Проблемы сбора и использования данных по охране труда. Г. З. Файнбург(№ 1, 2017)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2017

УДК 331.45

Проблемы сбора и использования данных по охране труда

Г.З. Файнбург,

директор Института безопасности труда, производства и человека

Пермского национального исследовательского политехнического университета,

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,

доктор технических наук, профессор

Email: faynburg@mail.ru

Аннотация

Статья рассматривает нерешенные проблемы современного состояния сбора и использования данных по охране труда в нашей стране.

Ключевые слова

Показатели, рабочее место, уровень работодателя, индикаторы регулирования, результативность работ по охране труда, эффективность управления

Problems of the collection and use

of occupational safety and health data

G. Z. Faynburg,

Director of Institute for Safety Health,

Perm national research polytechnic university,

Honored worker of the higher school of the Russian Federation,

Doctor of Engineering, professor

Abstract

This article considers unresolved problems of the current situation with optimize the collection and use of occupational safety and health data in our country.

Keywords:

Indicators, workplace, level of the employer, regulation indicators, effectiveness of OSH activities, management efficiency.

Введение.

Ни у кого не возникает ни малейших сомнений, что управление профессиональными риска — сердцевина деятельности охраны труда требует представления о рисках и ситуациях, которыми или в которых мы управляем. Для этого в охране труда собираются (если вообще собираются) самые разнообразные данные, многие из которых фиксируются в актах, журналах, личных карточках, протоколах и т.п.

Вот почему Международная организация труда (МОТ) в 2017 в качестве темы Всемирного дня охраны труда (28 апреля) в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире выбрала «Оптимизации сбора и использования данных по охране труда» и тем самым привлекла внимание трудоохранной общественности к проблемам сбора данных.

Оптимизация сбора достоверных данных крайне важна для определения приоритетов и совершенствования профилактических программ, реализуемых как на отдельных рабочих местах, так и на корпоративном, региональном и национальном уровнях. Помимо этого, международная унификация национальных систем регистрации и уведомления позволит проводить в профилактических целях сбор и анализ данных в глобальном масштабе и тем самым иметь более точное представление о прогрессе, достигнутом в этой области.

Это позволит странам получить более надежные показатели эффективности национальных систем охраны труда и определить, какие связанные с охраной труда проблемы в первую очередь требуют выделения ресурсов, объем которых зачастую бывает ограничен.

Вот и мы, имея достаточно интересный опыт по построению систем сбора информации, попытаемся ниже систематически изложить основные принципы и моменты оптимизации сбора и конструктивного анализа различных данных по охране труда, требуемых для эффективного достижения ее целей.

Общие принципы

Основная цель документирования информации, имеющей существенное значение для системы управления охраной труда, состоит в фиксации и сохранении данных, необходимых для принятия решений (выработки мероприятий) по управлению рисками и охраной труда. Не менее значима информация (как правила на корпоративном уровне) для различного рода проверок или расследований (фактически необходимая также для принятия решений). Вот почему вся документация системы корпоративного управления охраной труда делится на предписывающую (устанавливающую) и фиксирующую документацию.

Рассмотрим наиболее часто используемые и наиболее характерные методы обработки и представления данных. Они могут быть применены к любой совокупности первичных статистических данных по охране труда и безопасности производства.

Подчеркнем, что в первичные (до обработки и после) данные могут быть представлены как единичные показатели, характеризующие какоето отдельное свойство (признак) деятельности в области охраны труда. Единичный показатель может быть выражен в вербальной (в шкале наименований и/или порядка) или в количественной форме. Единичный показатель может иметь размерность или быть безразмерным. Для наглядности сравнения и удобства применения единичный показатель может быть приведен к относительной форме. При этом он автоматически становится безразмерным.

На практике единичный показатель чаще всего приводят к относительной форме в долях от 0 до 1,0 или в процентах от базовой (реперной, нормативной) величины на интервале от 0 % до 100 %. Следует знать, что для дальнейшей обработки наиболее удобно представление единичных показателей в долях.

В ряде случаев наглядного представления соотношения «положительных» и «отрицательных» моментов полезно представить единичный показатель Eп на интервале: минус 1 — «все плохо», например, ничего не сделано, до плюс 1 — «все хорошо», например, все выполнено в срок. Тогда показатель Eп будет равен:

где n+ — число положительных моментов;

n— — число отрицательных моментов.

В практике охраны труда из различных статистических единичных показателей ряда случайных чисел, характеризующих состояние охраны труда, наиболее часто используется мода, т.е. наиболее часто встречающееся значение единичного показателя.

Поскольку состояние охраны труда не может быть охарактеризовано одни единичным показателем, то полезно преобразовать их совокупность в один обобщенный показатель.

Обобщенные (комплексные, сложные, интегральные, синтезированные и т. п.) показатели получают теми или иными методами из единичных показателей с помощью различных функций. Такие показатели определяют (рассчитывают) путем построения сводной сравнительной оценки, которая, объединяя информацию о значениях отдельных единичных показателей и информацию об их значимости, которая позволила бы упорядочить (проранжировать) по степени их общей предпочтительности все рассматриваемые объекты (например, состояние охраны труда).

Наиболее часто в практике методов обобщенных показателей применяется аддитивная синтезирующая функция — взвешенная арифметическая средняя QА, где каждый суммируемый отдельный iый единичный показатель qi берется с тем или иным весом значимости wi:

При применении функции QА следует помнить, что она не позволяет описать критичность состояния всего объекта при критичности состояния отдельных элементов за счет влияния некритических элементов. Это затрудняет ее использование в охране труда и безопасности производства, где невыполнение даже одного элемента системы чревато ее неработоспособностью.

Для учета таких ситуаций используют мультипликативную синтезирующую функцию — взвешенную геометрическую среднюю QГ, где каждый перемножаемый отдельный iый единичный показатель qi берется с тем или иным весом значимости wi:

В функции QГ «неблагополучие» одного элемента (показателя) влечет за собой «неблагополучие» всей функции.

Поскольку оценка результатов деятельности в области охраны труда является многокритериальной задачей, то для ее решения могут использоваться различные методы построения обобщенного показателя. Одним из таких способов выступает обобщенная функция желательности Харрингтона, которая обладает такими свойствами как непрерывность, монотонность и гладкость.

Суть метода оценок по обобщенной функции Харрингтона — получение общего показателя состояния и условий охраны труда и сравнение по нему различных систем управления охраной труда взамен простого сравнения отдельных показателей, характеризующих результативность и эффективность.

