О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ
КАЧЕСТВА АТТЕСТАЦИИ
РАБОЧИХ МЕСТ
ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
А. Н. Абрамов
Н. Р. Абрамов, профессор Академии труда и социальных отношений, к. т. н.
Аттестация рабочих мест по условиям труда вызывает в настоящее время затруднения у работодателя по ряду целей ее реализации.
Известно, что с 1 сентября 2008 года эти мероприятия осуществляются в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения АРМ». Появились нормативные правовые акты, требующие дополнительных разъяснений.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО работодателей интересуют вопросы, связанные с оказанием услуг по АРМ аттестующими организациями в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» и приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.09.2010 № 794н «О внесении изменений в приказ от 01.04.2010 № 205н».
Другой проблемой оказалось то, что среди 19 целей, обозначенных действующим приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения АРМ», наибольшее значение имеет и в то же время вызывает затруднения цель, связанная с обоснованием права предоставления работникам компенсаций по условиям труда. Это связано также и с реализацией Постановления правительства от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах…». При этом работодатель должен помнить о качественном обосновании результатов аттестации в ее материалах.
Об оказании услуг АРМ аттестующими организациями
В соответствии с п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н и приказом от 10.09.2010 № 794н установлено, что организации, оказывающие услуги, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, имели право оказывать услуги до 1 декабря 2010 года; позднее оказание данных услуг организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.
В соответствии с п. 2 приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.07.2010 № 526н «Об организации работы по аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» осуществляется размещение электронной версии реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в открытом доступе в сети Интернет*.
Результаты же аттестации, полученные до 1 декабря 2010 года, остаются действительными в соответствии с приказом № 569, а позднее аттестация может проводиться по договору с организацией, имеющей аккредитацию в установленном порядке.
Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с Порядком, определенным приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Аттестационная комиссия создается организацией, где проводится аттестация, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работ по аттестации рабочих мест. Паритетная основа понимается как соотношение представителей той и другой стороны — работодателя и Аттестующей организации, — но не как равное количество членов комиссии с обеих сторон.
Комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В состав аттестационной комиссии организации совместно с представителями работодателя рекомендуется включать и представителей Аттестующей организации.
В случае привлечения Аттестующей организации протоколы гигиенической оценки условий труда, оценки травмобезопасности рабочих мест, оценки обеспеченности работников СИЗ, карты АРМ подписываются ответственным лицом Аттестующей организации и заверяется ее печатью. При этом результаты аттестации оформляются в виде пакета документов, содержащего в том числе в отношении Аттестующей организации:
— приказ о проведении АРМ и привлечении к работе Аттестующей организации (при необходимости);
— копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией.
После проведения аттестации работодатель направляет часть результатов работы, включая и информацию об Аттестующей организации, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, важное место в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда работодателем играет Аттестующая организация, аккредитованная в установленном порядке. Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, включает более 800 адресов и опубликован на сайте (http://www.rao.rosminzdrav.ru/).
О результатах АРМ применительно к компенсациям по условиям труда
Новый порядок аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, реестр аккредитованных организаций, имеющих право оказывать услуги с 1 декабря 2010 г., в том числе по проведению АРМ, поставил перед работодателем вопрос о действительности проведенной работы и ее результатах. Особенно это волнует в том случае, если аттестация еще не завершена, — она проводилась с одной организацией, а теперь придется обращаться к другой. Главный вопрос при этом в компенсациях как одной из главных целей АРМ.
Аттестация осуществляется в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда, и это регламентируется ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации. Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента и Правительства России и применяемые на территории страны постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В соответствии с п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 нормативной базой проведения аттестации рабочих мест являются:
— Трудовой кодекс Российской Федерации;
— нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
— системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.
