Сведение счетов. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Нижегородской области. С. Н. Яшин, А. М. Авдеева (№1, 2015)

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №1,2015

 

С. Н. Яшин, доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления

Национальный исследовательский университет

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

E-mail: jashinsn@yandex.ru

 

 

А.М. Авдеева, начальник отдела страхования профессиональных рисков Государственного учреждения — Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

E-mail: tapesta@mail.ru

 

Financial provision of preventive measures to reduce workplace injuries and occupational diseases in the Nizhny Novgorod region

 

S. N. Yashin,

Ph.D (economic Sciences), Professor, head of Department of management and public administration in the National research University "Nizhny Novgorod state University N.I.Lobachevskiy"

 

A.M. Avdeeva,

Head of Occupational Hazards insurance department of the State institution - Regional branch of the Social Insurance Fund of the Russian Federation in Nizhny Novgorod

 

Снижая экономическую нагрузку на работодателей и обеспечивая безопасные условия труда наемным работникам действующее законодательство дает право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (страхователям), нанимающим лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возмещать часть затрат на проведение мероприятий по охране труда, в том числе на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.

В 2014 году предоставление разрешений на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 года N322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 года №294 и «Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 года №580н

В 2014 году было предусмотрено финансирование расходов по 10 направлениям:

- санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее- СКЛ);

- приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам (далее- приобретение СИЗ);

- проведение специальной оценки условий труда (далее- СОУТ);

- реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и   (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием (далее – ЛПП), для которых указанное питание предусмотрено нормативными документами;

- обучение отдельных категорий работников по охране труда (далее- обучение ОТ);

- проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее- ПМО);

- приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные (предрейсовые) медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

- приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые автомобильные перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов)

- приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.

В 2014 году за финансовым обеспечением обратились 1392 страхователя Нижегородской области. По итогам рассмотрения документов отказано в финансовом обеспечении по причине недостоверности предоставленных документов либо наличия просроченной задолженности 18 страхователям. Разрешение на проведение мероприятий по охране труда с последующим возмещением понесенных расходов за счет средств Фонда получили 1374 страхователя.

Главным условием участия в данной программе является отсутствие задолженности по уплате страховых взносов.

Достижение реальных результатов по снижению производственного травматизма, уменьшению количества дней временной нетрудоспособности напрямую зависит от улучшения условий труда, грамотно проведенной СОУТ, приобретения средств индивидуальной защиты для того, чтобы исключить воздействие негативных факторов, влияющих на здоровье, и, если не удалось достичь положительного результата, направления работников на санаторно-курортное лечение.

В 2014 году наиболее востребованным оказалось  такое направление, как финансирование приобретения работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных средств индивидуальной защиты. Остается крайне низкой востребованность в мероприятиях по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, в то время как это наиболее действенный способ снижения вероятности наступления профессиональных заболеваний органов дыхания. Не востребованным осталось направление – обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием.

В выборе страхователями тех или иных мероприятий для финансирования за счет средств страховщика прослеживается отраслевая и территориальная специфика. Проведенный анализ участия в финансировании организаций малого предпринимательства, медицинских и образовательных организаций выявил следующее.

 

В связи с появившейся в 2014 году для организаций с численностью до 100 человек возможностью получать ассигнования из расчета трех лет, за финансированием массово начали обращаться учреждения образования, имеющие небольшую численность работников, например детские сады. Каждый четвертый из обратившихся за финансированием в 2014 году был учреждением образования. Таким образом, право проводить мероприятия по охране труда с последующим возмещением понесенных расходов за счет средств Фонда социального страхования РФ (далее – Фонд) получили 350 образовательных учреждений, что в 1,6 раза больше, чем в предшествующие годы; 136 организаций обратились за финансированием впервые. Сумма ассигнований, выделенных образовательным учреждениям в 2014 году, составила 3 221,9 тыс.руб. Средняя сумма финансового обеспечения для учреждений высшего профессионального образования составила 192,7 тыс.руб., для прочих образовательных учреждений – 5,5 тыс.руб. Средняя сумма финансового обеспечения для образовательных учреждений, обратившихся за финансированием впервые, составила 6,2 тыс.руб., в то время как для страхователей, обратившихся повторно (без учета ВУЗов) – 4,9 тыс.руб. Возможность использовать суммы финансирования из расчета трех лет делает данную программу привлекательной для образовательных учреждений с небольшой численностью работников, таких как детские сады.