Пересчет конкретных показателей в абстрактные числовые значения основан на применении «кривой желательности» Харрингтона, которая определяется функцией (безразмерной количественной переменной) с двумя участками насыщения (при d®0 и d®1) и линейным участком (при d от 0,2 до 0,63):

.

Ось координат Y называется шкалой частных показателей, ось d — шкалой желательности. Промежуток эффективных значений на шкале частных показателей — [2; +5]. Выбор этого промежутка на шкале частных показателей обусловлен тем, что именно в этих точках значения на шкале желательности уже практически близки к граничным, но еще могут существенно меняться в зависимости от значений показателя.

Шкала желательности делиться в диапазоне от 0 до 1 на пять диапазонов. Соответствия между отношениями предпочтения в вербальной (лингвистической) и числовой системах представлены в таблице 1. «Кривая желательности» медленно изменяется в области крайних оценок («очень хорошо», «очень плохо») и быстро меняется в области средних оценок («удовлетворительно»), что характерно для многих характеристик безопасности, надежности, качества. Таким образом, шкала Харрингтона по существу отражает характер искажений экспертных оценок, порожденных их субъективным характером. Действительно, если бы экспертные оценки не страдали указанным недостатком, то следовало бы приведенным в таблице 1 лингвистическим переменным сопоставить на шкале желательности интервалы одинаковой длины.

Таблица 1 — Соответствие вербальной и числовой систем функции Харрингтона

Вербальное (лингвистическое) выражение

Интервалы значений функции Харрингтона

Очень хорошо

От 0,80 до 1,00

Хорошо

От 0,63 до 0,80

Удовлетворительно

От 0,37 до 0,63

Плохо

От 0,20 до 0,37

Очень плохо

от 0 до 0,20

Конкретные значения показателей распределяются на промежутке эффективных значений шкалы частных показателей в масштабе, соответствующем предъявляемым к ним требованиям. Если «наилучшему» значению конкретного показателя присвоить значение «+5», а «наихудшему» — «2», то все остальные расположатся между ними, образуя масштабируемую последовательность значений.

Затем соответствующие им показатели пересчитываются в отметки на шкале желательности. Полученное значение частного показателя желательностей d(i), основанное на оценке iого показателя, пересчитывается вместе с другими в обобщенный коэффициент желательности D:

где n — число используемых показателей, причем число это может быть не одинаковым для разных систем. Конечно можно использовать и взвешенную геометрическую среднюю частных желательностей, но вопрос о весах тех или иных желательностей остается на субъективный выбор исследователя.

Важное свойство функции D состоит в том, что достаточно хотя бы одного нулевого (близкого к нулю) значения частного показателя желательности d(i), чтобы D также имело нулевое (близкое к нулю) значение. Таким образом, при непригодном значении хотя бы одного показателя, весь обобщенный показатель будет свидетельствовать о плохой результативности и эффективности. Величина D=1 только в том случае, когда наблюдаются высокие значения всех показателей d(i). Таким образом, использование функции Харрингтона позволяет получить более жесткую оценку в области охраны труда по сравнению с традиционно используемыми индексами, например, рассчитываемыми как среднее арифметическое отдельных показателей состояния и условий охраны труда.

Отметим, что число n может быть не одинаковым для разных систем. Последнее позволяет сравнивать обобщенные коэффициенты даже тогда, когда отсутствует часть параметров сравнения у различных систем, или отсутствуют данные по ним. Корень nой степени «сглаживает» возникающие отклонения, а полученный результат позволяет оценивать системы (с определенной точностью), так сказать, «математически».

Если коэффициент желательности D находится на нижнем криволинейном участке функции Харрингтона, то для достижения удовлетворительной результативности и эффективности деятельности в области охраны труда и системы управления охраной труда потребуется «подтягивание» практически всех показателей до приемлемого уровня (что связано с большими затратами ресурсов).

Если коэффициент желательности D располагается на линейном участке [0,2; 0,8], то даже относительно небольшое улучшение в отношении одногодвух показателей может существенно увеличить «желательность» деятельности или системы.

Когда деятельность или система имеет обобщенный коэффициент желательности D порядка 0,80,9 можно говорить о деятельности или системе как очень хорошей и близкой в пределу своего развития. Улучшение их характеристик путем «вытягивания» всех показателей на максимум потребует чрезмерно больших ресурсов.

Для выявления предельно нежелательного отклонения в результативности и эффективности деятельности в области охраны труда наиболее часто используют одностороннее ограничение обобщенной функции Харрингтона, а в качестве границы предельно допустимых значений обычно используют значение 0,37.

Следует также отметить, что в практике охраны труда часто применяется ранжированный ряд вербальных (лингвистических) оценок типа «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо». Одним из наиболее удобных способов преобразования этих качественных показателей в определенные числовые оценки (см. табл.1) также является функция Харрингтона.

Важная роль в анализе показателей результативности и эффективности деятельности по охране труда играет группировка информации — деление всей изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от задач говорят о типологических, структурных и аналитических (причинноследственных) группировках.

Примером типологических группировок могут быть группы работников по трудовым функциям (профессиям, специальностям), группы работодателей по численности или характеру производственной деятельности.

Структурные группировки предназначены для изучения внутреннего строения показателей сложных объектов, соотношения в нем отдельных частей. Примером таких группировок может стать состав пострадавших по профессиям, стажу работы, возрасту. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности организации или их совокупности.

Аналитические (причинноследственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, а также выбору количества групп, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Важную роль при принятии решений является наглядность представления информации. Как правило, информация представляется в табличном и/или графическом виде.

Результаты обработки первичных показателей, как правило, представляют в виде таблиц. Таблица является наиболее рациональной, компактной и относительно наглядной формой представления материала.

Наиболее наглядными способами представления информации являются графики (диаграммы) и их раскраска цветом.

По форме графического образа выделяют линейные графики (к ним относят статистические кривые), плоскостные графики (подразделяются на столбиковые, полосовые, квадратные, круговые, секторные, фоновые, точечные, фигурные, пиктографики), объемные (отражаются в виде поверхностных распределений).

Для наглядности состояния совокупности единичных показателей удобно использовать радиальные (сетчатые) диаграммы, позволяющие отображать эту совокупность разнородных показателей и тем самым наглядно характеризовать состояние всей этой совокупности по значениям отдельных единичных показателей.

