажированных работников в специализированных медицинских уч­реждениях (центрах профпатологии). Нет возможнос­ти оценить качество проведения медосмотров в других регионах, однако анализ проведения углубленных и периодических медицинских осмотров за счет средств Фонда социального страхования в Нижегородской об­ласти дает основания сделать неутешительный вывод об их невысоком качестве в ряде случаев. Данный вы­вод подтверждается низкой выявляемостью профес­сиональных заболеваний в Нижегородской области в сравнении с другими промышленно развитыми регио­нами ПФО, например с Республикой Татарстан и Са­марской областью.

Основными причинами, определяющими высокий уровень производственного травматизма и профзабо­леваемости, являются:

— старение основных производственных фондов и со­кращение объемов капитального и профилактичес­кого ремонта промышленных зданий и сооружений, машин и оборудования;

— снижение темпов технического обновления произ­водства;

— ослабление ответственности работодателей и руко­водителей производств за состояние условий и охра­ны труда;

— ухудшение контроля за техникой безопасности про­изводств вследствие сокращения служб охраны тру­да на предприятиях.

Положение усугубляется резким ростом числа ма­лых и средних предприятий, где вопросами охраны тру­да не занимаются совсем.

Главной проблемой при расследовании несчастных случаев на производстве остается их сокрытие как ра­ботодателями, так и самими пострадавшими работни­ками, несвоевременное извещение страховщика о произошедшем несчастном случае и затягивание фор­мирования и работы комиссии по его расследованию. Все это усложняет расследование и проведение экс­пертизы страхового случая, затрудняет, а иногда дела­ет и вовсе невозможным проведение раннего лечения, в том числе и высокотехнологичного, выходящего за рамки государственных гарантий, по тяжелым произ­водственным травмам.

Рассматривая характер получаемых пострадавшими повреждений здоровья в результате несчастных случа­ев на производстве и профзаболеваний, их можно рас­пределить следующим образом:

1. Опорно-двигательный аппарат

2. Кожа и мягкие ткани

3. Черепно-мозговые травмы

4. Органы зрения

5. Органы дыхания

6. Органы пищеварения

7. Нервная система

8. Сердечно-сосудистые заболевания

9. Мочеполовая система

10. Органы слуха

Общеизвестно: чем раньше после получения увечья пострадавшему оказана квалифицированная медицин­ская помощь, тем выше вероятность полного его выздо­ровления или минимизации последствий для здоровья и трудоспособности. Поэтому страхователям стоит об­ратить особое внимание на соблюдение сроков извеще­ния страховщика, формирования комиссии по рассле­дованию и проведения расследования несчастного слу­чая, установленных Трудовым кодексом РФ, Федераль­ным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, постановлением Министерства труда РФ от 24.10.2002 № 73.

В соответствии с постановлением правительства РФ от 15.05.2006 г. № 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, со­циальную и профессиональную реабилитацию застра­хованных лиц…» оплата расходов на лечение застрахо­ванного лица после тяжелого случая на производстве осуществляется страховщиком до восстановления его трудоспособности или же установления стойкой утра­ты профессиональной трудоспособности. Оплате под­лежат следующие расходы на лечение:

— оказание стационарной медицинской помощи (в т. ч. высокотехнологичной и специализированной меди­цинской помощи) при лечении последствий тяже­лых несчастных случаев на производстве;

— амбулаторно-поликлиническая помощь, предостав­ляемая после оказания стационарной помощи, либо медицинская реабилитация как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах;

— осуществление медицинской реабилитации в орга­низациях, оказывающих санаторно-курортные услу­ги, после оказания стационарной либо амбулаторно-поликлинической помощи в период временной не­трудоспособности в связи со страховым случаем до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности.

Оплачиваются расходы на лечение застрахованного лица, осуществляемое медицинскими организациями; объем лечения застрахованного лица определяется вра­чебной комиссией медицинской организации.

Определение тяжести несчастного случая осуществ­ляется той же врачебной комиссией медицинской орга­низации.

Страховщиком оплачиваются расходы на лечение застрахованного лица (табл. 2), которое осуществля­ется одной или несколькими медицинскими организа­циями, включая случаи перевода застрахованного лица в другую медицинскую организацию, привлечения ме­дицинской организацией специалистов из иных меди­цинских организаций для оказания застрахованному лицу специализированной помощи при наличии меди­цинских показаний, которые определены врачебной комиссией медицинской организации.

Оплата расходов на лечение производится на основа­нии договора об оплате лечения застрахованного лица, заключаемого страховщиком с медицинской организа­цией.

Расчет стоимости лечения, которое предоставляется медицинской организацией и подлежит оплате страхов­щиком, осуществляется исходя из нормативов финан­совых затрат, требуемых при формировании расходов на оказание гражданам России бесплатной медицинс­кой помощи в рамках программы государственных га­рантий. В случае превышения объемом лечения стан­дартов программы государственных гарантий, оно оп­лачивается в полном объеме. Таким образом, постра­давшему в краткие сроки может быть предоставлено высокотехнологичное лечение.