Однако, в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зарегистрировано 3169 образовательных учреждений Нижегородской области. Таким образом, в финансировании предупредительных мер приняли участие только 11% учреждений образования. Участие в программе финансового обеспечения предупредительных мер бюджетных учреждений, для которых средства страховщика являются существенным источником финансового обеспечения мероприятий по охране труда, является недостаточным. При обращении всех образовательных учреждений Нижегородской области сумма их финансирования на проведение мероприятий по охране труда за счет средств Фонда могла бы составить 18,6 млн.руб., т.е. в 6 раз больше, чем в настоящее время.

Востребованными среди данной группы страхователей остаются проведение специальной оценки условий труда, приобретение средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), обучение работников по охране труда, прохождение обязательных периодических медицинских осмотров.

Другой особенностью для данной группы страхователей является выраженная территориальная дифференциация участия образовательных учреждений в финансировании. Например, в трех муниципальных образованиях участие в данном мероприятии приняли более половины образовательных учреждений: в Ардатовским районе - 83,8%, в Чкаловском районе – 60,7%, в г.Сарове – 67,6%. С другой стороны в 25 районах области ни одно учреждение образование не обратилось за финансовым обеспечением. В г.Нижнем Новгороде наибольшую активность проявили образовательные учреждения Сормовского района – получили разрешение на финансовое обеспечение предупредительных мер 15 организаций или 15,2% от общего количества учреждений образования района. Также наблюдается территориальная дифференциация в выборе финансируемого мероприятия: например, в городских округах г.Дзержинск и г.Саров большинство образовательных учреждений обращались за финансированием проведения специальной оценки условий труда, в Чкаловском районе – за финансированием приобретения СИЗ.

Возможность расчета суммы финансового обеспечения из страховых взносов за три года значительно повысила заинтересованность в проводимом мероприятии субъектов малого бизнеса. Из числа страхователей, обратившихся за финансированием, 20,9% составили организации малого предпринимательства. Таким образом, право проводить мероприятия по охране труда с последующим возмещением понесенных расходов за счет средств Фонда получили 287 субъектов малого бизнеса, что более чем в 2 раза больше, чем в предшествующие годы; 153 организации обратились за финансированием впервые. Сумма ассигнований, выделенных страхователям этой группы в 2014 году, составила 9 494,6 тыс.руб. Средняя сумма финансового обеспечения одной организации – 33,1 тыс.руб. В 2014 году в участии в финансировании стали заинтересованы небольшие организации, у которых годовые страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не превышали 50 тыс.руб., тогда как в предшествующие годы за финансированием обращались преимущественно страхователи, годовые страховые взносы которых составляли 160 тыс.руб. и более.

По данным Регионального отделения в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зарегистрировано 45216 организаций малого предпринимательства, обладающих правом на финансовое обеспечение мероприятий по охране труда. Таким образом, в финансировании предупредительных мер приняли участие только 0,6% субъектов малого бизнеса. Участие в программе финансового обеспечения предупредительных мер страхователей данной категории, для которых средства страховщика являются существенным источником финансового обеспечения мероприятий по охране труда, является недостаточной, а сумма полученного ими финансирования - крайне низкой. В бюджете Регионального отделения на 2014 год для финансового обеспечения мероприятий по охране труда впервые обратившихся субъектов малого предпринимательства и иных страхователей с численностью работников до 100 человек было заложено около 20 млн.руб., из которых между страхователями данной категории было распределено только 6 126,7 тыс.руб., т.е. 30,6% от возможного, а остальные средства страховщик вынужден был перераспределить между крупными страхователями. Таким образом, из-за своей низкой активности малые предприниматели Нижегородской области недополучили более 13 млн.руб. на проведение мероприятий по охране труда.