В радиальной диаграмме множество радиусов задает перебор единичных показателей. Отнормированное к интервалу от 0 до 1 или от минус 1 до плюс 1 значение единичного показателя фиксируется по радиусу. Если при этом прочерчены базовые окружности значений «минус 1», «0» и «плюс 1», то фигурой идеально хорошего состояния будет окружность с радиусом «плюс 1». Легко визуализируемое отклонение от этой окружности будет характеризовать «недоработки» по тем или иным показателям.

Индивидуальные показатели обеспечения охраны труда работника

Напомним, что центральным «объектом защиты» всех мероприятий охраны труда является организм человека, занятого трудом (работающего) в том или ином пространственном месте (рабочем месте) то или иное время (рабочее время).

Вот почему первый «пакет» данных образуют данные о работающем. Вопервых, это идентифицирующие данные (ФИО, пол, возраст). Вовторых, данные о его квалификации (образование, подготовка, опыт работы до поступления на работу на данное предприятие). Втретьих, это данные о его здоровье на момент поступления на предприятие, особенно на те рабочие места, где может развиться профессиональная патология (для чего и служит предварительный медицинский осмотр). Отдельно упомянем антропометрические данные человека, ибо без них невозможно обеспечить его качественными средствами индивидуальной защиты. Это первичные персональные данные каждого работающего.

Любого наемного работающего наниматель — организатор производства при необходимости: (1) обучает, (2) обеспечивает СИЗами, (3) проводит медосмотры, (4) поощряет / наказывает за выполнение / невыполнение своих трудовых обязанностей, выразившихся в строгом соблюдении / грубом нарушении требований охраны труда.

Это необходимые текущие оперативные данные на каждого работающего. Наиболее удобно вести эти данные в компьютеризированных системах учета, а каждому работнику, следовало бы, завести чип или флешку с данными типа личной карточки учета персональных данных по охране труда.

Общеизвестно, что для того, чтобы организовать защиту от опасностей и рисков, нужно их выявить и оценить, создаваемую ими угрозу, наметить меры по ограничению, снижению, передаче и т.п. Эти опасности и риски связаны с опасными и вредными производственными факторами индивидуального рабочего места (рабочей зоны) каждого работающего, иных (для данного работающего) территории и объектов организатора производства, территории и объектов третьих лиц, на которых в производственных целях перемещается работающий у организатора производства.

Перечень идентифицированных опасностей и рисков, условно разбитых на три категории — рабочие места и рабочие зоны, «промплощадка», пространство третьих лиц, важнейший исходный документ всей системы управления рисками и охраной труда.

Перечень результатов оценки риска и выбранных мероприятий по его управлению (также разбитый на три категории) — другой не менее важный документ.

Приоритетный перечень реализуемых мероприятий, ранжированный по важности, срочности с указанием срока исполнения, объема необходимых ресурсов (трудовых, финансовых, материальных), лиц, ответственных за выполнение может называться Планом мероприятий по улучшению условий труда.

Система отчетности для управления на корпоративном уровне

В нашей стране организацияработодатель отчитывается перед органами государственного надзора, статистическими управлениями в сроки и по формам, установленным этими органами. Этим форм — минимум миниморум!

Так статистический инструментарий для организации статистического наблюдения в сфере охраны труда состоит из двух форм: формы 1т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда» и формы 7 — травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях».

Эти документы официальной статистической отчетности работодателя перед органами государственной власти формируются на основе документов внутренней отчетности подразделений перед управлением организации, управления перед собственником (учредителем).

Все эти документы могут содержать сведения, составляющие коммерческую тайну работодателя.

Для формирования этой отчетности необходимы документы внутренней отчетности подразделений перед службой охраны труда, службы охраны труда — перед руководством организации, руководства организации — перед собственником (учредителем).

Структурные (функциональные) подразделения отчитываются перед организацией в целом

1) Периодически в установленные в организации сроки:

о проведенных проверках состояния охраны труда с указанием выявленных нарушений и выданных предписаний;

о выполнении приказов, предписаний, решений совещаний по вопросам охраны труда с указанием невыполненных документов и причин невыполнения;

о привлечении к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности работников с указанием, за какие нарушения они привлечены;

об изданных распоряжениях по вопросам охраны труда с указанием цели распоряжения;

о производимых работах с привлечением сторонних организаций, с указанием принятых мер по обеспечению безопасности при производстве работ;

о количестве рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с указанием количества рабочих мест, где она уже проведена;

о количестве работников, повысивших квалификацию и прошедших обучение безопасным методам труда;

о выполнении мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, с указанием количества мероприятий, фактических затрат, количества работников, которым улучшены условия труда;

2) немедленно и в сроки, установленные соответствующими нормативными документами для окончания расследования несчастных случаев на производстве:

о случаях приостановления работы основного оборудования с указанием причин;

о случаях производственного травматизма с указанием числа пострадавших, в том числе со смертельным исходом, обстоятельств, причин и принятых мер;

о произошедших опасных случаях (отказах оборудования, авариях, дорожнотранспортных происшествиях, пожарах и т.п.) с указанием обстоятельств и причин;

Служба охраны труда отчитывается перед руководством организации (ее собственником или его представителями, например Советом директоров) не реже, чем один раз в год либо по мере необходимости.

Оценка результативности и эффективности корпоративного управления

Проведение оценки результативности и эффективности корпоративного управления в области охраны труда является важнейшей процедурой по реализации современных подходов к регулированию в области охраны труда, в рамках которых постсобытийные «модели штрафных санкций» (выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований) постепенно должны смениться упреждающими «моделями профилактического соответствия» (внедрение мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий).

В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки организацией результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, добровольно проводимых на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения стратегического характера, направленные на улучшение своей деятельности в области охраны труда.

Оценивание результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда — специальный процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда совокупности критериев, заданных руководством организации на основании требований национального законодательства, а также для внесения адекватных корректив в систему управления охраной труда на основе таких критериев.

Оценка результативности и эффективности подразумевает постоянный сбор и анализ определенных исходных данных, необходимых для обеспечения текущего оценивания состояния и условий охраны труда, тенденций их изменения со временем, и, при необходимости, идентификации процедур управления, требующих улучшения.

Целями проведения оценки результативности и эффективности системы управления охраной труда являются:

оценка общей стратегии (Политики) организации в области охраны труда и процедур функционирования системы управления охраной труда по предотвращению связанных с работой травм и заболеваний, а также способности системы удовлетворять другим потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного управления, надзора и контроля;

определение необходимых изменений в процедурах функционирования системы управления охраной труда, включая изменения в Политике и в целевых показателях (индикаторах) результативности и эффективности;

сравнение запланированных и фактически достигнутых целевых показателей (индикаторов);

определение необходимых корректирующих действий, в том числе с учетом результатов расследования различного рода небезопасных происшествий;

обеспечение обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.

