ЕСЛИ ПЛУГ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ…
Требования технической, экологической безопасности и охраны труда при эксплуатации и обслуживании тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин
Л.А.Буренко, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории № 14
Е.М.Филиппова, старший научный сотрудник, заведующая лабораторией № 14
И.Б.Ивлева, научный сотрудник лаборатории № 14
Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ГОСНИТИ Россельхозакадемии), лаборатория разработки технологий и средств диагностирования, эксплуатации МТП и охраны труда (№ 14)
Состояние охраны труда в сельском хозяйстве
В результате перехода к рыночной модели экономики и в условиях технологического прогресса и жесткой конкуренции в сельском хозяйстве и на предприятиях ремонта и технического сервиса сельхозтехники в агропромышленном комплексе России вопросы охраны труда и обеспечения безопасности при использовании и обслуживании машин принимают все большее значение.
На сегодня в Российской Федерации насчитывается 2789 сельскохозяйственных предприятий, где — по статистическим данным — работают 500 тысяч тракторов, 220 тысяч автомобилей и 160 тысяч комбайнов. Имеется 24 тысячи центральных ремонтных мастерских, 27 тысяч машинных дворов, 23 тысячи гаражей и заправочных пунктов, 1600 районных ремонтных мастерских и 200 ремонтно-механических заводов. Обслуживают весь этот машинный парк более миллиона человек, половина из которых заняты ремонтом сельхозмашин и оборудования. Во всем агропромышленном комплексе есть уже свыше 260 тысяч фермерских и крестьянских хозяйств и до 16 млн личных подсобных хозяйств, которые производят свыше 57% всей валовой продукции сельского хозяйства в стране. В ходе произошедших реформ в экономике страны прекратилось прямое финансирование сельскохозяйственных предприятий государством, а парк сельскохозяйственных машин износился и уменьшился в 2–2,5 раза.
Анализ статистических данных показывает, что в АПК России нет отраслей, в которых показатель по травматизму с тяжелым исходом имел бы благоприятные тенденции. Наиболее тяжелое положение сложилось в растениеводстве, животноводстве, а также при ремонте и техническом обслуживании машин. На два первых направления приходится почти половина всех производственных травм, и каждая пятая с летальным и тяжелым исходом происходит при эксплуатации, ремонте и техобслуживании машин.
Cуществующая в настоящее время отраслевая система управления охраной труда в сельском хозяйстве лишена главного звена (В новом Положении о Минсельхозе России исключен раздел
об охране труда и соответственно исключена функция управления охраной труда; заодно упразднен и отдел охраны труда). Формально эти вопросы отнесены к компетенции Минздравсоцразвития РФ, которое практически охраной труда в сельском хозяйстве не занимается. Разумеется, приоритетность и значимость этой темы существенно снижена, подорван правовой статус органа, непосредственно занимающегося вопросами государственного управления охраной труда, хотя в Конституции, Трудовом кодексе РФ как в социальном государстве четко записаны положения об охране труда в нашей стране как на федеральном, так и на региональном уровнях органов исполнительной власти.
Такие действия вышестоящих органов не могут способствовать обеспечению должного внимания к охране труда в регионах, на предприятиях и в хозяйствах АПК, должному повышению уровня безопасности и защищенности тружеников села.
Поскольку вопросы безопасности и охраны труда в регионах переданы органам государственной власти, большую роль наряду с другими службами стали выполнять органы Гостехнадзора. От того, насколько требовательно и квалифицированно выполняют свои обязанности инспекторы и специалисты по охране труда, во многом зависят теперь безопасность и условия труда операторов (машинистов) при эксплуатации тракторов и самоходных с/х машин.
Требования безопасности труда к машинам после ремонта или техобслуживания
Требования безопасности при использовании и обслуживании машин:
— машины при их эксплуатации должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на новую машину;
— органы управления систем должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.019;
— рабочее давление воздуха в тормозной системе должно соответствовать нормам в технических условиях на конкретные модели трактора и машины;
— схождение и развал передних и задних колес должны соответствовать нормам, установленным в технических условиях на машину конкретного вида;
— двери кабины должны быть оборудованы исправными индивидуальными замками, запирающимися на ключ, и стопориться автоматически в крайних положениях;
— ослабление крепления рулевой колонки и рулевой сошки, изгибы, трещины, повреждение резьбы пробок, наконечников, поломка или отсутствие шплинтов не допускается. Люфт рулевого колеса при работающем двигателе не должен превышать величин, указанных в ГОСТ 12.2.019 и техусловиях на машину конкретного вида. Осевой люфт рулевого колеса не допускается;
— двигатель машины должен быть сблокирован с коробкой передач.