В целом по ПФО лечение непосредственно после тя­желого несчастного случая в 2009 г. прошли 63,1% пос­традавших, имеющих право на такую реабилитацию, а в 2010 г. еще больше — 65,2%. Следует отметить работу территориальных органов Фонда социального страхо­вания РФ в Нижегородской и Саратовской областях, обеспечивших прохождение реабилитации более 80% пострадавших в результате тяжелого несчастного слу­чая в эти годы. Это очень важно, поскольку именно ква­лифицированное лечение непосредственно после трав­мы позволяет полностью восстановить здоровье каждо­го пятого пострадавшего.

В целях снижения уровня производственного трав­матизма и профзаболеваемости ФСС РФ финансирует проведение страхователями определенных мероприя­тий по охране труда (табл. 3). Перечень мероприятий ежегодно утверждается приказом Минздравсоцразви­тия России.

Финансирование предупредительных мер по охра­не труда в 2009 году проводилось согласно «Правилам финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 –2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного ле­чения…», утвержденными Приказом Минздравсоцраз­вития РФ от 30.01.2008 № 43н (в ред. от 06.08.2009).

В 2009 году было предусмотрено финансирование расходов по пяти направлениям:

— приобретение для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а так­же на работах, выполняемых в особых температур­ных условиях, сертифицированных СИЗ по установ­ленным нормам;

— проведение АРМ аккредитованной организацией;

— проведение запланированных по результатам аттес­тации рабочих мест работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в полное соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

— санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производс­твенными факторами;

— обеспечение работников лечебно-профилактичес­ким питанием, что предусмотрено Перечнем произ­водств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профи­лактического питания.

В прошедшем году финансовое обеспечение преду­предительных мер по охране труда проходило на осно­вании «Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производст­венного травматизма и профессиональных заболеваний работников…» (далее — Правила), утв. Приказом Мин­здравсоцразвития России от 05.02.2010 № 64н.

В том же году было предусмотрено финансирование расходов по девяти направлениям:

— санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производс­твенными факторами;

— приобретение работникам, занятым на таких рабо­тах, а также на работах, выполняемых в особых тем­пературных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных средств индивидуальной защи­ты по установленным нормам;

— проведение аккредитованной организацией аттеста­ции рабочих мест по условиям труда;

— проведение запланированных по результатам АРМ работ по приведению уровней запыленности или за­газованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответст­вие с государственными нормативными требования­ми охраны труда;

— обеспечение работников, для которых это предус­мотрено нормативными документами, лечебно-про­филактическим питанием (далее — ЛПП);

— обучение отдельных категорий работников по охра­не труда (далее — обучение);

— проведение обязательных периодических медицин­ских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производ­ственными факторами;

— приобретение страхователями, работники которых заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмот­ров, приборов для определения наличия и уровня со­держания алкоголя (алкотестеры);

— приобретение страхователями, занятыми пассажир­скими и грузовыми автомобильными перевозками, приборов контроля за режимом труда и отдыха води­телей (тахографов).

Некоторые страхователи обратились за финансиро­ванием сразу нескольких мероприятий.

Всего в 2009 г. 4545 страхователей ПФО получили разрешение часть страховых взносов направить на про­ведение мероприятий по охране труда. Общая сумма финансирования составила 812,2 млн руб., за счет ко­торых было аттестовано 86 567 рабочих мест; 15 240 ра­ботников, занятых во вредных условиях труда, прошли необходимое им санаторно-курортное лечение; было приобретено 440,1 тысячи единиц СИЗ; на 234 рабочих местах уровень запыленности и загазованности был приведен в соответствие с государственными норма­тивными требованиями по охране труда. В 2010 г. раз­решение на финансовое обеспечение мер по сниже­нию производственного травматизма и профзаболева­емости получили 5770 страхователей ПФО, что на 27% больше, чем в 2009 г. Общая сумма финансирования увеличилась незначительно — всего на 0,4% — и соста­вила 815,5 млн руб. За счет средств страховых взносов было аттестовано 135 209 рабочих мест (на 56,2% боль­ше, чем в 2009 г.); 13 124 работника прошли санаторно-курортное лечение; было приобретено 316,8 тысячи единиц СИЗ и на 164 рабочих местах были улучшены условия труда благодаря установке на них и модерни­зации средств коллективной защиты. Кроме того, за счет средств ФСС РФ были проведены обязательные периодические медосмотры для 101,1 тыс. работников, 2894 работника пришли обучение по охране труда, бы­ло приобретено 111 алкотестеров и два тахографа.

В 2009–2010 гг. 14,4% всех ассигнований на проведе­ние мероприятий по охране труда ПФО приходились на Нижегородскую область, и распределение ассигнова­ний между направлениями финансирования за эти го­ды представлено в табл. 4.