В соответствии со ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсаций занятым на таких работах, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с ТК РФ Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 регламентировано по результатам АРМ установить следующие компенсации:
— сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;
— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее семи календарных дней;
— повышение оплаты труда — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Этим же Постановлением Минздравсоцразвития РФ в шестимесячный срок после вступления его в силу поручено установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
Применительно к компенсациям за вредные и (или) опасные условия труда работников применяются:
— статьи 91, 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса РФ;
— Постановление Правительства от 20.11.2008 № 870;
— cписок производств, цехов, профессий, должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением ГК Совета Министров СССР по вопроса труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (с изм. и доп. на текущий момент);
— «Типовое положение об оценке условий труда и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты за условия труда», утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22–78.
Таким образом, до установления порядка предоставления компенсаций, определенного правительством с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии, продолжает действовать законодательство Союза ССР, регламентирующее эти вопросы; оно может применяться в части, не противоречащей действующему российскому законодательству.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами АРМ или же заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются (ст. 219 ТК РФ).
Результаты аттестации рабочих мест, полученные на основании действующих на сегодня законодательных и нормативных правовых актов, в том числе по установлению дополнительных отпусков, сокращенного рабочего дня и повышения оплаты труда, являются правомерными и действительными до срока очередной аттестации в течение пяти лет (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569).
Подтверждение тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда работников с указанием классов вредных условий труда (по степеням вредности — класс 3.1, класс 3.2, класс 3.3, класс 3.4) осуществляется в картах аттестации рабочих мест, для чего производятся соответствующая запись и указания оснований со ссылкой на действующие нормативные правовые акты в строке 040 карты в виде таблицы, включающей пункты:
— размер повышения оплаты труда работников в процентах (факторы его обуславливающие);
— дополнительный отпуск (рабочих дней);
— продолжительность рабочей недели (часов);
— молоко или др. равноценные пищевые продукты;
— лечебно-профилактическое питание;
— досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Дадим некоторые рекомендации работодателю с тем, чтобы определиться с действительностью полученных результатов аттестации рабочих мест и обоснованием права предоставления компенсаций по условиям труда.
По п. 1 таблицы строки 040 карты аттестации В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством или иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени…» размер повышения оплаты труда составляет не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Размер повышения оплаты труда (% денежной компенсации) рассчитывается согласно Типовому положению об оценке условий труда рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты за условия труда», утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22–78. Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным или трудовым договором.
При последующем улучшении условий труда, рационализации рабочих мест размер данной компенсации уменьшается или отменяется полностью по решению аттестационной комиссии с соответствующим внесение изменений в карту аттестации рабочих мест.
По п. 2 Согласно ст. 117 Трудового кодекса ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется занятым на подземных или же открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения и на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Сегодня действует список производств и цехов, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановлением ГК Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (с изм. и доп.).
В графе «основание» таблицы приводится действующий список с указанием раздела, подраздела и соответствующего пункта. Если в результате АРМ для профессии условия труда признаны вредными, но профессия в списке отсутствует, вопросы компенсации могут решаться через коллективный договор, соглашение или локальный нормативный акт.
По п. 3 Согласно ст. 91 Трудового кодекса нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю; работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым.
В соответствии со ст. 92 ТК РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии. В настоящее время сокращенный рабочий день устанавливается в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановлением ГК Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (с изм. и доп. на текущий момент).
В графе «основание» продолжительность рабочего времени приводится в днях (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569). При решении вопроса об отпуске — очередном или дополнительном — он предоставляется в календарных днях путем перевода рабочих дней в календарные (коэффициент 1,167 = 7 : 6).
По п. 4 Согласно ст. 222 Трудового кодекса работникам, связанным с вредными условиями труда, выдаются бесплатно и по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников их выдача может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном их стоимости, если это предусмотрено в коллективном и (или) трудовом договоре.
Нормы и условия бесплатной выдачи упомянутых продуктов установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов…». Молоко или другие равноценные пищевые продукты, учитывая понятия «вредный производственный фактор» и «безопасные условия труда», выдаются работникам не за наличие на рабочем месте производственного фактора, указанного в перечне упомянутого приказа, а за вредный производственный фактор, то есть в случае превышения его уровня над установленным нормативом (ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны).