Требования к защитным средствам:
— движущиеся, вращающиеся части машин — карданные, цепные, зубчатые передачи и др. — должны быть защищены исправными защитными ограждениями, обеспечивающими безопасность оператора;
— машины с защитными кабинами (каркасами) должны быть снабжены ремнями безопасности по ГОСТ 18524;
— система освещения должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.019.
Требования пожарной безопасности:
— первичные средства пожаротушения, которыми комплектуются машины, должны быть исправными и окрашены в сигнальные цвета по ГОСТ Р 12.4.026;
— электропроводки должны быть изолированы друг от друга, повреждение изоляции не допускается. Крепления проводов должны быть затянуты, а скобы сжаты. Обрыв проводов и излом металлической оплетки не допускаются. Допускаются сращивание проводов с обязательным припаиванием их концов и изоляция мест сращивания;
— выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр в отработавших газах.
Требования безопасности от воздействия загрязняющих и вредных веществ:
— концентрация окиси углерода в кабинах машин должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.019;
— содержание вредных веществ в отработавших газах (СО, СН, NOX) не должно превышать величин, указанных в ГОСТ 17.2 2 025, ГОСТ 17.2.2.05.
Эргономические и гигиенические требования:
— машины должны быть снабжены исправными устройствами для крепления аптечки с медикаментами, термоса, зеркала заднего вида, первичных средств пожаротушения по ГОСТ 12.2.019;
— защита оператора от неблагоприятных внешних воздействий — шума или вибрации, выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, а также обеспечение сил сопротивления перемещению органов управления машин, предусмотренных нормативной документацией на новые машины конкретного вида;
— уровень звука внешнего шума машин должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003;
— параметры вибрации в вертикальном и горизонтальном направлениях на полу и на сиденье оператора должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.019;
— параметры вибрации на органах управления машины должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.012;
— кабина и рабочее место оператора машины должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.120;
— концентрация пыли в кабине не должна превышать величин, указанных в ГОСТ 12.2.120;
— силы сопротивления перемещению органов управления не должны превышать значений из ГОСТ 12.2.120;
— в системах охлаждения, смазки, питания и др. не допускаются подтекание и каплеобразование топлива, масла и др. жидкостей через прокладки и сальники, контрольные и спускные пробки в соединениях трубопроводов и шлангов по ГОСТ 12.2.002 и ГОСТ 12.2.019.
Требования охраны окружающей среды:
— перед снятием с машины деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, должен быть проведен их слив в специальные закрытые емкости в соответствии с ГОСТ 12.2.002, ГОСТ 12.2.019, ГОСТ 18523, ГОСТ 18524;
— отходы производства должны храниться в специальной таре и только в местах, предназначенных для этой цели по ГОСТ 17.0.0.01;
— хранение и транспортирование материалов и веществ с опасными и вредными выделениями должно осуществляться способами, исключающими возможность возгорания, интоксикации, травмирования, взрыва и других неблагоприятных последствий по ГОСТ 12.1.005.
Инструментальный контроль условий труда оператора (машиниста)
Инструментальный контроль условий труда оператора (машиниста) тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин (методики) разработан на основе стандартов системы безопасности труда, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (см. табл.). Для его проведения могут быть использованы разработанные ГОСНИТИ модуль КИ-28158–ГОСНИТИ (число измеряемых параметров — до 32, количество приборов — до 20), а также переносные комплекты технических средств контроля условий труда КИ-28108–ГОСНИТИ и КИ-28108.01–ГОСНИТИ.
При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или при соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников СИЗ считается, что условия труда отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности.
Контролируемые параметры вредных и опасных производственных факторов были перечислены в таблице.