АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
КОРПОРАТИВНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Ю.В. Додонова, ассистент кафедры безопасности жизнедеятельности Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета
А.Ф. Борисов, заведующий кафедрой БЖД ННГАСУ, доктор химических наук, профессор
ГЛАВНЫМ ПОБУДИТЕЛЬНЫМ МОТИВОМ СОЗДАНИЯ МАСШТАБНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ является неудовлетворительное состояние систем управления безопасностью труда и промышленной безопасностью и, как следствие, высокий уровень смертельного травматизма. Анализ причин несчастных случаев показывает, что большинство выявленных нарушений носит исключительно организационный характер и не зависит от экономического положения предприятия и наличия финансовых и материальных средств. На основе изучения СУОТ различных производств и обобщая мнение ведущих специалистов, ученых и работников производства можно сделать следующие выводы:
— отсутствуют унифицированные методические подходы и определенный алгоритм проектирования современных систем обеспечения производственной безопасности;
— уделяется недостаточное внимание вопросам проектирования СУОТ в программах обучения по охране труда руководителей и специалистов с целью методического обеспечения и обмена опытом;
— нет тщательно выстроенного стратегического плана управления профессиональными рисками;
— не применяются качественные и количественные показатели оценки эффективности внедрения и функционирования СУОТ;
— основной ошибкой при разработке СУОТ является подмена ее содержания требованиями государственных нормативных актов и отсутствие в должностных обязанностях руководителей заданий обязательств по разработке, внедрению и функционированию стандартов по обеспечению БТ и ПБ;
— недостаточно разрабатываются вопросы формирования психологии и идеологии безопасности, приоритетности работ и заданий по обеспечению безопасности труда и промышленной безопасности.
Коллективом авторов [1] были установлены причины неэффективности систем управления охраной труда, представленные в диаграмме (рис. 1).
Система управления охраной труда, являясь важнейшим элементом общей интегрированной системы руководства предприятием, устанавливает единые требования к организации работ в области охраны труда; она включает комплекс социально-экономических, технических, гигиенических, а также организационных мероприятий, направленных на реализацию положений законодательства в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда. Интеграция СУОТ в единую систему руководства предприятием является одним из условий ее успешного функционирования.
Большое значение для развития нового направления менеджмента и обеспечения безопасности труда в целом имеет принятый Европейским советом стран ближнего зарубежья «Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230–2007 Системы стандартов безопасности труда. СУОТ. Общие требования ILO-OSH 2001», что характеризует процесс дальнейшего приближения и интеграции наших документов с международными стандартами.
В 2007 году вышел важнейший для нас международный стандарт BHSAS 18001:2007. Системы менеджмента гигиены и охраны труда. Развитие положений ГОСТ 12.0.230, учитывающее требования российского законодательства и нормативных правовых актов по охране труда, и характеристика этапов проектирования СУОТ нашли отражение в ГОСТ 12.0.007–2009.
Выход перечисленных выше документов указывает на затребованность современных систем управления охраной труда и промышленной безопасностью, а кроме того и на необходимость их разработки. Более того, государственные нормативные требования охраны труда и разработка СУОТ на их основе становятся обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности. Соответствующая корректировка требований о безусловной обязательности разработки СУОТ и ПБ была введена в Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 24.07.2009 № 206-ФЗ).
Международные стандарты в области безопасности и здоровья отличаются от российских стандартов тем, что в них более значимыми являются организационные факторы в политике по обеспечению безопасности. В них акцент делается не на технические вопросы или же конструктивные особенности машин и механизмов, а на организационную культуру безопасности, поведенческие особенности персонала, а также на повышение ответственности и приверженности принципам приоритетности безопасности человека. Поддерживая такую концепцию и проводя обоснованную интеграцию наших стандартов с международными, необходимо решительнее и шире вводить в корпоративные системы управления охраной труда такие вопросы, как формирование психологии и идеологии безопасности, безусловную приоритетность работ и заданий по обеспечению безопасности труда и промышленной безопасности и многие другие вопросы, исключительно важные для создания прочного фундамента культуры безопасности в отечественных организациях. Эта концепция должна найти отражение во многих документах, характеризующих управляющие воздействия системы менеджмента безопасности.
Понятие СУОТ широко внедрилось в промышленности нашей страны начиная с 70-х годов, однако необходимо подчеркнуть, что системы, создававшиеся на устаревшей законодательной базе, сегодня рассматриваются как недостаточные. Как было отмечно А. Г. Федорцом [2], системы безопасности труда в России сегодня строятся по типу программного управления, который предполагает выполнение последовательных действий в соответствии с правилами, распоряжениями и законами. Международные стандарты в области безопасности и здоровья предполагают построение систем менеджмента охраны труда с использованием терминального управления, что предполагает планирование цели и реализацию управления по отклонениям от цели и на основе оценки профессионального риска.
Разработка и внедрение современных СУОТ невозможны без использования традиционных методов менеджмента, что позволит прогнозировать результаты функционирования системы при изменении входных параметров процесса, управляющих воздействий и внедрении корректирующих действий. Менеджментом — управлением — охраной труда можно считать организованный процесс, включающий те аспекты функций руководства, которые определяют политику предприятия в области обеспечения безопасности труда, цели и ответственность, осуществляемые путем планирования, оценки и оперативного управления внутренними и внешними изменениями показателей системы и непрерывного совершенствования соответствующих элементов.