Если при аттестации в соответствии с действующими гигиеническими критериями оценки условий труда они (по факторам, указанным в Перечне) признаны безопасными (класс 2) , то работодатель принимает реше
ние о прекращении бесплатной выдачи молока с учетом мнения профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.
По п. 5 Согласно ст. 222 Трудового кодекса на работах с особо вредными условиями труда по установленным нормам бесплатно предоставляется лечебно-профилактическое питание, которое выдается на работах с особо вредными условиями труда в соответствии с перечнем производств, профессий и должностей, работа на которых дает право на бесплатное его получение (приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 46н.)
В рассматриваемой строке приводится наличие лечебно-профилактического питания у работника с указанием номера рациона и необходимость его предоставления по результатам оценки условий труда. Например, если в результате аттестации выясняется, что работник занят в производстве, указанном в Перечне, менее половины рабочего дня, то бесплатное получение лечебно-профилактического питания не полагается, и в п. 5 строки 040 делается прочерк.
По п. 6 В соответствии с федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» и постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости» в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» приняты списки производств, работ, профессий и должностей (с доп. и изм.), утв. Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ.
В карте аттестации должны приводиться сведения о праве на досрочное назначение пенсии в соответствии со всеми действующими Списками (№1 и № 2).
При заполнении рассматриваемой строки следует иметь в виду, что слово «Да», указанное в графе «Фактические» означает наличие профессии или должности в перечне, представляемом организацией в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Слово «Да» в графе «Необходимость и размер компенсаций по результатам оценки условий труда» означает подтверждение правильности включения в перечень данной профессии или должности. Прочерк означает отсутствие в перечне или необходимость исключения профессии или должности из перечня, ежегодно передаваемого организацией в территориальный орган Пенсионного фонда.
В графе «Основание» приводятся Списки цехов, производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготную пенсию. При отнесении работ, профессий и должностей к Спискам № 1 или № 2 следует указать Список № _____________, вид производства ______________________, вид работ _______________________, позиция (тринадцатизначный символ) в Списке.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи вредными и тяжелыми условиями труда имеет только Пенсионный фонд РФ с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Контроль за проведением работ по АРМ выполняют представители профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представители комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов или трудового коллектива.
Согласно ст. 216 ТК РФ оценка качества проведения аттестации и правильности предоставления работникам компенсаций осуществляется органами исполнительной власти субъектов федерации в области охраны труда, на которые возложена государственная экспертиза условий труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ.
В будущем подтверждение имеющихся результатов АРМ и возможные изменения (доаттестация, переаттестация) обосновываются выдвигаемыми требованиями новых нормативных правовых актов. Данное предложение обосновывается пунктами 6 и 7 приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569. Обязательной повторной аттестации (переаттестации) подлежат рабочие места:
— после замены производственного оборудования;
— изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;
— при выявлении нарушений, установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.
Результаты повторной аттестации рабочих мест (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту, оформленную ранее.
Изменения в карту аттестации вносятся следующим образом. К существующей карте добавляются протоколы вновь проведенных измерений и оценок вредных производственных факторов, а также все строки карты, где возникли изменения оценок в связи с новыми результатами замеров и лист ознакомления работников с условиями труда на рабочем месте. Изменения должны быть внесены и в ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и в сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации в виде новых ведомостей с внесенными изменениями, с указанием даты оформления ведомости.
Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию. Сроки проведения переаттестации или же аттестации вновь организованного рабочего места определяются аттестационной комиссией.
Проекты нормативных правовых актов по реализации Постановления от 20.11.2008 № 870 готовятся Минздравсоцразвития России. На организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест, возлагается ответственность за их качество, в том числе и за правомерность предоставления работодателем компенсаций своим работникам по результатам АРМ.