Наиболее востребованными среди данной группы страхователей остаются проведение специальной оценки условий труда и приобретение средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), т.е. относительно недорогие мероприятия.

Другой особенностью для данной группы страхователей является выраженная территориальная дифференциация участия субъектов малого предпринимательства в финансировании. Наиболее активное участие в данном мероприятии приняли организации Павловского района (обратились 26 страхователей или 1,8% из числа зарегистрированных) и городского округа г.Бор (обратились 22 страхователя или 1,7% из числа зарегистрированных). В 21 районе области ни одна организация малого бизнеса не обратилась за финансовым обеспечением. В г.Нижнем Новгороде наибольшую активность проявили фирмы Канавинского района – получили разрешение на финансовое обеспечение предупредительных мер 22 организации или 0,6% от общего количества субъектов малого бизнеса района.

По данным Регионального отделения за 9 месяцев 2014 года в организациях малого предпринимательства произошел 151 несчастный случай на производстве, в результате которых пострадали в 125 организациях – по одному работнику, в 8 организациях – по два работника, в двух организациях – по три работника и в одной организации – 4 работника. От полученных травм погибли 13 человек. Основной причиной смертельного травматизма является неудовлетворительная организация производства: нарушение требований безопасности и охраны труда, неприменение СИЗ, необученность по охране труда, непроведение обязательных медицинских осмотров. Вышеизложенное показывает, что малые предприниматели уделяют недостаточно внимания решению вопросов охраны труда своих работников. Использование средств Фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер по охране труда может значительно снизить уровень производственного травматизма.

Организации здравоохранения Нижегородской области традиционно активно участвуют в финансовом обеспечении предупредительных мер. В общем количестве страхователей, получивших финансирование, медицинские организации составили 7,4%.

По данным Регионального отделения в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зарегистрировано 1002 медицинские организации. Таким образом, в финансировании предупредительных мер приняли участие 10,2% организаций здравоохранения. Участие в программе финансового обеспечения предупредительных мер указанных страхователей, для которых средства страховщика являются существенным источником финансового обеспечения мероприятий по охране труда, является недостаточным. При обращении всех медицинских организаций Нижегородской области сумма их финансирования на проведение мероприятий по охране труда за счет средств Фонда могла бы составить 10,3 млн.руб., т.е. в 2,3 раз больше, чем в настоящее время. Для учреждений, подведомственных Министерству социальной политики Нижегородской области, максимальная сумма финансирования могла бы составить 5,1 млн.руб., что в 1,5 раза больше, чем в настоящее время.

Востребованными среди данной группы страхователей остаются проведение специальной оценки условий труда, приобретение средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), обучение работников по охране труда, прохождение обязательных периодических медицинских осмотров.

Особенностью для данной группы страхователей является то, что из года в год в финансировании участвуют одни и те же страхователи. В соответствии с п.2 Правил если страхователь с численностью работающих до 100 человек не получал ранее финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых им на указанное мероприятие, может рассчитываться исходя из взносов трех лет, предшествующих текущему финансовому году. Страхователи, обращающиеся за финансированием впервые, имеют возможность вернуть до 2/3 перечисленных за год взносов, т.е. сумму, существенную для организации. Несмотря на это вовлечение в программу ранее не участвовавших страхователей крайне низкое. Всего три подведомственных Министерству учреждения впервые обратились в 2014 году. Из 47 центральных районных больниц 21 (44,7% от общего числа страхователей данной категории) за финансовым обеспечением не обращались. Из 8 санаторно-курортных учреждений за финансированием не обратились 5 (62,5%). Из 5 домов ребенка не обратились три (60%). Из 96 городских и областных больниц, иных учреждений здравоохранения не приняли участие в данной программе 45 (46,9%). Все это свидетельствует о необходимости расширения круга учреждений здравоохранения, вовлеченных в проведение мероприятий по охране труда с использованием средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Также наблюдается выраженная территориальная дифференциация участия медицинских организаций в финансировании, в том числе и учреждений, подведомственных Министерству. В г.Нижнем Новгороде наибольшую активность проявили медицинские организации Нижегородского и Автозаводского районов - получили разрешение на финансовое обеспечение предупредительных мер соответственно 14 и 12 организаций. Все подведомственные Министерству больницы Автозаводского района участвовали в программе. Доля медицинских организаций, участвующих в финансировании, высока в Ленинском (14,3%), Приокском (28%) и Советском (11,5%) районах г.Нижнего Новгорода. Низкую активность проявили медицинские организации городских округов г.Бор (доля обратившихся - 1,4%) и г.Дзержинск (доля обратившихся – 3,4%).