В международной терминологии система управления охраной труда (OSN management system) определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели охраны труда, и достижение этих целей. При этом под словом «система» понимается не только разработка документированных процедур и воздействий, аудит их выполнения, но и оценку эффективности функционирования и постоянный мониторинг. Всё это позволит обеспечить реализацию основополагающего принципа достижения наилучших результатов — системного подхода, при котором последовательно и всеобъемлюще реализуется алгоритм, разработанный с учетом особенностей объекта управления и полного охвата самых важных вопросов, что требует определенных знаний принципов менеджмента (П. В. Макаров, А. Ф. Борисов. Оценка эффективности системы менеджмента безопасности и гигиены труда).
Система менеджмента охраны труда, как и любая другая система, содержит в себе следующие основные элементы:
— объект управления — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, влияющие на состояние здоровья и безопасность работников;
— субъект управления — высшее руководство организации, устанавливающее цели создания, внедрения и функционирования системы на основе непрерывного анализа ее результативности;
— управляемые параметры — профессиональные риски нанесения ущерба здоровью или жизни работников.
Проектирование ССБТ — довольно сложная, многоплановая задача, которая предусматривает использование интеллектуально-аналитических методов решения многочисленных проблем и формирование объемной информационной и нормативно-правовой базы по организации и управлению безопасностью труда. Следует подчеркнуть, что документально оформленной системой ССБТ (управления и менеджмента) организации следует называть комплект документов, содержащих управляющие воздействия, системно охватывающие все вопросы управления охраной труда.
На основе анализа нормативных документов мы можем определить следующие основные этапы разработки СУОТ.
На начальном этапе необходимо сформулировать цели системы и ожидаемый результат проектирования. Следует обратить внимание на высокую значимость и мотивацию создания программ по управлению охраной труда, создание которых характеризует переход от бессистемной работы метода проб и ошибок к целенаправленной и последовательной работе, что приводит к сокращению аварийных несчастных случаев и травматизма, а вместе с тем и уменьшению материальных потерь, обусловленных затратами на профзаболевания и материальную компенсацию.
После определения целей следует осуществлять учет возможных подходов для их реализации. Современная методология решения крупных вопросов управления и менеджмента производства включает в себя системный, комплексный, целевой подход проектирования.
Одним из основных требований является объем и лаконичность ССБТ. На сегодня нормативная, правовая и законодательная база составляет тысячи документов; в этих условиях учет требований нормативных документов представляется затруднительным и является чрезвычайно трудоемкой задачей. Важный момент на этапе проектирования — разработка унифицированных методических подходов и определенного алгоритма проектирования системы (рис. 2). Оптимизация методологических подходов заключается в том, чтобы, с одной стороны, предельно сократить обсуждение нормативной базы — эту роль хорошо выполняет положение, структурная схема и другие документы, — а с другой — не упустить (исключить) какие-либо важные требования при разработке документации. Такой поход при
проектировании макета ССБТ позволяет существенно сократить объем описательной части различных процедур, связанных с проведением управляющих воздействий, избавиться от ненужного повторения содержания законодательных и нормативных актов, заменив их содержанием соответствующих локальных документов.
Проектирование ССБТ предполагает необходимость тщательного изучения нормативных и законодательных требований, что позволяет определить в дальнейшем номенклатуру документации. Документационное обеспечение СУОТ представляет собой набор стандартов предприятия, которые устанавливают организацию работы и содержат управляющие функции и процессы обеспечения по главным направлениям безопасности труда. Количество стандартов устанавливается для каждой организации индивидуально в зависимости от характера и вида деятельности организации, компетентности и способности работников.
На наш взгляд, система стандартов организации по безопасности труда должна включать в себя:
— не менее 20–30 локальных нормативных актов (стандартов) (рис. 3);
— структурную схему стандарта;
— целевые установки каждого направления;
— документы (обязательства, декларации, положения о порядке проведения работ, приказы, планы и программы, образцы протоколов и бланки и др.).
Важным моментом при разработке ССБТ является создание рабочей группы проекта и обучение сотрудников вопросам создания современных систем управления.
Структурирование функциональных обязанностей руководителей среднего уровня в области управления безопасностью предполагает включение этих обязанностей в должностные инструкции с непременным акцентированием места, роли и степени ответственности сотрудника в СУОТ. При этом четко должны быть определены вопросы контроля выполнения всеми работниками структурного подразделения требований охраны труда и обеспечения связи между различными процессными группами в обеспечении безопасности труда. Приоритетным направлением при оценке роли сотрудников необходимо считать разработку системы материального и морального стимулирования деятельности персонала по функционированию и совершенствованию СУОТ.
Условия рынка на сегодня уже таковы, что тщательно выверенный и выстроенный стратегический план управления охраной труда и управления рисками становится обязательным для обеспечения успешной работы предприятия.
Литература:
1. Макаров П. В. Совершенствование методики оценки профессионального риска в строительной отрасли на основе экспертных оценок и анкетирования: дисс. канд. техн. наук.— Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. — Волгоград, 2010. — 260 с.
2. Федорец А. Г. Современные принципы построения и стандарты систем управления // БиОТ. — 2007. — № 1. — С. 8–14.