Оценка (в том числе и самооценка) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда позволяет организации:

реализовать систематический подход к совершенствованию системы управления охраной труда, идентифицировать и анализировать процедуры деятельности, требующие улучшения;

использовать унифицированный набор критериев при оценке результативности и эффективности своей системы управления охраной труда;

получать объективные данные о текущем состоянии своей системы управления охраной труда, основанные на фактах, а не на личном восприятии руководителей и/или работников;

определять, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой системной концепции совершенствования деятельности по охране труда и, прежде всего, исходя из выявленных возможных направлений улучшения;

отслеживать изменения в состоянии системы управления охраной труда и определять объем изменений, произошедших с момента проведения предыдущей оценки (самооценки);

проводить сравнения с лучшими практиками, достигнутыми как в самой организации, так и в других организациях, распространять передовой опыт лучших подразделений организации или других организаций;

внедрять различные инициативы и передовые методы управления охраной труда в повседневную деятельность организации;

устанавливать основу для признания передовых достижений в области охраны труда и стимулирования подразделений и работников.

Даже в случаях, когда организация не имеет формально оформленной системы управления охраной труда, проведение оценки результативности и эффективности ее деятельности в области охраны труда позволяет ей задавать определенные критерии совершенствования и оценивать соответствие собственной деятельности в области охраны труда и ее результативности и эффективности этим критериям.

Основным условием применения процедур оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является заинтересованность организации в совершенствовании такой деятельности (как вследствие внутренних стимулов, так и вследствие внешних стимулов регулирования, осуществляемого органами государственного управления, контроля и надзора в рамках национального законодательства), а также в улучшении достигаемых результатов.

Непременным условием проведения оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является наличие достаточных ресурсов (в том числе зарезервированных вследствие эффективного планирования), необходимых для получения, сбора и анализа необходимых исходных данных.

Система показателей результативности и эффективности организации работ по охране труда

Организация должна сама выбрать и разработать систему своих показателей, исходя из своей Политики и целей в области охраны труда с учетом специфики своей производственной деятельности, масштабности (количества и удаленности) подразделений, численности работников и др. При этом она по своему выбору может воспользоваться всеми, лишь некоторыми или не одним из приведенных ниже примеров.

Большинство рекомендуемых, а потому приводимых нами примеров показателей выражены в виде долей или процентов, что наилучшим образом позволяет оценить сущность и масштаб явления. Другие — в виде количественных значений в единицу времени, либо значений, приходящихся на одного работника, на единицу продукции или в виде других относительных, обобщенных или взвешенных показателей, что упрощает применение разного рода показателей.

Отдельные показатели представлены в форме абсолютных (численных) измеряемых параметров, величин или событий.

Показатели поддержания работодателем Политики в области охраны труда:

Число пересмотров и обновлений (актуализаций) Политики в области охраны труда, осуществленных высшим руководством организации по результатам консультаций с работниками.

Количество встреч и совещаний по вопросам охраны труда, проведенных высшим руководством организации (рекомендуется не реже чем раз в месяц).

Количество анализов состояния охраны труда, осуществленных высшим руководством (не реже одного раза в год, и после смертельных или групповых несчастных случаев, острых отравлений).

Рейтинг приверженности высшего руководства в управлении охраной труда, полученный в результате опросов работников.

Доля работников, демонстрирующих хорошее знание Политики организации в области охраны труда.

Участие работников и их представителей в управлении охраной труда.

Доля представителей работников по охране труда (в отношении к общей численности работников)

Удельная численность подразделений (бригад, смен), где имеется представитель работников по охране труда (в процентах от общей численности подразделений (бригад, смен))

Количество консультаций по вопросам охраны труда, осуществленных руководством организации с работниками за отчетный период времени (например, год)

Количество регулярных заседаний комитета (комиссии) по охране труда, проведенных по текущим (существующим) проблемам и вопросам охраны труда за отчетный период времени (рекомендуется не реже одного раза в месяц)

Количество рабочих мест, подвергнутых мероприятиям по оценке риска, проведенных с участием работников

Число предложений работников или их представителей, направленных на улучшение условий и охраны труда на одного работника или представителя

Организация работ по охране труда

Обязанности и ответственность

Доля должностей управленческого персонала, для которых определены обязанности и ответственность по охране труда (рекомендуется 100 %)

Доля работников, подлежащих и своевременно проинструктированных или обученных относительно их трудовых обязанностей и ответственности по вопросам охраны труда (рекомендуется 100 %).

Компетентность и подготовка

Удельная численность работников, своевременно прошедших положенные виды обучения по охране труда, в т. ч. в аккредитованных организациях (в процентах от численности работников, подлежащих обучению)

Доля работников, обучение которых по охране труда проведено в форме стажировки, от общей численности работников, прошедших обучение (в процентах)

Доля работников, повысивших квалификацию по охране труда, от общей численности, установленной планом мероприятий (в процентах)

Доля руководителей и специалистов, прошедших повышение квалификации по вопросам охраны труда, от общей численности руководителей и специалистов (в процентах)

Удельная численность работников топменеджмента, своевременно прошедших положенные виды обучения (в процентах от общей численности работников — руководителей и специалистов топменеджмента)

Удельная численность уполномоченных (доверенных) лиц работников по охране труда, своевременно прошедших обучение (в процентах от общей численности таких лиц)

Удельная численность подразделений (бригад, смен), где имеется лицо, квалифицированно владеющее приемами первой помощи (в процентах от общей численности подразделений (бригад, смен))

Удельная численность штатных работников — специалистов по охране труда и безопасности производства (в процентах от общей численности работников)

Удельная численность работников, совмещающих свои основные трудовые функции с функциями специалистов по охране труда и безопасности производства (в процентах от общей численности работников)

Удельная численность подразделений (бригад, смен), работающих в удалении или автономно, где имеется лицо, выполняющее функции специалиста по охране труда (в штате или по внутреннему совместительству) (в процентах от общей численности подразделений (бригад, смен))

Доля работников, оцененных как компетентный в области охраны труда персонал при назначении на должность или/и по результатам обучающих курсов по охране труда

Доля работников — специалистов по охране труда, образование которых соответствует требованиям профессионального стандарта

Доля учебных программ по охране труда, пересмотренных в целях актуализации

Доля учебных программ по вопросам охраны труда, пересмотренных и улучшенных для обеспечения их качества и результативности от общего числа таких программ (в процентах)