В соответствии с пп.6 п.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховщик имеет право давать рекомендации по предупреждению наступления страховых случаев. В целях предупреждения производственного травматизма, снижения профессионального риска и улучшения условий и охраны труда в организациях малого предпринимательства, образовательных и медицинских организациях Нижегородской области необходимо не только Фонду социального страхования РФ но и соответствующим министерствам проводить среди подведомственных и курируемых организаций активную разъяснительную работу, направленную на повышение вовлеченности страхователей в программу по финансовому обеспечению предупредительных мер, обеспечить участие указанных мероприятий в программе не реже, чем один раз в три года.

 

Литература:

  1. Яшин С.Н., Крюкова Т.М., Мурашова Н.А. Основы страховой деятельности: учебное пособие. Н.Новгород, изд.  НГТУ, 2012.
  2. Пузов Е.Н., Яшин С.Н. Подходы к оценке и анализу эффективности бизнеса в рамках процессно ориентированного управления // Экономический анализ: теория и практика. - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2007, № 16, с.8-16.
  3. Яшин С.Н., Яшина Н.И. Совершенствование теоретических и практических основ определения экономического состояния промышленных предприятий в целях управления их экономическим развитием. // Финансы и кредит. - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2003, №- 12 (126), с.43-51.
  4. Яшин С.Н., Яшина Н.И. Управление бюджетами территорий в современных условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерации. // Финансы и кредит. - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2004, № 15 (153), с.47-56.
Угол обзора. Ценные предложения для специалиста в области безопасности и охраны труда (на основе обзора зарубежной литературы). Н. Н. Новиков (№1, 2015) Настоящий обзор литературы был проведен в рамках Международной Сети Практикующих Организаций в области Безопасности и Охраны труда (INSHPO) с целью пересмотра доказательной базы в поддержку ценностного предложения для специалиста в области безопасности и охраны труда. Таким образом, настоящий отчёт вносит небольшой вклад в ряд мероприятий, осуществляемых в настоящее время Международной Сетью Практикующих Организаций в области Безопасности и Охраны труда, направленных на укрепление международного авторитета и признания в качестве профессии профессию в области безопасности и охраны труда. Настоящий литературный обзор предпринимает попытку получит ответы на три вопроса: 1) что является доказательной базой того, что специалист в области безопасности и охраны труда улучшает сферу с безопасностью и охраной труда и повышает эффективность организации? 2) какие знания, навыки и способности специалиста в области безопасности и охраны труда могут быть связаны с эффективностью осуществления работы специалиста в области безопасности и охраны труда? 3) действительно ли влияние специалиста в области безопасности и охраны труда варьируется в зависимости от отрасли и размера организации? Из 58 статей, полученных в ходе поиска литературы, только два исследования могут классифицироваться как предоставление убедительных доказательств в поддержку ценностного предложения специалиста в области безопасности и охраны труда. Две темы, которые появились в литературе и которые требуют дальнейшего исследования, имеют важное значение для содержания отчёта и определения личностных качеств специалиста в области безопасности и охраны труда. Этот вывод предполагает, что знания без силы и способности влияния на высокопоставленных лиц, принимающих решения, могут оказать негативное воздействие на сферу безопасности и охраны труда и способности специалиста, не добавляя ценности.