НА НИВЕ ЗНАНИЙ
(ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ОХРАНЕ ТРУДА НА СЕЛЕ)
В. З. Фасхутдинов,
доцент Башкирского государственного аграрного университета
ТЕНДЕНЦИЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРАВМАТИЗМА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОСТАНОВИЛАСЬ, она стабилизируется на уровне, превышающем аналогичные показатели западноевропейских партнеров в 2–3 раза. Основная причина застоя в непростительно медленном развитии производительных сил из-за отсутствия финансовых ресурсов и невозможности обновления техники и технологии в производстве сельскохозяйственных продуктов.
Сельчане хорошо понимают: для дальнейшего продвижения к заветной цели — приемлемому социальному риску (одна травма на миллион производственников) — нужно неуклонно заниматься материально-технической базой производства и повышением профессионального мастерства. Материал статьи основан на реальном положении дел у тружеников муниципального предприятия «Бижбулякский район». С учетом того, что эффективность обучения работников охране труда подтверждается ростом производственных показателей более чем на 34%, обучение было переведено на двухуровневое:
— обучение с проверкой уровня знаний и требований охраны труда руководителей и специалистов с периодичностью один раз в три года;
— занятия во внерабочее время с работниками сельскохозяйственных производственных кооперативов и крестьянско-фермерских хозяйств (далее — СПК и КФХ) в зимний период по программе, включающей агрономию, сервисное техническое обслуживание машинного парка и охрана труда при выполнении сельхозработ.
Как правило, обучение руководителей организуется с приглашением в район профессорско-преподавательского состава учебного центра Башкирского государственного аграрного университета. Такие занятия с выездом на место имеют свои преимущества:
— во-первых, охват слушателей достаточно широк (не менее трех человек из одной организации);
— понятны финансовые выгоды для слушателей; они не отрываются от семьи;
— занятия проходят в оборудованных аудиториях под контролем специалистов муниципальных органов;
— у слушателей есть возможность общаться друг с другом, делиться опытом и учиться у соседей;
— материал излагается наиболее доходчиво, он имеет «местные корни» и отражает реальные условия. Как здесь уже комментировали, занятия приземленные, но результативные.
Сельчанам предлагаются программы «Охрана труда в организациях», «Пожарно-технический минимум» и «Охрана труда и пожарная безопасность в сельском хозяйстве» (72 часа), а перечень вопросов заранее согласовывается с районной администрацией. Кроме преподавателей, к занятиям привлекаются также и главные специалисты района по отраслям экономики и госинспекторы. Курсы — недельные или же двухнедельные — проходят с отрывом от производства.
На лекциях слушатели ведут записи или могут пользоваться диктофоном. На практических занятиях рассматриваются примеры, которые применимы в реальных условиях; к примеру, наряду с простейшими приемами защиты от воздействия тока анализируются и такие опасные факторы электричества, как воздействие на человека электромагнитных излучений. Преподаватель интересуется у слушателей, кто из них пользуется персональным компьютером, и предупреждает, что подключение к двухпроводной (устаревшей) сети грозит воздействием таких излучений, в десять и более раз превышающих допустимый уровень по СанПиНу. Выход в подключении к трехпроводной сети через «заземленную розетку». Резюме: немедленно произвести замену квартирного электрощитка и обновить внутреннюю проводку (фазовый проводник, рабочий нулевой проводник и защитный нулевой проводник). В новом щитке предусмотрены отключающие автоматические средства, защита от попадания человека под ток и возникновения пожаров по причине электроснабжения.
При изучении вопросов пожарной безопасности занятия начинаются с простейшего: пожар легче предупредить и тушить его лучше сразу, чем потом. Исследования причины пожаров указывают на то, что 80–90% из них можно было бы избежать, если бы рядом оказался человек, умеющий пользоваться первичными средствами пожаротушения. Вся наша работа в этом направлении должна быть направлена именно на предупреждение пожара и тушение его в момент возгорания. Не лишне напомнить и об обязанностях каждого гражданина России, изложенных в ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»: иметь в помещениях первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными органами местного самоуправления.
Каждый слушатель получает домашнее задание подсчитать, а какие же средства пожаротушения требуются на его дворе или в доме, сколько и как следует их располагать. Каждое задание обеспечивается раздаточным методическим материалом — от до 10 до 12 единиц.
Программный материал доводится до сведения слушателя в соответствии с дидактическими требованиями, и они имеют эвристическую направленность. Много вопросов возникает у слушателей о безопасной эксплуатации транспортных средств или работе с энергосиловыми установками. Но особо успешными бывают занятия с участием слушателей сразу нескольких организаций муниципального района: общение позволяет им уяснить отдельные эпизоды по безопасности в смежных отраслях экономики.
При подготовке к экзаменам слушатели получают на бумажном и электронном носителях методические материалы, работа с которыми ведется во внеаудиторное время. Каждый слушатель сдает экзамен индивидуально, действует тестированный порядок вопроса и ответа. Членами экзаменационной комиссии выступают преподаватели, прошедшие обучение во Всероссийском учебном центре по охране труда, государственный инспектор труда и представитель муниципального района. Письменные ответы слушателей с личными подписями сдающего и принимающего вместе с протоколом экзаменационной комиссии сдаются на хранение.
Второй уровень обучения организуется непосредственно для производственников в СПК и КФХ и проводится в соответствии с приказом первого заместителя главы администрации муниципального района с возложением контрольной ответственности на начальника районной муниципальной службы охраны труда.
Вышеописанная методика обучения весьма действенная, она отвечает требованиям времени. Такая методика не нова — она практикуется и во ВЦОТ, — но у нас всё конкретизируется с учетом местных условий. Для дальнейшего улучшения обучения мы считаем необходимым:
1. Уточненить и расширить перечень тем занятий по примерной программе с учетом расширения понимания охраны труда по методике МОТ и российскому законодательству.
2. С учетом реальных изменений последнего времени учебные пособия «Охрана труда» (Издательство «Золотой теленок», серия учебных пособий в четырех частях) следует переиздать как учебник — в новой редакции и расширенным тиражом.
3. Считаем, что приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.06.2003 в виде Правил по охране труда необходимо переработать и сделать настольной книгой отраслевых специалистов (к примеру, Правила по охране труда в растениеводстве и т. д.).