Израсходовано средств на проведение обучения и проверку знаний требований охраны труда, а также повышение квалификации в расчете на одного работника

Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда Доля планов по улучшению охраны труда, для которых установлены измеримые задачи (мероприятия), а также критерии оценки

Доля затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда от суммы затрат на производство продукции (работ и услуг)

Удельный объем финансирования мероприятий по охране труда и безопасности производства (в процентах от общего объема затрат или в расчете на одного работника)

Доля структурных подразделений организации, освоивших бюджет на выполнение планов по улучшению охраны труда

Доля задач (мероприятий) в планах улучшения по охране труда, которые были завершены и оценены во время

Доля задач (мероприятий) в планах по улучшению охране труда, которые были проверены и признаны как качественные и результативные

Число измеримых целей по улучшению охраны труда, установленных в организации

Доля измеримых целей по улучшению охраны труда, которые подлежат периодической проверке и обновлению

Предотвращение опасностей

Доля рабочих мест, на которых проведена и документирована оценка риска, а меры по управлению риском запланированы и реализуются

Доля процессов оценки рисков, которые завершены и документированы (по отношению к плановому количеству)

Доля проверенных результатов оценок риска на предмет их обоснованности и правильности применяемых мер по их управлению

Удельная численность работников, занятых на рабочих местах с допустимыми и оптимальными условиями труда (в процентах от общей численности занятых работников или в расчете на одну тысячу работников)

Доля рабочих мест с уровнем риска, который оценен как неприемлемый (для которого требуется осуществление мер по управлению риском)

Доля работников, которые проинформированы об уровнях риска и соответствующих мерах по управлению риском, которые должны применяться на рабочих местах

Количество реализованных мер по управлению рисков, на которых установленная иерархия мер полностью учтена

Удельная численность работников, занятых на рабочих местах, требующих неотложного (первоочередного) улучшения условий труда (в процентах от общей численности занятых работников или в расчете на одну тысячу работников)

Документация системы управления охраной труда

Количество новых инструкций по охране труда, разработанных для новых рабочих мест, новых видов работ, в силу внедрения организационных изменений, новых производственных технологий, машин и оборудования, изменения рабочих процессов, планирования и выполнения работ повышенной опасности и т.д.

Доля инструкций по охране труда, которые были пересмотрены и обновлены (в том числе на периодической основе)

Доля процедур осуществления производственной деятельности, включенных в систему управления охраной труда, которые были пересмотрены и усовершенствованы в ходе реализации корректирующих действий, а также в силу внедрения организационных изменений, новых производственных технологий, машин и оборудования, изменения рабочих процессов, планирования и выполнения работ повышенной опасности и т.д.

Передача и обмен информацией

Количество встреч, проведенных руководством организации, в целях информирования работников по актуальным вопросам охраны труда

Количество сообщений, связанных с вопросами по охране труда, распространенных среди работников при помощи электронной почты, бюллетеней или других принятых в организации способах внутренней коммуникации по охране труда

Количество внешних информационных материалов по охране труда (докладов, статей, правил и т.д.), распространенных внутри организации

Доля ответов руководителей на предложения работников по улучшению условий и охраны труда (рекомендуется 100 %)

Рейтинг эффективности взаимодействия по вопросам охраны труда, полученный по результатам опроса работников

Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда

Доля планов по улучшению охраны труда, для которых установлены измеримые задачи (мероприятия), а также критерии оценки

Доля затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда от суммы затрат на производство продукции (работ и услуг)

Удельный объем финансирования мероприятий по охране труда и безопасности производства (в процентах от общего объема затрат или в расчете на одного работника)

Доля структурных подразделений организации, освоивших бюджет на выполнение планов по улучшению охраны труда

Доля задач (мероприятий) в планах улучшения по охране труда, которые были завершены и оценены во время

Доля задач (мероприятий) в планах по улучшению охране труда, которые были проверены и признаны как качественные и результативные

Число измеримых целей по улучшению охраны труда, установленных в организации

Доля измеримых целей по улучшению охраны труда, которые подлежат периодической проверке и обновлению

Предупредительные и регулирующие меры

Доля рабочих мест, на которых проведена и документирована оценка риска, а меры по управлению риском запланированы и реализуются.

Доля процессов оценки рисков, которые завершены и документированы (по отношению к плановому количеству).

Доля проверенных результатов оценок риска на предмет их обоснованности и правильности применяемых мер по их управлению.

Удельная численность работников, занятых на рабочих местах с допустимыми и оптимальными условиями труда (в процентах от общей численности занятых работников или в расчете на одну тысячу работников)

Доля рабочих мест с уровнем риска, который оценен как неприемлемый (для которого требуется осуществление мер по управлению риском)

Доля работников, которые проинформированы об уровнях риска и соответствующих мерах по управлению риском, которые должны применяться на рабочих местах

Количество реализованных мер по управлению рисков, на которых установленная иерархия мер полностью учтена

Удельная численность работников, занятых на рабочих местах, требующих неотложного (первоочередного) улучшения условий труда (в процентах от общей численности занятых работников или в расчете на одну тысячу работников)

Удельная численность работников, занятых на рабочих местах, требующих планового (очередного) улучшения условий труда (в процентах от общей численности занятых работников или в расчете на одну тысячу работников)

Количество работников, для которых уровень риска снижен посредством применения средств коллективной защиты

Количество работников, для которых уровень риска снижен посредством применения средств индивидуальной защиты

Удельная численность работников, своевременно и по нормам обеспеченных средствами индивидуальной защиты (СИЗ) (в процентах от общей численности занятых работников, которые должны быть обеспечены СИЗ или в расчете на одну тысячу работников)

Доля снижения случаев применения средств индивидуальной защиты в связи с осуществлением других способов управления рисками / превентивных мер

Количество мест применения средств индивидуальной защиты, на которых осуществлена проверка надлежащего выбора типа средств индивидуальной защиты, исходя из выявленного риска, а также надлежащего их применения работниками

Управление изменениями

Количество зафиксированных изменений для которых были предусмотрены и выполнены меры защиты, включая разработку новых регламентов работы.

Количество анализов влияния на условия и состояние охраны труда, выполненных с учетом изменений в национальном законодательстве по охране труда, в правилах осуществления технологических операций

Доля рабочих мест, на которых выполнена оценка риска в процессах внедрения новой техники и материалов, изменения в приемах осуществления производственных операций и т.д.