Итоги финансирования предупредительных мер, проведенных страхователями в Нижегородской обла­сти, следующие. В 2010 г. за разрешением на финансо­вое обеспечение санаторно-курортного лечения обра­тились 72 страхователя, а это превышает аналогичный показатель 2009 г. на 12,5%. Большинство страховате­лей, обратившихся за указанным направлением финан­сирования, — это крупные предприятия, многие из ко­торых имеют собственные санатории-профилактории (например, ОАО «Выксунский металлургический за­вод» или ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»). Увеличение потребности в финансировании санаторно-курортного лечения связано со сравнитель­но ранними сроками получения разрешения на финан­сирование, позволяющими работникам пройти лечение во время очередного отпуска, приходящееся на теплое время (преимущественно III квартал).

За разрешением на приобретение СИЗ обратились 260 страхователей, что на 7,8% меньше, чем в прошлом году. Такой выбор как приоритетное направление чет­вертью страхователей был обусловлен тяжелым финан­совым состоянием многих из них и недостаточностью собственных средств на их приобретение, однако рас­ширение перечня мероприятий по охране труда и необ­ходимость проведения аттестации рабочих мест как обязательное условие выделения финансирования при­вели к снижению заинтересованности в приобретении СИЗ.

За разрешением на проведение АРМ обратились 714 страхователей, что на 15,3% больше, чем в 2009 г. Боль­шинство обратившихся за финансированием аттеста­ции — бюджетные учреждения и малые предприятия, для которых проведение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов — единственный способ фи­нансирования мероприятий по охране труда, проведе­ние которых предписано Трудовым кодексом РФ. Более чем у половины страхователей, обратившихся за фи­нансовым обеспечением данного мероприятия, сумма финансирования не превышает 10 тыс. руб.

За разрешением на проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям тру­да работ по приведению уровней запыленности и зага­зованности воздуха, вибрации, шума и всех видов излу­чений на рабочих местах в соответствие с государствен­ными нормативными требованиями охраны труда обра­тились 13 страхователей, а это на 18,2% больше, чем в 2009 г. Это объясняется активным участием в продви­жении и организации данного направления финанси­рования предприятий, занимающихся изготовлением, продажей оборудования и проведением работ по сни­жению запыленности и загазованности.

Ни один из страхователей не выразил желания на­править средства финансирования на обеспечение ра­ботников лечебно-профилактическим питанием, и та­кая ситуация связана с тем, что обеспечение работни­ков лечебно-профилактическим питанием может быть профинансировано Фондом социального страхования РФ только при условии проведения его в строгом соот­ветствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н, который фактически не выполняется страхователями.

Из вновь введенных направлений финансового обес­печения наиболее востребованным является обучение застрахованных по охране труда. Это связано с тем, что с 2000 по 2008 г. обучение по охране труда финансиро­валось за счет средств ФСС РФ и было для работодате­лей бесплатным. Изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ с 01.01.2010, не лишили работодателей права на обучение работников по охране труда за счет средств Фонда, а фактически только изме­нили способ финансирования такого мероприятия. Од­нако уже сейчас очевидно, что количество обученных в сравнении с 2008 г. значительно сократится, а это не будет способствовать снижению профессионального риска.

 

Впервые с 2005 г. страхователи получили право на­правлять часть страховых взносов на проведение обяза­тельных периодических медицинских осмотров (далее — ПМО). Этим правом воспользовались 48 страховате­лей. Большинство отказов и снижений сумм финансо­вого обеспечения приходится именно на это направле­ние, что можно объяснить многочисленными наруше­ниями требований законодательства со стороны меди­цинских организаций при проведении ПМО.

За разрешением на приобретение алкотестеров об­ратилось три страхователя — структурных подразделе­ния ОАО «РЖД» в целях проведения предрейсовых осмотров занятых на работах, связанных с движением железнодорожного транспорта, но на приобретение та­хографов не поступало ни одной заявки.

По сравнению с 2009 г. в 2010 г. наблюдалось сниже­ние сумм финансирования, запрошенных страховате­лями на 5,1%, что было связано с обусловленным кри­зисом значительным снижением фонда оплаты труда и страховых взносов в 2009 г.; при этом количество стра­хователей, обратившихся за финансированием, увели­чилось на 15,7%. Из общего числа страхователей Ниже­городского регионального отделения, зарегистрирован­ных на 01.10.2010 г., за финансированием обратилось 0,99%, однако это были наиболее крупные страхователи, чьи взносы составляют львиную долю поступлений в региональное отделение. Так, на согласование предста­вили документы 100% страхователей, чьи страховые взносы в 2009 г. превысили 6 млн руб., и 64% страхова­телей, чьи взносы тогда же составили от 500 тыс. руб. до 6 млн руб. Кроме того, большое социальное значение имеет финансирование предупредительных мер по сни­жению производственного травматизма и профзабо­леваний у страхователей — бюджетных учреждений. В частности, в 2010 г. за таким финансированием в Ни­жегородской области обратилось 111 организаций здра­воохранения, 190 организаций образования и 133 уч­реждения социальной сферы. Для большинства из этих организаций средства ФСС РФ — единственный источ­ник финансирования мероприятий по охране труда.

Есть основания полагать, что совместно финансиру­емые страхователями и страховщиком системно прово­димые мероприятия позволят не только улучшить сос­тояние здоровья застрахованных сегодня, но и снизить уровень профессионального риска в дальнейшем.