Количество работников, проинформированных о результатах оценки риска, осуществленных в процессе изменений, вносимых на их рабочие места

Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование Количество процедур действия в аварийных ситуациях, относительно которых были проведены консультации с внешними аварийными службами, местными органами власти и общественностью

Количество процедур и планов действия в аварийных ситуациях, которые периодически проверяются и обновляются

Количество процедур и планов действия в аварийных ситуациях, которые были проверены и обновлены в результате практической отработки действий

Доля работников, обученных действиям в аварийных ситуациях, в том числе аварийноспасательных мероприятиям и приемам оказания первой помощи

Доля часов учебных курсов по охране труда, посвященных предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности и реагирования, в случае их возникновения

Доля работников, участвующих в тренировках по эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

Доля аварийного оборудования, которое периодически должно проверяться и поддерживаться на предмет их технической исправности

Количество проверок и испытаний объектов повышенной опасности

Снабжение

Доля договоров куплипродажи, в которых определены требования по охране труда для приобретаемого оборудования, инструментов, материалов и т.д.

Доля закупленной продукции, проверенных на предмет их соответствия требованиям охраны труда, определенным до приобретения (закупки)

Доля приобретенных крупных объектов (машин, установок и т.д.), для которых оценка риска была проведена до введения их в эксплуатацию

Подрядные работы

Количество подрядчиков, оцененных организацией на предмет их соответствия установленным требованиям охраны труда

Доля подрядчиков, которые представили отчеты по оценке риска и другим аспектам охраны труда, связанных с их рабочим персоналом

Количество проверок по охране труда, периодически осуществленных в организации на рабочих местах подрядчиков

Доля работников подрядных организаций, прошедших обучение по охране труда в отношении выполняемых ими работ

Оценка

Мониторинг и оценка результативности

Количество и соотношение показателей эффективности планируемой деятельности и показателей недостаточной эффективности деятельности, применяемыми при мониторинге и оценке результативности деятельности по управлению охраной труда и представляемых высшему руководству для анализа системы управления охраной труда

Доля работников, привлеченных к ответственности за нарушения требований охраны труда от общего числа работников (отдельно руководители и социалисты и рабочие)

Средняя сумма депремирования за нарушения требований охраны труда, приходящая на одного нарушителя

Удельный объем финансирования, направленного на положительную мотивацию и премирование работников за успехи в выполнении мероприятий по охране труда и безопасности производства (в процентах от общего объема затрат работодателя на финансирование мероприятий по охране труда и безопасности производства и в расчете на одного работника и в расчете на одного поощренного работника)

Количество приостановок ведения работ в опасных условиях, в том числе у подрядчиков (с разбивкой по причинам)

Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья

Доля завершенных расследований связанных с работой несчастных случаев, болезней и инцидентов по отношении ко всем соответствующим зарегистрированным происшествиям

Доля проведенных медицинских исследований (осмотров) работников (по отношению к общей численности работников)

Количество корректирующих и предупреждающих действий, осуществляемых в результате анализа и определения причин несчастных случаев, аварий, инцидентов и профессиональных заболеваний

Количество отчетов по расследованию причин связанных с работой несчастных случаев, заболеваний и инцидентов, представленных для обсуждения и принятия во внимание на заседаниях высшего руководства организации (в том числе на заседаниях комитета (комиссии) по охране труда)

Проверка.

Количество человекодней осуществляемых периодически проверок (внутренних аудитов) системы управления охраной труда

Доля элементов и процедур системы управления, подлежащих оценке в ходе проверок (внутренних аудитов) системы управления охраной труда

Количество несоответствий и замечаний, выявленных и зарегистрированных при проверках (внутренних аудитах) системы управления охраной труда

Количество инициированных по результатам проверок (внутренних аудитов) системы управления охраной труда и осуществленных корректирующих и предупреждающих действий

Количество работников, прошедших подготовку по осуществлению проверок (проведению аудитов) и в отношении которых была подтверждена компетентность как внутренних аудиторов системы управления охраной труда

Анализ эффективности системы управления охраной труда руководством Количество элементов и процедур системы управления охраной труда, подлежащих анализу со стороны руководства

Количество пунктов и стратегических задач по охране труда, рассмотренных высшим руководством при анализа системы управления охраной труда

Количество рекомендаций по улучшению, сформулированных высшим руководством в ходе анализа системы управления охраной труда

Доля рекомендаций, сформулированных высшим руководством в ходе анализа системы управления охраной труда и нашедших отражение в планах по улучшению условий и состояния охраны труда

Действия по улучшению

Предупреждающие и корректирующие действия

Доля завершенных корректирующих и предупреждающих действий по отношению ко всем действиям, инициированных в результате мониторинга деятельности по охране труда, проверок (внутренних аудитов) и анализа руководством системы управления охраной труда, а также результатов расследований несчастных случаев, аварий и случаев профзаболеваний

Доля корректирующих и предупреждающих действий, которым предшествовал углубленный анализ причин несоответствий в системе управления охраной труда

Количество человекочасов, посвященных реализации предупреждающих и корректирующих действий в системе управления охраной труда

Доля завершенных корректирующих действий, подлежащих окончательному анализу и признанных (оцененных) как результативные

Среднее время от идентификации несоответствия в системе управления охраной труда до осуществления соответствующих корректирующих действий

Доля бюджета организации, который был потрачен на реализации и оценку корректирующих и предупреждающих действий

Непрерывное совершенствование

Количество новых целей по охране труда и задач, установленных в рамках достижения постоянного улучшения в системе управления охраной труда

Доля завершенных задач, связанных с улучшением элементов и процедур системы управления охраной труда (по отношению к плановым)

Количество элементов и процедур системы управления охраной труда, которые в течение определенного периода оценены как значительно улучшенные

Количество ключевых показателей эффективности системы управления охраной труда, представленных для сравнения (бенчмаркинга) с аналогичными ключевыми показателями эффективности других организаций

Количество изменений в Политике в области охраны труда или улучшений в системе управления охраной труда, рекомендованных в результате бенчмаркинга ключевых показателей эффективности

Доля выполнения плана финансирования научноисследовательских работ и экспертноконсультационных услуг по разработке новых технологий и оборудования, управленческих решений, направленных на повышение безопасности производства и улучшение охраны труда (в процентах от общей суммы плана финансирования научноисследовательских работ и экспертноконсультационных услуг)

Уровень регулирования

В нашей стране существуют два уровня внятного регулирования: федеральный и исполняющий его предначертания — региональный: «Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Если, в отдельных случаях, регионы, опираясь на одно (!!!) положение Статьи 216 Трудового кодекса РФ: «...Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации» передают часть своих полномочий (и соответствующее финансирование) муниципальным образованиям, то те также исполняют федеральное законодательство. В противном случае — они лишь «наблюдатели» на «нашем празднике жизни».

Нельзя руководить, не зная ситуации. Поэтому, передовые регионы, например ХантыМансийский автономный округ — Югра, разработавший «Конценпцию улучшения условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре до 2030 г.», опираясь на положение Статьи 212 Трудового кодекса РФ: «Работодатель обязан обеспечить: ...предоставление ... органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда .... информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий», осуществляют сбор необходимой для регулирования деятельности субъектов права в области охраны труда информации и анализирует ее всеми доступными средствами компьютерного анализа.

Важнейшими показателя для регионального (и федерального регулирования) являются следующие показатели (и абсолютные и относительные).

Базовые абсолютные статистические показатели

Численность населения

Численность трудоспособного (экономически активного) населения

Численность лиц, застрахованных от профессиональных рисков (самостоятельно и/или работодателями)

Численность лиц, получающих трудовую пенсию по старости

Численность лиц, получающих досрочную трудовую пенсию по старости

Численность лиц, получающих социальное обеспечение по факту страхового случая, связанного с их работой, — производственного травмирования или профессионального заболевания

Численность лиц, получающих обеспечение (социальное, страховое) по факту страхового случая, связанного с потерей кормильца из-за смертельного травмирования, острого отравления, острого радиационного поражения

Численность рабочих мест

Численность хозяйствующих субъектов права (в т.ч. с разбивкой по численности работников)

Численность страхователей — работодателей всего, в том числе индивидуальных предпринимателей

Среднесписочная численность застрахованных работников одним страхователем — работодателем

Численность травм, связанных с работой, зарегистрированных по обращениям граждан в органы здравоохранения

Численность подозрений на профессиональное заболевание, зарегистрированных по обращениям граждан в органы здравоохранения

Численность травм, признанных производственными по результатам расследования, в том числе численность смертельных травм или травм с тяжелым исходом

Численность заболеваний, признанных профессиональными по результатам расследования

Численность организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, прошедших требуемую аккредитацию (с разбивкой по направлениям и объектам оказания услуг)

Среднерыночная стоимость оказания услуг в области охраны труда (в пересчете по направлениям и объектам оказания услуг)

Относительные статистические показатели эффективности защиты от профессиональных рисков утраты трудоспособности

Удельная численность работников, погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, в расчете на 1 тыс. работников за календарный год

Удельная численность пострадавших работников в результате несчастных случаев на производстве, в расчете на одну тысячу работников за календарный год

Удельная численность выявленных сокрытий несчастных случаев на производстве (в процентах от суммы учтенных и сокрытых несчастных случаев на производстве) за календарный год

Удельная численность лиц, которым впервые в рассматриваемом году установлено профессиональное заболевание, в расчете на 10 тысяч работников

Удельная численность лиц, которым впервые в рассматриваемом году установлена инвалидность по трудовому увечью, в расчете на 10 тысяч работающих

Удельная численность лиц, которым впервые в рассматриваемом году назначено социальное обеспечение по профессиональным рискам в расчете на 10 тысяч работников

Удельная численность лиц, которым назначено социальное обеспечение по профессиональным рискам, в расчете на 10 тысяч работников (с разбивкой на общий, смертельный, несмертельный травматизм, профессиональные заболевания, впервые выявленные профессиональные заболевания)

Относительные статистические показатели состояния условий труда и степени профессиональных рисков

Удельная численность работников, занятых во вредных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (в процентах от общей численности или в расчете на одну тысячу работников)

Удельная численность работников, занятых в опасных условиях труда (в процентах от общей численности или в расчете на одну тысячу работников)

Удельная численность работников, занятых в допустимых условиях труда, отвечающих установленным санитарно-гигиеническим нормам (в процентах от общей численности или в расчете на одну тысячу работников)

Удельная численность рабочих мест, на которых проведена оценка условий труда (в том числе в форме обязательных по национальному законодательству оценок условий труда) (в процентах от общего количества рабочих мест)

Удельная численность рабочих мест, на которых по результатам оценки условий труда установлены вредные и/или опасные условия труда (в процентах от общего количества рабочих мест)

Удельная численность работников, занятых на рабочих местах, прошедших оценку условий труда (в процентах от общей численности занятых работников или в расчете на одну тысячу работников)

Удельная численность работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами (в процентах от общей численности занятых работников или в расчете на одну тысячу работников)

Удельная численность работников, работающих вахтовым методом (в процентах от общей численности занятых работников или в расчете на одну тысячу работников)

Удельная численность работодателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность работодателей, эксплуатирующих собственные транспортные средства (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность работодателей, деятельность которых относится к тому или иному классу профессионального риска (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность лиц, болеющих теми или иными профессиональными заболеваниями, в зависимости от этиологии заболевания (в процентах от общей численности заболевших или в расчете на 10 тысяч работников)

Удельная численность лиц, болеющих теми или иными профессиональными заболеваниями, в зависимости от класса профессионального риска производственной деятельности работодателя (в процентах от общей численности заболевших или в расчете на 10 тысяч работников)

Относительные статистические показатели эффективности регулирования деятельности работодателей по выполнению государственных нормативных требований охраны труда (на уровне региона, страны, отрасли, фокус-группы организаций)

Удельная численность работодателей, имеющих системы организации работ по охране труда и безопасности производства (системы управления охраной труда, интегрированные системы и т.п.) (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность работодателей, имеющих сертифицированные системы организации работ по охране труда и безопасности производства (системы управления охраной труда, интегрированные системы и т.п.) (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность работодателей, оформивших в установленном порядке декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность работодателей, имеющих штатных работников — специалистов по охране труда (в процентах от общей численности работодателей, обязанных их иметь, или в расчете на одну тысячу таких работодателей)

Удельная численность работодателей, имеющих работников — уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность работодателей, имеющих совместный комитет (комиссии) по охране труда (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность работодателей, своевременно проведших оценку условий труда (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность работодателей, своевременно организовавших прохождение периодического медицинского осмотра работниками (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность работодателей, заключивших с представителями работников коллективный договор, который прошел уведомительную регистрацию (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность работодателей — индивидуальных предпринимателей, своевременно прошедших обучение по охране труда в аккредитованных организациях (в процентах от общей численности работодателей — индивидуальных предпринимателей или в расчете на одну тысячу работодателей — индивидуальных предпринимателей)

Удельная численность специалистов по охране труда, имеющих профильное образование или прошедших профессиональную переподготовку через систему дополнительного профессионального образования по охране труда (в процентах от общей численности специалистов по охране труда)

Удельная численность страхователей, которым установлены скидки к страховому тарифу (в процентах от общей численности страхователей или в единицах на 1000 страхователей)

Удельная численность страхователей, которым установлены надбавки к страховому тарифу (в процентах от общей численности страхователей или в единицах на 1000 страхователей)

Статистические показатели регулирования деятельности работодателей по выполнению государственных нормативных требований охраны труда

Удельная численность действующих муниципальных программ по улучшению условий и охраны труда (в процентах от общей численности муниципальных образований региона)

Удельная численность территориальных (муниципальных) трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых отношений (в процентах от общей численности муниципальных образований региона)

Удельная численность муниципальных служащих — специалистов по охране труда, ведущих непосредственную работу по реализации функций по управлению охраной труда в соответствии с переданными им отдельными полномочиями по государственному управлению охраной труда (в процентах от общей численности муниципальных образований региона)

Удельная численность муниципальных мероприятий по улучшению условий и охраны труда (в процентах от общей численности муниципальных образований региона)

Удельные финансовые затраты на организационные мероприятия по управлению условиями и охраной труда за год (на одного застрахованного работника или в процентах от средней заработной платы)

Статистические показатели надзора за правоприменительной практикой работодателей по выполнению государственных нормативных требований охраны труда Удельная численность работодателей, охваченная проверками по охране труда территориальным органом государственной инспекции труда (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность работодателей, охваченная общественными проверками по охране труда по линии профсоюзов (в процентах от общей численности работодателей или в расчете на одну тысячу работодателей)

Удельная численность выявленных в ходе проведения проверок правонарушений (на одну проверку)

Удельная численность предписаний, выданных по результатам проведения проверок (в процентах от числа проверок)

Удельная численность мероприятий реагирования на выявленные нарушения (в процентах от числа проверок), в том числе: оформления трудовых договоров с работниками; прекращение использования не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников; отстранение от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда

Удельная численность принятых судами решений о назначении административных наказаний на основании протоколов, оформленных должностными лицами государственной инспекции труда (в процентах от числа направленных в суды протоколов для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях)

Удельная численность привлеченных по результатам проверок к дисциплинарной ответственности работников организаций, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства (в единицах на 1000 работников)

Удельная численность направленных материалов в органы прокуратуры и следствия в целях рассмотрения в установленном порядке вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с несчастными случаями на производстве (в процентах к числу несчастных случаев на производстве)

Удельная численность обращений граждан (в единицах на 100 тысяч работников)

Удельная численность проведенных расследований несчастных случаев (в процентах от числа несчастных случаев, признанных страховыми)

Удельная численность несчастных случаев, квалифицированных как «не связанные с производством» из общего количества расследованных несчастных случаев (в процентах)

Объем средств, направляемый на страховое обеспечение по причине утраты трудоспособности и/или утраты кормильца (в процентах от суммы собираемых взносов и в процентах от суммарной заработной платы застрахованных работников)

Удельная численность несчастных случаев и/или случаев заболевания, подозреваемого как имеющее причинную связь с условиями труда и рассматриваемого как возможное профессиональное заболевание, квалифицированных как «не страховые» из общего количества произошедших и расследованных случаев (в процентах);

Удельная численность лиц, получающих страховое обеспечение по причине утраты трудоспособности (из-за несчастного случая и/или из-за острого отравления и/или из-за хронической профессиональной болезни) (в единицах на 100 тысяч застрахованных работников)

Удельная численность несчастных случаев и/или случаев профессионального заболевания, сокрытых от своевременного расследования и учета, в определенный календарный период к общему числу таких расследованных случаев в тот же период (в процентах)

Удельная численность лиц, получающих страховое обеспечение по причине утраты кормильца (в процентах к числу лиц, получающих страховое обеспечение, или в единицах на 100 тысяч населения)

Удельная численность работодателей, имеющих сертифицированную систему организации работ по охране труда и безопасности производства (системы управления охраной труда, интегрированных систем и т.п.) к числу всех работодателей

Удельная численность работодателей, имеющих совместный комитет (комиссии) по охране труда к числу всех работодателей

Удельная численность работодателей подписавших коллективный договор и соглашения по охране труда к числу работодателей, работники которых объединены в действующую профсоюзную организацию

Федеральный уровень сбора и анализа информации о профессиональных рисках утраты трудоспособности.

Мы не будем здесь из-за ограниченного объема статьи рассматривать в деталях проблему оптимального сбора и анализа данных на федеральном уровне. Укажем лишь, что из трех источников Росстата, Роструда и ФСС РФ, более или менее точные данные мы получим только от двух последних. Но поскольку, данные ФСС РФ фактически нигде и никак не публикуются ( Сегодня, в день отправки статьи, 26 марта 2017 года на сайте ФСС РФ найти никаких статистических данных по травматизму не удалось. Отдельные данные проскакивают в публикациях и все, но они разрозненны и фрагментарны, анализ таких данных почти бессмысленен), то, будучи абсолютно несекретными, они же одновременно являются и абсолютно недоступными.

А что же нам нужно? Нам нужна реальная статистика реальных случаев по отдельным профессиям с детальным формализированным описанием причин (Слова — «по организационным причинам» не позволяют усовершенствовать свою систему управления, ибо они чрезвычайно размыты) для принятия нами на аналогичных рабочих местах в нашей организации предупредительных мер.

Это совпадает с призывами МОТ к национальным регуляторам установить общие принципы и однородные процедуры по:

a) записям, уведомлениям и расследованиям несчастных случаев на производстве и профессиональным болезней (это есть в РФ);

б) записям, уведомлениям и расследованиям несчастных случаев на пути с работы и на работу, опасные случаи и инциденты (нет пока в РФ, но разговоры ведутся);

в) компиляциям, анализу и публикации статистики по всем таким несчастным случаям, болезням и случаям (практически нет пока и нет никаких разговоров).

Заключение

Проблема оптимизации сбора и анализа данных об охране труда, поставленная Международной организацией труда в качестве темы Всемирного дня охраны труда 2017 года может быть решена только путем решения этого вопроса Регулятором правоотношений по труду. Проблема назрела и ее надо решать! Иначе никакого прогресса в улучшении условий труда еще долго будет желаемым, но не достижимым идеалом.